Обойма статорной части цилиндра паровой турбины

 

Обойма предназначена для статорной части цилиндра паровой турбины. Обойма или диафрагма состоит из двух половин, из которых нижняя снабжена лапками для подвески, соответственно, в корпусе цилиндра или (диафрагма) в обойме. Половины соединены с помощью центрирующих их относительно друг друга и скрепляющих элементов. При этом центрирующие элементы выполнены в виде цилиндрических шпонок, которые установлены с двух диаметрально противоположных сторон, располагаясь своими осями в плоскости разъема половин под сходящимся к оси обоймы углом друг к другу. Такое выполнение центрирующих элементов, обеспечивая предотвращение относительного смещения половин в плоскости разъема, позволяет вместе с тем значительно упростить технологию изготовления обойм по сравнению с известными. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к конструкции паровых турбин и может быть использовано в обойме статорной части цилиндра турбины, а также в диафрагме статорной части, являющейся в отношении изобретения аналогом обоймы.

Обоймы статорной части цилиндра паровой турбины состоят из двух половин, скрепляемых болтами или шпильками и центрируемых относительно друг друга с помощью чистых болтов или двух пар шпонок, устанавливаемых во взаимно перпендикулярных направлениях. Для подвески в корпусе цилиндра обойма оснащена лапками. Любая такая обойма, составленная из двух половин, соединенных с помощью центрирующих элементов, фиксирующих взаимное расположение половин обоймы, и скрепляющих элементов, снабженная лапками, является прототипом настоящего изобретения (1).

Центрирующие элементы в виде чистых болтов усложняют технологию подготовительных операций для сборки половин обоймы, требуя пригоночных работ и использования сверлильного станка со специальным удлиненным шпинделем для выполнения отверстий под болты. Если, по условиям компоновки и геометрии обоймы, применение чистых болтов невозможно и в качестве центрирующих элементов используют две взаимно перпендикулярные пары шпонок, технология изготовления обоймы еще более усложняется.

В основу настоящего изобретения поставлена задача создания такой обоймы, центрирование половин которой обеспечивалось бы такими соединительными элементами, расположение которых позволяло бы использовать простую технологию для их установки и обычное технологическое оборудование.

Эта задача решается в обойме статорной части цилиндра паровой турбины, которая снабжена лапками и составлена из двух половин, соединенных с помощью центрирующих и скрепляющих элементов, и в которой, в соответствии с сущностью настоящего изобретения, центрирующие элементы выполнены в виде цилиндрических шпонок и установлены симметрично с двух диаметрально противоположных сторон от оси обоймы, располагаясь своими осями в плоскости разъема половин обоймы под сходящимся к оси обоймы углом друг к другу.

Использование двух цилиндрических шпонок при указанном расположении их относительно друг друга надежно фиксирует требуемое взаиморасположение половин обойм и при этом не создает технологических трудностей при любых условиях, связанных с геометрией и компоновкой обоймы.

Для обеспечения равных сопротивлений взаимному смещению половин обоймы в любом направлении предпочтительно, чтобы угол между осями цилиндрических шпонок составлял 90o, а каждой шпонки к оси обоймы - 45o.

Сущность настоящего изобретения поясняется в следующем далее примере его осуществления, иллюстрируемом на прилагаемых чертежах, на которых фиг. 1 изображает общий вид обоймы при виде в направлении оси; фиг. 2 - вид на нижнюю половину обоймы в плоскости разъема - по А на фиг. 1.

Изображенная на чертежах обойма относится к обойме концевого уплотнения цилиндра паровой турбины и предназначена для установки и удержания в Т-образных пазах 1 секций кольцевых уплотнений.

Обойма составлена из двух половин - верхней 2 и нижней 3 - и выполнена с кольцевым гребнем 4 и лапками 5 на нижней половине 3 для установки во внешней коробке уплотнения.

Половины 2 и 3 обоймы скреплены болтами 6, а для их точного совмещения и центрирования относительно друг друга использованы две цилиндрические шпонки 7, расположенные с диаметрально противоположных сторон и симметрично относительно оси обоймы. Эти шпонки 7 расположены своими осями в плоскости разъема и, как видно на фиг. 2, со сходящимся углом к оси обоймы по отношению друг к другу. Этот угол составляет 90o, а угол оси каждой шпонки 7 к оси обоймы - 45o.

При изготовлении обоймы в ее половинах 2 и 3 обрабатывают плоскости разъема и отверстия под болты 6. Затем осуществляют сборку половин 2 и 3, произведя затяжку болтов 6. После этого выполняют сверление отверстий с допуском по плотной посадке под цилиндрические шпонки 7. При установке обоймы вначале в корпус цилиндра помещают нижнюю половину 3 и выверяют ее положение, затем устанавливают центрирующие цилиндрические шпонки 7, а после этого на нижнюю половину 3 помещают верхнюю 2, фиксируя их положение относительно друг друга. В заключение осуществляют скрепление этих половин с помощью болтов 6. При этом взаимное расположение шпонок 7 исключает возможность смещения половин 2 и 3 обоймы относительно друг друга.

Порядок сборки обоймы и ее механическая обработка могут быть иными. Однако во всех случаях монтажа обоймы по месту в процессах механического обслуживания и ремонта шпонки 7 обеспечивают однозначное взаимное расположение половин 2 и 3 обойм относительно друг друга.

Источники информации 1. А.Д. Трухний, С.М. Лосев. Стационарные паровые турбины. М., 1981 г., с. 99, рис. 4.41.

Формула изобретения

1. Обойма статорной части цилиндра паровой турбины, состоящая из двух половин, соединенных с помощью центрирующих их относительно друг друга и скрепляющих элементов, и снабженная лапками для подвески, отличающаяся тем, что центрирующие элементы выполнены в виде цилиндрических шпонок, которые установлены с двух диаметрально противоположных сторон от оси обоймы, располагаясь своими осями в плоскости разъема половин под сходящимся к оси обоймы углом друг к другу.

2. Обойма по п. 1, отличающаяся тем, что цилиндрические шпонки расположены своими осями под углом 90o.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к статору паровых турбин, а его объектом является обойма надбандажного уплотнения рабочего колеса регулирующей ступени

Изобретение относится к турбиностроению и может быть использовано в диафрагмах влажнопаровых ступеней турбин

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и может быть использовано в авиационных двигателях малой мощности с радиальными и диагональными турбинами, а также в стационарных газотурбинных установках

Изобретение относится к узлу для выхлопного патрубка лопастной машины, в частности паровой турбины, и расположенному в выхлопном патрубке подшипнику лопастной машины

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в насосах, компрессорах или двигателях

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения

Изобретение относится к области турбостроения, в частности к статорам турбин и компрессоров

Изобретение относится к опорным устройствам для сегментов направляющих аппаратов статора, используемым в газотурбинных двигателях

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано при создании новых паровых турбин или их модернизации

Изобретение относится к опорному и запирающему средству для сопел ступени высокого давления в газовой турбине

Изобретение относится к малорасходным турбинам, которые широко применяются в теплоэнергетике, судостроении
Наверх