Уплотнительная смазка для запорной арматуры трубопроводов

 

Использование: для запорной арматуры трубопроводов при транспортировании нефтяного и иного вида сырья. Сущность: смазка содержит, мас.%: смазка Циатим-201 9-16, мел строительный 3-7, стеарин 8-12,5, аэросил 4-20, канифоль 0,5-1,5, каучук 0,5-1,5, пластичная основа - остальное. В качестве пластичной основы смазка содержит минеральное масло с вязкостью при 40oС 8-40 мм2/с или полиметилсилоксановую жидкость с вязкостью при 100oС 20-350 мм2/с. Технический результат - смазка обеспечивает работу узлов арматуры трубопроводов в широком диапазоне температур и давлений при использовании доступного, менее токсичного сырья.

Изобретение относится к уплотнительным смазкам для запорной трубопроводной арматуры, которые применяют для ликвидации утечек транспортируемого сырья через неплотности системы трубопроводов.

Своевременное техническое обслуживание трубопроводной арматуры является залогом ее долговечности и безопасности в работе. Наличие уплотнительной смазки, имеющей высокие эксплуатационные характеристики, в соответствующих узлах арматуры и в подводящих каналах предупреждает утечку транспортируемого продукта, что позволяет значительно продлить срок службы арматуры, а также сократить или исключить потери транспортируемого продукта, повысить безопасность эксплуатации и обеспечить экологическую чистоту объектов.

Известны герметизирующие композиции для арматуры трубопроводов, содержащие основу, наполнители (ЕР 0090384,1993, US 4776888, 1988).

В состав таких композиций входят полимерные компоненты, затрудняющие разборку аппаратуры.

Известны смазки для резьбовых соединений нефтяного оборудования с целью герметизации последних, содержащие нефтяные масла, порошки металлов, аэросил, загустители (SU 1595887, 1990, SU 1546470, 1990).

Указанные смазки недостаточно эффективны при эксплуатации в широких интервалах температур и давлений.

Более близкой к изобретению является уплотнительная смазка для запорной арматуры трубопроводов, содержащая пластичную основу, добавку на основе стеарата лития, наполнитель - тальк, политетрафторэтилен, -нафтиламин (RU 2101332, 1998). В качестве пластичной основы используют нефтяное приборное масло или полиметилсилоксановую жидкость с вязкостью 100 - 1000 мм2/с.

Однако в составе смазки используют достаточно труднодоступные компоненты, что приводит к увеличению ее стоимости.

Задачей изобретения является разработка смазки, обеспечивающей работу узлов арматуры трубопроводов, в том числе газопроводов, в широком диапазоне температур и давлений, на основе доступного, менее токсичного сырья при одновременном снижении стоимости.

Поставленная задача достигается созданием уплотнительной смазки для запорной арматуры трубопроводов, содержащей пластичную основу, добавку на основе стеарата лития, стеарин, наполнитель, канифоль и каучук. При этом в качестве пластичной основы смазка содержит индустриальное минеральное масло с вязкостью при 40oС 8-40 мм2/с или полиметилсилоксановую жидкость с вязкостью при 100oС 20-350 мм2/с, в качестве добавки на основе стеарата лития - смазку Циатим-201 (смазка на основе загущенного стеаратом лития маловязкого нефтяного масла), в качестве наполнителя - мел строительный, аэросил. Уплотнительная смазка имеет следующий состав, мас.%: Смазка Циатим-201 - 9 - 16 Мел строительный - 3 - 7 Стеарин - 8 - 12,5 Аэросил - 4 - 20 Канифоль - 0,5 - 1,5 Каучук - 0,5 - 1,5 Пластичная основа - Остальное В качестве индустриального минерального масла с вязкостью при 40oС 8-40 мм2/с могут быть использованы такие масла, как индустриальные масла И-8А, И-12А, И-20А (ГОСТ 20799-88) или их смесь, или другие масла, или их смеси.

Описываемая уплотнительная смазка характеризуется следующими показателями: Температура каплепадения, oС (ГОСТ 6793-74) - 230 - 260
Пенетрация при 25oС (ГОСТ 5346-78) - 70 - 200
Содержание воды, мас.% (ГОСТ 2447-63) - следы
Коррозия на латуни - выдерживает
Изобретение иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1.

В качестве пластичной основы используют индустриальные масла И-8А. В масло добавляют смазку Циатим-201 (ГОСТ 6267-74), стеарин, мел строительный, аэросил (ТУ 39-08-125-70), канифоль, каучук. Компоненты перемешивают при температуре 70oС в течении 1,5 часов. Готовая смазка имеет следующий состав, мас.%:
Смазка Циатим-201 - 9
Мел строительный - 6
Стеарин - 12,5
Аэросил - 20
Канифоль - 1,5
Каучук - 0,5
Пластичная основа - Остальное
Смазку подвергают испытанию по оценке утечки транспортируемого продукта через уплотнения запорного крана с шаровым затвором. Утечки газа через седла запорных кранов при давлении 1,0-6,0 МПа не наблюдается.

Пример 2.

Смазку готовят аналогично примеру 1. При этом в качестве пластичной основы используют смесь индустриальных масел И-12А и И-20А. Уплотнительная смазка имеет следующий состав, мас.%:
Смазка Циатим-201 - 16
Мел строительный - 7
Стеарин - 8
Аэросил - 4
Канифоль - 1,5
Каучук - 0,5
Пластичная основа - Остальное
Смазку подвергают испытанию по оценке утечки транспортируемого продукта через уплотнения запорного крана с шаровым затвором. Утечки газа через седла крана при давлении 1,0-6,0 МПа не наблюдается.

Пример 3.

Смазку готовят аналогично примеру 1. В качестве пластичной основы используют полиметилсилоксановую жидкость с вязкостью при 100oС равной 20 мм2/с. Уплотнительная смазка имеет следующий состав, мас.%:
Смазка Циатим-201 - 10
Мел строительный - 3
Стеарин - 10
Аэросил - 15
Канифоль - 1,0
Каучук - 1,5
Пластичная основа - Остальное
Смазку подвергают испытанию по оценке утечки транспортируемого продукта через уплотнения запорного крана с шаровым затвором. Утечки газа через седла запорного крана при давлении 1,0-6,0 МПа не наблюдается.

Пример 4.

Смазку готовят аналогично примеру 1. В качестве пластичной основы используют полиметилсилоксановую жидкость с вязкостью при 100oС равной 350 мм2/с. Уплотнительная смазка имеет следующий состав, мас.%:
Смазка Циатим-201 - 10
Мел строительный - 3
Стеарин - 10
Аэросил - 15
Канифоль - 1,0
Каучук - 1,0
Пластичная основа - Остальное
Смазку подвергают испытанию по оценке утечки транспортируемого продукта через уплотнения запорного крана с шаровым затвором. Утечки газа через седла запорного крана при давлении 1,0-6,0 МПа не наблюдается.

Описываемая уплотнительная смазка запорной арматуры трубопроводов нетоксична, взрывобезопасна, трудно горюча, не вызывает вредного воздействия на организм человека, работоспособна в широком интервале температур ( от минус 60 oС до плюс 120oС) и давлений (1-10 МПа).

Применение данной смазки повышает надежность работы трубопроводов.


Формула изобретения

Уплотнительная смазка для запорной арматуры трубопроводов, содержащая пластичную основу, добавку на основе стеарата лития, наполнитель, отличающаяся тем, что в качестве пластичной основы она содержит индустриальное минеральное масло с вязкостью при 40oС 8-40 мм2/с или полиметилсилоксановую жидкость с вязкостью при 100oС 20-350 мм2/с, в качестве добавки на основе стеарата лития - смазку Циатим-201, в качестве наполнителя - мел строительный, аэросил, дополнительно содержит стеарин, канифоль, каучук при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Смазка Циатим-201 - 9 - 16
Мел строительный - 3 - 7
Стеарин - 8 - 12,5
Аэросил - 4 - 20
Канифоль - 0,5 - 1,5
Каучук - 0,5 - 1,5
Пластичная основа - Остальное



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобильной техники

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим технологическим средам, применяемым при обработке металлов резанием на операциях точения, сверления, фрезерования и шлифования

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазки поверхностей трения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазки поверхностей трения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к смазочным материалам и технологии их изготовления и может быть использовано при производстве пластичных смазок из маслоотходов, например металлургических предприятий, применяемых для смазки узлов трения и скольжения машин и механизмов, работающих в особо тяжелых условиях

Изобретение относится к получению антифрикционных композиций для различных пар трения на основе комплексных соединений металлов и высокополимерного связующего и может быть использовано в нефтехимической, транспортной, добывающей, строительной, судо- и машиностроительной промышленности, а также в других областях производства, в которых присутствуют любые пары трения

Изобретение относится к составу смазочной композиции, используемой в качестве изоляции наполнителя для электроизоляционного материала для тяжелонагруженных узлов трения, обработки металлов давлением, в качестве рельсовой смазки

Изобретение относится к области создания жидкостей, обратимо изменяющих свои физические характеристики под действием электрического поля, и может быть использовано в машиностроении, электротехнике, приборостроении

Изобретение относится к области обработки цветных металлов и сплавов давлением, оно предназначено для использования в качестве технологической смазки при холодной штамповке пневматических пуль, где требуются высокие защитные и технологические свойства, высокая точность весовых и геометрических параметров, высокое качество штампуемой поверхности

Изобретение относится к составам технологических масел, предназначенных для смазывания форм стеклоформирующих машин в процессе производства стеклотары

Изобретение относится к смазочным матеpиалам, в частности к полужидким смазкам, предназначенным для смазывания узлов трения машин и механизмов, работающих в условиях высоких нагрузок и скоростей скольжения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к созданию магнитных масел, обладающих высокими антифрикционными и противоизносными свойствами, и используемых для смазки магнитных подшипников, магнитожидкостных торцевых уплотнений, зубчатых передач с магнитной системой подачи смазки и т.д
Наверх