Переход трубопровода под автомобильной дорогой

 

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и реконструкции трубопроводов. Трубопровод размещают в защитной оболочке с торцевыми уплотнениями. У конца защитной оболочки выполняют колодец, к которому из нижних пазух трубопровода подводят дренажную линию. В колодце размещена труба с перфорациями в зоне дренажной линии. Колодец снабжен газоотводящей линией. Вдоль защитной оболочки по сторонам трубопровода выполнены боковые щели, заполненные пористым материалом. Повышает надежность трубопроводного перехода. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта, в частности к переходам трубопроводов (нефтепродуктопроводов) под автомобильными дорогами, реконструируемым открытым способом.

Известен переход трубопровода под автомобильной дорогой (Бородавкин П.П. , Березин В. Л. Сооружение магистральных трубопроводов. М.: Недра,1977. С. 332. ), состоящий из цилиндрического футляра, имеющего диаметр, равный диаметру основной трубы плюс 200-300 мм, торцевого уплотнения концов футляра и вваренной в стенку футляра на одном из его концов вытяжной свечи.

Недостатком известного перехода является сложность реконструкции и ремонта его на действующем трубопроводе.

Прототипом изобретения является переход трубопровода под автомобильной дорогой (Борисенков И.А., Гехман А. С., Довженков Л.С. и др. Методы сооружения и реконструкции подземных переходов трубопроводов различного назначения под железными и автомобильными дорогами. Газовая промышленность. Серия: Транспорт и подземное хранение газа. Обзорная информация. М.: ИРЦГазпром, 1993, с. 12-15), состоящий из самого трубопровода, цилиндрической оболочки из трубы большего диаметра с вытяжной свечой и с боковыми и торцевыми уплотнениями и уложенного в толще грунта над скорлупой защитного покрытия-экрана.

Недостатком прототипа является сложность контроля утечки нефтепродукта при авариях на трубопроводе под дорогой и опасность распространения зоны утечки за пределы перехода.

Изобретение решает задачу повышения экологической безопасности перехода трубопровода под автомобильной дорогой.

Указанная задача решается тем, что на переходе трубопровода под автомобильной дорогой, включающем сам трубопровод и цилиндрическую оболочку с торцевыми уплотнениями из трубы большего диаметра, согласно изобретению у одного из концов цилиндрической оболочки около трубопровода выполнен колодец, к которому из нижних пазух трубопровода подведена дренажная линия, ниже по течению которой и на другом конце цилиндрической оболочки расположены торцовые уплотнения в виде гидроизолирующей перемычки из глины, причем колодец выполнен из трубы, перфорированной в области примыкания к дренажной линии. Кроме того, по длине цилиндрической оболочки около трубы выполнены боковые щели, заполненные пористым материалом, а к колодцу подведена газоотводящая линия.

На фиг. 1 представлен общий вид перехода трубопровода под автомобильной дорогой, на фиг.2 - разрез по А-А, на фиг.3 - разрез по Б-Б.

Переход трубопровода 1 под автомобильной дорогой содержит цилиндрическую оболочку из трубы большего диаметра 2, уложенную на опорные блоки 3, снабженную торцовыми уплотнениями 4, у одного из концов которой выполнен колодец 5, который через дренажную линию 6 соединен с нижними пазухами трубопровода 1, дорожную насыпь 7, газоотводящую линию 8.

Реконструкцию перехода, в процессе строительства уложенного без защитного футляра, осуществляют следующим образом.

Возводят временный объезд. Используя одноковшовые экскаваторы с обратной лопатой и ручной инструмент, вскрывают верхнюю часть трубопровода 1 на длине установки защитного футляра из цилиндрической оболочки 2 согласно СНиП 2.05.06-85. Для облегчения попадания нефтепродукта в пазухи трубопровода в случае аварии в пределах защитного футляра по бокам трубопровода отрывают щели шириной 50-60 мм, глубиной, равной половине радиуса трубопровода, которые заполняют пористый материалом, например песчано-гравийной смесью. На длине цилиндрической оболочки из трубы укладывают железобетонные опорные блоки 3. Устанавливают оболочку из трубы 2 на железобетонные опорные блоки 3. Нижние боковые пазухи трубопровода 1 соединяют с колодцем 5 (высотные отметки низа расположены на 20-50 см ниже нижней образующей трубопровода 1), состоящим из металлической трубы, перфорированной в зоне примыкания к дренажной линии 6, представляющей собой канал в грунте, открытый перпендикулярно к магистрали и заполненный пористым материалом, например песчно-гравийной смесью. Полость, образованную трубопроводом 1 и цилиндрической оболочкой 2, посредством газоотводящей линии 8 соединяют с колодцем 5. Рядом с дренажной линией 6 и колодцем 5 ниже по течению на конце цилиндрической оболочки 2 и на другом конце цилиндрической оболочки 2 выполняют гидроизолирующую перемычку, представляющую собой торцовые уплотнения 4. Засыпают трубопровод 1 и цилиндрическую оболочку 2, формируют дорожную насыпь 7, восстанавливают дорожное покрытие и демонтируют объездную дорогу. Цилиндрическую оболочку из металлической трубы 2 и колодец изолируют от грунтовой коррозии эпоксидной шпатлевкой.

Переход трубопровода под автомобильной дорогой работает следующим образом.

При утечке нефтепродукта из трубопровода 1 его пары по газоотводящей линии 8 попадают в колодец 5, имеющий плотную крышку, а сам нефтепродукт под действием гравитации попадает в нижние боковые пазухи трубопровода, в которых грунт имеет канал вдоль трубы или большую пористость по сравнению с другими участками и по пути наименьшего сопротивления попадает в первую очередь в зону дренажной линии 6, по которой попадает в колодец 5. Торцовые уплотнения в виде гидроизолирующей перемычки 4 предотвращают утечку нефтепродукта по пазухам трубопровода 1 за пределы перехода. Утечка нефтепродукта в колодце 5 обнаруживается при помощи газоанализатора или щупа при периодическом обходе трассы.

Предлагаемая конструкция перехода ограничивает утечку нефтепродукта за его пределы, обеспечивает удобство контроля и более быстрое обнаружение утечки нефтепродукта из нефтепродуктопровода в пределах перехода и существенно облегчает ремонт перехода, следовательно, разработанное техническое решение позволяет обеспечить более высокую экологическую безопасность перехода нефтепродуктопровода под автомобильной дорогой и может быть использовано в области трубопроводного транспорта при сооружении переходов трубопроводов под автомобильными дорогами.

Формула изобретения

1. Переход трубопровода под автомобильной дорогой, включающий сам трубопровод и цилиндрическую оболочку из трубы большего диаметра с торцовыми уплотнениями, отличающийся тем, что у одного из концов цилиндрической оболочки около трубопровода выполнен колодец, к которому из нижних пазух трубопровода подведена дренажная линия, ниже по течению которой и на другом конце цилиндрической оболочки расположены торцовые уплотнения в виде гидроизолирующей перемычки, причем колодец выполнен из трубы, перфорированной в области примыкания к дренажной линии.

2. Переход трубопровода под автомобильной дорогой по п. 1, отличающийся тем, что по длине цилиндрической оболочки около трубопровода выполнены боковые щели, заполненные пористым материалом.

3. Переход трубопровода под автомобильной дорогой по п. 1, отличающийся тем, что к колодцу подведена газоотводящая линия.

4. Переход трубопровода под автомобильной дорогой по п. 1, отличающийся тем, что гидроизолирующая перемычка выполнена из глины.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства трубопроводного транспорта, в частности к переходам трубопроводов под автомобильными дорогами, реконструируемым открытым способом

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и реконструкции переходов трубопровода под автомобильными дорогами

Изобретение относится к области вентиляции и изготовления воздуховодов

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в областях промышленности, в которых производят и эксплуатируют пневматические, вакуумные или гидравлические трубопроводные системы

Изобретение относится к скобе с защелкой согласно пункту 1 формулы изобретения
Изобретение относится к строительству и используется при сооружении трубопроводов под препятствиями

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении подземных трубопроводов в защитных кожухах под препятствием

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и ремонте подземных трубопроводов

Изобретение относится к строительству и используется при протаскивании трубопровода внутри защитного кожуха при прокладке трубопроводов под автомобильными или железными дорогами

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется для диагностики технического состояния подземных трубопроводов

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется на переходе магистрального трубопровода в защитном кожухе (футляре) через автомобильные и железные дороги

Изобретение относится к машиностроению и используется при изготовлении уплотнений между подвижными элементами различных устройств

Изобретение относится к области строительства трубопроводного транспорта и может быть использовано для герметизации межтрубного пространства и пропуска кабелей связи в переходах магистральных трубопроводов, прокладываемых в защитном кожухе (футляре) под автомобильными и железными дорогами

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и может быть использовано для протаскивания трубопровода, преимущественно диаметром 57-377 мм, внутри защитного кожуха (футляра) либо другой трубы при строительстве переходов под автомобильными и железными дорогами
Наверх