Устройство для привития практических навыков

 

Изобретение относится к техническим средствам и может быть использовано в качестве устройства для привития практических навыков по анализу функционального назначения и совместимости деталей по их геометрической форме. Устройство для привития практических навыков по анализу функционального назначения и совместимости деталей по их геометрической форме содержит съемные детали и выполнено в виде одного блока, включающего четыре функциональные группы элементов, моделирующих различные типы соединений деталей, применяемых в конструкции реальных агрегатов и механизмов машин, причем предусмотрена однозначная последовательность разборки и сборки блока. Устройство содержит также устройство контроля действий обучаемого в виде совокупности технических и программных средств, реализующих модель замкнутой системы тренажер - обучаемый и представляющих собой специализированный комплекс на базе микропроцессорного средства и интегральных схем с использованием типовых электронных элементов. В результате расширяется возможность технического средства по формированию навыка за счет обеспечения имитации внешнего вида объекта предстоящей деятельности. 5 ил.

Изобретение относится к техническим средствам и может быть использовано в качестве устройства для привития практических навыков по анализу функционального назначения и совместимости деталей по их геометрической форме, которые являются неотъемлемой частью подготовки специалистов по ремонту машин и агрегатов, выполняющих разборочно-сборочные работы.

Наиболее близким к предлагаемому устройству является устройство для привития практических навыков (Патент РФ 2005116, 1994, МПК G 09 В 9/00), содержащее съемные детали и детали крепления и выполненное в виде двух блоков, в нижнем из которых находятся детали, установленные в определенном порядке и соединенные между собой в пространстве при помощи различных типов соединений, причем форма посадочных и привалочных плоскостей деталей обуславливает конкретную последовательность разборки и сборки нижнего блока, в котором на центральной детали, имеющей шлицы и резьбу на конце и закрепленной на основании устройства, размещена шлицевая втулка с запрессованной шпонкой, входящей в шпоночный паз детали, имеющей отверстие для установки втулки с двухсторонним внутренним конусообразным профилем, которая соединена с центральной деталью посредством двух конусных втулок, а также малую и большую наружные конусообразные поверхности, на первой из которых расположена деталь, имеющая внутреннее конусное отверстие, а на другой - три детали, в нижней из которых по наружному диаметру выполнена кольцевая проточка для деталей, одновременно входящих в проточку детали, имеющей четыре запрессованные резьбовые шпильки, на которых установлены пружины, расположенные в кольцевой проточке детали, по внутреннему диаметру которой выполнен зубчатый венец, входящий в зацепление с наружными зубьями пакета дисков, а внутренние зубья дисков находятся в зацеплении с зубчатым венцом средней детали, установленной на большой конусообразной поверхности, вверху которой выполнена лыска для установки детали, имеющей проточку по наружному диаметру, куда входит деталь, в которой просверлены четыре отверстия с кольцевыми выточками для установки гаек, навинчиваемых на шпильки, причем гайки имеют выполненные за одно целое с ними штифты для установки корпуса верхнего блока, который крепится к нижнему блоку с помощью специальной детали, навинчиваемой на резьбу центральной детали нижнего блока и проходящей в отверстие детали верхнего блока, корпус которого заполнен деталями, образующая форма которых в плане повторяет форму деталей механизмов и машин, деталями, заполняющими пустоты корпуса и делающими сборку блока однозначной, а также контролирующее устройство, представляющее собой единую электрическую цепь, состоящую из двух датчиков, первый из которых установлен под последней деталью нижнего блока и предназначен для контроля окончания разборки, а другой установлен под стержнем, запрессованным в деталь крепления верхнего блока, и предназначен для контроля начала и окончания работ.

Недостатками данного устройства являются: незначительная профессиональная направленность, выраженная в том, что верхний блок содержит плоские детали, не применяемые в конструкции реальных агрегатов и механизмов машин и различающиеся формой и дополнительными элементами: соединительными шипами, захватными пазами, предназначенными для взаимодействия с аналогичными элементами соседних деталей; нижний блок состоит из большей части однотипных элементов, причем перечень их классов и видов соединений, по сравнению с применяемыми классами и видами соединений деталей в реальных агрегатах машин, далеко неполный. Это не позволяет дать обучаемому совокупность необходимых представлений о будущей деятельности и сформировать на требуемом уровне первичный стереотип выполняемых действий; контроль деятельности обучаемого осуществляется по конечному результату, что не позволяет фиксировать выполнение алгоритма деятельности по шагам, регистрировать ошибки и допускать возможность возврата обучаемого к месту совершения неправильного действия. Это не позволяет объективно оценивать процесс формирования навыка и корректировать его в случае неправильных действий обучаемого.

Изобретение направлено на расширение возможности технического средства по формированию навыка за счет обеспечения имитации внешнего вида объекта предстоящей деятельности, наиболее полного охвата основных классов деталей и видов их соединений, применяемых на реальных агрегатах и механизмах машин, и представления их в одном устройстве, а также организации пооперационного контроля действий обучаемого.

Решение поставленной задачи достигается тем, что предлагаемое устройство содержит один блок, который включает четыре функциональные группы элементов, установленных в определенном порядке и моделирующих различные типы соединений деталей, применяемых в конструкции реальных агрегатов и механизмов машин. Каждый элемент группы занимает строго определенное положение относительно других деталей, поэтому устройство может быть собрано только в случае тщательного анализа геометрической формы детали, установки се так, как этого требует конструкция тренажера, любая другая установка не приведет к желаемому результату. Этим достигается функциональное единство элементов тренажера.

Конструктивно устройство содержит корпус с внутренним зубчатым венцом, закрепленный на основании тренажера, который имеет расточенные отверстия для элементов функциональных групп.

В первой группе на центральную деталь, представляющую собой ступенчатый пустотелый вал, имеющий фланец с отверстиями для установки на штифты, закрепленные на основании устройства, надета конусная втулка, расположенная в коническом отверстии детали, на наружную поверхность которой садится деталь, имеющая центровочный буртик, а также цилиндрическое отверстие, внутренний шлицевой венец, гладкую наружную поверхность с двумя диаметральными цилиндрическими проточками и фланец с четырьмя запрессованными штифтами, первая функциональная группа элементов содержит также втулку с двухсторонним внутренним конусообразным профилем, соединенную со ступенчатым пустотелым валом посредством двух конусных втулок, валик, вставленный в центральное отверстие ступенчатого пустотелого вала и имеющий фланец с наружным шлицевым венцом, стакан с фланцем, в котором выполнены четыре отверстия для установки на штифты детали с центровочным буртиком и две диаметральные проточки, причем на наружной цилиндрической поверхности стакана расположены две конические шестерни, зацепляющиеся с двумя коническими сателлитами, один из которых установлен на оси с гладкой наружной цилиндрической поверхностью, другой - на оси с диаметральным отверстием для фиксации сателлита при помощи цилиндрического штифта, проходящего в отверстие ступицы сателлита, причем оси сателлитов имеют с одной стороны цилиндрический конец, который входит в диаметральную расточку стакана и детали с центровочным буртиком, с другой - лыску для фиксации внутренним полукруглым шипом шестерни, ступица которой имеет четыре отверстия для установки на штифты, запрессованные в нижнюю чашку, расположенную в расточке корпуса устройства и имеющую отверстие для установки детали с центровочным буртиком, а зубчатый венец шестерни зацепляется с внутренним зубчатым венцом корпуса устройства, причем шестерня фиксируется верхней чашкой, имеющей фланец с отверстиями, расположенный в кольцевой проточке ступицы шестерни и на штифтах нижней чашки, два из которых имеют большую высоту для установки верхних проушин профильных пластин, введенных в конструкцию устройства с целью однозначности его разборки, причем нижние проушины пластин находятся под буртиками валиков двух групп зубчатых колес, расположенных на разных уровнях друг относительно друга в каждой из этих функциональных групп элементов.

В одной группе шестерен нижнее зубчатое колесо, зацепляющееся с зубчатым венцом корпуса, имеет центральное цилиндрическое отверстие для установки посредством сегментной шпонки на валик, расположенный в отверстии корпуса устройства и имеющий полукруглый паз, среднее зубчатое колесо, зацепляющееся с венцом корпуса, имеет центральное отверстие в ступице со шпоночным пазом для установки на валик посредством призматической шпонки, причем валик имеет буртик и кольцевую проточку на конце для фиксации его в детали, выполненной в виде стержня шатуна с разъемной головкой, закрепленного в корпусе, причем отверстие головки имеет прямоугольный шип, который входит в проточку валика, зубчатый венец верхней шестерни входит в зацепление с зубчатым венцом корпуса, в отверстии ступицы шестерни выполнены прямоугольные шлицы для установки на валик с прямоугольными шлицами, расположенный в отверстии корпуса.

В другой функциональной группе элементов нижняя шестерня зацепляется с зубчатым венцом корпуса и имеет центральное коническое отверстие со шпоночным пазом для установки на коническую поверхность валика с полукруглой выточкой посредством сегментной шпонки, причем нижний конец валика имеет треугольные шлицы на цилиндрической поверхности для установки в цилиндрическую втулку, с внутренними треугольными шлицами, которая закреплена в расточке корпуса, средняя шестерня зацепляется с зубчатым венцом корпуса и имеет центральное коническое отверстие со шпоночным пазом для установки на цилиндрическую поверхность валика посредством конической разрезной втулки и сегментной шпонки, причем нижний конец валика имеет полукруглую выточку для фиксации в разрезной головке, закрепленной в корпусе, посредством цилиндрического штифта, проходящего в отверстие головки и полукруглую выточку валика, верхняя шестерня имеет центральное коническое отверстие в ступице с треугольными шлицами для установки на валик, нижний торец которого имеет сферу для установки в сферическое отверстие корпуса, причем ступицы верхних шестерен одной и другой функциональных групп элементов имеют кольцевую проточку для фиксации при помощи вилок, стержни которых расположены соответственно в верхнем и нижнем прямоугольных отверстиях базовой детали четвертой функциональной группы элементов, закрепленной на основании устройства в расточке его корпуса и имеющей наружный и внутренний зубчатые венцы, где первый из них зацепляется с зубчатым венцом корпуса, а второй - с двумя сателлитами, расположенными на осях через цилиндрические втулки, причем оси имеют на конце грани для фиксации посредством поворота в прямоугольных расточках детали, отверстие ступицы которой входит в цилиндрический прилив базовой детали, а сателлиты, в свою очередь, зацепляются с наружным зубчатым венцом вала-шестерни, расположенного в центральном отверстии базовой детали и имеющего на конце цилиндрическую выточку для установки валика, на одном конце которого имеется буртик, прижимаемый крышкой с двумя прямоугольными шипами, входящими в проточки базовой детали, причем крышка фиксируется вилкой, имеющей паз в стержне, на другом - лыска для фланца, предназначенного для фиксации крышки устройства, устанавливаемой на два штифта, запрессованных в корпус.

Устройство для привития практических навыков по анализу функционального назначения и совместимости деталей по их геометрической форме содержит также устройство контроля действий обучаемого в виде совокупности технических и программных средств, реализующих модель замкнутой системы тренажер - обучаемый и представляющих собой специализированный комплекс на базе микропроцессорного средства и интегральных схем с использованием типовых электронных элементов, причем устройство контроля выполнено в виде шести модулей, размещенных в контрольных панелях и центральном блоке тренажера, где в каждой ячейке модуля расположены датчики, представляющие собой генераторы высокочастотных колебаний и предназначенные для фиксирования наличия или отсутствия детали в ячейке, а также светодиоды, сигнализирующие о правильности или ошибочности действий обучаемого. Конструктивно все модули контрольного устройства имеют разъемы, что дает возможность их отстыковки и разборки тренажера для его транспортирования и хранения.

На фиг. 1 показан общий вид тренажера сверху, на фиг.2-4 показаны виды моделирующего устройства в разрезах А-А, Б-Б, С-С соответственно, на фиг.5 приведена структурно-функциональная схема контролирующего устройства тренажера.

Устройство состоит (фиг.2) из корпусной детали 1 с внутренним зубчатым венцом, которая закреплена на основании 2 тренажера и имеет расточенные отверстия для элементов функциональных групп.

В первой группе (фиг.2) на центральную деталь 3, представляющую собой ступенчатый пустотелый вал, имеющий фланец с отверстиями для установки на штифты 4, закрепленные на основании 2 устройства, надета конусная втулка 5, расположенная в коническом отверстии детали 6. На наружную поверхность детали 6 садится деталь 7, имеющая центровочный буртик, а также цилиндрическое отверстие, внутренний шлицевой венец, гладкую наружную поверхность с двумя диаметральными цилиндрическими проточками и фланец с четырьмя запрессованными штифтами 8. Первая функциональная группа элементов содержит также втулку 9 с двухсторонним внутренним конусообразным профилем, соединенную со ступенчатым пустотелым валом 3 посредством двух конусных втулок 10, валик 11, вставленный в центральное отверстие ступенчатого пустотелого вала 3 и имеющий фланец с наружным шлицевым венцом, стакан 12 с фланцем, в котором выполнены четыре отверстия для установки на штифты детали с центровочным буртиком 7 и две диаметральные проточки. На наружной цилиндрической поверхности стакана 12 расположены две конические шестерни 13 и 14, зацепляющиеся с двумя коническими сателлитами 15 и 16, один из которых установлен на оси 17 с гладкой наружной цилиндрической поверхностью, другой - на оси 18 с диаметральным отверстием для фиксации сателлита при помощи цилиндрического штифта 19, проходящего в отверстие ступицы сателлита. Оси сателлитов 17 и 18 имеют с одной стороны цилиндрический конец, который входит в диаметральную расточку стакана 12 и детали с центровочным буртиком 7, с другой - лыску для фиксации внутренним полукруглым шипом шестерни 20, ступица которой имеет четыре отверстия для установки на штифты 21, запрессованные в нижнюю чашку 22, расположенную в расточке корпуса устройства 1 и имеющую отверстие для установки детали с центровочным буртиком 7. Зубчатый венец шестерни 20 зацепляется с внутренним зубчатым венцом корпуса устройства 1, причем шестерня фиксируется верхней чашкой 23, имеющей фланец с отверстиями, расположенный в кольцевой проточке ступицы шестерни 20 и на штифтах нижней чашки 21, два из которых имеют большую высоту для установки верхних проушин профильных пластин 24 и 25 (фиг. 3 и 4), введенных в конструкцию устройства с целью однозначности его разборки, причем нижние проушины пластин 24 и 25 находятся под буртиками валиков 27 (фиг.3) и 38 (фиг.4) двух групп зубчатых колес, расположенных на разных уровнях друг относительно друга в каждой из этих функциональных групп элементов.

В одной группе шестерен (фиг.3) нижнее зубчатое колесо 26, зацепляющееся с зубчатым венцом корпуса 1, имеет центральное цилиндрическое отверстие для установки посредством сегментной шпонки 28 на валик 27, расположенный в отверстии корпуса устройства 1 и имеющий полукруглый паз, среднее зубчатое колесо 29, зацепляющееся с венцом корпуса 1, имеет центральное отверстие в ступице со шпоночным пазом для установки на валик 30 посредством призматической шпонки 31. Валик 30 имеет буртик и кольцевую проточку на конце для фиксации его в детали, выполненной в виде стержня шатуна 32 с разъемной головкой 33, закрепленного в корпусе 1. Отверстие головки 33 имеет прямоугольный шип, который входит в проточку валика 30. Зубчатый венец верхней шестерни 34 входит в зацепление с зубчатым венцом корпуса 1, в отверстии ступицы шестерни 34 выполнены прямоугольные шлицы для установки на валик 35 с прямоугольными шлицами, расположенный в отверстии корпуса 1, и расположена шлицевая втулка 36.

В другой функциональной группе элементов (фиг.4) нижняя шестерня 37 зацепляется с зубчатым венцом корпуса 1 и имеет центральное коническое отверстие со шпоночным пазом для установки на коническую поверхность валика 38 с полукруглой выточкой посредством сегментной шпонки 39. Нижний конец валика 38 имеет треугольные шлицы на цилиндрической поверхности для установки в цилиндрическую втулку 40, с внутренними треугольными шлицами, которая закреплена в расточке корпуса 1. Средняя шестерня 41 зацепляется с зубчатым венцом корпуса 1 и имеет центральное коническое отверстие со шпоночным пазом для установки на цилиндрическую поверхность валика 42 посредством конической разрезной втулки 43 и сегментной шпонки 44. Нижний конец валика 42 имеет полукруглую выточку для фиксации в разрезной головке 45, закрепленной в корпусе 1, посредством цилиндрического штифта 46, проходящего в отверстие головки 45 и полукруглую выточку валика 42. Верхняя шестерня 47 имеет центральное коническое отверстие в ступице с треугольными шлицами для установки на валик 48, нижний торец которого имеет сферу для установки в сферическое отверстие корпуса 1, причем ступицы верхних шестерен одной (шестерня 34, фиг. 3) и другой (шестерня 47, фиг.4) функциональных групп элементов имеют кольцевую проточку для фиксации при помощи вилок 50 (фиг.3) и 51 (фиг.4), стержни которых расположены соответственно в верхнем и нижнем прямоугольных отверстиях базовой детали 49 (фиг.2) четвертой функциональной группы элементов, закрепленной на основании устройства 2 в расточке его корпуса 1 и имеющей наружный и внутренний зубчатые венцы. Первый из них (фиг.2) зацепляется с зубчатым венцом корпуса 1, а второй - с двумя сателлитами 52 и 53, расположенными на осях 54 и 55 через цилиндрические втулки 56 и 57.

Оси 54 и 55 имеют на конце грани для фиксации посредством поворота в прямоугольных расточках детали 58, отверстие ступицы которой входит в цилиндрический прилив базовой детали 49, а сателлиты 52 и 53 в свою очередь зацепляются с наружным зубчатым венцом вала-шестерни 59, расположенного в центральном отверстии базовой детали 49 и имеющего на конце цилиндрическую выточку для установки валика 60, на одном конце которого имеется буртик, прижимаемый крышкой 61 с двумя прямоугольными шипами, входящими в проточки базовой детали 49, причем крышка фиксируется вилкой 50 (фиг.3), имеющей паз в стержне, на другом - лыска для фланца 62, предназначенного для фиксации крышки устройства 63, устанавливаемой на два штифта 64, запрессованных в корпус 1.

Контрольное устройство представляет собой специализированный комплекс на базе микропроцессорного средства и интегральных схем с использованием типовых электронных элементов. Оно выполнено в виде шести модулей, размещенных в контрольных панелях 1-5 (фиг.1) и центральном блоке тренажера 6 (фиг.1). Логика функционирования управляющей системы комплекса определяется разработанной программой, которая хранится в памяти ЭВМ рабочего места инструктора.

Центральный модуль (ЦМ) (фиг.5) предназначен для сопряжения с ЭВМ через интерфейс принтера, связи с обучаемым посредством транспарантов и органов управления, предварительной обработки поступающей с ЭВМ информации и выработки сигналов управления модулями 1-5, размещенными в контрольных панелях.

ЦМ состоит (фиг.5) из мультиплексора 1, блока сопряжения и дешифрации 2, индикаторов "К работе приступить" и "Работу прекратить", пульта управления (включатель питания, кнопки: "Готов", "Помощь", "Сброс") и блока питания 3.

Мультиплексор предназначен для выбора одного из каналов передачи состояния датчиков в соответствии с протоколом обмена информацией и преобразования его в последовательный код.

Блок сопряжения и дешифрации обеспечивает связь тренажера посредством интерфейса принтера и организацию протокола обмена информацией с ЭВМ, а также выработку сигналов управления модулями тренажера. Принцип его действия следующий. При получении информационных кодов управления по интерфейсу ЭВМ в - зависимости от дешифрации выбирается один из модулей контрольного устройства. Последующее обращение программы к блоку устанавливает режим считывания информации от датчиков либо режим индикации выбранной ячейки модуля. Согласно протоколу обмена информацией происходит постоянный опрос датчиков и кнопок пульта управления.

Индикаторы "К работе приступить" и "Работу прекратить" расположены на верхней крышке корпуса центрального модуля, являющегося основанием тренажера. Они предназначены для определения режима работы тренажера и указания обучаемому его дальнейших действий.

Кнопка "Готов" определяет режим готовности обучаемого к выполнению задания. Кнопка "Помощь" предназначена для подсказки обучаемому правильного действия. При ее нажатии происходит подсвечивание индикатора в ячейке контрольной панели. Кнопка "Сброс" переводит все модули тренажера в исходное состояние.

Модули 1-5 идентичны по своей структурной и функциональной схемам. Они предназначены для дешифрации информации, поступающей от центрального модуля, запоминания и индикации. В каждой ячейке модуля расположены датчики (1-53), которые фиксируют наличие или отсутствие детали в ячейке, а также светодиоды, сигнализирующие о правильности (зеленое свечение) или ошибочности (красное свечение) действий обучаемого.

Блок дешифрации модуля контрольной панели служит для окончательной обработки поступающей информации, мультиплексирования сигналов от датчиков и запоминания информации об индицируемых индикаторах ячеек. Порядок его работы следующий. При выборе модуля сигнал разрешения открывает информационные шины для приема сигналов выбора датчиков или регистров запоминания состояния индикаторов ячеек. По командам из центрального модуля производится опрос и считывание состояния датчиков.

Датчики представляют собой генераторы высокочастотных колебаний. При касании датчиков происходит срыв генерации и формирование сигнала включенного (выключенного) состояния, которое свидетельствует о наличии (отсутствии) детали в ячейке.

Конструктивно все модули контрольного устройства имеют разъемы, что дает возможность их отстыковки и разборки тренажера для его транспортирования и хранения.

Порядок работы на устройстве следующий.

Получив задание от преподавателя и визуально оценив расположение деталей блока, обучаемый приступает к работе. В данном случае существует определенная последовательность снятия деталей. Правильная разборка блока ведется в следующей последовательности: 62-63-смсстить вилку 50 в осевом направлении-34-36-35-29-31-33-30-26-28-27-24-50-61-60-59-58-56-52-54-57-53-55-сместить вилку 51 в осевом направлении-47-48-51-41-44-43-46-42-37-39-38-25-23-20-13-19-16-18-15-17-14-12-11-7-22-9-10-10-6-5-3. При этом снимаемые детали раскладываются в ячейки контрольных панелей тренажера, расположение и размеры которых выполнены в соответствии с габаритами и последовательностью снятия деталей. Правильная сборка блока ведется в обратной последовательности. Закончив работу, обучаемый сообщает об этом преподавателю.

Работает тренажер следующим образом.

При нажатии кнопки "Готов" на дисплее ЭВМ рабочего места инструктора загорается табло, свидетельствующее о готовности обучаемого к работе. После чего преподаватель нажатием функциональной клавиши клавиатуры ЭВМ подает сигнал о начале работы. При этом на рабочем месте обучаемого загорается табло "К работе приступить". Обучаемый приступает к разборке блока. Снимаемые детали он укладывает в ячейки контрольных панелей. При этом срабатывают датчики ячеек и в памяти ЭВМ записывается последовательность разборки блока. При срабатывании последнего датчика ячейки контрольной панели на дисплей рабочего места преподавателя выводится информация об окончании работы и времени ее выполнения. После этого преподаватель подает команду о начале сборки блока. В процессе сборки ее последовательность контролируется алгоритмом, записанным в памяти ЭВМ при разборке блока. При этом правильное очередное действие обучаемого сигнализируется зеленым цветом индикатора, расположенного в ячейке панели, а неправильное - красным. При необходимости обучаемый может обратиться за подсказкой, нажав кнопку "Помощь". В этом случае ему указывается правильное очередное действие в виде подсветки индикатора ячейки, в которой расположена деталь, соответствующая алгоритму действий, желтым цветом. В процессе выполнения сборки блока на дисплей рабочего места преподавателя выводится информация о количестве времени, затраченного на ее выполнение, и числе совершенных при этом ошибок. Ошибкой считается нарушение правильного алгоритма сборки устройства, а на этапах тренировки на тренажере - каждое обращение обучаемого за помощью. Уровень навыка определяется в зависимости от времени выполнения задания на тренажере и числа совершенных ошибок.

Тренажер заставляет обучаемого выполнять интенсивную интеллектуальную работу по анализу геометрической формы каждой детали, обеспечивая выработку у обучаемых достаточных навыков по анализу функционального назначения и совместимости деталей по геометрической форме.

Использование изобретения позволит повысить эффективность обучения, исключить из процесса обучения агрегаты и узлы машин, используемые для аналогичных целей, а также осуществить объективный дистанционный контроль за работой обучаемого.

Формула изобретения

Устройство для привития практических навыков по анализу функционального назначения и совместимости деталей по их геометрической форме, содержащее съемные детали, отличающееся тем, что выполнено в виде одного блока, включающего четыре функциональные группы элементов, моделирующих различные типы соединений деталей, применяемых в конструкции реальных агрегатов и механизмов машин, причем предусмотрена однозначная последовательность разборки и сборки блока, в котором корпус с внутренним зубчатым венцом, закрепленный на основании устройства, имеет расточенные отверстия для элементов функциональных групп, в первой из которых на центральную деталь, представляющую собой ступенчатый пустотелый вал, имеющий фланец с отверстиями для установки на штифты, закрепленные на основании устройства, одета конусная втулка, расположенная в коническом отверстии детали, на наружную поверхность которой садится деталь, имеющая центровочный буртик, а также цилиндрическое отверстие, внутренний шлицевой венец, гладкую наружную поверхность с двумя диаметральными цилиндрическими проточками и фланец с четырьмя запрессованными штифтами, первая функциональная группа элементов содержит также втулку с двухсторонним внутренним конусообразным профилем, соединенную со ступенчатым пустотелым валом посредством двух конусных втулок, валик, вставленный в центральное отверстие ступенчатого пустотелого вала и имеющий фланец с наружным шлицевым венцом, стакан с фланцем, в котором выполнены четыре отверстия для установки на штифты детали с центровочным буртиком и две диаметральные проточки, причем на наружной цилиндрической поверхности стакана расположены две конические шестерни, зацепляющиеся с двумя коническими сателлитами, один из которых установлен на оси с гладкой наружной цилиндрической поверхностью, другой - на оси с диаметральным отверстием для фиксации сателлита при помощи цилиндрического штифта, проходящего в отверстие ступицы сателлита, причем оси сателлитов имеют с одной стороны цилиндрический конец, который входит в диаметральную расточку стакана и детали с центровочным буртиком, с другой - лыску для фиксации внутренним полукруглым шипом шестерни, ступица которой имеет четыре отверстия для установки на штифты, запрессованные в нижнюю чашку, расположенную в расточке корпуса устройства и имеющую отверстие для установки детали с центровочным буртиком, а зубчатый венец шестерни зацепляется с внутренним зубчатым венцом корпуса устройства, причем шестерня фиксируется верхней чашкой, имеющей фланец с отверстиями, расположенный в кольцевой проточке ступицы шестерни и на штифтах нижней чашки, два из которых имеют большую высоту для установки верхних проушин профильных пластин, введенных в конструкцию устройства с целью однозначности его разборки, причем нижние проушины пластин находятся под буртиками валиков двух групп зубчатых колес, расположенных на разных уровнях друг относительно друга в каждой из этих функциональных групп элементов, где в одной из них нижнее зубчатое колесо, зацепляющееся с зубчатым венцом корпуса, имеет центральное цилиндрическое отверстие для установки посредством сегментной шпонки на валик, расположенный в отверстии корпуса устройства и имеющий полукруглый паз, среднее зубчатое колесо, зацепляющееся с венцом корпуса, имеет центральное отверстие в ступице со шпоночным пазом для установки на валик посредством призматической шпонки, причем валик имеет буртик и кольцевую проточку на конце для фиксации его в детали, выполненной в виде стержня шатуна с разъемной головкой, закрепленного в корпусе, причем отверстие головки имеет прямоугольный шип, который входит в проточку валика, зубчатый венец верхней шестерни входит в зацепление с зубчатым венцом корпуса, в отверстии ступицы шестерни выполнены прямоугольные шлицы для установки на валик с прямоугольными шлицами, расположенный в отверстии корпуса, в другой функциональной группе элементов шестерня зацепляется с зубчатым венцом корпуса и имеет центральное коническое отверстие со шпоночным пазом для установки на коническую поверхность валика с полукруглой выточкой посредством сегментной шпонки, причем нижний конец валика имеет треугольные шлицы на цилиндрической поверхности для установки в цилиндрическую втулку, с внутренними треугольными шлицами, которая закреплена в расточке корпуса, средняя шестерня зацепляется с зубчатым венцом корпуса и имеет центральное коническое отверстие со шпоночным пазом для установки на цилиндрическую поверхность валика посредством конической разрезной втулки и сегментной шпонки, причем нижний конец валика имеет полукруглую выточку для фиксации в разрезной головке, закрепленной в корпусе, посредством цилиндрического штифта, проходящего в отверстие головки и полукруглую выточку валика, верхняя шестерня имеет центральное коническое отверстие в ступице с треугольными шлицами для установки на валик, нижний торец которого имеет сферу для установки в сферическое отверстие корпуса, причем ступицы верхних шестерен одной и другой функциональных групп элементов имеют кольцевую проточку для фиксации при помощи вилок, стержни которых расположены соответственно в верхнем и нижнем прямоугольных отверстиях базовой детали четвертой группы элементов, закрепленной на основании устройства в расточке его корпуса и имеющей наружный и внутренний зубчатые венцы, где первый из них зацепляется с зубчатым венцом корпуса, а второй - с двумя сателлитами, расположенными на осях через цилиндрические втулки, причем оси имеют на конце грани для фиксации посредством поворота в прямоугольных расточках детали, отверстие ступицы которой входит в цилиндрический прилив базовой детали, а сателлиты, в свою очередь, зацепляются с наружным зубчатым венцом вала-шестерни, расположенного в центральном отверстии базовой детали и имеющего на конце цилиндрическую выточку для установки валика, на одном конце которого имеется буртик, прижимаемый крышкой с двумя прямоугольными шипами, входящими в проточки базовой детали, причем крышка фиксируется вилкой, имеющей паз в стержне, на другом - лыска для фланца, предназначенного для фиксации крышки устройства, устанавливаемой на два штифта, запрессованные в корпус, устройство для привития практических навыков по анализу функционального назначения и совместимости деталей по их геометрической форме содержит также устройство контроля действий обучаемого в виде совокупности технических и программных средств, реализующих модель замкнутой системы тренажер - обучаемый и представляющих собой специализированный комплекс на базе микропроцессорного средства и интегральных схем с использованием типовых электронных элементов, причем устройство контроля выполнено в виде шести модулей, размещенных в контрольных панелях и центральном блоке тренажера, где в каждой ячейке модуля расположены датчики, представляющие собой генераторы высокочастотных колебаний и предназначенные для фиксирования наличия или отсутствия детали в ячейке, а также светодиоды, сигнализирующие о правильности или ошибочности действий обучаемого, причем все модули контрольного устройства имеют разъемы, что дает возможность отстыковки и разборки тренажера для его транспортирования и хранения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным приборам по курсу сопротивление материалов и может быть использовано в высших и средних учебных заведениях

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, а именно к способам визуализации картины обтекания воздушным потоком промышленных площадок предприятий с плотной разновысотной застройкой зданий

Изобретение относится к тренажерам для привития практических навыков по эксплуатации и ремонту техники

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть применено для определения эргономических качеств создаваемого автомобиля путем макетирования

Изобретение относится к области изобразительного искусства, в частности к технике строительства масштабных моделей горных выработок (тоннели, штреки, штольни и т.д.), экипированных надлежащими техническими сооружениями (крепление, рельсы, кабели и т.д.), предназначенных для показа и демонстрации на технических выставках, учебных комбинатах и т.д

Изобретение относится к учебным приборам по курсу сопротивление материалов и может быть использовано в высших и средних учебных заведениях

Изобретение относится к области полиграфии, в частности к технологии издательских процессов, и может применяться для макетирования в донаборной стадии изданий любой группы сложности

Изобретение относится к учебным пособиям по моделированию рельефа местности и предназначено для обучения студентов инженерно-строительных специальностей, например по специальности водоснабжение и водоотведение, теплогазоснабжение и вентиляция и другие

Изобретение относится к средствам информации, а именно к информационным установкам

Изобретение относится к средствам обучения по географии и может быть использовано как учебное пособие

Изобретение относится к учебным и демонстрационным моделям и может быть использовано для проведения лабораторных работ по курсам "Строительные конструкции", "Испытания сооружений"

Изобретение относится к электромагнитным движущимся моделям для использования скоростей обтекающей объект жидкой среды, в частности к электромагнитным моделям рыб

Изобретение относится к электромагнитным моделям для исследования распределения скоростей обтекающей объект жидкой среды и может быть использовано в учебном процессе для демонстрации гидродинамического поля вызванных скоростей и давлений, создаваемых рыбами

Изобретение относится к средствам обучения

Изобретение относится к техническим средствам и может быть использовано в качестве устройства для привития практических навыков по анализу функционального назначения и совместимости деталей по их геометрической форме

Наверх