Рельсовая сталь
Изобретение относится к металлургии, а именно к разработке рельсовой стали для скоростных участков железнодорожных путей, эксплуатируемых при температуре до минус 60oС. Предложена рельсовая сталь, содержащая компоненты в следующем отношении, мас.%: углерод 0,71 - 0,87; кремний 0,40 - 1,20; марганец 0,70 - 1,30; хром 0,10 - 1,20; ванадий 0,05 - 0,20; титан 0,01 - 0,05; алюминий 0,014 - 0,05; азот 0,007 - 0,020; кальций 0,02 - 0,04; лантан 0,001 - 0,005; неодим 0,001 - 0,005; церий 0,003 - 0,010; железо - остальное. Причем соотношение содержания алюминия к азоту составляет 2,0 - 2,5. Техническим результатом изобретения является повышение ударной вязкости при отрицательных температурах до -60oС, повышение твердости на поверхности катания головки рельса и износостойкости. 1 з.п.ф-лы, 2 табл.
Изобретение относится к области черной металлургии, конкретнее к химическому составу сталей, предназначенных преимущественно для изготовления железнодорожных рельсов широкой колеи типа Р65, эксплуатируемых на скоростных участках магистральных железнодорожных путей, в том числе в регионах с холодным (до-60oС) климатом.
Одним из эффективных путей разрешения транспортных проблем, как показывает мировой опыт, является строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ), так, например, пассажирские железнодорожные перевозки со скоростями движения поездов до 330-350 км/ч, получившие широкое применение в Западных странах (Франция, Германия, Италия и Япония), которые экономичнее по сравнению с автомобильным и воздушным транспортом в 5 и 10 раз соответственно. В России введена в эксплуатацию ВСМ "Санкт-Петербург - Москва". В ближайшей перспективе строительство ВСМ будет интенсивно расширяться. Причем особенностью российских ВСМ является совмещение пассажирского и грузового движения, остающегося одним из главных способов грузоперевозок в нашей стране, в том числе в регионах Западной и Восточной Сибири. Важной характеристикой рельсов для ВСМ является их прямолинейность (величина предельных неровностей на поверхности катания) в вертикальной плоскости, так как, чем она лучше, тем, соответственно, меньше динамическая нагрузка на рельсы при движении поездов, а следовательно, выше надежность и срок службы рельсов [1]. Минимизация величины дефектов по прямолинейности является также эффективным средством снижения шума при движении поездов. Совмещение пассажирского и грузового движения на отечественных ВСМ, в том числе в регионах с холодным климатом, выдвигает дополнительные требования к рельсам для ВСМ. Они наряду с высокой прямолинейностью должны иметь повышенную износостойкость, определяемую в основном твердостью (прочностью) головки катания, и надежность, т.е. ударную вязкость при отрицательных климатических температурах (до -60oС). Так, по данным ГУП ВНИИЖТ повышение твердости на поверхности катания головки рельсов с 300 до 400 НВ увеличивает их износостойкость в 1,5-2,0 раза. Широко используются для изготовления железнодорожных рельсов широкой колеи типа Р65, в том числе для ВСМ, углеродистые марганцовистые стали (0,70-1,30% Mn) типа 76Г, раскисленные комплексными сплавами, содержащими Si, V, Ti, Al, Ca, Zr, после термического упрочнения путем объемной закалки в масле [2, 3]. Недостатком рельсов из этих сталей является их пониженная ударная вязкость при отрицательных климатических температурах и повышенная искривленность по поверхности катания головки рельса, возникающая при их объемной закалке вследствие неравномерного охлаждения в масле из-за большой разнотолщинности рельсового профиля, которая трудно исправима после термической обработки правкой в правильных машинах. В последние годы в отечественной и зарубежной практике железнодорожные рельсы колеи типа Р65 для скоростного движения изготовляют из низколегированных хромом, марганцем, кремнием и ванадием сталей типа ХГСФ, которые не подвергают объемной закалке в масле и используют в горячекатаном состоянии для обеспечения высоких требований по прямолинейности рельсов. Наиболее близкой из указанного типа сталей (к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату) является сталь, содержащая в массе %: углерода 0,65-0,75; кремния 0,30-0,70; марганца 0,95-1,30; хрома 0,75-1,15; ванадия 0,04-0,12; железа - остальное [4]. Эта сталь (прототип) в горячекатаном состоянии имеет низкую ударную вязкость при температуре -60oС, а также пониженную твердость и, как следствие, износостойкость. Техническим результатом изобретения является повышение ударной вязкости при отрицательных климатических температурах (-60oС) и твердости, а следовательно, износостойкости горячекатаных рельсов. Технический результат достигается тем, что сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, ванадий, алюминий, кальций, азот и железо, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит лантан, неодим и церий при следующем отношении ингредиентов (в % по массе): углерод 0,71-0,87; кремний 0,40-1,20; марганец 0,70-1,30; хром 0,10-1,20; ванадий 0,05-0,20; титан 0,01-0,05; алюминий 0,014-0,050; кальций 0,02-0,04; лантан 0,001-0,005; неодим 0,001-0,005; церий 0,003-0,010; железо - остальное, причем соотношение содержания алюминия к азоту составляет 2,0-2,5, а максимальная и минимальная суммарная массовая доля лантана, неодима и церия равна соответственно 0,015 и 0,008%. Комплексное легирование предложенной стали элементами V, Ti, Al, N обеспечивает выделение дисперсных карбонитридных фаз в процессе кристализации, горячей пластической деформации и последующего полиморфного (


Формула изобретения
1. Рельсовая сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, ванадий, титан, алюминий, кальций, азот и железо, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит лантан, неодим и церий при следующем соотношении ингредиентов, мас. %: Углерод - 0,71 - 0,87 Кремний - 0,40 - 1,20 Марганец - 0,70 - 1,30 Хром - 0,10 - 1,20 Ванадий - 0,05 - 0,20Титан - 0,01 - 0,05
Алюминий - 0,014 - 0,050
Азот - 0,007 - 0,020
Кальций - 0,02 - 0,04
Лантан - 0,001 - 0,005
Неодим - 0,001 - 0,005
Церий - 0,003 - 0,010
Железо - Остальное
причем соотношение содержания алюминия к азоту составляет 2,0 - 2,5. 2. Рельсовая сталь по п. 1, отличающаяся тем, что суммарное содержание в стали лантана, неодима и церия составляет 0,008 - 0,015 мас. %.
РИСУНКИ
Рисунок 1