Устройство для формирования навыков вертикального движения глаз при чтении текстов

 

Устройство для формирования навыков вертикального движения глаз при чтении текстов для упрощения конструкции содержит пластину формата А4, размещенную между двумя прозрачными пленками, а вершина и основание треугольника размещены на противоположных сторонах пластины. 1 ил.

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в высших учебных заведениях, а также иных образовательных учреждениях.

Известны устройства для формирования навыков вертикального движения глаз при чтении текстов, описанные в [1..3].

Однако они имеют существенные недостатки: сложность в изготовлении и эксплуатации. При этом формирование навыков вертикального движения глаз характеризуется высокой продолжительностью.

По технической сущности и достигаемому эффекту наиболее близким к предложенному нами изобретению является [4], в котором устройство для формирования навыков вертикального движения глаз при чтении текстов (тест-объект) содержит пластину формата А4, продольная ось симметрии которой является биссектрисой равнобедренного треугольника со сторонами, нанесенными в виде полос из 13...18 шестизначных строк (представляющих сочетание слов и цифр), а также вспомогательное оборудование: распределитель полей зрения, металлические пластины, электродвигатель с редуктором, четыре спиральных пружины, эллиптические кулачки, салазки.

Указанное техническое решение обладает существенным недостатком - сложностью конструкции, в том числе необходимостью изготовления нескольких тест - объектов с различным сочетанием шестизначных строк.

Задачей изобретения является упрощение конструкции.

Для достижения названного технического результата в предложенном устройстве пластина размещена между двумя прозрачными пленками, вершина и основание треугольника размещены на противоположных сторонах пластины, размер основания треугольника равен 60,010-3 м, стороны треугольника нанесены в виде линий толщиной (0,1...0,5)10-3 м на первую пленку, на вторую пленку на расстоянии 30,010-3 м от продольной оси симметрии пластины нанесены две параллельные линии толщиной (0,1...0,5)10-3 м, а также предусматривают возможность разместить между пластиной и второй пленкой лист бумаги формата А4 с текстом, обращенным к пленке.

Отличительными признаками предложенного способа являются замена полос на линии, изменение размеров треугольника, использование параллельных линий и исключение вспомогательного оборудования, использование прозрачных пленок и стандартных листов бумаги с текстом.

Сущность изобретения состоит в том, что с помощью нанесенных на первую пленку линий в виде сторон треугольника обеспечивают расширение поля зрения обучающегося путем тренировки дивергентных движений глаз (разведение зрительных осей), с помощью параллельных линий, нанесенных на вторую пленку, формируют навыки вертикального движения глаз с расширенным полем зрения, с помощью листа бумаги формата А4 с текстом и параллельных линий на второй пленке формируют навыки ускоренного чтения текстов, а пластину используют в качестве разделителя пленок.

Известно, что руководителям различного уровня, сотрудникам административного аппарата и другим категориям работников ежедневно приходится просматривать большое количество служебных документов, что занимает значительную часть рабочего времени. Формирование навыков вертикального движения глаз с расширенным полем зрения позволит значительно сократить затраты времени при чтении текстов служебных документов.

Как известно, служебные документы печатаются на белых листах бумаги формата А4 с размером правого и левого поля, равным 31,710-3 м. Ширина рабочего поля служебного документа составляет 146,610-3 м.

Как показано в [1, фиг. 4], угол ясного видения составляет 15 град. в направлении линии взора (зрительной оси) глаза. При размещении текста на расстоянии 330,010-3 м от глаза, ширина зоны его ясного видения составляет 88,010-3 м. Указанная ширина зоны ясного видения сохраняется при одновременном проецировании изображения рассматриваемого объекта на соответствующие места сетчаток обоих глаз. Расширение поля зрения обучающегося обеспечивают путем разведения зрительных осей глаз. Разведение зрительных осей глаз достигают фиксированием взгляда каждого глаза на одной из двух параллельных линий, нанесенных на расстоянии 30,010-3 м от продольной оси симметрии пластины (на расстоянии 60,010-3 м друг от друга). При рассматривании указанных параллельных линий с расстояния 330,010-3 м, ширина зоны ясного видения двух глаз составляет 148,010-3 м и перекрывает ширину рабочего поля служебного документа (146,610-3 м). Для увеличения ширины зоны ясного видения достаточно увеличить расстояние от глаз до рассматриваемого объекта.

Общий размер расстояния между параллельными линиями (60,010-3 м), формирующий направления зрительных осей глаз, выбран менее межцентрового расстояния глаз с учетом того фактора, что человеку свойственна конвергенция глаз (схождение зрительных осей). Поэтому формирование навыков вертикального движения глаз при чтении текстов соответствует естественному состоянию трех пар наружных мышц каждого глаза, и осуществление динамической дивергенции глаз обучающегося согласно (4) не требуется. Следовательно, не требуется и дополнительное оборудование, используемое в устройстве (4).

Схема предложенного устройства приведена на чертеже, где на: а) изображен вид первой пленки, б) - вид слева, в) - вид второй пленки, г) - устройcтво после размещения листа бумаги с текстом.

Устройство включает пластину 2 формата А4, которую размещают между двумя прозрачными пленками 1,3. На первую пленку 1 наносят в виде линий толщиной (0,1...0,5)10-3 м стороны равнобедренного треугольника, вершина и основание которого размещены на противоположных сторонах пластины, а размер основания равен 60,010-3 м. На вторую пленку 3 наносят две параллельные линии толщиной (0,1..0,5)10-3 м на расстоянии 30,010-3 м от продольной оси симметрии пластины. При соединении пленок 1,3 между собой предусматривают возможность разместить между пластиной 2 и второй пленкой 3 лист бумаги 4 формата А4 с текстом, обращенным к пленке.

Использование устройства осуществляется следующим образом.

Обучающийся берет устройство и, повернув его первой пленкой к себе, размещает на расстоянии от глаз не менее 330,010-3 м. Далее обучающийся фиксирует взгляд на вершине равнобедренного треугольника. Затем, перемещая взгляд по пластине сверху вниз в течение 2...20 с, обучающийся фиксирует взгляд на линиях, обозначающих стороны треугольника (скользит взглядом по сторонам треугольника). Скользящие движения взглядом по сторонам треугольника группируются по три движения подряд с паузами между группами движений продолжительностью 60...180 с. Устойчивый эффект разведения зрительных осей глаз достигается уже после 2...4 повторений групп движений (6...12 движений) взглядом сверху вниз по сторонам треугольника.

Затем обучающийся поворачивает пластину второй пленкой к себе на расстоянии от глаз не менее 330,010-3 м. Фиксирует одновременно каждым глазом взгляд на точках пересечения параллельных линий с верхней стороной пластины. Далее он осуществляет в течение 2...20 с вертикальное движение глаз сверху вниз, продолжая одновременно фиксировать взглядом обе вертикальные параллельные линии. Скользящие движения взглядом сверху вниз по параллельным линиям группируются по три движения подряд с паузами между группами движений продолжительностью 60...180 с. Устойчивый эффект расширения поля зрения глаз достигается уже после 2. . . 4 повторений групп движений (6...12 движений) взглядом сверху вниз по параллельным линиям.

Затем обучающийся размещает между пластиной и второй пленкой лист бумаги формата А4 с текстом, обращенным к пленке, и повторяет вертикальные движения глаз по параллельным линиям в описанной выше последовательности. Заменяя в течение паузы лист бумаги с текстом, обучающийся формирует навык визуального и символического приема информации с текста при вертикальном движении глаз.

Нижеследующий пример раскрывает сущность изобретения.

Проводили 13 июня 2001 г. в Московском институте повышения квалификации работников образования изучение учебного материала по теме "Психология человеческих отношений" раздельно в двух группах слушателей, в равной степени подготовленных к работе с информационными блоками текстовых учебных материалов. Изучение вопроса "Публичное выступление" проводили путем самостоятельного ускоренного чтения учебного текста.

Первая группа в количестве 14 чел. была контрольной (читала текст без использования устройства для формирования навыков вертикального движения глаз при чтении текстов). Вторая группа в количестве 18 чел. была экспериментальной (читала текст после использования описанного устройства для формирования навыков вертикального движения глаз при чтении текстов).

Материалы и принадлежности: смысловая единица текстового учебного материала объемом 1 машинописная страница формата А4 (с полями: правое и левое - 31,710-3 м, верхнее и нижнее - 25,410-3 м, шрифтом Times New Roman Cyr; кегль 11, интервал - одинарный) без формул, таблиц и рисунков - в количестве 14 и 18 шт. Для экспериментальной группы дополнительно в количестве 18 шт.: устройство для формирования навыков вертикального движения глаз при чтении текстов, комплект из 4 листов бумаги формата А4 с произвольным текстом.

Порядок проведения самостоятельного ускоренного чтения учебного текста.

Преподаватель объявил, что на чтение учебного текста отводится ровно 3 с. По сигналу слушатели должны одновременно начать просмотр текстового учебного материала и по сигналу ровно через 3 с закончить просмотр. Затем преподаватель предъявил каждому слушателю текстовый учебный материал и подал сигналы к просмотру и завершению просмотра учебного текста. После этого слушатели обеих учебных групп записали по 5 вопросов к учебному тексту, передали вопросы своим соседям, которые составили письменные ответы на эти вопросы.

Отличие заключалось в том, что слушатели контрольной группы читали (просматривали) учебный текст в произвольном режиме движения глаз, а слушатели экспериментальной группы предварительно освоили навыки вертикального движения глаз при чтении текстов путем использования предложенного устройства.

Оценка эффективности приема информации с текста осуществлялась по двум параметрам: а) количеству вопросов, заданных по существу учебного текста, отнесенному на одного слушателя в контрольной группе N1к и в экспериментальной группе N1э; б) количеству правильных ответов на вопросы, заданных по существу учебного текста, отнесенному на одного слушателя в контрольной группе N2K и в экспериментальной группе N2э. Результаты оценки и сопоставления эффективности приема информации с текста слушателями контрольной и экспериментальной групп приведены в таблице.

Как видно из приведенного примера, использование устройства для формирования навыков вертикального движения глаз при чтении текстов позволяет значительно повысить эффективность приема информации с текста. Количество вопросов, заданных по существу учебного текста, отнесенное на одного слушателя, увеличилось на 30,0%. Количество правильных ответов на вопросы, заданных по существу учебного текста, отнесенное на одного слушателя, увеличилось на 139,0%.

Применение данного изобретения может дать большой экономический и социальный эффект, поскольку снижается материалоемкость устройства за счет упрощения конструкции.

Использованные источники 1. RU, патент, 2123205, кл. G 09 В 17/04, 1998.

2. RU, патент, 2047219, кл. G 09 В 17/04, 1995.

3. US, патент, 5591033 А, кл. G 09 В 17/00, 1995.

4. SU, 1399803, кл. G 09 В 17/04, 1988.

Формула изобретения

Устройство для формирования навыков вертикального движения глаз при чтении текстов, включающее пластину формата А4, продольная ось симметрии которой является биссектрисой равнобедренного треугольника со сторонами, нанесенными в виде полос из 13-18 шестизначных строк, отличающееся тем, что пластина формата А4 размещена между двумя прозрачными пленками, вершина и основание треугольника размещены на противоположных сторонах пластины, при этом размер основания треугольника равен 60,0 х 10-3 м, стороны треугольника нанесены на первую пленку в виде линий толщиной (0,1-0,5) х 10-3 м, на вторую пленку нанесены на расстоянии 30,0 х 10-3 м от продольной оси симметрии пластины две параллельные линии толщиной (0,1-0,5) х 10-3м, а между пластиной и второй пленкой размещен лист бумаги формата А4 с текстом, обращенным к пленке.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к средствам развития способностей человека к восприятию информации ускоренным образом, в частности в субсенсорном диапазоне

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития образного мышления, и может быть использовано для увеличения скорости чтения
Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к системам развития навыков сверхбыстрого чтения, супербыстрого восприятия различной информации, развития способностей активизации интуиции и сверхчувственного восприятия, что может быть использовано при создании методических и педагогических центров обучения ауровидению
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития навыков быстрого чтения
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим повышение скорости восприятия различной информации операторами и учащимися
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития вертикального движения глаз, и может быть использовано для увеличения скорости чтения текстов

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам, обеспечивающих развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим повышение скорости восприятия различной информации операторами

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития вертикального движения глаз, и может быть использовано для увеличения скорости чтения

Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к методическим средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию информации ускоренным образом
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам развития у обучаемого способностей восприятия различной информации ускоренным образом. Осуществляют поэтапное выполнение упражнений с заданным числом повторений. На первом этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде на текст, расположенный на экране компьютера, обучаемый последовательно фиксирует взгляд на начале и конце каждой строки. Одновременно проводят регистрацию траектории движения взгляда обучаемого посредством оборудования, реализующего бесконтактную оптическую регистрацию взгляда, и осуществляют автоматизированную проверку точности попадания взгляда обучаемого в разрешенные области в начале и конце строк и одновременности попаданий взгляда в разрешенные области с выдаваемым периодическим аудиовизуальным сигналом. В случае ошибочных движений взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал, отличный от упомянутого периодического аудиовизуального сигнала. На втором этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде в заданную разрешенную область текста, расположенного на экране компьютера, обучающийся последовательно фиксирует каждую строку текста. При этом осуществляют регистрацию попыток отведения взгляда от заданной разрешенной области посредством упомянутого оборудования. При ошибочных движениях взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал. Способ позволяет развить навыки безрегрессионного чтения и уменьшить количество фиксаций взгляда, увеличить скорость чтения за счет поэтапного выполнения упражнений с заданным числом повторений.
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам развития у обучаемого способностей восприятия различной информации ускоренным образом. Проводят тренировку периферического зрения для развития навыков быстрого чтения. Поэтапно выполняют упражнения с заданным числом повторений. На первом этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде на разрешенную область заданного размера в центре таблицы Шульте, расположенной на экране компьютера, обучаемый осуществляет поиск контура очередного символа таблицы. При этом осуществляют регистрацию перемещения взгляда из разрешенной области посредством оборудования, реализующего бесконтактную оптическую регистрацию взгляда. При перемещении взгляда из разрешенной области автоматически обеспечивают исчезновение всех символов таблицы Шульте с экрана или аудиовизуальный сигнал до тех пор, пока взгляд обучаемого не будет направлен на разрешенную область. На втором этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде в заданную разрешенную вертикальную область текста, расположенного на экране компьютера так, что каждая следующая строка текста на 1-10 символов длиннее предыдущей, и текст отформатирован посередине. Обучаемый последовательно фиксирует каждую строку текста. При этом обеспечивают регистрацию попыток отведения взгляда от заданной вертикальной области посредством упомянутого оборудования. При ошибочных движениях взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал. Способ позволяет развить навыки периферического зрения, увеличить скорость чтения за счет выполнения тренировки периферического зрения.
Наверх