Мастика битумно-полимерная "транскор" для труб

 

Изобретение относится к технологии защиты труб и трубных систем от коррозии, в частности для защиты от коррозии нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов. Мастика битумно-полимерная для изоляционного антикоррозийного покрытия трубопровода включает битум, термоэластопласт и пластификатор. В качестве термоэластопласта использован дивинилстирольный термоэластопласт, в качестве битума использована смесь битумов БНД-60/90 и БНИ-4 или БН-30/70, а в состав мастики дополнительно введен модификатор, при следующем составе компонентов, мас.%: битум БНД-60/90 10-50, битум БНИ-4 40-80 или битум БН-30/70 40-80, дивинилстирольный термоэластопласт 1-10, пластификатор 1-6, модификатор 1-7. В результате достигается повышение качества антикоррозионной защиты трубопроводов и увеличение безаварийного срока службы подземных нефтегазопроводов. 1 табл.

Изобретение относится к технологии защиты труб и трубных систем от коррозии, в частности для защиты от коррозии нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов.

Известны мастики для защиты от коррозии различных объектов, включающие битум, цемент в качестве наполнителя, песок и гранулированный материал (см., например, патент US 4196922, МПК F 16 L 58/12, опубл. 08.04.1980).

Однако данная мастика не обеспечивает надежной защиты трубопровода при отрицательных температурах, что сужает область ее использования.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является мастика битумно-полимерная для изоляционного антикоррозийного покрытия трубопровода, включающая битум, термоэластопласт, пластификатор и наполнитель (см. патент GB 1538267, МПК F 16 L 58/12, опубл. 17.01.1979).

Однако у данной мастики невысокая адгезия к стали. Особенно существенно это в условиях эксплуатации при значительных перепадах температуры и при эксплуатации в зимних условиях при отрицательных температурах.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является повышение качества антикоррозионной защиты трубопроводов и увеличение безаварийного срока службы подземных нефтегазопроводов. Указанная задача решается за счет того, что мастика битумно-полимерная для изоляционного антикоррозийного покрытия трубопровода включает битум, термоэластопласт и пластификатор, при этом в качестве термоэластопласта использован дивинилстирольный термоэластопласт, в качестве битума использована смесь битумов БНД-60/90 и БНИ-4 или БН-30/70, а в состав мастики дополнительно введен модификатор, при следующем составе компонентов, мас. %: битум БНД-60/90 10-50, битум БНИ-4 40-80 или битум БН-30/70 40-80, дивинилстирольный термоэластопласт 1-10, пластификатор 1-6, модификатор 1-7.

В качестве нефтебитумов используют битум изоляционный БНИ-4 по ГОСТ 9812-74, битум дорожный вязкий БНД-60/90 по ГОСТ 22245-90, битум строительный БН-70/30 по ГОСТ 6617-76. В качестве пластификатора используют индустриальное масло И-40А по ГОСТ 20799-88. В качестве дивинилстирольного термоэластопласта используют ДСТ 30Р-01 группа 1 по ТУ 38.40327-98, изм.1 и в качестве модификатора используют каучук ПБН ТУ 38103641-98.

В мастику в ее состав дополнительно могут быть введены катионно-активные добавки.

Как показали проведенные исследования, предлагаемая мастика отличается более высокой адгезией к стали и полимерным материалам в интервале температур от плюс 40 до минус 20oС и сохраняет способность механического воздействия, в частности деформации, при отрицательных температурах до минус 20oС.

Выполнение мастики из смеси указанных выше битумов в сочетании с дивинилстирольным термоэластопластом, пластификатором, например индустриальным маслом И-40А, позволило добиться сохранения требуемой степени пластичности мастики при отрицательных температурах окружающего воздуха. В конечном итоге удалось достичь адгезии к стали более 0,6 МПа при 20oС и не менее 0,2 МПа при минус 15oС. При этом при отслаивании покрытия мастика остается на поверхности трубы, т.е. наблюдается когезионный характер отслаивания. Нанесенное из мастики покрытие, уложенное на грунтовку, обладает высокой механической прочностью, не растрескивается и не скалывается при укладке трубопровода в грунт. Покрытие мастикой может быть произведено механизированным способом или ручным способом путем полива расплавленной мастики "Транскор" на предварительно очищенную и покрытую грунтовкой поверхность трубы. Для достижения требуемой толщины слой мастики может быть армирован стеклотканью или нетканным полимерным материалом. Возможно увеличение силы сцепления мастики с поверхностью загрунтованного стального трубопровода путем добавления в мастику катионно-активного вещества.

В таблице представлены показатели качества покрытия на основе мастики "Транскор".

В ходе проведенных исследований был получен ряд композиций с наиболее оптимальным соотношением компонентов в мастике "Транскор".

Содержание компонентов в приведенных примерах указано в мас.%.

Пример 1.

Битум БНИ-4 77%, битум БН-30/70 0%, битум БНД-60/90 16%, дивинилстирольный термоэластопласт 2%, пластификатор 2%, модификатор 3%.

Пример 2.

Битум БНИ-4 0%, битум БН-30/70 77%, битум БНД-60/90 15,5%, дивинилстирольный термоэластопласт 2,5%, пластификатор 2%, модификатор 3%.

Пример 3.

Битум БНИ-4 0%, битум БН-30/70 40%, битум БНД-60/90 50%, дивинилстирольный термоэластопласт 5%, пластификатор 2%, модификатор 3%.

Описанная в изобретении мастика битумно-полимерная для изоляционного антикоррозийного покрытия трубопровода может быть использована при прокладке подземных трубопроводов как в летний, так и в зимний период, а также может найти применение при проведении ремонта трубопроводов различного назначения.

Формула изобретения

Мастика битумно-полимерная для изоляционного антикоррозийного покрытия трубопровода, включающая битум, термоэластопласт и пластификатор, отличающаяся тем, что в качестве термоэластопласта использован дивинилстирольный термоэластопласт, в качестве битума использована смесь битумов БНД-60/90 и БНИ-4 или БН-30/70, а в состав мастики дополнительно введен модификатор, при следующем составе компонентов, мас. %: битум БНД-60/90 10-50, битум БНИ-4 40-80 или битум БН-30/70 40-80, дивинилстирольный термоэластопласт 1-10, пластификатор 1-6, модификатор 1-7.

РИСУНКИ

Рисунок 1

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Извещение опубликовано: 20.12.2005        БИ: 35/2005

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.04.2008

Извещение опубликовано: 27.04.2008        БИ: 12/2008



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству и используется при нанесении битумно-полимерных покрытий, армированных стеклохолстом, на наружную поверхность стальных труб
Изобретение относится к строительству и используется при защите подземных трубопроводов и металлоконструкций от коррозии

Изобретение относится к строительству и используется для нанесения изоляционных покрытий на действующих трубопроводах
Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и ремонте трубопроводов

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и ремонте трубопроводов

Изобретение относится к строительству и используется при строительстве и ремонте трубопроводов

Изобретение относится к области строительства трубопроводов и может быть использовано в изоляционных машинах для нанесения мастик на трубопровод, а также при ремонтных работах, связанных с заменой изоляции

Изобретение относится к технологии защиты труб и трубных систем от коррозии, в частности для защиты от коррозии нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов

Изобретение относится к строительству и используется при ремонте трубопроводов

Изобретение относится к материалам, применяемым для изоляции труб и трубных систем, и может быть использовано при строительстве и ремонте трубопроводов различного назначения, в том числе подземных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов в летний и зимний периоды времени

Изобретение относится к строительству и предназначено для восстановления наружной изоляции магистральных трубопроводов

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется для нанесения наружной антикоррозионной битумной изоляции на трубы

Изобретение относится к строительству трубопроводов, используемых в мелиорации, нефтепроводах и газопроводах

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется для защиты стальных труб от коррозии посредством нанесения битумно-полимерного лакокрасочного, битумно-резинового, битумно-минерального покрытия

Изобретение относится к строительству и ремонту трубопроводов, используемых в водоснабжении, мелиорации, нефтепроводах и газопроводах
Изобретение относится к композиционным строительным материалам, применяемых для изоляции при строительстве и ремонте подземных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов в летний и зимний периоды времени
Наверх