Катионоактивная эмульсия для дорожного строительства

 

Изобретение относится к катионоактивным битумным эмульсиям, применяемым в дорожном строительстве. Катионоактивная эмульсия для дорожного строительства включает битум, соляную или уксусную кислоту, аминный эмульгатор и воду, причем в качестве аминного эмульгатора она содержит гидроксилсодержащий алифатический полиамин общей формулы RCH(ОН)СН2NHR1NH2, где R - алифатический радикал С20-26 или С26-28 R1- -(СН2)6-, или -(СН2СН2NH)nСН2СН2-, где n= 1,2, при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум 45-65, эмульгатор 0,1-4, соляная или уксусная кислота 0,05-0,6, вода до 100%. Достигается улучшение показателя сцепления пленки вяжущего с минеральным материалом без применения дополнительной адгезионной добавки при сохранении высокой стабильности эмульсии при хранении. 3 табл.

Изобретение относится к катионоактивным битумным эмульсиям, применяемым в дорожном строительстве.

Известен состав битумных водных эмульсий, включающих битум, воду и крекинг-остаток /а. с. СССР 72898, кл. С 08 L 95/00/. Эмульсии характеризуются сравнительно низкими показателями стабильности и сцепления пленки вяжущего с минеральным материалом (адгезии).

Образование эмульсии, стабильность эмульсии и основные эксплуатационные свойства битумных эмульсий и получаемых на их основе дорожных покрытий обеспечивают эмульгаторы, стабилизирующие поверхность раздела между битумом и водой, а адгезию, т.е. показатель сцепления пленки вяжущего с минеральным материалом, - специальные адгезионные добавки.

Наиболее близкой предлагаемому изобретению является битумная эмульсия для дорожного строительства, включающая битум, соляную или уксусную кислоту, аминный эмульгатор и воду /а. с. СССР 1359281, кл. С 08 L 95/00, С 04 В 26/26/. Причем в качестве аминного эмульгатора она содержит четвертичное аммониевое соединение общей формулы где R1 - радикал алифатического углеводорода с содержанием атомов углерода 16-18; R2 и R3 - радикал СН3- или C2H5-, или атом водорода; R4 - радикал СН3- или С2Н5-, А - анион CH3SO4 -, С2Н5SO4 -, x+y10 и по крайней мере один компонент из группы: алкоксилированный алкилфенол, алкоксилированный алканол с содержанием в цепи 10-16 атомов углерода и алкоксилированный алкиламин с числом алкоксилирования 3-8 и/или по крайней мере компонент из группы алкиламин, содержащий в цепи 10-16 атомов углерода и четвертичное аммониевое соединение, содержащее в цепи 8-22 атомов углерода при следующем соотношении компонентов, мас. %: Битум - 45-75 Соляная или уксусная кислота - 0,03-5,0 Четвертичное аммониевое соединение - 0,05-4,8 Указанный компонент из группы: алкоксилированный алкилфенол, алкоксилированный алканол и алкоксилированный алкиламин - 0,01-3,0 Указанный компонент из группы: алкиламин и четвертичное аммониевое соединение - 0,01-3,0 Вода - Остальное
Эмульсия обладает повышенной стабильностью при хранении. Однако недостатком данной эмульсии является то, что она, обладая высокой степенью обволакивания, имеет низкий показатель сцепления пленки вяжущего с минеральным материалом, т.е. показатель адгезии (не более 50% площади). Для повышения его в данном случае требуется дополнительное использование специальных добавок, так называемых адгезивов.

Задачей изобретения является улучшение показателя сцепления пленки вяжущего с минеральным материалом (адгезии) без применения дополнительной адгезионной добавки, т.е. с использованием такого эмульгатора, который обладает и эмульгирующей способностью, и адгезионным эффектом, при сохранении повышенной стабильности эмульсии при хранении.

Поставленная задача достигается разработкой катионоактивной эмульсии для дорожного строительства, включающей битум, соляную или уксусную кислоту, аминный эмульгатор и воду. Причем, в качестве аминного эмульгатора она содержит гидроксилсодержащий алифатический полиамин общей формулы RCH(OН)CH2NHR1NH2, где R - алифатический радикал С20-26 или С26-28, а R1- -(СН2)6-, или -(CH2CH2NH)nCH2CH2-, где n - 1, 2, при следующем соотношении компонентов, мас. %: битум 45-65, эмульгатор 0,1-4, соляная или уксусная кислота 0,05-0,6, вода до 100%.

Обозначения применяемых эмульгаторов, имеющих разные радикалы R и R1, приведены в табл. 1
Эмульгаторы ПАВ-1, ПАВ-2 и ПАВ-3 синтезировали путем окисления фракций олефинов, соответственно С26-28 и С20-26 с последующим аминированием полученного эпоксипроизводного с полиэтиленполиамином и гексаметилендиамином, соответственно (см. табл. 1). Основные колдоидно-химические свойства синтезированных эмульгаторов приведены в табл. 2.

Для приготовления эмульсии применяли битумы дорожных марок со значениями пенетрации от 40 до 230 мм-1.

Количественное содержание компонентов приведено из расчета 1000 кг эмульсии (100%).

Готовили эмульсии в коллоидной мельнице.

Пример 1. В мешалке при 45oС перемешивают 548,5 кг воды, 0,5 кг концентрированной соляной кислоты и 1 кг эмульгатора со структурной формулой ПАВ-1 (табл. 1) до полной однородности. Полученный раствор в коллоидной мельнице соединяют с 450 кг битума с пенетрацией 100 мм-1, нагретым до 100oС. Полученная эмульсия имеет следующий состав, мас.%: битум 45, эмульгатор ПАВ-1 0,1, концентрированная соляная кислота 0,05, вода 54,85.

Примеры 2-5 готовят аналогично примеру 1, с тем же эмульгатором (ПАВ-1), но при различных соотношениях компонентов.

Пример 6. В мешалке при 45oС перемешивают 548 кг воды, 1 кг концентрированной уксусной кислоты, 1 кг эмульгатора со структурной формулой ПАВ-1 (табл. 1). Этот раствор в коллоидной мельнице соединяют с 450 кг битума с пенетрацией 150 мм-1, нагретым до 100oС. Готовая эмульсия имеет следующий состав, мас. %: битум 45, эмульгатор ПАВ-1 0,1, концентрированная уксусная кислота 0,1, вода 54,8.

Примеры 7-9 готовят аналогично примеру 6, с тем же эмульгатором (ПАВ-1), но при различных соотношениях компонентов.

Пример 10. В мешалке при 45oС перемешивают 548,5 кг воды, 0,5 кг концентрированной соляной кислоты, 1 кг эмульгатора со структурной формулой ПАВ-2 (табл. 1). Этот раствор в коллоидной мельнице соединяют с 450 кг битума с пенетрацией 40 мм-1, нагретым до 100oС. Готовая эмульсия имеет следующий состав, мас.%: битум 45, эмульгатор ПАВ-2 0,1, концентрированная соляная кислота 0,05, вода 54,85.

Примеры 11-14 готовят аналогично примеру 10 с тем же эмульгатором (ПАВ-2), но при различных соотношениях компонентов.

Пример 15. В мешалке при 45oС перемешивают 548 кг воды, 1 кг концентрированной уксусной кислоты, 1 кг эмульгатора со структурной формулой ПАВ-2 (табл. 1). Этот раствор в коллоидной мельнице соединяют с 450 кг битума с пенетрацией 230 мм-1, нагретым до 100oС. Готовая эмульсия имеет следующий состав, мас. %: битум 45, эмульгатор ПАВ-2 0,1, концентрированная уксусная кислота 0,1, вода 54,8.

Примеры 16-18 готовят аналогично примеру 15, с тем же эмульгатором (ПАВ-2), но при различных соотношениях компонентов.

Пример 19. В мешалке при 45oС перемешивают 585 кг воды, 0,5 кг концентрированной соляной кислоты, 1 кг эмульгатора со структурной формулой ПАВ-3 (табл. 1). Этот раствор в коллоидной мельнице соединяют с 450 кг битума с пенетрацией 190 мм-1, нагретым до 100oС. Готовая эмульсия имеет следующий состав, мас. %: битум 45, эмульгатор ПАВ-3 0,1, концентрированная уксусная кислота 0,1, вода 54,85.

Примеры 20-23 готовят аналогично примеру 19, с тем же эмульгатором (ПАВ-3), но при различных соотношениях компонентов.

Пример 24. В мешалке при 45oС перемешивают 548 кг воды, 1 кг концентрированной уксусной кислоты, 1 кг ПАВ со структурной формулой ПАВ-3. Этот раствор в коллоидной мельнице соединяют с битумом с пенетрацией 200 мм-1, нагретым до 100oС. Готовая эмульсия имеет следующий состав, мас.%: битум 45, эмульгатор ПАВ-2 0,1, концентрированная уксусная кислота 0,1, вода 54,8.

Примеры 25-26 готовят аналогично примеру 24, с тем же эмульгатором (ПАВ-3), но при различных соотношениях компонентов.

Готовые образцы тонкодисперсной эмульсии коричневого цвета собирают в сборниках и подвергают анализу.

Определение рН растворов проводят с помощью рН-метра марки РН-121 или другим прибором аналогичного назначения.

Стабильность определяют по времени распада при перемешивании 100 г кварцевого порфира 0/5 мм с 10 г воды и 12,5 г эмульсии, с.

Сцепление определяют по величине поверхности щебенки (%), предварительно обработанной эмульсией, на которой сохранилась битумная пленка после кипячения в дистиллированной воде (ГОСТ 18659-81).

Устойчивость при хранении определяют по изменению однородности эмульсии, характеризуемой остатком битума на сите (г.) при процеживании через него эмульсии, хранившейся при комнатной температуре в точение 8 недель (ГОСТ 18659-81).

Степень обволакивания кварцевого порфира определяли после 24-часовой воздушной сушки и 24-часовой выдержки в воде при 22oС (%).

Свойства полученных битумных эмульсий приведены в табл. 3.

Экспериментальные данные покатывают, что разработанные эмульсии в заявляемых пределах обладают высоким показателем сцепления пленки вяжущего с минеральными материалами (82-100% площади), в то время как для прототипа этот показатель не превышает 50% площади. При этом разработанные эмульсии обладают высокой стабильностью и устойчивостью при хранении и не уступают по данным показателям прототипу. Заявляемые составы могут иметь различное время распада, что существенно для их дальнейшего использования.


Формула изобретения

Катионоактивная эмульсия для дорожного строительства, включающая битум, соляную или уксусную кислоты, аминный эмульгатор и воду, отличающаяся тем, что содержит в качестве аминного эмульгатора гидроксилсодержащий алифатический полиамин общей формулы
RCH(ОН)СН2NHR1NH2,
где R - алифатический радикал С20-26 или С26-28, R1--(СН2)6- или -(СН2СН2NH)nСН2СН2-, где n = 1,2,
при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Битум - 45-65
Соляная или уксусная кислота - 0,05-0,6
Эмульгатор - 0,1-4,0
Вода - До 100%

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области приготовления модифицированных битумов и может быть использовано для производства вяжущих, мастик, герметиков, кровельных материалов и использоваться в дорожном и промышленном строительстве, в производстве строительных материалов, гидроизоляции трубопроводов

Изобретение относится к композициям, применяемым при производстве материалов, используемых для изоляции стыков, швов, примыканий, приклейки рулонных кровельных материалов и гидроизоляции фундаментов и трубопроводов

Изобретение относится к технологии изготовления дорожно-строительных материалов

Изобретение относится к строительству и ремонту автомобильных дорог и может быть использовано для устройства и ремонта слоев дорожных одежд

Изобретение относится к строительству и ремонту автомобильных дорог и может быть использовано для устройства покрытий на автомобильных дорогах III-IV категорий

Изобретение относится к нефтехимии, конкретно к модифицированию битумных вяжущих полимерами, и может быть использовано при получении асфальтобетонов, гидроизоляционных покрытый и мастик для строительных работ

Изобретение относится к способу получения битумных композиций, включающий продувку кислородсодержащим газом смеси, которая включает битум пенетрации менее 300 дмм (в соответствии с измерением по методике ASTM D 5 при 25oС) и термопластичный каучук, который присутствует в количестве менее 3% из расчета на общую массу смеси

Изобретение относится к области защиты металлических поверхностей от трения и коррозии, в частности стальных канатов из проволоки без покрытия в процессе их изготовления и эксплуатации

Изобретение относится к битуминозным составам для производства кровельных и гидроизоляционных материалов, может быть использовано для гидроизоляции строительных конструкций и герметизации швов в автодорожном строительстве

Изобретение относится к технологии изготовления дорожно-строительных материалов

Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано при устройстве и ремонте асфальтовых покрытий автомобильных дорог и аэродромов, а также для гидроизоляции дорожно-транспортных, гидротехнических и других инженерных сооружений

Изобретение относится к технологии изготовления асфальтобетонных смесей для строительства и ремонта дорожного покрытия, а также для производства изделий строительного назначения с повышенными требованиями к водостойкости и долговечности

Изобретение относится к битумным композициям широкой области применения

Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано для создания гидроизолирующих покрытий, в частности для гидроизолирующего экрана полигона захоронения отходов

Изобретение относится к технологии асфальтобетонов и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано для устройства автомобильных дорог, систематически подвергающихся знакопеременным деформациям и атмосферным воздействиям
Изобретение относится к приготовлению активированного минерального порошка для асфальтобетонных смесей, используемых при строительстве автомобильных дорог и аэродромов, преимущественно для верхних слоев дорожных покрытий

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для ремонта бетонных и асфальтобетонных дорог в зимних и ненастных условиях

Изобретение относится к производству дорожно-строительных материалов, а именно к смесям из каменных материалов с противогололедной добавкой, обработанных органическими вяжущими веществами (битумом), и может быть применено для устройства покрытий с шероховатой поверхностью на автомобильных дорогах

Изобретение относится к катионактивным адгезионным присадкам к битумам и может быть использовано при устройстве автомобильных дорог, аэродромов
Наверх