Фюзеляж вертолёта

 

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях вертолетов. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей вертолета. В заднем отсеке выполнен проем грузового люка с аппарелью, откидывающейся вниз вокруг оси крепления за задний торцовый шпангоут ниже уровня пола грузовой кабины до опоры о землю. При закрытом грузовом люке аппарель примкнута к наклонному шпангоуту, сопряженному внизу с задним торцовым шпангоутом на уровне пола и вверху со шпангоутом надстройки по линии скулы в месте перехода в хвостовую балку, образующему проем грузового люка, а над наклонным шпангоутом дополнительно выполнен каркас, шпангоуты которого сопряжены внизу с наклонным шпангоутом, а вверху с арочными шпангоутами надстройки и соединены между собой стрингерами и гладкой работающей обшивкой. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей вертолета с габаритами до максимально допустимых фюзеляжем вертолета при сохранении требуемой жесткости и прочности фюзеляжа. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в конструкциях вертолетов.

Известен вертолет Ми-8МТВ, содержащий фюзеляж, состоящий из силового набора усиленных и нормальных шпангоутов, продольных балок, стрингеров, образующих каркас, и гладкой работающей обшивки, соединенной с каркасом. Задний отсек фюзеляжа, обеспечивающий плавность аэродинамических обводов фюзеляжа в зоне соединения его с хвостовой балкой, состоит конструктивно из надстройки и створок, закрывающих проем грузовой кабины (Вертолет Ми-8МТВ. В.А. Данилов, В.М. Занько, Н.П. Калинин, А.И. Кривко. - М.: Транспорт, 1995, с. 14-20). Недостатком известного технического решения является отсутствие возможности оперативной загрузки транспортной техники, а транспортирование трапов увеличивает массу вертолета и снижает, соответственно, полезную нагрузку.

Известен фюзеляж вертолета, содержащий каркас, состоящий из силового набора усиленных и нормальных шпангоутов, продольных балок и стрингеров, панели и гладкой работающей обшивки, соединенной по линии скулы с надстройкой фюзеляжа, плавно переходящей в хвостовую балку, а в нижней части заднего отсека фюзеляжа выполнен проем грузового люка с аппарелью, откидывающейся вниз относительно оси крепления за задний торцовый шпангоут пола грузовой кабины до опоры о землю своими опорными узлами (Свидетельство РФ на полезную модель 17697. Хвостовая часть фюзеляжа вертолета. - МКИ 7: В 64 С 1/24. - БИПМ 11, 20.04.2001 г.). Данный аналог принят за прототип.

Недостатком известного технического решения, принятого за прототип, является то, что аппарель установлена в проеме, выполненном в створках, причем шириной, равной ширине аппарели, для размещения передней части аппарели при закрытом положении хвостовой части фюзеляжа. Такое техническое решение усложняет конструкцию фюзеляжа, с одной стороны, а с другой, ограниченные размеры проема в створках снижают возможности использования аппарели для транспортировки вертолетом крупногабаритной техники с более широкой колесной базой.

Основной задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является возможность оперативной загрузки и выгрузки грузов с габаритами до максимально допустимых фюзеляжем вертолета за счет использования аппарели в качестве створки грузового люка при сохранении требуемой жесткости и прочности конструкции фюзеляжа.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявленного изобретения, является расширение функциональных возможностей вертолета.

Указанный технический результат достигается тем, что, в фюзеляже вертолета, содержащем каркас, состоящий из силового набора усиленных и нормальных шпангоутов, продольных балок и стрингеров, панели и гладкую работающую обшивку, соединенную по линии скулы с надстройкой фюзеляжа, плавно переходящей в хвостовую балку, а в нижней части заднего отсека фюзеляжа выполнен проем грузового люка с аппарелью, откидывающейся вниз вокруг оси крепления за задний торцовый шпангоут ниже уровня пола грузовой кабины до опоры о землю, согласно предложенному техническому решению, аппарель при закрытом грузовом люке примкнута к наклонному шпангоуту, сопряженному внизу с задним торцовым шпангоутом на уровне пола и вверху со шпангоутом надстройки по линии скулы в месте перехода в хвостовую балку, образующему проем грузового люка, при этом над наклонным шпангоутом дополнительно выполнен каркас, шпангоуты которого сопряжены внизу с наклонным шпангоутом, а вверху с арочными шпангоутами надстройки и соединены между собой стрингерами и гладкой работающей обшивкой.

Наклонный шпангоут выполнен подковообразной формы, внешний контур боковых сторон которого сопряжен с бортовыми панелями гладкой работающей обшивкой плавным аэродинамическим обводом; к заднему торцовому шпангоуту дополнительно присоединен профиль, последний сопряжен со стрингерами дополнительного каркаса и соединен с гладкой работающей обшивкой; в дополнительном каркасе параллельно наклонному шпангоуту на расстоянии от него установлена диафрагма, которая сопряжена с задним торцовым шпангоутом и шпангоутами каркаса заднего отсека и соединена одной стороной с гладкой работающей обшивкой, а другой с наклонным шпангоутом полосой обшивочного материала; на внутренней стороне дополнительного каркаса заднего отсека в углах сопряжения наклонного шпангоута с задним торцовым шпангоутом и со шпангоутом надстройки от линии скулы установлены косынки из обшивочного материала на длине двух межшпангоутных расстояний; вдоль внутреннего контура наклонного шпангоута выполнен уступ с боковой стороной, эквидистантной внешнему контуру аппарели, в котором размещена аппарель при закрытом грузовом люке.

Проведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными всем признакам заявленного фюзеляжа вертолета, отсутствуют. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "новизна".

Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявляемого технического решения, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками заявляемого технического решения преобразований на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень".

На фиг.1 представлен вид снаружи на левый борт хвостовой части фюзеляжа вертолета; на фиг.2 - поперечный разрез А-А заднего отсека фюзеляжа на фиг. 1; на фиг.3 - вид изнутри на правый борт хвостовой части фюзеляжа.

Фюзеляж вертолета включает хвостовую часть, состоящую из заднего отсека 1, надстройки 2 и аппарели 3, откидывающейся вниз вокруг оси крепления за задний торцовый шпангоут 4 до опоры о землю 5 в открытом положении (фиг.1). В закрытом положении аппарель 3 примкнута к наклонному шпангоуту 6, сопряженному внизу с торцовым шпангоутом 4 на уровне пола 7 и вверху со шпангоутом 8 надстройки 2 по линии скулы 9 в месте перехода в хвостовую балку 10. К заднему торцовому шпангоуту 4 дополнительно присоединен профиль 11. Над наклонным шпангоутом 6 дополнительно выполнен каркас заднего отсека, шпангоуты 12 которого сопряжены внизу с наклонным шпангоутом 6, а вверху с арочными шпангоутами 13 надстройки 2 и соединены между собой стрингерами 14 и гладкой работающей обшивкой 15 (фиг.2). Наклонный шпангоут 6 выполнен подковообразной формы, внешний контур которого сопряжен с бортовыми панелями фюзеляжа гладкой работающей обшивкой 15 плавным аэродинамическим обводом. Вдоль внутреннего контура наклонного шпангоута 6 выполнен уступ, эквидистантный внешнему контуру аппарели 3. В дополнительном каркасе заднего отсека параллельно наклонному шпангоуту 6 на расстоянии от него установлена диафрагма 16, которая сопряжена с задним торцовым шпангоутом 4 и шпангоутами 12 дополнительного каркаса и соединена одной стороной с гладкой работающей обшивкой 15, а другой стороной с наклонным шпангоутом 6 полосой 17 обшивочного материала. На внутренней стороне дополнительного каркаса в углах сопряжения наклонного шпангоута 6 с задним торцовым шпангоутом 4 установлена косынка 18, а со шпангоутом 8 надстройки 2 от линии скулы 9 - косынка 19, каждая на длине двух межшпангоутных расстояний (фиг.3).

На предложенную конструкцию фюзеляжа разработана конструкторская документация и изготовлены серийные образцы вертолетов серии Ми-8, использование которых позволило значительно расширить функциональные возможности и переносить вертолетами более габаритную технику и грузы.

Формула изобретения

1. Фюзеляж вертолета, содержащий каркас, состоящий из силового набора усиленных и нормальных шпангоутов, продольных балок и стрингеров, панели и гладкую работающую обшивку, соединенную по линии скулы с надстройкой фюзеляжа, плавно переходящей в хвостовую балку, а в нижней части заднего отсека фюзеляжа выполнен проем грузового люка с аппарелью, откидывающейся вниз вокруг оси крепления за задний торцовый шпангоут ниже уровня пола грузовой кабины до опоры о землю, отличающийся тем, что аппарель при закрытом грузовом люке примкнута к наклонному шпангоуту, сопряженному внизу с задним торцовым шпангоутом на уровне пола и вверху со шпангоутом надстройки по линии скулы в месте перехода в хвостовую балку, образующему проем грузового люка, при этом над наклонным шпангоутом дополнительно выполнен каркас, шпангоуты которого сопряжены внизу с наклонным шпангоутом, а вверху - с арочными шпангоутами надстройки, и соединены между собой стрингерами и гладкой работающей обшивкой.

2. Фюзеляж по п. 1, отличающийся тем, что наклонный шпангоут выполнен подковообразной формы, внешний контур боковых сторон которого сопряжен с бортовыми панелями гладкой работающей обшивкой плавным аэродинамическим обводом.

3. Фюзеляж по п. 1, отличающийся тем, что к заднему торцовому шпангоуту дополнительно присоединен профиль, последний сопряжен со стрингерами дополнительного каркаса и соединен с гладкой работающей обшивкой.

4. Фюзеляж по п. 1, отличающийся тем, что в дополнительном каркасе параллельно наклонному шпангоуту на расстоянии от него установлена диафрагма, которая сопряжена с задним торцовым шпангоутом и шпангоутами каркаса заднего отсека и соединена одной стороной с гладкой работающей обшивкой, а другой - с наклонным шпангоутом полосой обшивочного материала.

5. Фюзеляж по п. 1, отличающийся тем, что на внутренней стороне дополнительного каркаса заднего отсека в углах сопряжения наклонного шпангоута с задним торцовым шпангоутом и со шпангоутом надстройки от линии скулы установлены косынки из обшивочного материала на длине двух межшпангоутных расстояний.

6. Фюзеляж по п. 2, отличающийся тем, что вдоль внутреннего контура наклонного шпангоута выполнен уступ с боковой стороной, эквидистантной внешнему контуру аппарели, в котором размещена аппарель при закрытом грузовом люке.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 20.03.2007

Извещение опубликовано: 20.03.2007        БИ: 08/2007




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к погрузочно-разгрузочным устройствам для летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам для загрузки грузовых отсеков самолетов

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к оборудованию грузовых кабин летательных аппаратов

Изобретение относится к авиастроению, в частности к транспортным самолетам с грузовой кабиной для перевозки габаритных грузов в контейнерах или аналогичным им по размерам модулей

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к грузопассажирским транспортным самолетам

Изобретение относится к области авиации, в частности к погрузке и разгрузке контейнеров на пассажирском самолете

Изобретение относится к азиационной технике и касается систем внешней подвески груза контейнерного типа к вертолету

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в вертолетах

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к силовым каркасным конструкциям, и может быть использовано в конструкции фюзеляжей самолетов, лодок гидросамолетов и экранопланов, транспортирующих грузы на внешней подвеске

Изобретение относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха

Изобретение относится к судостроению и авиастроению

Изобретение относится к самолетостроению и судостроению

Изобретение относится к конструкции аэродинамических поверхностей самолетов

Изобретение относится к области авиации, а именно к самолетным подвескам платформ балочного типа

Изобретение относится к самолетостроению, преимущественно к конструкциям легких летательных аппаратов, в частности к мотодельталетам

Изобретение относится к высоконагруженным конструкциям из полимерных композиционных материалов и может применяться в области авиастроения и космической техники

Изобретение относится к авиационной технике
Наверх