Скребковая цепная лента для цепных скребковых конвейеров

 

Изобретение относится к транспортирующим устройствам, а именно к скребковой цепной ленте для цепных скребковых конвейеров с одинарной или двойной промежуточной цепью. Скребковая цепная лента для цепных скребковых конвейеров содержит скребки, разъемно присоединенные к горизонтальным цепным звеньям одно- или двухрядной цепной ленты. Служащие для присоединения скребков горизонтальные цепные звенья выполнены по типу распорочных звеньев с прочными центральными распорками, к которым присоединены скребки. Горизонтальные цепные звенья имеют внутренние отверстия, поперек которых расположены центральные распорки. При этом в средней зоне скребков под их перемычкой выполнены горизонтальные цепные звенья с цапфами и карманообразные выемки для приема блокировочных элементов, открытые к основанию скребков и/или к их передней или задней стороне. Повышается надежность работы. 34 з.п.ф-лы, 17 ил.

Изобретение относится к скребковой цепной ленте для цепных скребковых конвейеров, в частности, выполненных в виде скребковых конвейеров с одинарной или двойной промежуточной цепью, содержащей скребки, разъемно присоединенные к горизонтальным цепным звеньям одно- или двухрядной цепной ленты.

В частности, изобретение направлено на скребковые цепные ленты дня высокопроизводительных цепных скребковых конвейеров, используемых в подземных горных работах, и прежде всего в лавах большой длины.

В то время как в прошлом для скребковых цепей цепных скребковых конвейеров использовались изготовленные из круглой проволоки звенные цепи стандартных величин, у горных конвейеров уже давно произошел переход к использованию для скребковых цепей звенных цепей особой формы, с тем чтобы это отвечало постоянно растущим требованиям к усилиям натяжения и эксплуатационной характеристике скребковых цепей. Для того чтобы у имеющихся цепных скребковых конвейеров можно было использовать более крепкие цепи, отвечающие повышенной потребной мощности цепных скребковых конвейеров, согласно уровню техники было предложено выполнить вертикальные цепные звенья на их параллельных продольных коленах с лыской и в соответствии с этим без уменьшения сечения уменьшить по конструктивной высоте до размера, соответствующего стандартизированной круглозвенной цепи небольшой толщины (DE 3234137 С3, DE 3615734 С3).

Далее значительные усилия были направлены на то, чтобы улучшить ходовую и нагрузочную характеристики высоконагруженных при эксплуатации скребковых цепей, в частности, в отношении характеристики их удлинения и их взаимодействия с приводными звездочками. Так, например, известно использование для горизонтальных цепных звеньев скребковых цепей специальных звеньев, которые в своей носовой части выполнены усиленными и расширенными, что уменьшает удельное давление при вращении цепей вокруг звездочек и тем самым износ взаимодействующих между собой поверхностей горизонтальных цепных звеньев и зубьев звездочек (DE 2247300 В 2, DE 3219178 С2, DE 3235474 С2). У этих цепей для вертикальных звеньев используются обычные звенья из круглой проволоки в сварном выполнении.

Для используемых в горных работах цепных скребковых конвейеров известны многочисленные выполнения скребков с различными присоединениями к цепным лентам. Наиболее распространены скребки, разъемно и с возможностью замены присоединяемые путем свинчивания к цепным звеньям, в большинстве случаев горизонтальным цепным звеньям скребковых цепных лент, состоящих из круглозвенных цепей (DE 1937608 В2, DE-U 8134429.5). Помимо этого, согласно уровню техники также уже предлагалось присоединять скребки к скребковым цепям без резьбовых соединений, т.е. за счет того, что цельные скребки на их головной стороне снабжают карманообразными выемками, в которых подвешивают горизонтальные звенья одно- или двухрядной скребковой цепи, причем прочное на растяжение соединение скребков с цепями происходит за счет того, что скребки снабжают цапфами, которые входят во внутренние отверстия горизонтальных цепных звеньев (DE 2106967 А1). Наконец известны также выполнения скребков, у которых для фиксации скребков на горизонтальных цепных звеньях скребковой цепной ленты используются блокировочные планки, которые разъемно закрепляют на основании скребков посредством тяжелых стяжных штифтов и которые закрывают постельные выемки скребков для приема горизонтальных звеньев в направлении основания скребков (DE-U 1949166).

Задачей изобретения является прежде всего создание скребковой цепной ленты для высокопроизводительных цепных скребковых конвейеров, в частности горных конвейеров, которая обеспечивает надежное присоединение скребков к одно- или двухрядной скребковой цепи при сравнительно простом выполнении скребков, в частности, тогда, когда для скребковой цепи используется звенная цепь с высоким натяжением, которая отвечает высоким нагрузкам на цепь, необходимым при больших расстояниях транспортировки и соответственно высокой потребной мощности цепных скребковых конвейеров.

Названная задача решается согласно изобретению за счет того, что служащие для присоединения скребков горизонтальные цепные звенья выполнены по типу распорочных цепных звеньев, к прочным центральным распоркам которых, проходящим поперек через их внутреннее отверстие, присоединены скребки. В центральных распорках горизонтальных цепных звеньев преимущественно выполнены отверстия для вставки прочно расположенных на скребках цапф, причем расположение целесообразно выбрано так, что направленные к основанию скребков цапфы расположены на охватывающих сверху скребковую цепную ленту перемычках скребков. Вместо этого, однако, возможно также расположение, при котором служащие для присоединения скребков горизонтальные цепные звенья содержат на своих центральных распорках соединительные элементы, прежде всего выступающие цапфы и т.п. для присоединения скребков. Эти соединительные элементы или цапфы и т. п. целесообразно выполняют за одно целое с горизонтальными цепными звеньями или их центральными распорками.

У скребковой цепной ленты согласно изобретению присоединение скребков осуществляется, таким образом, к горизонтальным цепным звеньям одно- или двухрядной скребковой цепи, причем эти горизонтальные цепные звенья выполнены в виде усиленных своими центральными распорками специальных звеньев по типу распорочных цепных звеньев. Эти крепкие специальные звенья образуют базовые элементы для присоединения скребков, осуществляемого различным образом, в предпочтительном выполнении, однако, посредством неподвижно, преимущественно монолитно установленных на скребках соединительных цапф, вставляемых в выполненные в центральных распорках горизонтальных цепных звеньев отверстия, за счет чего создается прочное на растяжение присоединение скребков, причем сцепление цапф может быть фиксировано блокировочными элементами. Вместо этого соединительные цапфы, как уже сказано, могут быть неподвижно, преимущественно монолитно установлены на центральных распорках горизонтальных цепных звеньев, возвышаясь вверх, причем отверстия для вставки цапф в этом случае выполнены в самих скребках. Во всех этих случаях с помощью цапфовых вставных соединений осуществляется надежное и легко производимое присоединение скребков к горизонтальным цепным звеньям скребковой цепной ленты. У скребковой цепной ленты согласно изобретению либо все горизонтальные цепные звенья, либо только служащие для присоединения скребков горизонтальные цепные звенья могут быть выполнены в виде распорочных цепных звеньев.

Как уже сказано, у скребковой цепной ленты согласно изобретению прочное на растяжение соединение скребков с горизонтальными цепными звеньями осуществляется предпочтительно за счет вставляемых в отверстия в центральных распорках горизонтальных цепных звеньев или в скребках соединительных цапф, которые могут быть выполнены соответственно прочными и иметь также различные сечения. Скребки проходят в режиме транспортировки, как обычно, в направляющих каналах боковых профилей транспортного желоба, так что они не могут выйти из зацепления со скребковой цепной лентой. Для достижения, однако, надежной фиксации присоединений скребков рекомендуется фиксировать сцепление цапф посредством блокировочных элементов, которые могут взаимодействовать с цапфами или могут быть расположены на цапфах, однако могут также сами неподвижно находиться на самом скребке. Фиксация присоединений скребков осуществляется при этом различным образом, преимущественно без сложных и восприимчивых резьбовых фиксаторов.

В предпочтительной форме выполнения изобретения скребки фиксируют на горизонтальных цепных звеньях скребковой цепной ленты посредством вращающейся блокировки, причем цапфы содержат на своих свободных концах кулачковые блокировочные элементы и т.п., приводимые в блокирующее положение за счет относительного вращательного движения между скребком и горизонтальным цепным звеном вокруг оси цапфы. Если цапфы расположены на скребках, то кулачковые блокировочные элементы охватывают снизу в блокирующем положении горизонтальные цепные звенья, за счет чего скребки надежно фиксированы от отделения от этих цепных звеньев. Это выполнение фиксации скребков отличается особенно простыми формой и обращением, а также высокой эксплуатационной надежностью и обеспечивает простое и быстрое присоединение скребков к скребковой цепной ленте, а также, в случае необходимости, также быструю замену скребков при эксплуатации. Предпочтительные признаки выполнения этой фиксации скребков, выполненной в виде вращающейся блокировки, приведены в отдельных пунктах формулы изобретения.

Для фиксации присоединений скребков к горизонтальным цепным звеньям скребковой цепной ленты могут быть предусмотрены также отличные от описанных блокировочные устройства, например, надеваемые на соединительные цапфы блокировочные элементы, в частности, разъемно надеваемые на цапфы блокировочные планки. У неподвижно установленных на скребках цапф последние выполняют целесообразно так, что они своими свободными концами выступают вниз из отверстий для вставки в горизонтальных цепных звеньях, причем блокировочные элементы на свободных концах цапф находятся в блокирующем зацеплении. При этом цапфы могут иметь на своих свободных концах блокировочные выемки для зацепления выполненных на блокировочных элементах блокировочных выступов и т.п. Вместо этого цапфы могут иметь на своих свободных концах также поперечно направленные блокировочные носики и т.п., охватываемые сверху блокировочными планками, которые охватывают снизу горизонтальные цепные звенья. Блокировочные планки, выполненные в виде отделяемых присоединительных деталей, могут одновременно образовать в зоне присоединения скребков к горизонтальным цепным звеньям поводковые поверхности скребков. Вместо этого можно также обеспечить фиксацию присоединений скребков только за счет их формы, т. е. за счет прочно и неразъемно расположенных на скребках деталей, которые охватывают снизу надетые на цапфы горизонтальные цепные звенья скребковой цепной ленты.

В другом предпочтительном выполнении изобретения скребки имеют в своей средней зоне под своей в форме мостика перемычкой или головной частью открытые к основанию и/или вбок карманообразные выемки, в которых находятся цапфы и которые принимают горизонтальные цепные звенья, а также блокировочные элементы. При этом расположение выбирают предпочтительно так, что расположенные в карманообразных выемках скребков блокировочные планки кромками своих оснований лежат приблизительно в плоскости оснований скребков, так, что блокировочные планки полностью или в значительной степени закрывают находящиеся в средней зоне скребков карманообразные выемки в направлении оснований скребков.

Блокировочные элементы могут удерживаться и фиксироваться в своем блокирующем положении на скребках только за счет своей блокировки с геометрическим замыканием, а именно, с одной стороны, за счет блокировки с геометрическим замыканием с цапфами, а с другой стороны, за счет блокировки с геометрическим замыканием с расположенной на расстоянии от блокировки с цапфами частью скребка, образованной у двухрядной скребковой цепной ленты для цепных скребковых конвейеров с двойной промежуточной цепью второй цапфой скребка. Скребки содержат, следовательно, по две параллельные, прочно расположенные на боковом расстоянии параллельно друг другу вертикальные цапфы, каждая из которых входит в отверстие для вставки в обеих расположенных на боковом расстоянии рядом друг с другом горизонтальных цепных звеньях обеих скребковых цепей и фиксированы в зацеплении посредством общей блокировочной детали. Здесь предпочтительно используется блокировочная планка, содержащая возвышающееся колено, входящее в промежуток между обоими параллельными горизонтальными цепными звеньями, и блокировочное колено, охватывающее снизу оба горизонтальных цепных звена, через которые проходят цапфы. Во взаимодействующих с общим скребком горизонтальных цепных звеньях двухрядной скребковой цепи на их обращенных друг к другу сторонах целесообразно по центру выполнено по одной дугообразно вогнутой опорной выемке, причем возвышающееся колено блокировочной планки входит в эти опорные выемки соответственно выпуклыми опорными поверхностями. Таким образом, можно получить присоединение скребков без необходимости использования для фиксации положения блокировочных элементов или блокировочных планок дополнительных предохранительных элементов, например, винтов, стяжных штифтов, клиньев и т.п. Это значительно упрощает конструирование и сборку скребковой цепной ленты.

В предпочтительной форме выполнения изобретения блокировочные планки расположены на скребках неподвижно, преимущественно монолитно, а именно у двухрядной скребковой цепи таким образом, что на каждом скребке направленная к дну транспортного желоба блокировочная планка неподвижно установлена в зоне карманообразной выемки между обеими цапфами на головной перемычке скребка и при этом боковыми блокировочными выступами и т.п. охватывает снизу оба надетых на соединительные цапфы горизонтальных цепных звена, за счет чего происходит фиксация присоединения скребков. При этом рекомендуется присоединить к неподвижной блокировочной планке, преимущественно с возможностью легкого отделения, дистанционный элемент в виде пластины, который выступающими вбок за блокировочную планку преимущественно скругленными боковыми частями входит в опорные выемки, выполненные по центру в продольных коленах обоих служащих для присоединения скребков горизонтальных цепных звеньев, и тем самым дистанцирует оба горизонтальных цепных звена на их параллельном боковом расстоянии друг от друга так, что они в режиме транспортировки удерживаются на взаимном параллельном расстоянии. Названный дистанционный элемент может быть выполнен в виде простой пластмассовой детали. Его целесообразно фиксируют на неподвижной блокировочной планке в поперечном направлении посредством соединения с геометрическим замыканием паз-гребень. Преимущественно дистанционный элемент присоединен к неподвижной блокировочной планке с возможностью легкого отделения, например посредством простого соединения штифтом, цапфой и т.п.

Независимо от данного выполнения фиксации скребков их целесообразно выполняют за одно целое. При этом каждый скребок может содержать проходящую по его длине скребковую перемычку, которая с обеих сторон карманообразной выемки содержит проходящие по участку длины обоих крыльев скребка, направленные к дну транспортного желоба поводковые планки и т.п., образующие на обоих крыльях скребка поводковые поверхности для транспортируемой по транспортному желобу горной массы, причем скребок на участке длины открытой в направлении транспортировки и к дну транспортного желоба карманообразной выемки для приема горизонтального цепного звена или пары цепных звеньев содержит расположенную на перемычке цапфу или соответственно пару цапф.

У скребковой цепной ленты согласно изобретению горизонтальные цепные звенья целесообразно имеют отличную от вертикальных цепных звеньев форму, причем вертикальные цепные звенья преимущественно выполняют в виде серьгообразных цепных звеньев в сварном выполнении, не имеющих разделяющей их внутреннее отверстие центральной распорки. Это обеспечивает также возможность создания высокопрочных скребковых цепей, которые могут успешно использоваться также при очень больших длинах и соответственно высокой потребной мощности конвейеров, например, в забойных конвейерах длиной около или свыше 400 м без необходимости расчета с запасом по массе и конструктивной высоте, причем достигается также хорошая нагрузочно-ходовая характеристика скребковой цепной ленты. В этом отношении предпочтительно, если серьгообразные вертикальные цепные звенья, как известно, имеют сечение с лыской на внешнем контуре, так что даже при очень большой требуемой толщине цепи конструктивная высота скребковой цепной ленты поддерживается в определенных пределах и скребковая цепная лента может также использоваться в находящихся в эксплуатации в горных работах цепных скребковых конвейерах при обычных габаритах их транспортных желобов. Если вертикальные цепные звенья имеют огибающее их периферию, снабженное лыской профилирование, по меньшей мере, приблизительно полукруглого сечения, то они могут быть изготовлены относительно просто и экономично из катаной профильной проволоки в обычном сварном выполнении.

У скребковой цепной ленты согласно изобретению горизонтальные цепные звенья имеют на своих концевых носовых частях целесообразно внешнюю ширину, которая больше внешней ширины вертикальных цепных звеньев, причем горизонтальные цепные звенья, по меньшей мере, на своих концевых носовых частях или же по всей своей длине имеют целесообразно внешнюю ширину, которая, по меньшей мере, на 30-60% больше высоты или внешней ширины вертикальных цепных звеньев. Внешнее ограничение носовых частей горизонтальных цепных звеньев при виде сверху на них преимущественно образовано при этом ограничительной поверхностью, проходящей перпендикулярно оси цепи. Большая ширина носовых частей горизонтальных цепных звеньев, как известно, улучшает характер вращения скребковой цепной ленты по приводимой звездочке и значительно уменьшает удельное давление между поперечно проходящими носовыми поверхностями горизонтальных цепных звеньев и звездочкой.

Благодаря изобретению создана, таким образом, скребковая цепная лента, которая подходит предпочтительно к высокопроизводительным конвейерам, в частности забойным конвейерам большой длины транспортировки, потребная мощность которых настолько велика, что при использовании обычных круглозвенных цепей потребовались бы звенья с толщиной круглой проволоки свыше 42 мм, в частности в пределах 46-50 мм. Таким образом, у скребковой цепной ленты согласно изобретению несущие сечения вертикальных и горизонтальных цепных звеньев рассчитаны по величине так, что толщина цепи приблизительно соответствует толщине стандартной круглозвенной цепи с диаметром проволоки 42-50 мм.

Другие предпочтительные признаки изобретения приведены в отдельных пунктах формулы изобретения и содержатся в нижеследующем описании примеров выполнения, показанных на чертеже, на котором изображают: - фиг.1 двухрядную скребковую цепную ленту согласно изобретению для цепных скребковых конвейеров с двойной промежуточной цепью при виде на отдельный скребок в продольном направлении цепного скребкового конвейера, причем служащие для присоединения скребка горизонтальные цепные звенья показаны в вертикальном разрезе; - фиг. 2 скребковую цепную ленту по фиг.1 при виде с нижней стороны скребка по линии II-II на фиг.1; - фиг.3 короткий отрезок скребковой цепной ленты по фиг.1 и 2; - фиг.4 отдельный скребок при виде по фиг.2 с обоими взаимодействующими с ним горизонтальными цепными звеньями и фиксирующей присоединение скребка блокировочной планкой при ее вводе в блокирующее положение; - фиг. 5 в соответствующем фиг. 1, однако схематично упрощенном виде альтернативное выполнение фиксации скребка с помощью Т-образной блокировочной планки, охватывающей снизу оба горизонтальных цепных звена; - фиг.6 устройство по фиг.5 также в схематично упрощенном виде с нижней стороны скребка; - фиг. 7 соответствующий фиг.1, однако также схематично упрощенный вид другой формы выполнения фиксации присоединения скребка к обоим горизонтальным цепным звеньям скребковой цепной ленты; - фиг.8 вид сверху на фиг.7; - фиг.9 также при виде сверху процесс присоединения скребка к обоим горизонтальным цепным звеньям скребковой цепной ленты;
- фиг.10 при виде сверху на отдельное горизонтальное цепное звено одно- или двухрядной скребковой цепной ленты предпочтительную форму выполнения присоединения скребка с фиксирующей его вращающейся блокировкой;
- фиг. 11 устройство по фиг.10 в вертикальном разрезе через горизонтальное цепное звено и находящуюся в блокированном положении цапфу, проходящую через отверстие для вставки;
- фиг.12 при виде сверху на отдельное горизонтальное цепное звено скребковой цепной ленты согласно изобретению измененное по сравнению с фиг.10 и 11 выполнение вращающейся блокировки;
- фиг. 13 в соответствии с фиг.1 отдельный скребок в его присоединенном положении к однорядной скребковой цепной ленте согласно изобретению для использования в цепном скребковом конвейере с одинарной промежуточной цепью;
- фиг. 14 в частичном виде скребка против направления F транспортировки предпочтительную форму выполнения скребка и его присоединения;
- фиг. 15 вид сверху по фиг.14, причем второе горизонтальное присоединительное цепное звено двухрядной скребковой цепи показано в разных угловых положениях только штрихпунктиром;
- фиг. 16 вертикальный разрез через скребок по фиг.14 и 15 в зоне его центральной карманообразной выемки;
- фиг.17 скребок по фиг.14-16 также в вертикальном разрезе через отформованный за одно целое на нем блокировочный элемент с присоединенным к нему дистанционным элементом по линии XVII-XVII на фиг.14.

Изображенные на чертеже скребковые цепные ленты состоят либо из двухрядной скребковой цепной ленты для цепного скребкового конвейера с двойной промежуточной цепью, либо из однорядной скребковой цепной ленты для цепного скребкового конвейера с одинарной промежуточной цепью, причем обе звенные цепи двухрядной скребковой цепной ленты выполнены идентично, а отдельная цепь однорядной скребковой цепной ленты соответствует звенным цепям двухрядной скребковой цепной ленты.

Как показано прежде всего на фиг.1-4, звенные цепи одно- или двухрядной скребковой цепной ленты состоят, как обычно, из шарнирно подвешенных друг в друге, шарнирно подвижных в обеих взаимно перпендикулярных плоскостях цепи, а именно стоячих, или вертикальных звеньев 1 и подвешенных в них лежачих, или горизонтальных звеньев 2. Вертикальные 1 и горизонтальные 2 цепные звенья выполнены отличными друг от друга по форме и размерам. Горизонтальные цепные звенья 2 состоят преимущественно из цельных поковок, тогда как вертикальные цепные звенья 1, как это принято у круглозвенных цепей, состоят из выполненных в виде серьги профильных проволок, которые после подвешивания в горизонтальных цепных звеньях 2 соединены на своих профильных коленах в замкнутые цепные звенья посредством стыковой сварки. Вертикальные цепные звенья имеют постоянное по окружности сечение, а именно огибающее их внешний контур сечение с лыской, преимущественно приблизительно полукруглое сечение, как это показано на фиг.1 и 2 поверхностью F1 сечения. Вертикальные цепные звенья 1 состоят, следовательно, из двух параллельных продольных колен 3 (фиг. 3), которые соединены на концах за одно целое посредством дугообразных носовых частей 4, а их овальные внутренние отверстия обозначены поз. 5. Таким образом, вертикальные цепные звенья 1 выполнены по типу обычных у круглозвенных цепей серег, имеют, однако, огибающее продольные колена 3 и носовые части 4 приблизительно полукруглое сечение F1, наружная поверхность которого с лыской обозначена поз. 6. Поз. А1 обозначена длина, поз. В1 - ширина (высота), поз. Т1 - шаг, а поз. С1 - внутренняя ширина в свету овального внутреннего отверстия 5 вертикальных цепных звеньев 1.

Параллельные плоскости транспортировки, т.е. горизонтальные, цепные звенья 2 выполнены приблизительно в виде пластины с плоскими верхней и нижней сторонами и состоят преимущественно из цельных поковок. Длина цепных звеньев 2, т.е. их размер в направлении транспортировки, обозначена поз. А2, а ширина - поз. В2 (фиг.2). Оба параллельных друг другу продольных колена 8 цепных звеньев 2 соединены за одно целое на своих обоих концах посредством носовых частей 9, внешнее ограничение которых при виде сверху на фиг.2 и 4 образовано ограничительной поверхностью 10, проходящей под прямым углом к оси цепи (направление F транспортировки). Горизонтальные цепные звенья 2 выполнены симметричными относительно их продольной и поперечной осей, причем ширина В2 этих цепных звеньев 2 определяется длиной концевых ограничительных поверхностей 10 носовых частей 9. Размер Т2 шага горизонтальных цепных звеньев 2 равен или целесообразно немного больше размера Т1 шага вертикальных цепных звеньев 1. Внутренняя ширина С2 в свету внутреннего отверстия 7 цепных звеньев 2 значительно больше внутренней ширины С1 в свету вертикальных цепных звеньев 1, причем размер С2 целесообразно на 30-50% больше размера С1, с тем чтобы вертикальные цепные звенья 1 можно было подвесить во внутренних отверстиях 7 горизонтальных цепных звеньев 2. Внутренняя ширина С2 в свету может быть при этом больше размера L лыски 6 вертикальных цепных звеньев 1 лишь на величину требуемого шарнирного зазора. Длина А2 горизонтальных цепных звеньев значительно больше длины А1 вертикальных цепных звеньев преимущественно на 40-60%. Горизонтальные цепные звенья 2 имеют по всей своей длине большую внешнюю ширину, чем вертикальные цепные звенья 1, причем размер В2 ширины целесообразно на 40-60% больше размера В1 ширины вертикальных цепных звеньев 1.

Горизонтальные цепные звенья 2 имеют на своих обеих концевых носовых частях 9 наибольший размер В2 ширины, поскольку они на своих образованных продольными коленами 8 боковых ограничениях снабжены боковыми выемками 11. В отличие от вертикальных цепных звеньев 1 горизонтальные цепные звенья 2 выполнены по типу распорочных цепных звеньев, снабженных проходящей по центру через их овальное внутреннее отверстие 1, выполненной за одно целое центральной распоркой 12, которая неподвижно и за одно целое соединена с обоими параллельными продольными коленами 8 и делит тем самым внутреннее отверстие 7 на два равных отверстия для подвешивания примыкающих вертикальных цепных звеньев 1. Как видно из фиг.2 и 3, боковые поверхности центральных распорок 12 горизонтальных цепных звеньев 2 выполнены в направлении обоих отверстий для подвешивания слегка выпукло-дугообразно скругленными. На своих носовых частях 9 горизонтальные цепные звенья 2 имеют по своей продольной средней оси круглое сечение с диаметром D (фиг.3), который меньше внешней ширины L лысок 6 вертикальных цепных звеньев 1 и внутренней ширины С2 в свету их разделенного центральной распоркой внутреннего отверстия 7. От этого лежащего по оси цепи кругового сечения с диаметром D сечение носовых частей 9 увеличивается в направлении боковых внешних ограничений цепных звеньев 2, причем в четырех угловых зонах приблизительно прямоугольных в плане цепных звеньев 2, т.е. в четырех переходных зонах между носовыми частями 9 и продольными коленами 8, сечения наибольшие. Носовые части 9 горизонтальных цепных звеньев 2 имеют на своих образованных внешними ограничениями 10 концевых поверхностях выпукло-дугообразную поверхность прилегания к звездочкам. В остальном горизонтальные цепные звенья 2 имеют по всей своей длине толщину, которая соответствует диаметру D круглого сечения их носовых частей 9 по продольной оси.

Поскольку горизонтальные цепные звенья 2 имеют на своих носовых частях 9 внешнюю ширину В2, которая значительно больше внешней ширины или высоты В1 вертикальных цепных звеньев 1, при вращении звездочек образуются сравнительно большие поверхности прилегания между внешними ограничительными поверхностями 10 цепных звеньев 2 и боковыми сторонами зубьев звездочек цепного барабана, приводящего и направляющего скребковую цепную ленту.

Как уже сказано, скребковая цепная лента согласно изобретению предназначена предпочтительно для использования в цепных скребковых конвейерах с очень большой длиной транспортировки и соответственно высокой мощностью привода, в частности, в забойных конвейерах длиной 400-500 м. При использовании стандартных круглозвенных цепей здесь следовало бы использовать цепные звенья с диаметром проволоки 42-50 мм. С целью использования скребковой цепной ленты согласно изобретению в таких высокомощных цепных скребковых конвейерах несущие сечения вертикальных 1 и горизонтальных 2 цепных звеньев рассчитывают так, чтобы они по своей прочности соответствовали обычным круглозвенным цепям с диаметром проволоки 42-50 мм.

У описанной выше звенной или скребковой цепи все горизонтальные цепные звенья 2 могут быть выполнены по типу распорочных цепных звеньев с разделяющей их внутреннее отверстие центральной распоркой 12. С другой стороны, центральной распоркой 12 могут быть снабжены лишь те горизонтальные цепные звенья, которые служат для присоединения скребков, тогда как остальные горизонтальные цепные звенья не имеют центральной распорки, а снабжены неразделенным овальным внутренним отверстием 7, в котором с требуемым шарнирным зазором подвешены примыкающие вертикальные цепные звенья 1. В этом последнем случае скребковая цепь может быть легче изготовлена.

На фиг. 1-4 изображен пример выполнения присоединения скребков к обеим параллельным друг другу скребковым цепям двухрядной скребковой цепной ленты для цепного скребкового конвейера с двойной промежуточной цепью. Как видно прежде всего из фиг.1, скребки 13 состоят из преимущественно цельной скребковой планки, оба крыла 14 которой, проходящие в направляющих каналах транспортного желоба, соединены в головной зоне скребка посредством жесткой перемычки 15. Под перемычкой 15 в скребке 13 выполнена открытая к основанию 16, т.е. к дну транспортного желоба, карманообразная выемка 17, которая принимает оба расположенных взаимно параллельно на боковом расстоянии друг от друга горизонтальных присоединительных цепных звена 2 двухрядной скребковой цепной ленты, опирающейся при этом на нижнюю сторону 18 перемычки 15. Скребок 13 содержит на своей головной или скребковой перемычке 15 направленные вертикально к дну транспортного желоба, жестко расположенные на боковом расстоянии между обеими скребковыми цепями скребковой цепной ленты цапфы 19, которые проходят через отверстия 20 для вставки, расположенные посередине в центральных распорках обоих горизонтальных цепных звеньев 2, и своими свободными нижними концами выступают из отверстий 20, так что может быть установлен блокировочный элемент 21 в виде блокировочной планки, которая фиксирует зацепление цапф и тем самым присоединение скребка к обоим горизонтальным цепным звеньям 2. Цапфы 19 выполнены преимущественно цилиндрическими, тогда как отверстия 20 в цепных звеньях 2 выполнены круглыми. Из фиг.1 видно, что цапфы 19 имеют на своих выступающих из отверстий 20 свободных концах по одной боковой блокировочной выемке 22 для зацепления блокировочных выступов 23, выполненных на блокировочной планке 21. Из фиг.1 видно также, что образующая блокировочный элемент блокировочная планка 21 в своем блокирующем положении, по меньшей мере, в значительной степени закрывает карманообразную выемку 17 в средней зоне скребка 13 в направлении дна транспортного желоба, причем кромка 21' ее основания лежит приблизительно в плоскости основания 16 скребка. Блокировочная планка 21 имеет приблизительно Т-образную форму и выполнена в виде пластинообразной плоской планки, толщина которой значительно меньше длины L вертикальных цепных звеньев 1. Блокировочная планка 21 содержит, следовательно, на одном отрезке возвышающееся колено 24, выходящее снизу в промежуток между обоими горизонтальными цепными звеньями 2 и имеющее на своих обоих противоположных вертикальных боковых ограничениях выпуклую поверхность 25, с помощью которой блокировочная планка опирается в соответственно дугообразно вогнутой опорной выемке 26 на обращенных друг к другу боковых поверхностях параллельных цепных звеньев 2, как это видно прежде всего из фиг.2. Опорные выемки 26 выполнены в центре цепных звеньев 2 или их продольных колен 8. Под возвышающимся коленом 24 узкая блокировочная планка 21 содержит охватывающее снизу оба горизонтальных цепных звена 1 расширенное блокировочное колено 27, снабженное блокировочными выступами 23, входящими в блокировочные выемки 22 обеих цапф 19. Блокировка с геометрическим замыканием блокировочной планки 21 на обеих цапфах 19 фиксирует присоединение скребков к обоим горизонтальным цепным звеньям 2. Фиксации блокировочной планки 21 в изображенном блокирующем положении с помощью дополнительных предохранительных элементов не требуется, поскольку блокировочная планка фиксируется в своем блокирующем положении за счет соединения с геометрическим замыканием с цапфами 19 и горизонтальными цепными звеньями.

На фиг. 4 при виде с нижней стороны скребка изображен процесс вставки блокировочной планки 21 в блокирующее положение с предварительной вставкой соответствующего скребка 13 его обеими цапфами 19 в отверстия 20 обоих горизонтальных цепных звеньев 2. При ослабленной скребковой цепной ленте ее соответствующие присоединительные цепные звенья 2 могут быть повернуты относительно надетой скребковой планки 13 в положение на фиг.4, после чего блокировочную планку 21 ее возвышающимся коленом 24 вводят в образовавшееся за счет этого свободное пространство между обоими цепными звеньями 2 и при этом ее скругленными опорными или боковыми поверхностями 25 помещают в вогнутые опорные выемки 26 цепных звеньев 2, так что при повороте этих цепных звеньев 2 назад в параллельное положение на фиг.1 и 2 блокировочные выступы 23 входят в боковые блокировочные выемки 22 цапф 19, что обеспечивает фиксацию присоединения скребка. В рабочем состоянии, т.е. в режиме транспортировки, обе скребковые цепи двухрядной скребковой цепной ленты, как обычно, натянуты, так что поворот служащих для присоединения скребков горизонтальных цепных звеньев 2 в положение на фиг.4 невозможен, и тем самым вставленные блокировочные планки на каждом присоединении скребка фиксированы в своем блокирующем положении только за счет геометрического замыкания. Видно, что с помощью этой фиксации присоединений скребков без винтов монтаж и замена скребков значительно упрощены.

На фиг.5 и 6 изображено альтернативное выполнение для фиксации присоединения скребка с помощью изображенной на фиг.1-4 блокировочной планки 21 приблизительно Т-образной формы, которая содержит здесь на обоих концах своего нижнего блокировочного колена 27, охватывающего снизу оба горизонтальных цепных звена 2, по одному смещенному вверх относительно кромки 21' основания блокировочному выступу 23, который охватывает сверху блокировочный носик 22', прочно расположенный на нижнем свободном конце цапфы 19 и выступающий относительно цилиндрической цапфы в поперечном направлении, фиксируя за счет этого присоединение скребка к горизонтальным цепным звеньям 2 двухрядной скребковой цепной ленты. В остальном к этой форме выполнения относится все сказанное выше в связи с фиг.1-4. Понятно, что у формы выполнения на фиг.5 и 6 отверстия 20 для вставки в центральных распорках 12 горизонтальных цепных звеньев 2 выполнены некруглыми, приблизительно наподобие замочной скважины, так, что соединительные цапфы 19 могут быть введены их выступающими поперек блокировочными носиками 22' в отверстия 20 или горизонтальные цепные звенья 2 могут быть надеты снизу на соединительные цапфы 19 скребка 13, после чего, как описано, блокировочную планку 21 вводят в изображенное блокирующее положение. Отверстия 20 для вставки выполнены здесь в виде паза, причем их более длинная ось перпендикулярна продольной оси цепных звеньев 2. В остальном горизонтальные цепные звенья 2 и здесь выполнены симметричными относительно опорных выемок 26. На фиг.6 для упрощения чертежа изображено лишь одно вертикальное цепное звено 1, подвешенное в отверстии горизонтального цепного звена 2, а сцепление блокировочной планки 21 с блокировочным выступом 23 на блокировочном носике 22' показано только для одного из обоих цепных звеньев 2.

На фиг. 7-9 изображена при виде на фиг.1, 2 и 4 другая схематично упрощенная форма выполнения присоединения скребка к описанным горизонтальным цепным звеньям 2 двухрядной скребковой цепной ленты для цепного скребкового конвейера с двойной промежуточной цепью, причем здесь для фиксации присоединения скребка не используется блокировочная планка, отдельно вставляемая в качестве отделяемой детали. В то время как в описанных выше примерах выполнения находящаяся в блокирующем положении блокировочная планка 21 закрывает карманообразную выемку 17 скребка 13 почти на полную ширину в зоне между обоими цепными звеньями 2 и под ними и здесь в режиме транспортировки цепного скребкового конвейера образует поводковую поверхность для транспортируемой по транспортному желобу горной массы, у формы выполнения на фиг.7-9 предусмотрена прочно и преимущественно за одно целое соединенная со скребком 13 блокировочная планка 21'', которая также имеет приблизительно Т-образную форму и прочно расположена на верхней перемычке 15 скребка между обоими горизонтальными цепными звеньями 2 двухрядной скребковой цепной ленты. Блокировочная планка 21'' разделяет здесь расположенную под сплошной перемычкой 15 скребка карманообразную выемку 17 на два узких приемных кармана, каждый из которых принимает одно из обоих горизонтальных цепных звеньев 2 двухрядной скребковой цепной ленты. Из фиг.7 видно, что оба надетых на цилиндрические цапфы 19 цепных звена 2 опираются своими обращенными друг к другу сторонами или продольными коленами 8 на более широкое блокировочное колено 27, а своими другими, внешними продольными коленами 8 - на соответствующие выступы 29, соединенные со скребками 13 также прочно и преимущественно за одно целое. Таким образом, фиксируется присоединение скребков, т.е. исключено приподнимание скребков 13 от горизонтальных цепных звеньев 2 двухрядной скребковой цепной ленты в режиме транспортировки. Из фиг.7 видно также, что здесь цапфы 19 не обязательно должны выступать вниз из отверстий 20 для вставки в центральных распорках 12 цепных звеньев 2 для фиксации присоединения скребков. Как видно из фиг.8, промежуток между обоими надетыми на цапфы 19 горизонтальными цепными звеньями 2 и частично также под ними закрыт посредством прочно расположенной на скребке, образованной одной стенкой перемычки блокировочной планки 21'', образующей в средней зоне скребка его поводковую поверхность дня горной массы. Присоединение отдельных скребков 13 к горизонтальным цепным звеньям 2 двухрядной скребковой цепной ленты поясняется на фиг. 9. У ослабленных скребковых цепей оба их горизонтальных цепных звена 2 надевают снизу в показанном здесь наклонном положении их отверстиями 20 для вставки на цапфы 19. Этому не препятствует прочно расположенная на скребке блокировочная планка 21'', поскольку она своими возвышающимися коленами 24' входит в боковые опорные выемки 26, так что в этом наклонном положении цепные звенья 2 могут быть беспрепятственно надеты снизу на цапфы 19. Блокировочная планка 21'' расположена при этом со смещением относительно соединяющей обе цапфы 19 средней линии скребка к его задней стороне. В наклонном положении на фиг.9 блокировочная планка 21'' входит в боковые опорные выемки 26, тогда как на противоположной стороне блокировочные выступы 29 могут входить в находящиеся здесь выемки 26 цепных звеньев 2, так что последние могут быть беспрепятственно установлены на скребке посредством блокировочных колен 27, 29 и надеты на цапфы 19. Если затем горизонтальные цепные звенья 2 поворачивают в их нормальное параллельное положение на фиг.8, а именно вокруг вертикальных осей цапф 19, то возникает показанное на фиг.7 блокирующее положение, в котором горизонтальные цепные звенья 2 остаются в своем параллельном положении по отношению друг к другу на фиг.8, и тем самым присоединение скребков сохраняется. Отделение скребков 13 от горизонтальных цепных звеньев 2 двухрядной скребковой цепной ленты происходит в порядке, обратном описанному в связи с фиг.9 присоединению скребков. Боковые опорные выемки 26 горизонтальных цепных звеньев 2 служат здесь лишь для отделения скребков от скребковой цепной ленты, а не для зацепления возвышающегося колена 24' неподвижной блокировочной планки 21''. Видно, что при присоединении скребков на фиг.7-9 для их фиксации на скребковой цепной ленте не требуется использовать отделяемые детали, которые после надевания горизонтальных цепных звеньев 2 на соединительные цапфы 19 фиксируют их зацепление.

То же относится к форме выполнения скребковой цепной ленты согласно изобретению на фиг.10 и 11. От одно- или двухрядной скребковой цепной ленты, соответствующей одной из описанных выше скребковых цепных лент, здесь изображено только одно горизонтальное цепное звено 2, а на фиг.10 - одно вертикальное цепное звено 1, подвешенное во внутреннем отверстии горизонтального цепного звена 2. Фиксация скребков 13, присоединенных к скребковой цепной ленте или ее горизонтальным цепным звеньям 2 с помощью соединительных цапф 19, осуществляется здесь посредством вращающейся блокировки. При этом цапфы 19 имеют на своих свободных концах, выступающих вниз из отверстий 20 для вставки в центральных распорках 12 горизонтальных цепных звеньев 2, расширения, образующие блокировочные кулачки 30, которые расположены на диаметрально противоположных сторонах цапфы 19, выполненной цилиндрической в зоне прохождения через отверстие 20 для вставки, и охватывают снизу центральную распорку 12 соответствующего горизонтального цепного звена 2, что обеспечивает фиксацию зацепления цапф в отверстиях 20 для вставки в цепных звеньях 2 и, следовательно, присоединение скребков к горизонтальным цепным звеньям 2. Для того чтобы снабженные блокировочными кулачками 30 цапфы 19 можно было ввести в отверстия 20 для вставки в горизонтальных цепных звеньях 2, отверстия, как видно из фиг.10, выполнены приблизительно в виде замочной скважины таким образом, что их сечение приблизительно соответствует сечению свободных нижних концов цапф 19, где находятся блокировочные кулачки 30. Таким образом, отверстие 20 для вставки в цепном звене 2 имеет среднее, соответствующее цилиндрической форме цапфы 19 круглое сечение 20', которое на обеих противоположных сторонах имеет приблизительно прямоугольное здесь расширение 20'', соответствующее форме блокировочных кулачков 30. Центр отверстий 20 для вставки находится посередине центральной распорки 12 и, следовательно, посередине цепного звена 2, тогда как продольная ось Х выполненных в виде пазов отверстий 20 для вставки проходит по средней оси центральной распорки 12, т.е. в поперечном направлении цепного звена 2. Видно, что горизонтальное цепное звено 2 может быть надето на цапфу 19 в положении поворота, в котором ее расширения 20'' в виде замочной скважины совпадают с блокировочными кулачками 30. После надевания горизонтального цепного звена 2 на цапфу 19 цепное звено 2 поворачивают в нормальное положение присоединения относительно цапфы 19, например на 30-50o, в результате чего оба блокировочных кулачка 30 охватывают снизу центральную распорку 12 и тем самым фиксируют присоединение скребков. Также в этой предпочтительной форме выполнения блокировки скребков для фиксации их присоединения не используются присоединяемые отделяемые детали, так что присоединение скребков и их замена могут производиться очень просто и быстро.

Понятно, что описанная выше в связи с фиг.10 и 11 вращающаяся блокировка, служащая для фиксации присоединения скребков, может быть использована как в однорядной, так и в двухрядной скребковой цепной ленте.

В описанной выше вращающейся блокировке присоединений скребков соединительная цапфа 19 вместо двух блокировочных кулачков 30 может быть также снабжена отличным от этого числом блокировочных кулачков 30. Такое альтернативное выполнение изображено на фиг.12. Цапфа 19 скребка содержит здесь четыре блокировочных кулачка 30, расположенных кресто- или звездообразно, которые охватывают снизу в показанном блокирующем положении центральную распорку 12 горизонтального цепного звена 2 и тем самым фиксируют присоединение скребка. В соответствии с конфигурацией несущего блокировочные кулачки 30 свободного нижнего конца цапфы 19 отверстие 20 для вставки выполнено приблизительно звездообразным, так что цепное звено 2 можно надеть снизу на цапфу 19, как это описано в связи с фиг.10 и 11. Положение поворота снабженного блокировочными кулачками 30 нижнего конца цапфы 19 при надевании на нее цепного звена 2 показано на фиг.12 штриховой линией. За счет поворота цепного звена 2 примерно на 45o вокруг оси цапфы можно получить вращательную блокировку между цепным звеном 2 и цапфой 19 или скребком 13. Из фиг.12 видно, что отверстие 20 для вставки, имеющее приблизительно кресто- или звездообразную форму, проходит своим отрезком, направленным вдоль цепного звена 2, по всей ширине центральной распорки 12 цепного звена 2 и заканчивается своими обоими концами в отверстиях 7' для подвешивания обоих примыкающих вертикальных цепных звеньев 1. В остальном отверстие 20 дня вставки выполнено здесь симметричным как относительно поперечной, так и относительно продольной средней плоскости горизонтального цепного звена 2, причем центр отверстия находится посередине распорки.

Как уже сказано, описанные выше фиксаторы скребков на цапфах скребков могут быть предусмотрены как в однорядной, так и в двухрядной скребковой цепной ленте.

На фиг. 13 в схематично упрощенном виде изображен пример присоединения скребка в однорядной скребковой цепной ленте цепного скребкового конвейера с одинарной промежуточной цепью. В этом случае скребок 13 содержит посередине только одну цапфу 19, направленную вниз к дну транспортного желоба и проходящую через относительную узкую здесь карманообразную выемку 17, а также через отверстие 20 для вставки в соответствующем горизонтальном цепном звене 2 скребковой цепи. Фиксация присоединения скребка осуществляется здесь, например, с помощью вставленного в карманообразную выемку 17 блокировочного элемента 21, который также с помощью блокировочного выступа 23 входит в блокировочную выемку 22 на свободном конце цапфы, причем здесь блокировочный выступ 23 также расположен на свободном конце блокировочного элемента 21, охватывающего снизу горизонтальное цепное звено 2 в карманообразной выемке 17. Блокировочный элемент 21 может быть здесь фиксирован в своем блокирующем положении внутри карманообразной выемки 17 посредством особого предохранительного элемента, например простого тяжелого стяжного штифта 28, показанного на фиг. 5 лишь штрихпунктиром. Вместо этого могут быть использованы и другие предохранительные элементы.

В описанных выше примерах выполнения карманообразная выемка 17, расположенная под головной стороной или имеющей форму мостика перемычкой 15 скребка, может быть открыта не только к основанию скребка, но и, как сказано, к задней боковой поверхности и/или к лежащей впереди в направлении транспортировки боковой поверхности скребка, причем карманообразная выемка, по меньшей мере, в значительной степени закрыта, например, присоединяемой блокировочной планкой, находящейся в блокирующем положении, или блокировочной планкой, прочно расположенной на скребке, что обеспечивает поводковую функцию скребков практически на полной длине.

На фиг.14-17 изображена предпочтительная форма выполнения присоединения скребков к двухрядной скребковой цепи в описанном выше выполнении. Отдельные скребки здесь также выполнены за одно целое. Они состоят каждый из проходящей по длине скребка головной или скребковой перемычки 15, содержащей с обеих сторон центральной карманообразной выемки 17 проходящие по участку длины обоих крыльев 14 до свободных концов скребка поводковые планки 15', которые, как видно из фиг.16 и 17, выполнены в вертикальном разрезе слегка искривленными. Между этими поводковыми планками 15' находится расположенная посередине скребка карманообразная выемка 17, которая открыта к дну транспортного желоба, к поводковой стороне скребков в направлении транспортировки и в зоне прохождения обеих отдельных цепей двухрядной скребковой цепи, а также принимает оба служащих для присоединения скребков горизонтальных цепных звена 2 двухрядной скребковой цепной ленты. Обе соединительные цапфы 19 расположены также здесь на перемычке 15 прочно, преимущественно за одно целое, так что они направлены внутри карманообразной выемки 17 скребка к дну транспортного желоба. Посередине между обеими соединительными цапфами 19 на противоположной поводковой стороне скребка задней стороне перемычки 15 прочно, преимущественно за одно целое, расположена блокировочная планка 21'' также приблизительно Т-образной формы, как это изображено в похожей форме также на фиг. 7 и 8. Также здесь блокировочная планка снабжена на своем нижнем конце двумя блокировочными коленами 27, которые, как на фиг.7, охватывают снизу оба надетых на соединительные цапфы 19 горизонтальных цепных звена 2 на их внутренних продольных коленах и тем самым фиксируют присоединение скребка. В отличие от формы выполнения на фиг.7 и 8 фиксация расстояния между обоими, служащими для присоединения скребков горизонтальными цепными звеньями 2 происходит здесь, однако, не с помощью неподвижной блокировочной планки 21'', а с помощью особого дистанционного элемента 31, изготовленного преимущественно из пластмассы и разъемного закрепляемого на блокировочной планке 21'', в изображенном примере выполнения с помощью, по меньшей мере, одного штифта 32, вставляемого через соосные отверстия блокировочной планки 21'' и дистанционного элемента 31, причем соединение фиксируют с помощью запорной детали 33, выполненной целесообразно в виде простой зажимной гильзы и т.п., фиксируемой с зажимом на штифте 32. Из фиг.15 далее видно, что планко- или пластинообразный дистанционный элемент 31 фиксирован на блокировочной планке 21'' посредством соединения с геометрическим замыканием типа паз-гребень в поперечном направлении блокировочной планки, т.е. в продольном направлении скребка, причем в изображенном примере выполнения соединение с геометрическим замыканием образовано плоским пазом 34 на задней поверхности дистанционного элемента 31 и входящим в него с геометрическим замыканием выступа 35 блокировочной планки 21''. Далее видно, что ширина дистанционного элемента 31 немного больше ширины блокировочной планки 21'', так что он своими выступающими вбок за нее скругленными боковыми поверхностями 31' может входить в боковые опорные поверхности 26 обоих цепных звеньев 2 и в этом положении дистанцирует и удерживает оба цепных звена на их взаимном параллельном расстоянии. Далее из фиг.17 видно, что длина дистанционного элемента 31 соответствует длине блокировочной планки 21'', причем свободные нижние концы блокировочной планки 21'' и дистанционного элемента 31 лежат целесообразно приблизительно на высоте основания 16 скребка или чуть выше.

Присоединение скребков к двухрядной скребковой цепной ленте происходит, в основном, таким же образом, как это пояснялось в связи с описанными выше примерами выполнения. При этом у ослабленных скребковых цепей служащие для присоединения скребков горизонтальные цепные звенья 2, как показано на фиг. 15 штрихпунктиром, поворачивают из оси цепи, надевают на соединительные цапфы 19 и затем поворачивают в нормальное положение вокруг оси соединительных цапф, причем блокировочные колена 27 блокировочной планки 21'' охватывают снизу цепные звенья 2, а дистанционный элемент 31 входит своими боковыми блокировочными выступами 31' в опорную выемку 26. Вместо этого можно также после присоединения скребка ввести дистанционный элемент 31 его блокировочными выступами 31' в опорные выемки 26 и разъемно присоединить к блокировочной планке 21'' с помощью названных соединительных средств.

Понятно, что изобретение не ограничено описанными выше предпочтительными примерами выполнения. В частности, скребки и их присоединения к горизонтальным цепным звеньям скребковой цепной ленты могут иметь иную форму. При этом существует также возможность присоединения скребков и тем самым их прочного на растяжение соединения со скребковой цепной лентой с помощью расположенных на соответствующих горизонтальных цепных звеньях, преимущественно прочно и за одно целое, выступающих соединительных цапф, которые входят в соответствующие отверстия для вставки или гнезда под цапфы в скребках и тем самым создают прочное на растяжение соединение скребков со скребковой цепной лентой. Для фиксации присоединений скребков могут также использоваться различные, простые в обращении блокировочные предохранители в различных выполнениях. Вместо описанных блокировочных планок, либо прочно расположенных на скребке, либо присоединяемых к нему, или вместо описанных вращающихся блокировок, используемых также в том случае, когда соединительные цапфы прочно расположены на центральных распорках горизонтальных цепных звеньев, могут быть предусмотрены также другие предохранители для фиксации присоединений скребков, например разъемно присоединяемые к свободным концам цапф блокировочные элементы в виде упоров, зажимных колец или штифтов и т.п. , вставляемых в отверстия на свободных концах цапф. Возможны также вставные блокировки, у которых блокировка происходит, например, автоматически при надевании горизонтальных цепных звеньев 2 на цапфы 19 или при надевании скребков на расположенные на цепных звеньях цапфы. При этом на свободных концах цапф могут быть расположены подпружиненные, например, кольцеобразные, стопорные элементы, которые при вводе цапф в отверстия для вставки упруго отжимаются и в блокирующем положении упруго возвращаются в исходное состояние, как только цепные звенья 2 или скребки надеты на цапфы настолько, что эти блокировочные элементы выходят из отверстий для вставки на центральной распорке горизонтальных цепных звеньев или на скребке и при этом прилегают к нижней стороне горизонтальных цепных звеньев 2 или к поверхности на скребке. Вместо этого такие пружинящие стопорные элементы могут быть также расположены на нижней стороне горизонтальных цепных звеньев 2, которые при прохождении цапф через отверстия 20 для вставки входят с фиксацией в выемки, например, кольцевые канавки на свободных концах расположенных здесь на скребках цапф. В остальном понятно, что описанные присоединения скребков возможны с использованием соединительных цапф также в других выполнениях скребковых цепей или их звеньев, причем в предпочтительном выполнении, однако горизонтальные цепные звенья или, во всяком случае, служащие для присоединения скребков горизонтальные цепные звенья выполнены по типу распорочных цепных звеньев с отличием от вертикальных цепных звеньев скребковых цепей, т.е. вертикальные цепные звенья выполняют по типу цепных серег без проходящих через их внутреннее отверстие центральных распорок.


Формула изобретения

1. Скребковая цепная лента для цепных скребковых конвейеров, в частности, выполненных в виде цепных скребковых конвейеров с одинарной или двойной промежуточной цепью, содержащая скребки, разъемно присоединенные к горизонтальным цепным звеньям одно- или двухрядной цепной ленты, причем служащие для присоединения скребков горизонтальные цепные звенья выполнены по типу распорочных звеньев с прочными центральными распорками, к которым присоединены скребки, отличающаяся тем, что горизонтальные цепные звенья имеют внутренние отверстия, поперек которых расположены центральные распорки, при этом в средней зоне скребков под их перемычкой выполнены горизонтальные цепные звенья с цапфами и карманообразные выемки для приема блокировочных элементов, открытые к основанию скребков и/или к их передней или задней стороне.

2. Лента по п. 1, отличающаяся тем, что в центральных распорках горизонтальных цепных звеньев выполнены отверстия для вставки прочно расположенных на скребках цапф.

3. Лента по п. 1, отличающаяся тем, что направленные к основанию скребков цапфы расположены на охватывающих сверху скребковую цепную ленту перемычках скребков.

4. Лента по п. 2 или 3, отличающаяся тем, что у двухрядной скребковой цепной ленты для цепных скребковых конвейеров с двойной промежуточной цепью скребки содержат по две прочно расположенные параллельно на боковом расстоянии друг от друга цапфы, каждая из которых входит в отверстие для вставки в обоих, расположенных рядом друг с другом на боковом расстоянии горизонтальных цепных звеньях обеих скребковых цепей.

5. Лента по п. 1, отличающаяся тем, что служащие для присоединения скребков горизонтальные цепные звенья содержат на своих центральных распорках соединительные элементы, прежде всего возвышающиеся цапфы для присоединения скребков.

6. Лента по одному из пп. 2-5, отличающаяся тем, что присоединение цапф фиксировано посредством блокировочных элементов, взаимодействующих с цапфами и/или с горизонтальными цепными звеньями.

7. Лента по одному из пп. 1-6, отличающаяся тем, что каждый скребок состоит из цельной скребковой планки с выполненной между обоими его крыльями под перемычкой карманообразной выемкой для приема служащего для присоединения скребков горизонтального цепного звена или пары горизонтальных цепных звеньев.

8. Лента по п. 1 или 7, отличающаяся тем, что скребок содержит проходящую по его длине перемычку, которая с обеих сторон центральной карманообразной выемки содержит проходящие по участку длины обоих крыльев скребка, направленные к дну транспортного желоба поводковые планки, а на участке длины карманообразной выемки несет цапфу или пару цапф.

9. Лента по одному из пп. 1-8, отличающаяся тем, что расположенные на скребках цапфы выступают своими свободными концами вниз из отверстий для вставки в горизонтальных цепных звеньях, причем блокировочные элементы расположены на свободных концах цапф или находятся в блокирующем зацеплении с ними.

10. Лента по одному из пп. 1-9, отличающаяся тем, что скребки фиксированы на горизонтальных цепных звеньях посредством вращающейся блокировки, причем цапфы содержат на своих свободных концах блокировочные кулачки, выполненные с возможностью приводиться в блокирующее положение за счет относительного вращательного движения между скребком и горизонтальным цепным звеном вокруг оси цапфы.

11. Лента по п. 10, отличающаяся тем, что цапфы скребков содержат на своих свободных концах, охватывающих снизу горизонтальные цепные звенья, по меньшей мере, по два прочных блокировочных кулачка, расположенных со смещением по углу относительно друг друга в направлении периферии цапф и направленных поперек оси цапф, а отверстия для вставки в горизонтальных цепных звеньях выполнены в соответствии с формой цапф и их блокировочных кулачков в виде некруглых сквозных отверстий.

12. Лента по п. 10, отличающаяся тем, что цапфы выполнены над своими блокировочными кулачками цилиндрическими, а отверстия для вставки выполнены соответственно в виде круглых отверстий с расширениями, служащими для ввода блокировочных кулачков.

13. Лента по одному из пп. 10-12, отличающаяся тем, что цапфы содержат по два диаметрально противоположных блокировочных кулачка или по четыре блокировочных кулачка, расположенных кресто- или звездообразно, причем отверстия для вставки в горизонтальных цепных звеньях выполнены соответственно в виде удлиненных или крестообразных отверстий.

14. Лента по одному из пп. 10-13, отличающаяся тем, что некруглые отверстия для вставки выполнены симметричными относительно поперечной и/или продольной средней плоскости горизонтальных цепных звеньев, причем центр отверстий лежит посередине центральной распорки горизонтальных цепных звеньев.

15. Лента по одному из пп. 1-9, отличающаяся тем, что блокировочные элементы состоят из разъемно надеваемых на цапфы блокировочных планок.

16. Лента по одному из пп. 1-15, отличающаяся тем, что в двухрядной скребковой цепной ленте для обеих цапф скребка предусмотрен один общий блокировочный элемент в виде блокировочной планки.

17. Лента по п. 16, отличающаяся тем, что блокировочная планка содержит возвышающееся колено, входящее в промежуток между обоими параллельными горизонтальными цепными звеньями и блокировочное колено, охватывающее снизу оба горизонтальных цепных звена скребка.

18. Лента по одному из пп. 1, 4-17, отличающаяся тем, что взаимодействующие с общим скребком горизонтальные цепные звенья имеют на своих обращенных друг к другу сторонах в центре по одной дугообразно вогнутой опорной выемке, причем возвышающееся колено блокировочной планки входит или выполнено с возможностью ввода в опорные выемки преимущественно выпуклыми опорными поверхностями.

19. Лента по п. 17 или 18, отличающаяся тем, что блокировочное колено блокировочной планки содержит на своих обоих концах по одному блокировочному выступу, входящему в блокировочную выемку соответствующей цапфы или охватывающему блокировочный носик цапфы.

20. Лента по одному из пп. 15-19, отличающаяся тем, что блокировочная планка, выполненная в виде Т-образной узкой плоской планки и расположенная в карманообразной выемке скребка, фиксирована в карманообразной выемке за счет двухсторонней блокировки с геометрическим замыканием с обеими цапфами.

21. Лента по одному из пп. 1-20, отличающаяся тем, что карманообразная выемка скребка для приема горизонтальных цепных звеньев ограничена на своей верхней стороне поверхностью, служащей для прилегания горизонтальных цепных звеньев и образованной перемычкой скребка.

22. Лента по одному из пп. 1, 5-21, отличающаяся тем, что блокировочные элементы или блокировочные планки являются неотъемлемыми составными частями скребков, а горизонтальные цепные звенья выполнены с возможностью надевания в заданном наклонном положении на цапфы и блокировки на скребке за счет поворота в рабочее положение.

23. Лента по п. 22, отличающаяся тем, что блокировочные планки, неподвижно установленные на скребках между обоими горизонтальными цепными звеньями, содержат блокировочные колена, которые охватывают снизу надетые на цапфы горизонтальные цепные звенья на их внутренних продольных коленах, при этом скребки снабжены на своей стороне, противоположной блокировочной планке, выступами, которые охватывают снизу горизонтальные цепные звенья на их внешних продольных коленах.

24. Лента по одному из пп. 12-23, отличающаяся тем, что неподвижно или с возможностью разъема установленные на скребках блокировочные планки лежат кромками своих оснований в плоскости оснований скребков.

25. Лента по одному из пп. 22-24, отличающаяся тем, что направленная к дну транспортного желоба блокировочная планка неподвижно, преимущественно монолитно, расположена на перемычке скребка в зоне карманообразной выемки между обеими цапфами и снабжена блокировочными коленами, которые охватывают снизу оба горизонтальных цепных звена, при этом к блокировочной планке, преимущественно с возможностью легко разъединяться присоединен дистанционный элемент, который выступающими в бок за блокировочную планку боковыми частями входит в опорные выемки, выполненные посередине продольных колен обоих горизонтальных цепных звеньев.

26. Лента по п. 25, отличающаяся тем, что дистанционный элемент выполнен в виде пластмассовой детали.

27. Лента по п. 25 или 26, отличающаяся тем, что дистанционный элемент фиксирован на блокировочной планке в поперечном направлении посредством соединения с геометрическим замыканием типа паз-гребень.

28. Лента по одному из пп. 25-27, отличающаяся тем, что дистанционный элемент зафиксирован с возможностью разъема на блокировочной планке посредством штифта, цапфы.

29. Лента по одному из пп. 1-28, отличающаяся тем, что горизонтальные цепные звенья имеют отличную от вертикальных цепных звеньев форму, причем вертикальные цепные звенья выполнены в виде сварных серьгообразных цепных звеньев без центральной перемычки, разделяющей их овальное внутреннее отверстие.

30. Лента по одному из пп. 1-29, отличающаяся тем, что образованные преимущественно поковками горизонтальные цепные звенья имеют, по меньшей мере, на ограничительных поверхностях своих носовых частей внешнюю ширину В2, которая, по меньшей мере, на 30-60%, преимущественно на 50-60%, больше высоты или внешней ширины В1 вертикальных цепных звеньев.

31. Лента по одному из пп. 1-30, отличающаяся тем, что вертикальные цепные звенья имеют огибающее их некруглое, приблизительно полукруглое сечение, снабженное на внешнем контуре лыской.

32. Лента по одному из пп. 29-31, отличающаяся тем, что горизонтальные цепные звенья имеют на своих носовых частях по своей продольной средней оси круглое сечение с диаметром D, который меньше внешней ширины L лысок вертикальных цепных звеньев и внутренней ширины С2 в свету их внутреннего отверстия.

33. Лента по одному из пп. 30-32, отличающаяся тем, что внешнее ограничение носовых частей горизонтальных цепных звеньев образовано при виде сверху на них ограничительной поверхностью, проходящей под прямым углом к оси цепи.

34. Лента по одному из пп. 1-33, отличающаяся тем, что горизонтальные цепные звенья имеют по всей своей длине большую внешнюю ширину, чем вертикальные цепные звенья.

35. Лента по одному из пп. 1-34, отличающаяся тем, что несущие сечения вертикальных и горизонтальных цепных звеньев, по меньшей мере, соответствуют несущим сечениям стандартной круглозвенной цепи с диаметром проволоки 42-50 мм, преимущественно 46-50 мм.

Приоритет по пунктам:
17.01.1997 - по пп. 1-7, 9-24, 29-35;
19.06.1997 - по пп. 8 и 25-28.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 17.01.2006

Извещение опубликовано: 20.12.2007        БИ: 35/2007




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к скребковой цепной ленте для цепного скребкового транспортера

Изобретение относится к конвейерному машиностроению и предназначено для транспортирования сыпучих материалов

Изобретение относится к конвейерному машиностроению и предназначено для транспортирования сыпучих материалов

Изобретение относится к непрерывному транспорту, в частности к забойным скребковым конвейерам, предназначенным для транспортирования угля из очистных забоев шахт

Изобретение относится к конвейерному транспорту , может быть использовано в одноцепных скребковых конвейерах с разборной тяговой цепью и позволяет повысить надежность устройства Транспортирующий орган скребкового конвейера содержит установленные на тяговой цепи скребок с пазами и планку, соединенную со скребком

Изобретение относится к средствам транспортирования угля из забоя

Изобретение относится к цепным рабочим органам (РО) конвейеров, используемых в сельском хозяйстве, горной пром-сти и т.д

Изобретение относится к транспортирующим органам конвейеров угледобывающих комплексов

Изобретение относится к скребку для звеньевых цепей скребковых конвейеров, в частности скребковых конвейеров с двойной средней цепью, состоящему из цельного тела скребка с соединяющей два боковых крыла скребка головной перемычкой и, по меньшей мере, одним карманом между крыльями скребка для вложения горизонтального цепного звена звеньевой цепи и закрепления скребка на вложенном горизонтальном цепном звене с помощью разъемного, соединяемого с головной перемычкой стопорного элемента для скребка, при этом обращенные друг к другу внутренние стороны крыльев скребка снабжены под головной перемычкой канавкой, головная перемычка на обеих торцевых сторонах имеет зоны прилегания для носовых частей вертикальных цепных звеньев звеньевой цепи, а на своей нижней стороне по обе стороны зон прилегания имеет ложе для плеч горизонтальных цепных звеньев звеньевой цепи

Звеньевая цепь содержит горизонтальные (310) и вертикальные цепные звенья. Горизонтальные цепные звенья содержат на переходе передних участков (311) в продольные плечи (312) угловые зоны (345). Продольные плечи на их верхней стороне и нижней стороне в угловых зонах частично снабжены полостью (360). Продольные плечи содержат примыкающую к верхней и нижней сторонам поверхность сферической формы. Повышается прочность цепи. 2 н. и 53 з. п. ф-лы, 17 ил.

Цепь конвейера приводится в действие двумя звездочками. Цепь содержит удлиненные пальцы, которые проходят через отверстия боковых пластин звеньев цепи. Цепь центрирована посередине между звездочками, при этом зубья звездочек осуществляют привод на выступающем участке пальцев цепи. Между боковыми пластинами звеньев цепи имеется деталь, предотвращающая перемещение боковых пластин друг относительно друга. В месте прикрепления скребка к звеньям цепи пальцы входят в выполненные в скребках углубления или отверстия. Предотвращается относительное смещение между пальцами цепи и боковыми пластинами. 2 н. и 20 з.п. ф-лы, 15 ил.

Скребок (18) предназначен для цепи (14) конвейера (10), содержащей разнесенные звенья (26) и боковые пластины (30), которые соединяют указанные звенья и каждая из которых имеет два разнесенных удлинительных пальца (34), проходящих от боковой пластины. Скребок содержит сердечник (22, 72), который имеет две разнесенные цилиндрические части, предназначенные для размещения с возможностью съема двух пальцев, и две разнесенные пластины, соединяющие цилиндрические части. Пластины зажимаются вместе для съемного крепления сердечника к пальцам. Скребок также содержит гибкую звукопоглощающую оболочку (20), окружающую сердечник и образующую вместе с ним единую конструкцию. Облегчается замена скребка, снижается уровень шума конвейера. 3 н. и 27 з.п. ф-лы, 5 ил.

Плоское звено цепи (2) для приводной цепи (1), при вертикальной ориентации звена, в области плеч (4, 4.1), соединяющих оба колена (8, 9), имеет в вертикальном направлении высоту плеча Н, которая меньше, чем максимальная ширина плеча BS. Максимальная ширина плеча BS в вертикальном направлении располагается вне центра, а также со смещением к наружной стороне (11) плеча. Максимальная ширина плеча BS в свою очередь больше ширины, определяющей номинальный диаметр N звена цепи в области его колен. Область колен, определяющая номинальный диаметр N звена цепи, ограничена дугообразным участком в несколько угловых градусов, распространяющимся не более чем на 10 градусов в обе стороны от срединной плоскости (10), рассекающей колена в поперечном направлении. Начиная от ширины плеча BS, ширина звена в его коленах постоянно уменьшается до дугообразного участка, определяющего номинальный диаметр звена N. Повышается прочность звена цепи. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 12 ил.

Горизонтальное звено (3) цепи для соединения двух зацепленных в него вертикальных звеньев (2) для приводной цепи (1) скребкового транспортера на своей наружной стороне, обращенной в противоположную сторону от его внутреннего пространства (7), имеет несколько функциональных зон (F1-F4), например, для присоединения скребка. Горизонтальное звено по всему периметру звена имеет одинаковую высоту (Н) и одинаковую ширину (N), определяющую номинальный диаметр звена. В коленах допускается отклонение относительно высоты (Н) до - 10%. По меньшей мере одна функциональная зона (F1-F4) находится в пределах виртуальной боковой поверхности, огибающей высоту и ширину горизонтального звена в такой функциональной зоне. Огибающая (Е) представляет собой такую кривую, которая соединяет конечные точки высоты и ширины между собой. Обеспечивается прочное и облегченное горизонтальное звено цепи с функциональными зонами. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 21 ил.

Приводная цепь для скребкового транспортера содержит горизонтальные звенья цепи (1) с двумя соединяющими колена (6, 6.1) плечами (3, 3.1), которые на своих обращенных наружу сторонах (7, 7.1) соответственно имеют участок крепления (2, 2.1), выполненный таким образом, что на нем в продольном направлении горизонтального звена путем геометрического замыкания может быть закреплен скребок. Максимальная наружная ширина горизонтальных звеньев соответствует или меньше такой ширины стандартного звена цепи такого же номинального диаметра. Участок крепления плеча имеет выемку (4, 4.1), выполненную в плече и таким образом уменьшающую площадь его поперечного сечения по сравнению с прилегающими участками горизонтального звена. Обеспечивается прочное и облегченное горизонтальное звено цепи с выемкой для крепления скребка. 9 з.п. ф-лы, 13 ил.

Звено цепи цепного конвейера содержит пару параллельных штырей, пару параллельных боковых пластин, соединенных штырями, и базовую деталь. В одном варианте базовая деталь соединена с боковыми пластинами и проходит между ними. Базовая деталь выполнена с возможностью предотвращения перемещения боковых пластин к друг другу и друг от друга. Базовая деталь расположена рядом с одной из верхней части боковых пластин и нижней части боковых пластин и размещена между штырями. В другом варианте базовая деталь соединена с каждой боковой пластиной и проходит между каждой боковой пластиной и сопряженным скребком. Скребковое устройство, содержащее боковые пластины, скребки и штыри, отливают как унитарную деталь. Предотвращается перемещение боковых пластин относительно друг друга. 4 н. и 25 з.п. ф-лы, 28 ил.

Скребок для конвейерной цепи, содержащий два разнесенных звена и две боковые пластины, которые соединяют указанные звенья и от каждой из которых отходят два разнесенных удлиненных штифта. Скребок содержит металлическую основу, содержащую две разнесенные цилиндрические части, предназначенные для размещения указанных двух разнесенных удлиненных штифтов с возможным использованием связывающего вещества. Кроме того, скребок содержит гибкий кожух, окружающий металлическую основу. Обеспечивается простая замена скребка на конвейерной цепи. 5 н. и 33 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх