Реверсивное устройство судна

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройству для реверса судна. Реверсивное устройство судна содержит реверсивную заслонку, вал и рычаги ее поворота и электродвигатель с зубчато-винтовым механизмом. Винт зубчато-винтового механизма одним концом шарнирно взаимодействует с рычагом на валу поворота заслонки, а другим концом - с гайкой. Гайка встроена в шестерню угловой зубчатой передачи, расположенной в корпусе с цапфами, соосными с электродвигателем. Достигается удобство в работе с реверсивным устройством и компактность привода. 5 ил.

Изобретение относится к судовым устройствам, в частности к устройству для реверса судна. Известно устройство для реверса катера, принятое за прототип, см. журнал "Катера и яхты" за 1978 г., 71, стр. 57, 58.

Устройство выполнено в виде установленной за соплом водомета поворотной заслонки и привода, содержащего вал с рычагами, проволоку в оболочке и рукоятку ручного управления реверсом.

Реверс катера обеспечивается за счет того, что поставленная за соплом водомета поворотная заслонка в опущенном положении создает преграду отбрасываемому потоку воды; возникает реактивная сила, обеспечивающая торможение, а затем и задний ход судна. Ручное управление реверсом приемлемо на катерах с небольшой скоростью, где заслонка хорошо гидродинамически уравновешена и где усилие на рукоятке для поворота заслонки не превышает допустимое для человека.

На скоростных катерах с мощными двигателями усилие на рукоятке ручного управления реверсом превышает допустимое. Проволока в оболочке не обеспечивает передачи требуемого усилия в обе стороны. Тросовая проводка с блочками, например, создает загроможденность в отсеке, требует постоянного внимания из-за вытяжки стальных тросов (канатов), усилие возрастает из-за многочисленных перегибов канатов, потерь на трение в блочках.

Привод заслонки, например, с помощью гидроцилиндра сложен, содержит дорогие гидроагрегаты, требующие высокой квалификации персонала, более громоздок и тяжел. На малых судах применение гидравлики неоправданно.

Целью настоящего изобретения является устранение отмеченных недостатков путем обеспечения удобства управления реверсом на катерах с значительным усилием для поворота реверсивной заслонки без значительного усложнения конструкции привода. Указанная цель достигается тем, что в предлагаемом изобретении реверс катера осуществляется с помощью электродвигателя и зубчато-винтового механизма, винт которого одним концом шарнирно взаимодействует с рычагом поворота заслонки, а другим концом - с гайкой, встроенной в шестерню угловой зубчатой передачи, расположенной в корпусе с цапфами, соосными с электродвигателем. Электроэнергией располагает каждое моторное судно, электропривод привычен в применении.

Сущность изобретения заключается в том, что для обеспечения удобства управления реверсом катера, реверсивное устройство снабжено электродвигателем с зубчато-винтовым механизмом, винт которого одним концом шарнирно взаимодействует с рычагом на валу поворота заслонки, а другим концом - с гайкой, встроенной в шестерню угловой зубчатой передачи, расположенной в корпусе с цапфами, соосными с электродвигателем.

Технический результат реализации изобретения - обеспечения удобства управления реверсом катера при незначительном усложнении конструкции привода. Это достигается применением электродвигателя и зубчато-винтового механизма. Электропривод прост в обслуживании, компактен, надежен в эксплуатации, имеет несложную систему электрического управления, отсутствует трансмиссия, т.к. механизм привода расположен вблизи заслонки.

Предлагаемое изобретение изображено на чертежах.

Фиг.1. Реверсивное устройство. Вид сбоку.

Фиг.2. Реверсивное устройство. Вид сверху.

Фиг.3. Реверсивное устройство. Вид в нос.

Фиг.4. Реверсивное устройство. Вид в корму.

Фиг.5. Зубчато-винтовой механизм с электродвигателем.

На фиг. 1-4 показано реверсивное устройство в положении заднего хода (заслонка опущена).

Реверсивное устройство состоит из расположенной за соплом 1 водомета 2 заслонки 3, закрепленной на цапфах 4, уха 5 на заслонке, тяги 6, рычага 7 на внешнем конце вала 8, рычага 9 на внутреннем конце вала 8, зубчато-винтового механизма 10, электродвигателя 11 с муфтой предохранительной фрикционной 12. Зубчато-винтовой механизм 10 служит для преобразования вращательного движения электродвигателя в поступательное движение винта 13 и качательное движение рычагов 9 и 7.

Зубчато-винтовой механизм состоит из опоры 14, в которой на цапфах 15 и 16 установлен корпус 17. Цапфа 15 - полая, является частью корпуса 17. Внутри корпуса на подшипниках 18 и 19 установлены вал-шестерня 20 и колесо зубчатое 21 с гайкой 22. Резьба на винте и гайке - трапецеидальная. Винт 13 ввернут в гайку и верхним концом шарнирно закреплен за конец рычага 9. Для управления электродвигателем имеется электрическая система управления в виде рукоятки управления реверсом (переключателя), расположенной рядом со штурвалом и элементов управления электродвигателем в виде контакторов, реле, конечных выключателей, контрольных ламп и пр. (не показаны). Тяга 6 связана с рычагом 7 и ухом 5 посредством карданных шарниров, т.к. оси поворота заслонки и вала 8 непараллельны.

Работает устройство следующим образом. При движении судна передним ходом заслонка 3 поднята (показано штрихами на фиг.1) и не создает препятствия отбрасываемой винтом или водометом струе воды. Для перехода на задний ход рукоятка (или переключатель) управления реверсом водителем катера ставится в положение "задний ход". Электрическая система управления включает электродвигатель 11 в нужном направлении вращения. Вращение электродвигателя через предохранительную фрикционную муфту 12 и зубчатую передачу передается гайке 22. Винт 13 перемещается вверх и поворачивает рычаг 9 на валу 8 поворота заслонки, который поворачивает вал 8 с рычагом 7.

Рычаг 7 тягой 6 за ухо 5 опускает заслонку вниз в поток воды, создавая преграду потоку и меняя его направление. Возникает реактивная сила, обеспечивающая торможение, а затем и задний ход судна.

При установке заслонки 3 в промежуточное положение обеспечивается отсутствие хода суда, необходимое, например, для запуска двигателя и его прогрева, для обеспечения режима дрейфа судна. При этом струя отбрасываемой воды отклоняется вниз. Положение заслонки зависит от положения рукоятки управления и обеспечивается электрической системой управления.

При ходе винта 13 вверх и вниз верхний конец его движется по дуге окружности, т.е. винт совершает поступательно-возвратное и качательное движение, которое обеспечивается с помощью цапф 15 и 16 на корпусе 17. Корпус 17 совершает относительно опоры 14 качательное движение вместе с винтом.

Управление судном по курсу осуществляется с помощью рулевых заслонок, расположенных перед реверсивной заслонкой, от своего привода (не показано).

Фрикционная муфта 12 предохраняет электродвигатель от перегрузки в случае, например, несрабатывания путевых выключателей в конечных положениях заслонки, попадания постороннего предмета под заслонку и пр.

Технико-экономическими преимуществами предлагаемого изобретения являются обеспечение удобства работы, компактность привода.

Формула изобретения

Реверсивное устройство судна, включающее в себя реверсивную заслонку, вал и рычаги ее поворота, отличающееся тем, что оно снабжено электродвигателем с зубчато-винтовым механизмом, винт которого одним концом шарнирно взаимодействует с рычагом на валу поворота заслонки, а другим концом - с гайкой, встроенной в шестерню угловой зубчатой передачи, расположенной в корпусе с цапфами, соосными с электродвигателем.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на плавсредствах, преимущественно маломерных, и для работы на мелководье, в качестве полноповоротного главного движителя или средства активного управления

Изобретение относится к судостроению, а именно, к водометным движителям

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам двухвального судна

Изобретение относится к судостроению, в частности к водометным движителям

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для устранения сопротивления движению судна подводных выпусков отработанной забортной воды

Изобретение относится к судостроению, а именно к реверсивно-рулевым устройствам (РРУ) водометных движителей (ВД)

Изобретение относится к водному транспорту, а именно к полноповоротным водометным движителям плавсредств

Изобретение относится к судостроению и касается разработки водометных движителей с реверсивно-рулевым комплексом (ВДРК)

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям маломерных судов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования водометных движителей речных судов, эксплуатируемых в условиях мелководных рек и водоемов с засоренным фарватером

Изобретение относится к водному транспорту и предназначено для изменения направления (реверсирования) хода судна преимущественно двумя водометными движителями

Изобретение относится к области судостроения, а именно к реверсивно-рулевым устройствам

Изобретение относится к судостроению, в частности к реверсивно-рулевым устройствам судов с водометными движителями. Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя включает в себя два вертикальных синхронных руля, закрепленных за соплом, и реверсивную заслонку, навешенную поворотно на горизонтальной оси за соплом. Реверсивная заслонка выполнена с вертикальными боковыми стенками и задней стенкой в виде цилиндрической поверхности, эквидистантной кормовым кромкам рулей, которые выполнены по дуге окружности. В верхней части задней стенки реверсивной заслонки установлен ограничитель поворота. В кормовой части боковых стенок выполнены окна, снабженные наружными патрубками с направляющими пластинами. На выходном сечении реверсивной заслонки установлен дефлектор в виде пластины, смонтированный с помощью плоских стоек. Достигается упрощение конструкции и формирование оптимальных направлений потока воды, истекающего из реверсивной заслонки при реверсе и повороте судна. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к реверсивно-рулевым устройствам судов с водометными движителями. Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя включает в себя два вертикальных синхронных руля, закрепленных за соплом, и реверсивную заслонку, навешенную поворотно на горизонтальной оси за соплом. Реверсивная заслонка выполнена с вертикальными боковыми стенками и задней стенкой в виде цилиндрической поверхности, эквидистантной кормовым кромкам рулей, которые выполнены по дуге окружности. В верхней части задней стенки реверсивной заслонки установлен ограничитель поворота. В кормовой части боковых стенок выполнены окна, снабженные наружными патрубками с направляющими пластинами. На выходном сечении реверсивной заслонки установлен дефлектор в виде пластины, смонтированный с помощью плоских стоек. Достигается упрощение конструкции и формирование оптимальных направлений потока воды, истекающего из реверсивной заслонки при реверсе и повороте судна. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к реверсивно-рулевым устройствам судов с водометными движителями. Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя включает в себя два вертикальных синхронных руля, которые расположены за соплом. Рули установлены по боковым краям обечайки сопла и снабжены закрылками. В нижних торцах рулей и закрылок имеются наклонные гидродинамические шайбы со стороны диаметральной плоскости водометного движителя. На нижней части сопла установлен козырек в виде продолжения сопла в корму. Рули закреплены в верхней части с помощью баллеров к коробчатой раме, которая выполняет роль верхнего свода реверсивно-рулевого устройства. В нижней части рули закреплены к соплу с помощью обухов. Рули с закрылками могут отклоняться от системы управления синхронно влево и вправо или в противоположные стороны. Коробчатая рама закреплена на верхней части сопла с помощью книц, которые являются носовой стенкой реверсивно-рулевого устройства. Достигается упрощение конструкции и повышение надежности работы реверсивно-рулевого устройства, повышение эффективности и удобства управления судном. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх