Способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам охлаждения двигателя внутреннего сгорания и очистки охлаждающего воздуха. Способ охлаждения заключается в следующем: при работающем двигателе его вал через муфту приводит гидронасос гидрообъемной передачи, который, в свою очередь, приводит гидромотор с вентилятором, просасывающим охлаждающий воздух через радиатор. Частота вращения вентилятора меняется путем регулирования гидрообъемной передачи в зависимости от температурного режима двигателя. При эксплуатации сельскохозяйственного средства возникает необходимость очистки радиатора или его защитной сетки от осевшего на их поверхностях мусора. Для этой цели кратковременно меняют направление вращения вентилятора путем переключения на реверс гидромотора. Одновременно регулируют гидрообъмную передачу с целью выведения гидромотора с вентилятором на максимально допустимую частоту вращения и создают при этом максимально возможный напор воздуха, который с высокой эффективностью выдувает из радиатора осевший мусор. Изобретение обеспечивает повышение эффективности очистки радиатора системы охлаждения двигателя. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению, а именно к способам охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Известен способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что вентилятором просасывают охлаждающий воздух через радиатор системы охлаждения двигателя, при этом для очистки радиатора воздушный поток направляют в противоположную сторону путем кратковременного перекрытия воздушного канала органами перекрытия (авторское свидетельство СССР 1615416 А1, МПК F 02 B 77/04, опубл. 23.12.90).

Недостатками известного способа являются низкая эффективность очистки радиатора из-за ограниченного диапазона скорости вращения вентилятора, а также сложность устройства в части конструкции воздуховодов, направляющих обратный поток воздуха.

Известен способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что через радиатор системы охлаждения просасывают вентилятором охлаждающий воздух, затем его кратковременно нагнетают через радиатор в противоположном направлении путем реверса направления вращения вентилятора при помощи реверсивной гидрообъемной передачи (SU 1017802 A, F 01 P 11/10, опубл. 15.05.83).

Недостатком известного способа, принятого в качестве прототипа, является недостаточная эффективность очистки радиатора из-за ограниченности диапазона скорости вращения вентилятора, не позволяющей кратковременно интенсифицировать продувку воздуха через радиатор.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение эффективности очистки радиатора системы охлаждения двигателя.

Поставленная задача решается тем, что при охлаждении двигателя внутреннего сгорания, заключающемся в том, что через радиатор системы охлаждения просасывают вентилятором охлаждающий воздух, затем его кратковременно нагнетают через радиатор в противоположном направлении путем реверса направления вращения вентилятора, реверс направления вращения вентилятора осуществляют при помощи реверсивной регулируемой гидрообъемной передачи, при этом во время реверса вентилятор выводят на максимальную частоту вращения путем регулирования гидрообъемной передачи.

Поставленная задача решается также тем, что частоту вращения вентилятора при просасывании регулируют в зависимости от режима охлаждения двигателя.

На фиг.1 представлена схема устройства, реализующего заявленный способ, в режиме просасывания; на фиг.2 - схема устройства в режиме реверса вентилятора.

Устройство, реализующее заявленный способ, содержит двигатель внутреннего сгорания 1, реверсивную регулируемую гидрообъемную передачу, состоящую из гидронасоса 2, связанного с валом двигателя 1 при помощи выключаемой муфты 3, гидромотора 4, соединенного с вентилятором 5 и связанного с гидронасосом 2 при помощи гидрокоммуникаций 6 и переключателя 7, радиатор 8 системы охлаждения двигателя 1, регулятор 9 режима охлаждения двигателя 1 и датчик 10 температуры.

Способ охлаждения реализуется следующим образом. В режиме охлаждения при работающем двигателе его вал через муфту 3 приводит гидронасос 2 гидрообъемной передачи, который, в свою очередь, приводит гидромотор 4 с вентилятором 5, просасывающим охлаждающий воздух через радиатор 8. Частота вращения вентилятора 5 меняется путем регулирования гидрообъемной передачи в зависимости от температурного режима двигателя. При этом температурный диапазон работы двигателя также может задаваться в зависимости от условий эксплуатации, например, сельскохозяйственного или иного специального транспортного средства. При эксплуатации сельскохозяйственного средства возникает необходимость очистки радиатора 8 или его защитной сетки (не показана) от осевшего на их поверхностях мусора. Для этой цели кратковременно меняют направление вращения вентилятора 5 путем переключения на реверс гидромотора 4. Одновременно регулируют гидрообъемную передачу с целью выведения гидромотора 4 с вентилятором 5 на максимальную частоту вращения и создают при этом максимально возможный напор воздуха, который с высокой эффективностью выдувает из радиатора 8 осевший мусор.

Необходимо отметить, что гидромотор 4 может быть включен в штатную гидропередачу, например, сельскохозяйственного транспортного средства, предназначенную для привода вспомогательных его агрегатов, что практически не усложнит конструкцию и не скажется на ее надежности, а гидромотор может быть относительно небольшим и рассчитан на нагрузку привода вентилятора в режиме охлаждения, так как он в состоянии выдержать кратковременную перегрузку при реверсе и создании максимального напора.

Таким образом, сочетание таких свойств привода, как реверсивность и регулируемость, позволяет обеспечить надежность работы силовой установки за счет стабильности ее охлаждения на любых режимах работы и при любых климатических условиях, что в первую очередь необходимо при эксплуатации универсальных и специальных транспортных средств.

Формула изобретения

1. Способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что через радиатор системы охлаждения просасывают вентилятором охлаждающий воздух, затем его кратковременно нагнетают через радиатор в противоположном направлении путем реверса направления вращения вентилятора, отличающийся тем, что реверс направления вращения вентилятора осуществляют при помощи реверсивной регулируемой гидрообъемной передачи, при этом во время реверса вентилятор выводят на максимальную частоту вращения путем регулирования гидрообъемной передачи.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что частоту вращения вентилятора при просасывании регулируют в зависимости от режима охлаждения двигателя.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 20.10.2007

Извещение опубликовано: 20.10.2007        БИ: 29/2007




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному, строительному и сельскохозяйственному машиностроению, в частности к устройству двигателей внутреннего сгорания, а именно к устройствам регулирования потока воздуха, обдувающего охладительное устройство жидкостной системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано на транспортных машинах и стационарных установках

Изобретение относится к машиностроению и позволяет усовершенствовать регулирование охлаждения двигателя внутреннего сгорания с воздушным охлаждением для повышения надежности и упрбстить сборку

Изобретение относится к машиностроению , а именно к теплообменным аппаратам с устройствами для регулирования потока о.хлаждающего воздуха

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, более конкретно - к автомобильным воздухозаборникам с переменной геометрией, предназначенным для охлаждения двигателей спортивных автомобилей

Изобретение относится к управлению конфигурацией воздушного потока охлаждающего вентилятора транспортного средства

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для принудительного воздушного охлаждения блоков пуско-тормозных резисторов (БПТР) электровоза с коллекторными тяговыми электродвигателями (ТЭД), работающими от высоковольтной контактной сети постоянного тока с напряжением 3000 В

Изобретение относится к автоматическим системам регулирования транспортных средств

Изобретение относится к автоматическому комбинированному микропроцессорному регулятору температуры тепловой машины с электрическим приводом вентилятора. Регулятор содержит датчик температуры тепловой машины, датчик мощности тепловой машины и датчик температуры охлаждающего воздуха, вентилятор охлаждения, управляющее устройство привода вентилятора. Вал тепловой машины соединен с валом синхронного генератора. Вал вентилятора охлаждения соединен с валом четырехскоростного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и с полюсопереключаемой статорной обмоткой. Статорная обмотка содержит 24 катушечных группы. Катушечные группы соединены с восемью переключателями катушечных групп и переключателем соединения двигателя со статорной обмоткой синхронного генератора. Датчик температуры тепловой машины подключен к первому сравнивающему устройству. Датчик мощности тепловой машины и датчик температуры охлаждающего воздуха связаны со вторым и третьим сравнивающими устройствами посредством первого и второго устройств коррекции статических характеристик датчиков. Первое, второе и третье сравнивающие устройства связаны соответственно с первым, вторым и третьим задающими устройствами и с устройством суммирования. Устройство суммирования подключено к управляющему устройству привода вентилятора. Технический результат заключается в повышении надежности электропривода системы регулирования температуры. 1 табл., 9 ил.

Изобретение относится к устройству охлаждения, препятствующему обратному протеканию выходящего воздуха, которое содержит теплообменник (11), вентилятор (12) всасывающего типа, установленный с одной стороны теплообменника таким образом, чтобы направлять воздух через теплообменник, при этом с одной стороны вентилятора, где выпускается воздух, образуется зона отрицательного давления, отличающемуся тем, что в зоне отрицательного давления вентилятора всасывающего типа установлен компонент (17) блокировки воздуха для препятствования обратному протеканию воздуха, выходящего из вентилятора всасывающего типа, в вентилятор всасывающего типа. Настоящее изобретение также относится к машине, содержащей такое устройство охлаждения. Изобретение обеспечивает повышение охлаждающего эффекта системы охлаждения. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам охлаждения двигателя внутреннего сгорания и очистки охлаждающего воздуха

Наверх