Способ восстановления изношенных цилиндрических деталей

 

Изобретение относится к технике восстановления деталей наплавкой и может быть использовано во многих отраслях промышленности, в частности на ремонтных заводах. Наплавку под слоем флюса осуществляют с одновременной обработкой наплавляемой поверхности и удалением шлаковой корки двумя накатными роликами, расположенными с диаметрально противоположных сторон обрабатываемой детали. Накатные ролики смещают относительно друг друга на шаг наплавки и принудительно вращают с частотой 120-2400 мин-1. Плоскости вращения роликов пересекаются под углом 30-160o по линии, пересекающей под прямым углом ось вращения детали. Реализация этого способа позволяет повысить твердость наплавленного слоя и его частоту, а также уменьшить или ликвидировать припуск на механическую обработку. 3 ил., 2 табл.

Изобретение относится к технике восстановления наплавкой изношенных деталей, к области упрочнения поверхностного слоя и сглаживания его неровностей, которые широко применяются во многих отраслях промышленности и, в частности, на ремонтных заводах.

Наиболее близким по технической сущности является способ восстановления изношенных цилиндрических деталей (Описание изобретения АС 513802, М. Кл. В 23 К 9/04. Способ восстановления изношенных цилиндрических деталей) путем наплавки с одновременной обработкой накатными роликами наплавляемой поверхности и удалением шлаковой корки заключается в том, что обработку производят двумя накатными роликами, расположенными с диаметрально противоположных сторон наплавляемой детали, смещенными друг относительно друга на шаг наплавки и перемещающимися вдоль продольной оси детали, при этом усилие первого по ходу ролика больше усилия давления второго ролика.

Недостатком этого способа является низкая чистота наплавленной поверхности, в результате чего необходимо оставлять большой припуск на последующую механическую обработку; относительно малая (до HRC 30) твердость наплавленного слоя, в большинстве случаев исключающая возможность использования наплавленных деталей.

Причина этих недостатков - малая зона пластической деформации наплавленного слоя из-за быстрого остывания металла, необходимость использования отдельного шлакоудаляющего приспособления, а также то, что в процессе наклепа и сглаживания неровностей металла участвует относительно небольшой участок рабочей поверхности ролика из-за его малой частоты вращения, равной частоте вращения наплавляемой детали.

Изобретение направлено на повышение твердости наплавленного слоя и чистоты наплавленного слоя, уменьшения или ликвидации припуска на механическую обработку, снижение трудоемкости и временных затрат при выполнении операций за счет совмещения процессов наплавки, наклепа и удаления шлаковой корки.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в известном способе восстановления изношенных поверхностей цилиндрических деталей, включающем наплавку под слоем флюса с одновременной обработкой наплавляемой поверхности и удалением шлаковой корки двумя накатными роликами, расположенными с диаметрально противоположных сторон обрабатываемой детали со смещением друг относительно друга на шаг наплавки, путем их перемещения вдоль продольной оси детали с приложением усилия первого ролика большим усилия второго, согласно заявленному изобретению накатные ролики принудительно вращают с частотой 120-2400 мин-1, при этом плоскости вращения роликов пересекают под углом 30-160o по линии, пересекающей под прямым углом ось вращения детали.

На фиг.1 показана схема предлагаемого способа. На фиг.2 - разрез по А-А на фиг. 1. На фиг.3 показано действие возникающих сил - осевой Fa, окружной Ft и радиальной Fr.

Согласно способу наплавляемый валик 2 обжимается первым по ходу перемещения.

Наплавляемый валик 2 обжимается первым по ходу перемещения управляющим роликом 3 с усилием Р1, необходимым для наклепа наплавленного металла на заданную глубину; при этом под воздействием осевой силы Fa, возникающей в результате того, что ролики расположены под углом к оси вращения детали, происходит срезание шлаковой корки режущей кромкой 4.

Так как окружная сила Ft действует не перпендикулярно оси вращения детали, а под углом , то под ее действием происходит более плотная деформация валиков наплавляемого металла, находящегося в горячем пластичном состоянии, а также некоторое "намазывание" верхнего слоя наплавленного металла каждого последующего валика на предыдущий. При принудительном вращении роликов от привода с частотой 120-2400 мин-1 и изменении угла поворота роликов относительно оси вращения детали на величину 15-80o (относительно друг друга - на угол = 180-2, = (30-160)) обеспечивается практически полное заполнение промежутков между наплавляемыми витками, а также наклеп металла не только в поперечном (радиальном) направлении, но и в продольном (осевом) под действием соответственно усилия P1 и сил Fa и Ft. Это является следствием того, что в результате наклонного расположения ролик не просто катится по наплавленной поверхности, а движется с боковым скольжением.

При принудительном вращении роликов с частотой 120-2400 мин-1 происходит дополнительный разогрев металла в зоне касания его с роликом (под действием возникающей силы трения), что позволяет расширить зону пластической деформации и увеличить наклеп, а следовательно, и прочность наплавляемого слоя.

Пример реализации способа.

Предлагаемый способ был реализован в лаборатории кафедры ремонта Военного автомобильного института, г. Рязань.

Наплавке подвергались две одинаковых детали - первичные валы коробок передач автомобиля ЗиЛ-131.

Основные параметры режима (табл. 1) принимались одинаковыми для обеих деталей. Однако давление на первый ролик, на второй и их частота вращения выбирались разными. Для первой детали согласно прототипа. Для второй - согласно предлагаемого способа (табл. 2).

При обработке первой детали известным способом необходимо было использовать сглаживающе-упрочняющее приспособление для удаления шлака.

Оптимальное значение давления первого ролика 16 кгс/см2, второго - 10,2 кгс/см2. Твердость наплавленного слоя в этом случае HRC 46. При попытке увеличить давление на ролики для получения большей твердости они начинали проскальзывать без качения (двигаться юзом) по поверхности детали. Это происходило вследствие отсутствия привода вращения у сглаживающе-упрочняющих роликов. Частота их вращения зависит от частоты вращения детали, вращение роликов осуществляется за счет трения о поверхность наплавленного слоя.

Шероховатость поверхности составила Rz=12,5 (14 квалитет), необходимо точение с последующим шлифованием, припуск на механическую обработку составил 2,1 мм.

При обработке второй детали предлагаемым способом частота вращения роликов от привода выбирается в пределах 120-2400 мин-1. При частоте ниже 120 мин-1 эффективность способа практически равна известному. С повышением частоты вращения увеличивается разогрев наплавленного слоя (увеличивается зона термического влияния), увеличивается твердость и чистота наплавленной поверхности, однако при частоте выше 2400 мин-1 крутящий момент привода роликов не позволяет приложить к ним усилие, необходимое для наклепа на заданную глубину, а также в результате высоких значений силы трения температура роликов и наплавляемой поверхности настолько повышается, что возможен пережог металла в зоне контакта; при слишком высокой частоте вращения износ роликов резко повышается.

Угол отклонения роликов друг от друга выбирается так, чтобы снятие шлаковой корки происходило более эффективно.

При значениях меньше 30o эффективность предлагаемого способа практически равна известному, шлаковая корка снимается плохо, частично попадая под ролик, что приводит к вдавливанию частиц шлака в наплавляемый металл.

При значении больше 160o осевая сила Fa слишком велика, ролики становятся практически поперек оси вращения детали, что приводит к заклиниванию приспособления и неравномерности в работе. Для данной детали наиболее оптимальным является диапазон значений 86 - 91o.

Формула изобретения

Способ восстановления изношенных поверхностей цилиндрических деталей, включающий наплавку под слоем флюса с одновременной обработкой наплавляемой поверхности и удалением шлаковой корки двумя накатными роликами, расположенными с диаметрально противоположных сторон обрабатываемой детали со смещением относительно друг друга на шаг наплавки, путем их перемещения вдоль продольной оси детали с приложением усилия первого ролика, большим усилия второго, отличающийся тем, что накатные ролики принудительно вращают с частотой 120-2400 мин-1, при этом плоскости вращения роликов пересекаются под углом 30-160o по линии, пересекающей под прямым углом ось вращения детали.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к восстановлению лопаток турбомашин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено для ремонта деталей из черных и цветных металлов, имеющих дефекты типа открытых раковин, а также деталей, изношенных при эксплуатации и имеющих открытые дефекты типа выбоин, трещин, прогаров

Изобретение относится к области ремонта броневой защиты боевых машин

Изобретение относится к области ремонта броневой защиты боевых машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно к ремонту машин путем восстановления изношенных цилиндрических поверхностей

Изобретение относится к области машиностроения и ремонту машин, в частности к восстановлению изношенных внутренних цилиндрических поверхностей

Изобретение относится к технологии восстановления изношенных деталей железнодорожной техники

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано при изготовлении и ремонте рабочих органов почвообрабатывающих машин

Изобретение относится к преобразовательной технике и может быть использовано, например, в источниках вторичного электропитания, преобразователях для дуговой сварки постоянным током

Изобретение относится к технологии восстановления изношенных деталей железнодорожной техники

Изобретение относится к сварочному производству и может быть использовано при упрочнении поверхностей деталей машин

Изобретение относится к электродуговой наплавке двумя проволочными электродами под слоем флюса и предназначено для автоматической наплавки изношенных деталей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам автоматической дуговой наплавки твердыми порошковыми материалами, и может быть использовано для восстановления и изготовления деталей узлов трения машин и оборудования, работающих в условиях больших ударных нагрузок в абразивной среде
Изобретение относится к способам ремонта медных изделий, в частности кристаллизаторов для непрерывной разливки металлов, и может быть использовано при их изготовлении

Изобретение относится к сварочной технике и может быть использовано при наплавке (сварке) деталей вращения для их упрочнения или восстановления на предприятиях различных отраслей промышленности

Изобретение относится к дуговой наплавке плавящимся электродом в среде защитных газов и может быть использовано в различных отраслях промышленности
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при восстановлении рабочих стенок кристаллизатора без его разборки
Наверх