Рубашка жидкостного охлаждения блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в карбюраторных и дизельных двигателях. Рубашка жидкостного охлаждения блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания содержит гильзу, подводящий и отводящий патрубки, верхнюю подводящую и нижнюю отводящую полости с размещенным между ними и гильзой цилиндра кожухом, разделяющим верхнюю и нижнюю полости от охлаждающей полости гильзы цилиндра, снабженного расположенными параллельно оси гильзы щелями, выполненными по касательной к внутренней поверхности кожуха из верхней подводящей полости в охлаждающую полость гильзы цилиндра и расположенными по касательной к внутренней поверхности кожуха из охлаждающей полости гильзы цилиндра в нижнюю отводящую полость, причем подводящий и отводящий патрубки выполнены в корпусе рубашки блока цилиндров, верхний подводящий патрубок соединен каналом с верхней подводящей полостью, нижний отводящий патрубок соединен каналом с нижней отводящей полостью, соединенной обводным патрубком с охлаждающей полостью головки блока цилиндров, при этом щели в кожухе верхнего и нижнего поясов выполнены по касательной к внутренней поверхности кожуха в одном направлении. Изобретение обеспечивает повышение надежности и долговечности двигателя путем обеспечения оптимального температурного состояния стенки гильзы цилиндра при работе двигателя на различных режимах. 3 ил.

Изобретение относится к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в карбюраторных и дизельных двигателях.

Известна рубашка жидкостного охлаждения блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания, в которой гильза цилиндра содержит теплостойкую вставку, расположенную на ее наружной поверхности в средней и нижней частях гильзы и контактирующую с охлаждающей жидкостью, в результате чего повышается надежность и долговечность путем выравнивания температурного уровня внутренней поверхности гильзы [1].

Недостатком известного технического решения является низкая эффективность, так как несмотря на некоторое повышение температурного уровня внутренней поверхности гильзы в нижней части, неравномерность распределения температур на стенках гильзы в осевом и радиальном направлениях остается весьма значительной.

Известна рубашка жидкостного охлаждения блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания, содержащая гильзу, подводящий патрубок, нижний и верхний поясы охлаждения, нижний и верхний кожухи, разделяющие полости на внешний и внутренний отсеки и имеющие ряды отверстий с увеличивающимися радиальными сечениями в направлении от входа к выходу охлаждающей жидкости, с увеличивающимися сечениями от низа к верху, за счет чего обеспечивается увеличение прокачки охлаждающей жидкости от входа к выходу и от низа гильзы к верху и происходит некоторое выравнивание температуры внутренней поверхности гильзы в радиальном и осевом направлениях, а также повышение надежности и долговечности двигателя [2].

Недостатком известного технического решения является низкая эффективность, связанная с тем, что поступающая в нижний пояс рубашки охлаждения охлаждающая жидкость из радиатора имеет наиболее низкую температуру, за счет чего эффективно охлаждается нижняя стенка гильзы цилиндра, которая имеет и без того пониженный температурный уровень.

Известна также рубашка жидкостного охлаждения блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания, содержащая гильзу, подводящие и отводящие патрубки, верхний и нижний поясы охлаждения с размещенными в них нижним и верхним кожухами, разделяющими полости на внешний и внутренний отсеки и снабженными рядами отверстий с увеличивающимися радиальными сечениями в направлении от входа к выходу, причем в верхнем кожухе ряды отверстий выполнены с увеличением радиальных сечений от низа к верху, а в верхнем поясе охлаждения выполнены отводящие каналы в головку блока цилиндров. Подводящие и отводящие патрубки выполнены в корпусе рубашки блока цилиндров, верхний и нижний подводящие патрубки соединены каналами с внешними отсеками соответственно верхней и нижней охлаждающих полостей, отводящий патрубок соединен каналом с внешним отсеком нижней охлаждающей полости, а ряды отверстий в нижнем кожухе выполнены с увеличением радиальных сечений в направлении от верха к низу [3].

Недостатком известного технического решения является недостаточная эффективность, связанная с тем, что только за счет размеров, количества и расположения отверстий в верхнем кожухе трудно получить равномерное распределение температуры стенки гильзы цилиндра.

Из известных наиболее близкой к заявляемой по технической сущности и достигаемому эффекту является рубашка жидкостного охлаждения блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания, содержащая гильзу, подводящие и отводящие патрубки, верхний и нижний пояса охлаждения с размещенным в верхнем поясе кожухом, разделяющим полости на внешний и внутренний отсеки и снабженным щелями, расположенными параллельно оси гильзы и выполненными по касательной к внутренней поверхности кожуха, а на внешней поверхности гильзы цилиндра верхнего пояса размещены выступы. Подводящие и отводящие патрубки выполнены в корпусе рубашки блока цилиндров, верхний подводящий патрубок соединен каналом с внешним отсеком верхней охлаждающей полости, отводящий патрубок соединен каналом с нижней охлаждающей полостью [4].

Недостатком известного технического решения является недостаточная эффективность, связанная с тем, что разделение на два пояса охлаждения по высоте гильзы цилиндров не создает достаточной равномерности охлаждения гильзы цилиндров в осевом направлении, а также не выравнивает условия охлаждения гильзы цилиндров в радиальном направлении в нижнем поясе.

Техническая задача изобретения - повышение надежности и долговечности двигателя путем обеспечения оптимального температурного состояния стенки гильзы цилиндра при работе двигателя на различных режимах.

Техническая задача решается за счет того, что в рубашке жидкостного охлаждения блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания, содержащей гильзу, подводящий и отводящий патрубки, верхний и нижний поясы охлаждения, кожух с рядом отверстий в верхнем поясе охлаждения, при этом подводящий и отводящий патрубки выполнены в корпусе рубашки блока цилиндров, верхний подводящий патрубок соединен каналом с верхней подводящей полостью, отводящий патрубок соединен каналом с нижней отводящей полостью, ряд отверстий в кожухе верхнего пояса выполнен в виде щелей, размещенных по касательной к внутренней поверхности кожуха, в соответствии с заявляемым изобретением в нижнем поясе охлаждения в кожухе выполнен ряд отверстий в виде щелей, размещенных по касательной к внутренней поверхности кожуха.

Техническая сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена заявляемая рубашка жидкостного охлаждения блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания, продольный разрез; на фиг.2 - сечение по А-А на фиг.1; на фиг.3 - сечение по Б-Б на фиг.1.

Заявляемая рубашка жидкостного охлаждения блока 1 цилиндров двигателя внутреннего сгорания содержит гильзу 2, подводящий 3 и отводящий 4 патрубки, верхнюю подводящую полость 5, расположенную в верхнем "а" поясе охлаждения, и нижнюю отводящую полость 6, расположенную в нижнем "б" поясе охлаждения, с размещенным между ними кожухом 7, разделяющим полости 5 и 6 от охлаждающей полости 8 гильзы цилиндра. В кожухе 7 выполнены щели 9, расположенные параллельно оси гильзы и прорезанные в направлении, касательном к внутренней поверхности кожуха 7 в поясе "а", и такие же щели 10 выполнены в поясе "б". Подводящий 3 и отводящий 4 патрубки выполнены в блоке 1, причем подводящий патрубок 3 соединен каналом 11 с верхней подводящей полостью 5, а отводящий патрубок 4 соединен каналом 12 с нижней отводящей полостью 6.

Заявляемая рубашка жидкостного охлаждения блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.

При работе двигателя охлаждающая жидкость из радиатора помпой (не показаны) через подводящий патрубок 3 рубашки подается в полость 5 через канал 11 верхнего пояса "а" и, обтекая кожух 7, через щели 9 поступает в охлаждающую полость 8 гильзы цилиндра пояса "а", совершая при этом в охлаждающей полости 8 гильзы цилиндра винтообразное, вращательно-поступательное движение сверху вниз из пояса "а" в пояс "б". В поясе "б" поток охлаждающей жидкости из полости 8 гильзы цилиндров выходит через щели 10 кожуха 7 в нижнюю отводящую полость 6 и через канал 12 в отводящий патрубок 4, из которого он направляется по обводному патрубку в головку блока цилиндров (не показан).

В связи с тем, что охлаждающая жидкость в охлаждающую полость 8 проходит через щели 9, направленные по касательной к внутренней поверхности кожуха 7 и внешней поверхности гильзы 2 в поясе "а", она приобретает интенсивное винтообразное, вращательно-поступательное, турбулентное движение вокруг продольной оси гильзы цилиндра из зоны "а" до зоны "б". В кожухе 7 щели 10 прорезаны в направлении по касательной к внутренней поверхности кожуха 7 по направлению, совпадающему с направлением вращательного движения охлаждающей жидкости, с целью уменьшения гидравлического сопротивления потоку при прохождении через щели 10.

Организованное таким образом движение охлаждающей жидкости в охлаждающей полости 8 гильзы цилиндра способствует выравниванию температуры гильзы цилиндра 2 в радиальном направлении, а поступательное движение вращающегося потока жидкости из зоны пояса "а" в зону пояса "б" способствует выравниванию температуры гильзы цилиндра 2 в осевом направлении.

Выравнивание температуры гильзы цилиндра 2 в радиальном направлении приводит к снижению овализации гильзы цилиндра при работе двигателя, что непосредственно связано с увеличением моторесурса двигателя и смягчения влияния на овализацию гильзы цилиндра расположения выхлопного клапана системы газораспределения двигателя. Помимо выравнивания температуры гильзы цилиндра наличие тангенциальных щелей 9 в кожухе 7 способствует турболизации потока охлаждающей жидкости по всей поверхности охлаждения гильзы цилиндра, что прямо связано с повышением теплоотдачи от стенки гильзы цилиндра к охлаждающей жидкости и, наоборот, от охлаждающей жидкости к стенке гильзы цилиндра в зоне пояса "б", что может иметь место на некоторых режимах работы двигателя, например при пуске и прогреве двигателя, а также при работе двигателя на пониженных температурных режимах.

Выравнивание температуры стенки гильзы цилиндра 2 в осевом направлении позволяет снизить износ цилиндропоршневой группы двигателя, уменьшить вероятность возникновения на границе между отработанными газами и стенкой гильзы цилиндра двигателя ситуаций, при которых температура стенки гильзы ниже температуры насыщенных паров отработанных газов, конденсация которых на стенке гильзы цилиндра приводит к ее коррозионному износу особенно в процессе пуска, прогрева и работы двигателя на пониженных температурных режимах.

Технические преимущества заявляемого устройства состоят в том, что охлаждающая жидкость при работе двигателя из радиатора при наиболее низкой температуре направляется сначала в зону пояса "а" и через щели в кожухе на наиболее нагретую верхнюю часть гильзы цилиндра, интенсивно охлаждая ее и одновременно нагреваясь, совершает в охлаждающей полости между поверхностью гильзы цилиндра и кожухом винтообразное, вращательно-поступательное движение до зоны полости "б", за счет чего нижняя часть гильзы цилиндра в зоне полости "б" может охлаждаться и нагреваться в зависимости от режима работы двигателя, но во всех случаях при этом происходит выравнивание температуры гильзы цилиндра в осевом и радиальном направлениях, что способствует повышению моторесурса двигателя.

Кроме того, данная конструкция рубашки жидкостного охлаждения двигателя обеспечивает ускорение прогрева всей стенки гильзы цилиндра в процессе пуска и прогрева холодного двигателя.

Техническое преимущество заявляемого устройства состоит также в том, что выравнивание температуры стенки гильзы цилиндра в осевом направлении позволяет использовать в системе смазки двигателя менее вязкое масло, что приводит к снижению механических потерь в двигателе, повышает эффективность и экономичность двигателя.

При этом улучшаются также и эксплуатационные свойства двигателя, так как снижение вязкости масла всегда связано с улучшением его низкотемпературных свойств и отвечает современным тенденциям развития двигателестроения.

Источники информации 1. Авт.св. СССР 1605007, кл. F 02 F 1/00, БИ 41, 1990.

2. Авт.св. СССР 1657706, кл. F 02 F 1/00, БИ 23, 1991.

3. З-ка РФ 93015381/06, кл. F 02 F 1/10, БИ 18, 1995.

4. Патент РФ 2147340 С1, кл. F 01 P 3/02, БИ 10, 2000 (прототип).

Формула изобретения

Рубашка жидкостного охлаждения блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания, включающая гильзу, подводящий и отводящий патрубки, верхний и нижний поясы охлаждения, кожух с рядом отверстий в верхнем поясе охлаждения, при этом подводящий и отводящий патрубки выполнены в корпусе рубашки блока цилиндров, верхний подводящий патрубок соединен каналом с верхней подводящей полостью, отводящий патрубок соединен каналом с нижней отводящей полостью, ряд отверстий в кожухе верхнего пояса выполнен в виде щелей, размещенных по касательной к внутренней поверхности кожуха, отличающаяся тем, что в нижнем поясе охлаждения в кожухе выполнен ряд отверстий в виде щелей, размещенных по касательной к внутренней поверхности кожуха.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в карбюраторных и дизельных двигателях

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к поршневым двухцилиндровым четырехтактным карбюраторным двигателям жидкостного охлаждения с оппозитным расположением цилиндров в горизонтальной плоскости, например мотоциклов "Урал", "Днепр"

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению, и позволяет выравнить температуру нагрева втулки цилиндра двигателя внутреннего сгорания по высоте, за счет этого избежать неравномерную деформацию внутренней поверхности втулки, обеспечить лучшее прилегание поршневых колец и, следовательно, снизить расход масла на угар

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность работы путем повьшения жесткости втулки и уменьшения поверхности контакта с охлаждающей жидкостью

Изобретение относится к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в карбюраторных и дизельных двигателях

Изобретение относится к области двигателестроения и касается двигателей как с внутренним смесеобразованием, так и с внешним смесеобразованием

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано для повышения срока службы втулок цилиндров дизелей различного народно-хозяйственного назначения

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к поршневым двухцилиндровым четырехтактным карбюраторным двигателям жидкостного охлаждения с оппозитным расположением цилиндров в горизонтальной плоскости, например мотоциклов "Урал", "Днепр"

Изобретение относится к двигателестроению, преимущественно к двухтактным дизельным двигателям с водяным охлаждением

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, преимущественно к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к поршневым двигателям внутреннего сгорания (ДВС) жидкостного охлаждения

Изобретение относится к двигателестроению и направлено на повышение эффективности охлаждения головки блока цилиндров, преимущественно, форсированного двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению а именно к системам жидкостного охлаждения тепловых машин, преимущественно высокофорсированных двигателей внутреннего сгорания
Наверх