Возвращаемый беспилотный летательный аппарат

 

Использование: для имитации действий корабельного противолодочного вертолета при помощи возвращаемого беспилотного летательного аппарата. Сущность изобретения: на беспилотном летательном аппарате установлены в модуле газотурбинного двигателя преобразователь шумов, в совокупности с двигателем имитирующий шумы силовой установки корабельного противолодочного вертолета, в модуле бортового разведывательного оборудования - имитатор приводнения сбрасываемых радиогидроакустических буев и устройство установки и сброса взрывных источников звука, снаряженное комплексом взрывных источников звука, в бортовом цифровом вычислительном комплексе модуля системы управления дополнительно формируются команды на включение преобразователя шумов, имитатора сбрасываемых радиогидроакустических буев взрывных источников звука, а также получаются сигналы от перечисленных устройств об их успешном функционировании. 1 ил.

Изобретение относится к области летательных аппаратов, а более конкретно - к беспилотным летательным аппаратам.

Известен корабельно-вертолетный комплекс LAMPS Мк III, состоящий из корабля-носителя и вертолета. Корабельный пост управления осуществляет управление вертолетом, контроль и оценку полученных от него данных /активные гидроакустические средства, магнитный обнаружитель, средства радиолокации, средства пассивного обнаружения - радиогидроакустический буй /Федоров В. Средства обнаружения подводных лодок надводными кораблями. Морской сборник, 1982г., 4, с.77 - 80/.

Оператор гидроакустических средств корабельного поста управления осуществляет обнаружение и классификацию подводных целей, обнаруженных радиогидроакустическим буем вертолета и гидроакустическими станциями. В этих целях вертолет оснащается 25 радиогидроакустическими буями АN/ SSQ-53 пассивной системы SI FAR и AN/SSQ-50 активной системы САSS, магнитным обнаружителем /МО/ АN/АSQ-81, процессором обработки гидроакустических сигналов AN/UYS-I. На вертолете установлено специальное оборудование для использования взрывных источников звука эхолокации водной среды и постановки помех. Вертолет оборудован средствами радиосвязи с кораблем в диапазоне KB и УКВ.

Имея указанное оснащение, вертолет используется как пилотируемый корабельный противолодочный вертолет. Его основное назначение - обнаружение и уничтожение подводных целей.

Вертолет указанного типа может выполнять противолодочные задачи по прямому назначению в соответствующих условиях.

Однако это дорогостоящий летательный аппарат. Он не нашел применения в качестве имитатора для оказания помощи кораблям /судам/ в преодолении района /рубежа/ подводных объектов /целей/ для затруднения действий последних при обеспечении безопасного прохода охраняемых кораблей /судов/.

Кроме того, этот вертолет невозможно использовать в неблагоприятных метеоусловиях: туман, низкая облачность, шторм /значительное волнение моря/, а также с вооружением подводных объектов /целей/ зенитными ракетными комплексами возрастает уязвимость пилотируемой авиации.

В связи с возрастанием уязвимости пилотируемой авиации от подводных объектов целесообразно применять беспилотные летательные аппараты для борьбы с подводными объектами. В конечном итоге это позволит, наряду с выполнением конкретной задачи, исключить риск для летных экипажей и сохранить дорогостоящую боевую технику. В последнем случае однозначно подразумевается значительно меньшая стоимость беспилотного летательного аппарата /БЛА/ по сравнению с пилотируемыми самолетами и вертолетами. Естественно, БЛА не заменяют пилотируемые летательные аппараты, а лишь дополняют их, усиливают возможности выполнения ими отдельных задач, а также обеспечивают более эффективное использование новых средств. Так, они смогут выполнять задачу по затруднению действий подводных объектов посредством имитации применения корабельного противолодочного вертолета.

Ближайшим аналогом является беспилотный летательный аппарат вертолетного типа CI - 227. Это БЛА модульной конструкции, состоящий из модулей системы управления с бортовым цифровым вычислительным комплексом /БЦВК/, газотурбинного двигателя /ГТД/, приводящего во вращение два соосных винта, и бортового разведывательного оборудования /БРО/ /Каренин И. Беспилотные летательные аппараты сухопутных войск. Зарубежное военное обозрение, 1986г., 4, с.25-32/.

Данный БЛА предназначен для ведения воздушной разведки с целью обнаружения подвижных и стационарных наземных объектов.

Недостатком указанного аппарата является то, что он не может использоваться для борьбы с подводными объектами, наряду с выполнением разведывательных задач. Отмеченный недостаток имеет место из-за отсутствия на беспилотном летательном аппарате устройств, характерных для имитации действий корабельного противолодочного вертолета.

Технической задачей является расширение области использования беспилотного летательного аппарата посредством имитации им действий корабельного противолодочного вертолета для затруднения выполнения задачи подводными объектами в сложных гидрометеорологических условиях, а также исключения риска для летных экипажей и сохранения дорогостоящей боевой техники при применении подводным объектом зенитных ракетных комплексов.

Задача решается тем, что в беспилотном летательном аппарате в модуле газотурбинного двигателя /ГТД/ установлен преобразователь шумов, который в совокупности с ГТД имитирует шумы силовой установки корабельного противолодочного вертолета. Эти шумы обнаруживает подводный объект, находящийся в подводном положении.

Таким образом, создается обстановка, затрудняющая выполнение поставленной задачи подводным объектом имитацией действий против подводных объектов на определенном направлении /в районе, участке/. Подводный объект может уклоняться маневром по курсу и глубине, уходить в другой район. Все это может привести к срыву задач, поставленных перед подводным объектом.

В модуле бортового разведывательного оборудования дополнительно установлен имитатор приводнения сбрасываемых радиогидроакустических буев и устройство установки и сброса взрывных источников звука, снаряженного взрывным источником звука /ВИЗ/. Указанные устройства усиливают правдоподобность имитации беспилотным летательным аппаратом корабельного противолодочного вертолета по характеру используемых им средств.

Наконец, в БЦВК, находящемся в модуле системы управления, добавлены командные линии на управление дополнительно установленными устройствами в модулях БРО и ГТД, а также линии, принимающие сигналы об исполнении поданных команд.

Кроме того, предлагаемый возвращаемый беспилотный летательный аппарат одновременно с имитацией действий КПЛА выполняет разведывательные функции.

На чертеже представлена схема функционирования возвращаемого беспилотного летательного аппарата.

Беспилотный летательный аппарат состоит из модуля системы управления 1 полетом БЦВК 2, газотурбинного двигателя 3 с преобразователем шумов 4, который имеет линии управления и сигнализации с БЦВК 2. Кроме того, имеется модуль бортового разведывательного оборудования /БРО/ 5, в котором установлены имитатор приводнения сбрасываемых радиогидроакустических буев /РГБ/ 6 и устройство установки и сброса ВИЗ 7. Каждый из блоков 6 и 7 связан линией управления и сигнализации с БЦВК 2. Каналы передачи информации от блоков 4, 6 и 7 к подводному объекту 8 показаны на чертеже. Преобразователь шумов в совокупности с газотурбинным двигателем имитирует шумы силовой установки корабельного противолодочного вертолета /КПЛВ/. В БЦВК 2 модуля системы управления 1 добавлены команды на включение преобразователя шумов, имитатора сбрасываемых радиогидроакустических буев, а также устройства сброса ВИЗ. При этом линии, сигнализирующие об исполнении команд на включение устройств и имитаторов для воздействия на подводный объект 8, подключены к каналам бортового цифрового вычислительного комплекса. С корабля-носителя через корабельный пункт управления /КПУ/ 9 и далее через модуль системы управления 1 осуществляется корректировка программы имитации действий корабельного противолодочного вертолета.

Запуск возвращаемого БЛА, выполненного по вертолетной схеме, осуществляется с корабля-носителя по решению его командира с целью ведения разведки и оказания помощи в борьбе с подводными объектами посредством затруднения их действий.

В соответствии с полетным заданием с КПУ корабля-носителя в модуль СУ БЛА вводится программа действий и маршрут полета БЛА. Для имитации действий КПЛВ в полетное задание включаются следующие параметры: - координаты начала имитации действий КПЛВ; - вид траектории полета БЛА /например, круг/ спираль/, участки постановки РГБ и т.п./; - программа имитации действий против подводного объекта /имитация шумов КПЛВ, постановки PГБ, имитации съема информации от РГБ с использованием ВИЗ/.

Полет беспилотного летательного аппарата осуществляется по программе, предусматривается также корректура программы с корабля-носителя. В начале полета БЛА по команде с БЦВК включается преобразователь шумов.

БЛА в соответствии с данными, которые переданы с КПУ, выводится в центр участка имитации постановки радиогидроакустических буев 6. На этом участке осуществляется имитация приводнения радиогидроакустических буев 6 с одновременным или последующие сбросом взрывных источников звука 7. На подводном объекте 8 прослушиваются шумы, подобные шумам силовой установки КПЛВ, шумы, характеризующие приводнение РГБ, а также взрывы зарядов.

Взрывы зарядов, осуществляемые посредством устройства 7, создают подобие поиска подводного объекта с применением радиогидроакустических буев. Сам факт поиска подводного объекта заставляет его принимать меры к выходу из зоны поиска. А это и является целью имитации действий в данном участке корабельного противолодочного вертолета.

Через определенное время заканчивается имитация действий КПЛВ на одном участке, и БЛА совершает перелет по программе на другой участок, где производит действия, аналогичные предыдущим.

Все действия, выполняемые БЛА, осуществляются с помощью БЦВК. Корректура программы производится через модуль системы управления от корабельного пункта управления 9.

Преобразователь шумов включается на весь период выполнения БЛА функций по имитации действий КПЛВ.

Формула изобретения

Возвращаемый беспилотный летательный аппарат, состоящий из модулей системы управления полетом с бортовым цифровым вычислительным комплексом, газотурбинного двигателя и бортового разведывательного оборудования, отличающийся тем, что в модуле газотурбинного двигателя установлен преобразователь шумов, в совокупности с газотурбинным двигателем имитирующий шумы силовой установки корабельного противолодочного вертолета, а в модуле бортового разведывательного оборудования дополнительно установлены имитатор приводнения сбрасываемых радиогидроакустических буев и устройство установки и сброса взрывных источников звука, линии управления которыми и линии, сигнализирующие об исполнении команд, подключены к каналам преобразователя шумов, имитатора приводнения сбрасываемых радиогидроакустических буев, устройства установки и сброса взрывных источников звука бортового цифрового вычислительного комплекса.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к морскому авиастроению и касается создания спасательных самолетов с возможностью вертикальных взлетов и посадок

Изобретение относится к области авиации

Изобретение относится к авиации

Изобретение относится к одежде, предназначенной для защиты от удара, а также к летательным аппаратам тяжелее воздуха

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для создания пассажирских грузовых и комбинированных самолетов, фюзеляж самолета имеет некруглую форму, образованную четырьмя отрезками окружностей в верхней, нижней и боковых частях, стыкуемых в зоне основного отсека

Самолет // 2134649
Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к беспилотным летательным аппаратам (БЛА) вертикального взлета и посадки (ВВП) и, в частности, к БЛА с тороидальным фюзеляжем и парой соосных несущих винтов, вращающихся в противоположных направлениях в кольцевом канале, образованном фюзеляжем, и обеспечивающих способность вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано при проектировании гиперзвуковых летательных аппаратов различного назначения, например пассажирских и воздушно-космических самолетов

Изобретение относится к авиационно-космической технике, точнее к устройствам, предназначенным для запуска ракет, ракет-носителей и космических кораблей или авиационных аппаратов с борта воздушного судна, относящегося к самолетам

Изобретение относится к транспортным средствам многофункционального использования и касается транспортных средств для внедорожного передвижения, в первую очередь, к аэросаням, а также аэромобилям, аэроглиссерам и летательным аппаратам специального назначения

Изобретение относится к авиации

Изобретение относится к средствам разведки местности и целей противника

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при разработке микро и мини беспилотных летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиационно-космической техники, более конкретно - к беспилотным летательным аппаратам

Изобретение относится к малогабаритным авиационным системам с дистанционно пилотируемыми летательными микроаппаратами

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к летательному аппарату суперперевозчику

Изобретение относится к конструкции наружных элементов фюзеляжа летательных аппаратов

Изобретение относится к авиации, а именно к малозаметным беспилотным летательным аппаратам

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при разработке мини- и микробеспилотных летательных аппаратов различного назначения
Наверх