Мастика битумно-полимерная "транскор" для полимерного рулонного материала

 

Изобретение относится к технологии защиты труб и трубных систем от коррозии, в частности для защиты от коррозии нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов. Мастика битумно-полимерная для изоляционного антикоррозийного покрытия трубопровода включает битум, термоэластопласт, пластификатор и наполнитель. В качестве термоэластопласта использован дивинилстирольный термоэластопласт, в качестве битума использован дорожный вязкий битум и в состав мастики дополнительно введен каучук при следующем составе компонентов, мас.%: дорожный вязкий битум 70-90, дивинилстирольный термоэластопласт 0,5-12, пластификатор 0,5-7,5, каучук 1-7 и наполнитель 1,5-12. В результате достигается повышение качества антикоррозионной защиты трубопроводов и увеличение безаварийного срока службы подземных нефтегазопроводов. 1 з.п.ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к технологии защиты труб и трубных систем от коррозии, в частности для защиты от коррозии нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов.

Известны мастики для защиты от коррозии различных объектов, включающие битум, цемент в качестве наполнителя, песок и гранулированный материал (см., например, патент US 4196922, МПК F 16 L 58/12, опубл. 08.04.1980).

Однако данная мастика не обеспечивает надежной защиты трубопровода при отрицательных температурах, что сужает область ее использования.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является мастика битумно-полимерная для изоляционного антикоррозийного покрытия трубопровода, включающая битум, термоэластопласт, пластификатор и наполнитель (см. патент GB 1538267, MПK F 16 L 58/12, опубл. 17.01.1979).

Однако у данной мастики невысокая адгезия к полимерным материалам. Особенно существенно это в условиях эксплуатации при значительных перепадах температуры и при эксплуатации в зимних условиях при отрицательных температурах.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является повышение качества антикоррозионной защиты трубопроводов и увеличение безаварийного срока службы подземных нефтегазопроводов.

Указанная задача решается за счет того, что мастика битумно-полимерная для изоляционного антикоррозийного покрытия трубопровода включает битум, термоэластопласт, пластификатор и наполнитель, при этом в качестве термоэластопласта использован дивинилстирольный термоэластопласт, в качестве битума использован дорожный вязкий битум и в состав мастики дополнительно введен каучук при следующем составе компонентов, мас.%: дорожный вязкий битум 70-90, дивинилстирольный термоэластопласт 0,5-12, пластификатор 0,5-7,5, каучук 1-7 и наполнитель 1,5-12.

В состав мастики может быть дополнительно введен битум изоляционный 10-30 мас.%.

В качестве нефтебитумов используют битум изоляционный БНИ-4 по ГОСТ 9812-74, битум дорожный вязкий БНД 60/90 по ГОСТ 22245-90. В качестве пластификатора используют индустриальное масло И-40А по ГОСТ 20799-88. В качестве дивинилстирольного термоэластопласта используют ДСТ 30Р-1 группа 1 по ТУ 38.40327-98, изм. 1. В качестве наполнителя используют дробленную крошку РД-05 по ТУ 38-108-03597 и в качестве каучука используют каучук ПБН ТУ 38103641-98.

В мастику в ее состав дополнительно могут быть введены катионно-активные добавки.

Как показали проведенные исследования, предлагаемая мастика отличается более высокой адгезией к стали и полимерным материалам в интервале температур от плюс 40oС до минус 20oС и сохраняет способность механического воздействия, в частности деформации, при отрицательных температурах до минус 20oС.

Выполнение мастики из смеси указанных выше битумов в сочетании с дивинилстирольным термоэластопластом, пластификатором, например индустриальным маслом И-40А, и наполнителем, например дробленной крошкой РД-05, позволило добиться сохранения требуемой степени пластичности мастики при отрицательных температурах окружающего воздуха. В конечном итоге удалось достичь адгезии к полимерным материалам более 0,6 МПа при 20oС и не менее 0,02 МПа при минус 15oС. При этом при отслаивании покрытия мастика остается на поверхности трубы, т.е. наблюдается когезионный характер отслаивания. Нанесенное из мастики покрытие на основе полимерных рулонных материалов (поливинилхлоридной ленты или полиэтиленовой ленты), уложенное на грунтовку, обладает высокой механической прочностью, не растрескивается и не скалывается при укладке трубопровода в грунт. Покрытие мастикой может быть произведено механизированным способом путем нанесения расплавленной мастики "Транскор" на полимерный рулонный материал.

В таблице представлены показатели качества покрытия на основе мастики "Транскор".

В ходе проведенных исследований был получен ряд композиций с наиболее оптимальным соотношением компонентов в мастике "Транскор".

Содержание компонентов в приведенных примерах указано в мас.%.

Пример 1.

Битум БНИ-4 10%, битум БНД-60/90 75%, дивинилстирольный термоэластопласт 3%, пластификатор 2,5%, наполнитель 6%, каучук 3,5%.

Пример 2.

Битум БНИ-4 0%, битум БНД-60/90 86%, дивинилстирольный термоэластопласт 3,5%, пластификатор 2,5%, наполнитель 4%, каучук 4%.

Пример 3.

Битум БНИ-4 0%, битум БНД-60/90 84%, дивинилстирольный термоэластопласт 4%, пластификатор 2,5%, наполнитель 6%, каучук 3,5%.

Пример 4.

Битум БНИ-4 0%, битум БНД-60/90 86%, дивинилстирольный термоэластопласт 3,5%, пластификатор 2,5%, наполнитель 4%, каучук 4%.

Описанная в изобретении мастика битумно-полимерная может быть использована для нанесения мастичного слоя на поливинилхлоридную (ПВХ) или полиэтиленовую (ПЭ) пленку с последующим применением этой конструкции для изоляции наружной поверхности подземных стальных нефтегазопроводов в летний и зимний период.

Формула изобретения

1. Мастика битумно-полимерная для изоляционного антикоррозийного покрытия трубопровода, включающая битум, термоэластопласт, пластификатор и наполнитель, отличающаяся тем, что в качестве термоэластопласта использован дивинилстирольный термоэластопласт, в качестве битума использован дорожный вязкий битум и в состав мастики дополнительно введен каучук, при следующем составе компонентов, мас. %: Дорожный вязкий битум - 70-90 Дивинилстирольный термоэластопласт - 0,5-12 Пластификатор - 0,5-7,5 Каучук - 1-7 Наполнитель - 1,5-12 2. Мастика по п. 1, отличающаяся тем, что в состав дополнительно введен битум изоляционный 10-30 мас. %.

РИСУНКИ

Рисунок 1

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Извещение опубликовано: 20.12.2005        БИ: 35/2005

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.04.2008

Извещение опубликовано: 27.04.2008        БИ: 12/2008



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии защиты труб и трубных систем от коррозии, в частности для защиты от коррозии нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов

Изобретение относится к строительству и используется при нанесении битумно-полимерных покрытий, армированных стеклохолстом, на наружную поверхность стальных труб
Изобретение относится к строительству и используется при защите подземных трубопроводов и металлоконструкций от коррозии

Изобретение относится к строительству и используется для нанесения изоляционных покрытий на действующих трубопроводах
Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и ремонте трубопроводов

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и ремонте трубопроводов

Изобретение относится к строительству и используется при строительстве и ремонте трубопроводов

Изобретение относится к области строительства трубопроводов и может быть использовано в изоляционных машинах для нанесения мастик на трубопровод, а также при ремонтных работах, связанных с заменой изоляции

Изобретение относится к строительству и используется при ремонте трубопроводов

Изобретение относится к материалам, применяемым для изоляции труб и трубных систем, и может быть использовано при строительстве и ремонте трубопроводов различного назначения, в том числе подземных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов в летний и зимний периоды времени

Изобретение относится к строительству и предназначено для восстановления наружной изоляции магистральных трубопроводов

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется для нанесения наружной антикоррозионной битумной изоляции на трубы

Изобретение относится к строительству трубопроводов, используемых в мелиорации, нефтепроводах и газопроводах

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется для защиты стальных труб от коррозии посредством нанесения битумно-полимерного лакокрасочного, битумно-резинового, битумно-минерального покрытия

Изобретение относится к строительству и ремонту трубопроводов, используемых в водоснабжении, мелиорации, нефтепроводах и газопроводах
Изобретение относится к композиционным строительным материалам, применяемых для изоляции при строительстве и ремонте подземных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов в летний и зимний периоды времени

Изобретение относится к материалам защиты труб и трубных систем от коррозии, в частности защиты от подземной и атмосферной коррозии наружной поверхности стальных магистральных трубопроводов, транспортирующих природный газ, нефть и нефтепродукты
Наверх