Поворотное сиденье для транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в легковых автомобилях для облегчения посадки и высадки инвалидов или тучных людей. Поворотное сиденье для транспортного средства содержит основание, установленное на направляющих с возможностью продольного перемещения, поворотную платформу, на которой закреплена подушка сиденья, механизм поворота поворотной платформы и механизм фиксации перемещения основания, состоящий из подпружиненного рычага, установленного на основании, и пластины, закрепленной на конце подпружиненного рычага, установленного на основании, и пластины, закрепленной на конце подпружиненного рычага с возможностью фиксации одного из ее краев в пазах, которые выполнены в одной из направляющих, при этом на боковой стороне поворотной платформы выполнен вырез, обеспечивающий зацепление поворотной платформы с другим краем пластины. Механизм поворота поворотной платформы выполнен в виде оси, один конец которой закреплен на основании, а другой пропущен через отверстие в поворотной платформе, при этом ось смещена относительно центра основания к спинке поворотного сиденья или к спинке и одной из боковых сторон поворотного сиденья. Поворотное сиденье может быть дополнительно снабжено механизмом фиксации продольного перемещения основания, установленным с другой боковой стороны основания. Изобретение позволяет упростить и повысить надежность устройства за счет конструктивного совмещения механизмов фиксации продольного перемещения и вращения сиденья и упрощения конструкции механизма вращения. 5 з.п.ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сиденьям транспортных средств, и может использоваться в легковых автомобилях для облегчения посадки и высадки инвалидов или тучных людей.

Известна конструкция поворотного сиденья для транспортного средства, состоящего из основания, размещаемого на кузове автомобиля, и поворотного основания с закрепленным на нем сиденьем, при этом поворотное основание установлено с возможностью вращения вокруг оси, закрепленной в основании и расположенной со смещением от центра поворотного основания, а также средства для фиксации положений поворотного основания (заявка Франции 2633882, кл. В 60 N 2/14, опублик. 08.07.88 г.) Данное устройство имеет сложную конструкцию.

Известна также конструкция сиденья, в котором предусмотрена возможность изменения угла его поворота, содержащего неподвижное основание, закрепленное на полу салона транспортного средства, подвижное основание, на котором установлено сиденье, и блокирующий механизм. Подвижное основание состоит из двух консолей, в которых выполнены направляющие пазы с направляющими цапфами (заявка Германии 3920454, кл. В 60 N 2/02, опублик. 1991г.).

Наличие пазов и цапф позволяет осуществлять боковое перемещение сиденья и его вращение, но не позволяет подстраиваться к габаритам водителя.

Известна также конструкция поворотного сиденья для транспортного средства (авт. св. SU 1652125, кл. В 60 N 2/02, 1989 г.), содержащего подвижную часть с жестко закрепленным на ней каркасом сиденья, неподвижную часть, жестко смонтированную на основании, размещенном на механизме продольного перемещения, а также механизм для блокировки сиденья. Поворот сиденья осуществляется за счет выполнения подвижной и неподвижной частей в виде круговых секторов, между которыми размещены тела качения, разделенные ограничителями.

Устройство позволяет осуществлять вращение сиденья и его продольное перемещение. Однако данная конструкция является технологически сложной, требующей использования дорогостоящих подшипников, а для фиксации положений сиденья требуются отдельные механизмы.

Техническим результатом данного изобретения является упрощение и повышение надежности устройства за счет конструктивного совмещения механизмов фиксации продольного перемещения и вращения сиденья, а также упрощения конструкции механизма вращения.

Поставленная задача решается тем, что в поворотном сиденье для транспортного средства, содержащем основание, установленное на направляющих с возможностью продольного перемещения, поворотную платформу, на которой закреплена подушка сиденья, механизм поворота поворотной платформы, а также механизм фиксации перемещения основания, состоящий из подпружиненного рычага, установленного на основании, и пластины, которая закреплена на конце подпружиненного рычага с возможностью фиксации одного из ее краев в пазах, выполненных на одной из направляющих, согласно изобретению на боковой стороне поворотной платформы выполнен вырез, обеспечивающий зацепление поворотной платформы с другим краем пластины.

При этом поворотный механизм может быть выполнен в виде оси, один конец которой установлен в основании, а другой пропущен через отверстие в поворотной платформе, причем положение оси может быть смещено относительно центра основания к спинке поворотного сиденья или к спинке и одной из боковых сторон поворотного сиденья.

Кроме того, между поворотной платформой и основанием размещена проставка.

Поворотное сиденье может быть также дополнительно снабжено механизмом фиксации продольного перемещения основания, установленным с другой боковой стороны основания.

Наличие выреза на боковой стороне поворотной платформы, который входит в зацепление с одним из краев пластины, другой край которой входит в зацепление с пазами, выполненными в направляющей, позволяет осуществлять фиксацию поворота основания, используя механизм фиксации перемещения основания в продольном направлении.

Конструкция поворотного сиденья для транспортного средства поясняется чертежами.

На фиг. 1 приведена конструкция поворотного сиденья; на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 - вид по стрелке Б на фиг.1; на фиг.4 - угловые положения поворотной платформы; на фиг.5 - конструкция поворотного сиденья с дополнительным механизмом фиксации продольного перемещения основания.

Поворотное сиденье для транспортного средства содержит основание 1, установленное с возможностью продольного перемещения по направляющим 2 и 3, например, в виде салазок, закрепленных на полу автомобиля, поворотную платформу 4, на которой размещена подушка 5 сиденья, поворотный механизм, обеспечивающий возможность поворота поворотной платформы относительно основания и выполненный, например, в виде оси 6, один конец которой установлен в основании 1, а другой - пропущен через отверстие в поворотной платформе 4 и снабжен удерживающей шляпкой 16, причем ось 6 может быть смещена относительно центра основания 1 к спинке поворотного сиденья или (как показано на чертежах) - к спинке и к тому или иному боку поворотного сиденья, в зависимости от назначения поворотного сиденья - для водителя или пассажира. Механизм фиксации перемещения основания 1 состоит из подпружиненного рычага 7, который установлен на основании 1, и пластины 8, закрепленной на конце рычага 7 таким образом, что один из краев пластины 8 может фиксироваться в пазах 9, выполненных в направляющей 2; на одной из боковых сторон поворотной платформы 4 выполнен вырез 10, внутренние края 11 которого входят в зацепление с противоположным краем пластины 8; между поворотной платформой 4 и основанием 1 размещена проставка 12, не перекрывающая вырез 10. Поворотное сиденье может быть дополнительно снабжено механизмом фиксации продольного перемещения основания, установленным с другой боковой стороны основания 1 и состоящим, например, из подпружиненного рычага 13, установленного на основании 1, и пластины 14, закрепленной на конце рычага 13, при этом один край пластины может фиксироваться в пазах 15, выполненных в направляющей 3, как показано на фиг.5.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

В обычном положении механизмы фиксации продольного перемещения основания 1 и вращения поворотной платформы 4 находятся в заблокированном состоянии: поворотная платформа 4 с установленной на ней подушкой 5 неподвижна относительно транспортного средства. Для изменения продольного положения сиденья необходимо разблокировать механизм фиксации перемещения основания 1 путем поворота рычага 7, что приведет к выходу из зацепления края пластины 8 с пазами 9. Приложив усилие, например оттолкнувшись от руля или подтянувшись к нему руками, можно осуществить продольное перемещение сиденья по направляющим 2 и 3. После завершения регулировки продольного положения сиденья необходимо зафиксировать его новое положение.

Для осуществления поворота подвижной платформы 4, например, с целью выхода из автомобиля необходимо разблокировать механизм, фиксирующий угловое положение поворотной платформы 4. Для этого с помощью рычага 7 выводят из зацепления другой край пластины 8 и вырез 10 в поворотной платформе 4, что дает возможность повернуть сиденье, приложив для этого небольшое усилие, например оттолкнувшись руками от руля в сторону. Фиксация углового положения поворотной платформы в промежуточных положениях и положении для выхода необязательна. После возврата в исходное положение сиденье фиксируется путем введения в зацепление выреза 10 и другого края пластины 8 с помощью рукоятки 7. Размещение оси 6 не по центру поворотной платформы 4, а со смещением к спинке поворотного сиденья или назад и вбок от центра поворотной платформы 4 позволяет сделать выход водителя или пассажира из автомобиля более удобным, т. к. при повороте сиденье выдвигается за пределы корпуса автомобиля на различные расстояния в зависимости от положения оси относительно центра поворотной платформы.

С целью обеспечения более надежного зацепления пластины 8 с вырезом 10 в поворотной платформе 4 один или оба края 11 выреза 10 могут быть выполнены отогнутыми вниз. Форма выреза 10 определяется технологическими возможностями используемой оснастки и может быть, например, Т-образной (как показано на чертежах), Г-образной, прямолинейной и др.

Для разнесения основания 1 и поворотной платформы 4 на расстояние, необходимое для размещения между ними подпружиненного рычага 7 с пластиной 8, а также подпружиненного рычага 13 с пластиной 14, целесообразно использовать проставку 12, не перекрывающую вырез 10 и выполненную из прочного материала. Размеры и конфигурация проставки 12 выбираются такими, чтобы они не перекрывали вырез 10 в поворотной платформе и тем самым обеспечивали возможность взаимодействия края пластины 8 с вырезом 10.

С целью повышения надежности конструкции иногда целесообразно разделить функции механизмов фиксации. Для этого с другой стороны сиденья дополнительно устанавливается механизм фиксации продольного перемещения основания, а механизм фиксации перемещения основания используют только для разблокировки и блокировки поворотного основания.

Для изменения продольного положения сиденья осуществляют разблокировку механизма фиксации продольного перемещения основания 1 с помощью рычага 13, при этом край пластины 14 выходит из зацепления с пазами 15. После регулировки продольного положения сиденья его новое положение фиксируется с помощью механизма фиксации продольного перемещения основания. Разблокировка поворотной платформы 4 с целью ее поворота осуществляется с помощью рычага 7 механизма фиксации перемещения основания. Установка того или другого механизма фиксации с той или другой стороны поворотного сиденья может быть осуществлена в зависимости от желания владельца автомобиля.

Таким образом, с помощью несложной технологической доработки уже имеющегося в автомобиле механизма, осуществляющего фиксацию продольного перемещения сиденья, обеспечивается возможность фиксации и углового положения сиденья.

Все детали устройства изготавливаются с помощью известных технологических приемов и оснастки из известных материалов.

Данная конструкция позволяет путем нетрудоемких доработок, даже в условиях ремонтных мастерских, имеющегося в некоторых марках автомобилей механизма фиксации продольного перемещения сиденья обеспечить возможность его углового поворота и фиксацию и тем самым сделать более удобным выход из транспортного средства, что особенно актуально для инвалидов, больных или тучных людей, причем как для водителей, так и для пассажиров.

Формула изобретения

1. Поворотное сиденье для транспортного средства, содержащее основание, установленное на направляющих с возможностью продольного перемещения, поворотную платформу, на которой закреплена подушка сиденья, механизм поворота поворотной платформы, а также механизм фиксации перемещения основания, состоящий из подпружиненного рычага, установленного на основании, и пластины, закрепленной на конце подпружиненного рычага с возможностью фиксации одного из ее краев в пазах, которые выполнены в одной из направляющих, отличающееся тем, что на боковой стороне поворотной платформы выполнен вырез, обеспечивающий зацепление поворотной платформы с другим краем пластины.

2. Поворотное сиденье для транспортного средства по п. 1, отличающееся тем, что поворотный механизм выполнен в виде оси, один конец которой установлен в основании, а другой пропущен через отверстие в поворотной платформе.

3. Поворотное сиденье для транспортного средства по п. 2, отличающееся тем, что ось смещена относительно центра основания к спинке поворотного сиденья.

4. Поворотное сиденье для транспортного средства по п. 2, отличающееся тем, что ось смещена относительно центра основания к спинке и одной из боковых сторон поворотного сиденья.

5. Поворотное сиденье для транспортного средства по п. 1, или 2, или 3, отличающееся тем, что между поворотной платформой и основанием размещена проставка.

6. Поворотное сиденье для транспортного средства по п. 1, или 2, или 3, или 4, или 5, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено механизмом фиксации продольного перемещения основания, установленным с другой боковой стороны основания.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к организации поста управления самоходных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сиденьям транспортных средств

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использовано преимущественно в кабинах грузоподъемных кранов

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к автомобильному сиденью

Изобретение относится к подушке для сиденья стула, способу ее использования и к стулу, снабженному такой подушкой

Изобретение относится к виброзащитной технике в области защиты человека-оператора от действия пространственной вибрации и предназначено преимущественно для транспортных средств

Изобретение относится к оборудованию кабин летательных аппаратов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам продольного перемещения сиденья транспортного средства

Изобретение относится к технике защиты от действия вибрации человека-оператора, работающего сидя

Изобретение относится к технике защиты от действия вибрации человека-оператора, работающего сидя

Изобретение относится к технике защиты человека-оператора от действия вибрации и может быть использовано на самоходных машинах, в горной и добывающей промышленности и в машиностроении на виброактивном оборудовании

Изобретение относится к сиденьям транспортных средств, в частности к их подвескам

Изобретение относится к регулировочным устройствам сидений транспортных средств

Изобретение относится к оборудованию рабочих мест членов экипажа или пассажиров самолета и может быть использовано как в авиации, так и в автомобилестроении, судостроении, вагоностроении и т.д

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к устройству регулирования по высоте подголовника сиденья транспортного средства

Изобретение относится к механизмам шарнирного соединения кресел транспортных средств

Изобретение относится к способу безопасности удержания пассажиров или водителей аварийного транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к транспортным средствам высокой проходимости, и касается защиты экипажа транспортного средства от ударных нагрузок, в том числе от воздействия взрывчатых веществ, и может быть применено как в гражданском, так и в военном автомобилестроении

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в легковых автомобилях для облегчения посадки и высадки инвалидов или тучных людей

Наверх