Способ получения магниевого сплава

 

Изобретение относится к металлургии, авиационной техники, а именно к получению высокочистых коррозионно-стойких сплавов на основе магния. Предложен способ получения магниевого сплава, включающий плавление шихты, легирование, перемешивание магниевого расплава до гомогенного состояния, рафинирование расплава от железа, причем согласно изобретению рафинирование расплава ведут цирконием из лигатуры магний - цирконий при соотношении циркония к железу в расплаве 0,1-2,0, лигатуру магний - цирконий вводят в расплав в количестве 0,1-0,2% от веса шихты при температуре 710-735oС, причем лигатуру магний - цирконий вводят в расплав совместно с титановой губкой при соотношении титана и железа в расплаве 0,5-2,5, и легирование расплава проводят алюминием и одним или несколькими металлами, выбранными из группы, состоящей из цинка, марганца, кальция, кадмия, бериллия и редкоземельных металлов. Полученный сплав имеет мелкозернистую структуру, повышенные коррозионную и механическую стойкости. Обеспечивается снижение трудоемкости, расхода электроэнергии и увеличение коэффициента использования металла. 3 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к области металлургии, авиационной техники, а именно к получению высокочистых коррозионно-стойких сплавов на основе магния.

Известен способ получения магниевого сплава, в котором производят очистку расплавленного металла перемешиванием газодинамическим насосом. Рафинирование расплава магния и его сплавов проводят солями, имеющими плотность меньше плотности магния, при температуре процесса очистки [1].

Недостатком известного способа получения магния является низкая коррозионная стойкость получаемого сплава из-за насыщения расплава наиболее коррозионно-опасным хлоридом магния по реакции TiCl4+2Mg=2MgCl2+Ti Наиболее близким аналогом является способ получения магниевого сплава, включающий плавление шихты, легирование, перемешивание магниевого расплава до гомогенного состояния, рафинирование расплавленным сплавообразующим компонентом, содержащим алюминий и марганец, получение сплава под окислительным защитным газовым слоем [2].

Недостатком способа, наиболее близкого к аналогу, является недостаточно высокие коррозионная стойкость и механические свойства магниевого сплава, полученного по этому способу.

Технической задачей изобретения является разработка способа получения магниевого сплава, обладающего повышенной коррозионной стойкостью и механическими свойствами.

Техническим результатом является очистка расплава от примеси железа, получение сплава с мелкозернистой структурой, повышение коррозионной стойкости и механических свойств, снижение трудоемкости технологического процесса и расхода электроэнергии, увеличение коэффициента использования металла.

Технический результат достигается тем, что предложен способ получения магниевого сплава, включающий плавление шихты, легирование, перемешивание магниевого расплава до гомогенного состояния и рафинирование расплава от железа, в котором рафинирование расплава ведут цирконием из лигатуры магний - цирконий при соотношении циркония к железу в расплаве 0,12,0. Лигатуру магний - цирконий вводят в расплав в количестве 0,1-0,2% от веса шихты при температуре 710-735oС.

Лигатуру магний - цирконий вводят в расплав совместно с титановой губкой при соотношении титана к железу в расплаве 0,5-2,5.

Легирование расплава проводят алюминием и одним или несколькими металлами, выбранными из группы: цинк, марганец, кальций, кадмий, бериллий, РЗМ.

Авторами установлено, что использование в малых количествах (0,1-0,2% от веса шихты) лигатуры магний - цирконий, при соотношении циркония к железу в расплаве 0,12,0, или совместное введение ее с титановой губкой при соотношении титана к железу в расплаве 0,52,5, в качестве рафинирующей добавки в предлагаемом способе приводит к очистке расплава от примеси железа, получению сплава с мелкозернистой структурой, повышению коррозионной стойкости и механических свойств.

Примеры осуществления.

Предлагаемый способ получения магниевого сплава был опробован в лабораторных и производственных условиях.

Пример 1 (приготовление сплава AZ91Hp) В тигель емкостью 1800 кг загружали 1636 кг магния с примесью железа, расплавляли его и при достижении температуры расплава 700oС проводили легирование. В расплав вводили 162 кг алюминия, 13 кг цинка и 5 кг марганца, перемешивали до гомогенного состояния, а при достижении температуры 720oС в расплав вводили 0,3 кг лигатуры алюминий - бериллий и проводили рафинирование введением лигатуры магний - цирконий в количестве 18 кг (0,15% от веса шихты) для достижения соотношения циркония к железу в расплаве 0,5, затем проводили перемешивание и выстаивание, контролировали химический состав полученного сплава и при температуре 710oС разливали сплав в чушки на литейном конвейере.

Пример 2 (приготовление сплава МЛ5пч) В тигель емкостью 10 кг загружали 9,1 кг магния, расплавляли его и при достижении температуры расплава 710oС проводили легирование. В расплав вводили 0,8 кг алюминия, 0,06 кг цинка и 0,04 кг марганца, перемешивали расплав до гомогенного состояния, а при достижении температуры 735oС проводили рафинирование введением в расплав 0,133 кг лигатуры магний - цирконий в количестве 0,2% от веса шихты совместно с титановой губкой для достижения соотношения в расплаве циркония к железу 0,67, а титана к железу 1,25, затем проводили перемешивание и выстаивание. При температуре 730oС сплав разливали в кокиль и в песчаные формы.

Коррозионная стойкость в 3%-м растворе NaCl за 48 часов по количеству выделившегося водорода и механические свойства сплава полученного по предлагаемому способу приведены в таблице.

Анализ таблицы показывает, что коррозионная стойкость магниевого сплава, полученного по предлагаемому способу, в 1,9-3,0 раза превосходит коррозионную стойкость сплава, полученного по способу-прототипу, а повышение механических свойств составляет по пределу прочности на 8,7-16,9%; по относительному удлинению на 50-75%.

Источники информации 1. А.с. СССР 884309.

2. Патент РФ 2103404.

Формула изобретения

1. Способ получения магниевого сплава, включающий плавление шихты, легирование, перемешивание магниевого расплава до гомогенного состояния, рафинирование расплава от железа, отличающийся тем, что рафинирование расплава ведут цирконием из лигатуры магний - цирконий при соотношении циркония и железа в расплаве 0,1-2,0.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что лигатуру магний - цирконий вводят в расплав в количестве 0,1-0,2% от веса шихты при температуре 710-735oС.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что лигатуру магний - цирконий вводят в расплав совместно с титановой губкой при соотношении титана и железа в расплаве 0,5-2,5.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что легирование расплава проводят алюминием и одним или несколькими металлами, выбранными из группы, состоящей из цинка, марганца, кальция, кадмия, бериллия и редкоземельных металлов.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и авиастроения, где могут быть применены магниевые сплавы в качестве легкого высокотехнологичного конструкционного материала при изготовлении тонкостенных изделий сложной конфигурации
Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к способам приготовления магния и его сплавов в открытых печах

Изобретение относится к сплавам из бериллия и магния с содержанием 1 - 99 мас.% бериллия без интерметаллического соединения МgВе13

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано в производстве дисков автомобильных и авиационных колес
Изобретение относится к литейным магниевым сплава, имеющим диапазон температуры затвердевания не более 50oC
Изобретение относится к литейным магниевым сплава, имеющим диапазон температуры затвердевания не более 50oC

Изобретение относится к области металлургии, в частности к сплавам на основе магния, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала в авиации, космонавтике, автомобилестроении и других отраслях техники

Изобретение относится к сплавам на основе магния, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала

Изобретение относится к производству магниевых сплавов, используемых в качестве конструкционного материала в авиастроении, автомобильной промышленности

Изобретение относится к цветной металлургии и может быть использовано в приготовлении сплавов цветных металлов, в частности магния с цирконием

Изобретение относится к металлургии, авиационной технике, а именно к получению высокочистых коррозионно-стойких сплавов на основе магния

Изобретение относится к металлургии, авиационной технике, а именно к получению высокочистых коррозионно-стойких сплавов на основе магния

Изобретение относится к сплавам на основе магния, в частности к составу магниевых сплавов и способам их получения, которые находят широкое применение в автомобильной промышленности

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к получению сплавов на основе магния, и способам их обработки

Изобретение относится к металлургии редких металлов, точнее к технологии сплавов алюминия с редкоземельными элементами - скандием, иттрием и лантанидами

Изобретение относится к сплавам на основе магния, в частности к составу магниевых сплавов и способам их получения, которые находят широкое применение в автомобильной промышленности

Изобретение относится к сплавам на основе магния, в частности к составу магниевых сплавов и способам их получения, которые находят широкое применение в автомобильной промышленности

Изобретение относится к металлургии, получению сплавов для литья под давлением
Наверх