Способ заправки гидросистемы летательного аппарата

 

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к гидросистемам летательного аппарата, работающим на маслах типа АМГ-10 (Россия), гидроникоил FH (Франция) и других аналогов АМГ-10, и может быть использовано в различных областях промышленности. Способ заправки гидросистемы летательного аппарата заключается в том, что на земле в стационарных условиях производят подготовку рабочей жидкости по ее качеству, которой заполняют технологические баки, обеспечивающие упомянутую заправку закрытым способом через быстроразъемное соединение или бортовой быстроразъемный клапан. Затем, при упомянутом периодическом регламенте летательного аппарата (через 300 ч полета), процесс заправки рабочей жидкости из технологического бака в гидравлические баки летательного аппарата осуществляют малыми дозами, преимущественно по 10-30 л в каждый гидравлический бак, для восполнения невозвратных потерь масла (проливы и сливаемое масло из стаканов фильтров), и с чистотой заправляемой рабочей жидкости на 2,3 класса чище и кинематической вязкостью на 2-3 сСт выше требуемой. Технический результат изобретения - повышение эффективности восстановления качества рабочей жидкости при поддержании качества рабочей жидкости. 3 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к гидросистемам летательного аппарата, работающим на маслах типа АМГ-10 (Россия), гидроникоил FH (Франция) и других аналогов АМГ-10, и может быть использовано в различных областях промышленности.

Наиболее близким из аналогов уровня техники к заявляемому способу по количеству существенных признаков является "Способ заправки гидросистемы летательного аппарата", заключающийся в заполнении гидравлических баков рабочей жидкостью при периодическом регламенте летательного аппарата, при котором производят с помощью насосов перекачку рабочей жидкости в гидравлические баки систем летательного аппарата из технологических баков закрытым способом через быстроразъемное соединение или бортовой клапан, гидравлические фильтры и поддерживают технические характеристики рабочей жидкости, включающие кинематическую вязкость при t=50oС не ниже 8 сСт, чистоту рабочей жидкости не грубее 9 кл ГОСТ 17216-71 и кислотное число не более 0,15 мг на 1 г рабочей жидкости при их отклонении от технических требований, заданных действующими государственными стандартами, а именно: ГОСТ 33-82, ГОСТ 17216-71, ГОСТ 5985-79, путем восстановления качества рабочей жидкости посредством выполнения операций, включающих: слив рабочей жидкости из гидравлических баков, снятие и промывка фильтроэлементов гидравлических фильтров с нагнетающей и сливной магистралей соответствующих гидросистем, проверку чистоты рабочей жидкости в лаборатории отобранной пробы и основных физико-химических характеристик, установку чистых фильтроэлементов в гидросистему и заправку гидравлических баков рабочей жидкостью (см. Руководство по технической эксплуатации Ан-124-100, раздел 029.10.00, раздел "Описание", с. 8, 9, раздел "Заправка и слив жидкости из гидравлического комплекса", с.16. Технологическая карта 301, пп. 3, 4, с.17. Технологическая карта 306, п.6, с. 19. Технологическая карта 306, п. 2.1, с. 24, п.2.7, с. 25, пп. 2.8, 2.9, с. 26 (см. Технологическую карту 503, пп. 3, 4, 5, с. 30, 31), п.3.1, с. 26).

Недостатком данного способа является то, что при эксплуатации летательного аппарата (от формы до формы технического обслуживания), физико-химические показатели рабочей жидкости постоянно падают и восстановление их производится на очередной форме технического обслуживания летательного аппарата, приходящего на форму с низкими показателями, т.е. последние часы перед очередной формой (до 20-30% ч полета) гидросистема работает в "тяжелых" условиях, что приводит к повышенному износу элементов гидроагрегатов и агрегатов в целом, их замене, а это затраты времени, энергии и средств.

Для исключения этих недостатков предусматривают дозаправку рабочей жидкости, включающую в себя восполнение невозвратимых потерь масла (проливы и сливаемое масло из стаканов фильтров) и масла для восстановления качества рабочей жидкости, зачастую и замену рабочей жидкости, и это колоссальный расход ГСМ и денег.

Применение данного способа либо малоэффективно (кратковременное восстановление качества рабочей жидкости), либо требует существенных затрат.

Технический результат заявляемого изобретения "Способа заправки гидросистемы летательного аппарата" - повышение эффективности восстановления качества рабочей жидкости при поддержании качества рабочей жидкости, включающее кинематическую вязкость, чистоту и кислотное число заданных действующими государственными стандартами, путем восстановления качества рабочей жидкости, достигается тем, что по сравнению со "Способом заправки гидросистемы летательного аппарата", принятым за прототип, заключающимся в заполнении гидравлических баков рабочей жидкостью при периодическом регламенте летательного аппарата, при котором производят с помощью насосов перекачку рабочей жидкости в гидравлические баки летательного аппарата из технологических баков закрытым способом через быстроразъемное соединение или бортовой быстроразъемный клапан и гидравлический фильтр и поддерживают качество рабочей жидкости, включающее кинематическую вязкость, чистоту и кислотное число, заданные действующими государственными стандартами, путем восстановления качества рабочей жидкости, в заявляемом изобретении "Способе заправки гидросистемы летательного аппарата", на земле в стационарных условиях производят подготовку рабочей жидкости по ее качеству, которой заполняют технологические баки, обеспечивающие упомянутую заправку закрытым способом через быстроразъемное соединение или бортовой быстроразъемный клапан, а затем, при упомянутом периодическом регламенте летательного аппарата (через 300 ч полета), процесс заправки рабочей жидкости из технологического бака в гидравлические баки летательного аппарата осуществляют малыми дозами, преимущественно по 10-30 л в каждый гидравлический бак, для восполнения невозвратных потерь масла (проливы и сливаемое масло из стаканов фильтров), и с чистотой заправляемой рабочей жидкости на 2,3 класса чище и кинематической вязкостью на 2-3 сСт выше требуемой (см. РЭ Ан-124-100, раздел 029.10.00, ТК 511, стр. 539).

Способ иллюстрируется схемами и диаграммами.

На фиг.1 изображена схема питания гидравлического комплекса рабочей жидкостью при заправке гидросистемы летательного аппарата.

На фиг. 2 изображена динамика изменения чистоты рабочей жидкости в гидросистеме, существующая при эксплуатации летательного аппарата и при заявляемом способе заправки.

На фиг.3 изображена динамика изменения вязкости рабочей жидкости в гидросистеме, существующая при эксплуатации летательного аппарата и при заявляемом способе заправки.

Схема питания гидравлического комплекса рабочей жидкостью при заправке гидросистемы летательного аппарата содержит заправляемые гидравлические баки 1 (фиг.1), гидравлически соединенные через заправочный трубопровод 2 (фиг.1) и фильтр 3 (фиг.1) с основным насосом 4 (фиг.1). Линия всасывания 5 (фиг.1) с помощью гибкого шланга 6 (фиг.1), через быстроразъемное соединение 7 (фиг. 1) соединена с технологическим баком 8 (фиг.1). Дозаправка гидравлических баков 1 (фиг.1) гидравлического комплекса рабочей жидкостью производится только закрытым способом через быстроразъемное соединение 7 (фиг.1) или бортовой быстроразъемный клапан 9 (фиг.1) заправки.

На земле в стационарных условиях производят подготовку рабочей жидкости по качеству. Для этого рабочую жидкость очищают на 2,3 класса чище, чем заданная, согласно ГОСТ 172/6-71, то есть до 6 класса чистоты и обеспечивают кинематическую вязкость рабочей жидкости на 2-3 сСт выше, чем заданная, согласно ГОСТ 33-82, т.е. 10-11 сСт, при этом кислотное число - не более 0,15 мг на 1 г рабочей жидкости, заданное ГОСТ 5985-79.

После чего очищенной рабочей жидкостью заполняют технологические баки 8 (фиг. 1). Затем осуществляют заявляемый способ, заключающийся в заполнении гидравлических баков 1 (фиг.1) рабочей жидкостью при периодическом регламенте летательного аппарата (через 300 ч полета) малыми дозами, преимущественно по 10-30 л в каждый гидравлический бак, только для восполнения невозвратных потерь масла (проливы и сливаемое масло из стаканов фильтров) и с чистотой заправляемой рабочей жидкости на 2,3 класса чище и кинематической вязкостью на 2-3 сСт выше требуемой (см. РЭ Ан-124-100, раздел 029.10.00, ТК 511, стр.539).

На позиции 10 (фиг.2) показана динамика изменения чистоты рабочей жидкости в гидрокомплексе при выполнении заявляемого способа заправки гидросистемы летательного аппарата. На позиции 11 (фиг.2) показана динамика изменения чистоты рабочей жидкости в гидрокомплексе при восполнении существующего положения по генерированию загрязнений в гидросистемах при бездефектной эксплуатации гидросистемы, а на позиции 12 (фиг.2) показана динамика существующего положения при дефектной эксплуатации гидросистемы. На позициях 11, 12 (фиг. 2) наглядно видно, что происходит постоянное увеличение загрязнений в рабочей жидкости, а заправка не восстанавливает рабочую жидкость в первоначальное положение и при этом гидросистема постоянно работает на загрязненной рабочей жидкости и только благодаря системе фильтрации рабочая жидкость очищается, причем фильтроэлементы значительно загрязняются.

Заявляемый способ позволяет гарантированно обеспечить работу гидросистемы в зоне, определенной техническими требованиями, заданными руководством по эксплуатации.

На позиции 13 (фиг.3) показана динамика изменения вязкости рабочей жидкости при выполнении заявляемого способа заправки гидросистемы летательного аппарата. На позиции 14 (фиг.3) показана динамика изменения вязкости рабочей жидкости при выполнении существующего способа заправки гидросистемы летательного аппарата.

На фиг. 3 наглядно показано, что происходит постоянное падение вязкости на значительную величину (0,8-1,5 сСт), а существующий способ заправки позволяет поднять вязкость на 0,4-0,6 сСт, что не позволяет удержать данный показатель на уровне требуемого.

Заявляемый способ обеспечивает медленное падение вязкости 0,3-0,5 сСт за 300 ч полета (восстановление вязкости на 0,2-0,4 сСт) и гарантирует качество рабочей жидкости в требуемых пределах. Заявляемый способ практически позволяет на каждой форме технического обслуживания выходить на исходный рубеж по вязкости.

Заявляемый способ прост в осуществлении и требует затрат на земле при подготовке рабочей жидкости.

Непременное условие получения результата - это заправка кондиционной рабочей жидкостью и категорическое исключение смешивания разного рода масел.

Формула изобретения

Способ заправки гидросистемы летательного аппарата, заключающийся в заполнении гидравлических баков рабочей жидкостью при периодическом регламенте дозаправки летательного аппарата, при котором производят с помощью насосов перекачку рабочей жидкости в гидравлические баки летательного аппарата из технологических баков закрытым способом через быстроразъемное соединение или бортовой быстроразъемный клапан, гидравлический фильтр и поддерживают качество рабочей жидкости, включающее кинематическую вязкость, чистоту и кислотное число, заданные действующими государственными стандартами, путем восстановления качества рабочей жидкости, отличающийся тем, что предварительно на земле в стационарных условиях производят подготовку рабочей жидкости по ее качеству, которой заполняют технологические баки, обеспечивающие упомянутую заправку закрытым способом через быстроразъемный клапан, а затем при упомянутом периодическом регламенте дозаправки летательного аппарата (через 300 ч полета) процесс заправки рабочей жидкости из технологических баков в гидравлические баки летательного аппарата осуществляют малыми дозами, преимущественно по 10-30 л в каждый гидравлический бак с чистотой заправляемой рабочей жидкости на 2-3 класса чище и кинематической вязкостью на 2 -3 сСт выше требуемой, поддерживая качество рабочей жидкости, включающее кинематическую вязкость, чистоту и кислотное число, заданные действующими государственными стандартами.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 14.06.2007

Извещение опубликовано: 10.09.2008        БИ: 25/2008




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам стыковки и отвода коммуникаций с разъемными соединениями

Изобретение относится к устройствам для транспортирования жидкого топлива для заправки летательных аппаратов на стоянке и направлено на обеспечение безаварийной заправки летательных аппаратов без снижения производительности

Изобретение относится к области перекачки криогенных жидкостей от одного бака к другому баку или к потребителю

Изобретение относится к наземному оборудованию аэродромов, а именно к большегрузным автотопливозаправщикам

Изобретение относится к авиационной технике, именно к устройствам для заправки топливных баков летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к средствам заправки транспортных средств топливом, маслами и др

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам обеспечения заправки и дренажа криогенных топливных аппаратов со специальными видами топлива, и может быть использовано в других отраслях машиностроения

Изобретение относится к наземному оборудованию для обслуживания летательных аппаратов, а именно к устройствам для обслуживания силовой установки

Изобретение относится к индикаторным устройствам летательных аппаратов, предназначенным для обеспечения взлета или посадки
Изобретение относится к воздушным судам легче воздуха

Изобретение относится к области навигации летательных аппаратов (ЛА) преимущественно при полетах в сложных метеоусловиях

Изобретение относится к области оборудования летательных аппаратов

Изобретение относится к летательным аппаратам, предназначенным для непрерывного наблюдения с воздуха за отдельными участками местности при решении природоохранных, пожароохранных и военных задач

Изобретение относится к авиационному машиностроению, в частности к оборудованию летательных аппаратов светотехническим оборудованием при полете в ночное время

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к методам определения наработки агрегатов самолета при эксплуатации по состоянию
Наверх