Узел крепления сдвижного кресла

 

Узел крепления сдвижного кресла относится к устройствам для крепления кресел на летательном аппарате. Узел крепления содержит встроенный в пол рельс с продольным пазом, гнездами и боковыми выступами между гнездами в пазу, шарнирно закрепленный на ножке кресла соединительный элемент также с боковыми выступами и закрепленный на ножке кресла стопорный штырь с пружиной стопорения. Узел крепления снабжен поворотными обоймами с роликами. Пружина стопорения выполнена пластинчатой, а соединительный элемент - с боковыми выступами. Взаимодействие поворотных обойм с роликами, охватывающими ребордами рельс, со стопорным штырем, встроенным в отверстие обоймы, придает устройству свойство самоустанавливаемости, устраняя заедание роликов. Техническим результатом является уменьшение габаритов стопорного узла, обеспечение устойчивого положения кресла при его перемещении, повышение удобства эксплуатации устройства. 4 ил.

Изобретение относится к оборудованию кабин летательных аппаратов, в частности к устройствам для крепления кресел.

Известно самолетное сиденье [1], крепление которого к полу кабины осуществляется при помощи рельсов швеллерного профиля сечения, охватывающих снизу и сверху ходовые ролики каретки сиденья. В таком узле крепления размеры рельсов по высоте определяются диаметром ходового ролика плюс толщина охватывающих его полок рельса. При этом значительное выступание рельсов над панелью пола создает помехи для передвижения членам экипажа внутри кабины.

Частично этот недостаток устраняется в устройстве [2] крепления сдвижного кресла, однако применение складных панелей между рельсами для установки кресла, а также крепление панелей пола на одном уровне с верхней плоскостью рельсов приводит к значительному увеличению массы элементов крепления кресла и панелей пола.

Известно устройство [3], являющееся наиболее близким к заявляемому. Оно содержит встроенный в пол рельс с открытым вверх продольным пазом, с гнездами и боковыми выступами между гнездами в пазу, шарнирно закрепленный на ножке кресла соединительный элемент, вставленный в рельс нижней частью, имеющей боковые выступы, расположенные под выступами в пазу рельса, и стопорный штырь, входящий нижним концом в гнездо рельса. Указанные боковые выступы выполнены с длиной меньше диаметра гнезда, чтобы соединительный элемент входил через гнездо в рельс и затем сдвигался в сторону для зацепления его с рельсом.

Это устройство применяется для крепления неподвижных кресел, обеспечивая возможность перестановки или смещения кресла по рельсам в наземных условиях.

Используемый в этом устройстве рельс с открытым вверх продольным пазом не выступает над панелью пола. Однако при этом не обеспечивается перемещение кресла, с сидящим в нем человеком, по рельсам без заедания, а при попадании боковых выступов соединительного элемента в зону гнезда нарушается связь кресла с рельсом в вертикальном направлении, что приводит к отсоединению кресла от рельса.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение удобства в эксплуатации устройства для крепления сдвижного кресла.

Поставленная задача достигается тем, что узел крепления сдвижного кресла, содержащий встроенный в пол рельс с продольным пазом, с гнездами и боковыми выступами между гнездами в пазу, шарнирно закрепленный на ножке кресла соединительный элемент, входящий в рельс нижней частью, имеющей боковые выступы, расположенные под выступами в пазу рельса, и закрепленный на ножке кресла стопорный штырь, входящий нижним концом в гнездо рельса, снабжен поворотными обоймами с закрепленными на них ходовыми роликами с ребордами, охватывающими рельс, при этом одна из обойм выполнена с вертикальным отверстием и со стопорным штырем, а боковые выступы нижней части соединительного элемента, входящие в рельс и взаимодействующие с ним, выполнены с длиной, перекрывающей гнездо рельса. Кроме того, устройство снабжено плоской пружиной, одним концом закрепленной на ножке кресла, другим концом упирающейся в торец стопорного штыря.

Наличие поворотной обоймы с роликами, охватывающими ребордами рельс, в совокупности со стопорным штырем, вставленным в вертикальное отверстие обоймы, придает устройству свойство самоустанавливаемости, устраняя заедание роликов при перемещении сиденья и обеспечивая надежное западание стопорного штыря в гнездо рельса для застопоривания сиденья. При этом уменьшение габаритов стопорного узла по сравнению с известным устройством [4], в котором использована витая цилиндрическая пружина, достигается за счет применения пластинчатой пружины, что позволяет встроить стопорный штырь в поворотную обойму.

Выполнение боковых выступов соединительного элемента с длиной, перекрывающей гнездо в рельсе, обеспечивает устойчивое положение кресла при его перемещении, не позволяя соединительному элементу выйти из гнезда.

Сущность заявляемого устройства поясняется перечисленными ниже чертежами, где на: - фиг. 1 изображен общий вид узла крепления сдвижного кресла (вид сбоку на кресло); - фиг.2 - увеличенный вид основной части узла; - фиг.3 - вид спереди на узел крепления кресла; - фиг.4 - разрез основной части узла по верхней плоскости рельса.

Заявляемый узел крепления сдвижного кресла содержит встроенный в пол рельс 1 с продольный пазом 2, с гнездами 3 и боковыми выступами 4 между гнездами 3 в пазу 2, шарнирно закрепленный на ножке 5 кресла 6 соединительный элемент 7, установленный в пазу 2 нижней частью 8, имеющей боковые выступы 9, расположенные под выступами 4 в пазу 2 рельса 1. Боковые выступы 9 выполнены с длиной, большей длины диаметра гнезда 3 в рельсе 1. Рядом с соединительным элементом 7, в поперечных выемках ножки 5 кресла 6 закреплена с возможностью поворота обойма 10 с ходовыми роликами 11. Ролики 11 имеют реборды 12, охватывающие рельс 1 с боковых сторон. Обойма 10 представляет собой рамку, охватывающую ролик, с горизонтальными отверстиями под оси для ее поворота. Обойма 10 выполнена с утолщением и с вертикальным отверстием 13, в которое входит стопорный штырь 14, расположенный нижним концом в гнезде 3 рельса 1. В верхний торец штыря 14 упирается одним концом плоская пружина 15, закрепленная другим концом на ножке 5 кресла 6. Стопорный штырь 14 соединен с рукояткой 16 управления стопорением кресла 6 через тросовую проводку 17.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

Во время расстопорения кресла 6 стопорный штырь 14 под действием усилия, передаваемого от рукоятки 16 через тросовую проводку 17, перемещается вверх, преодолевая сопротивление пружины 15, и выходит из гнезда 3 рельса 1, освобождая кресло 6 для перемещения.

Во время перемещения кресла 6 по рельсу 1 соединительный элемент 7, перемещаясь вместе с креслом 6 в пазу 2, удерживает ножку 5 кресла 6 на рельсе 1. При попадании элемента 7 в зону гнезда 3 связь ножки 5 кресла 6 с рельсом 1 не нарушается, так как боковые выступы 9 на элементе 7 перекрывают гнездо 3. Поворотная обойма 10 с ходовыми роликами 11, имея возможность поворота на осях, компенсируют перекосы рельсов под нагрузкой, способствуя перемещению кресла 6 без заеданий, при этом реборды не допускают смещения обоймы в боковом направлении, обеспечивая беспрепятственное западание стопорного штыря 14 в гнездо 3 рельса 1 в выбранном положении кресла 6.

Предлагаемое изобретение позволяет повысить удобство в эксплуатации, перемещении и самоустанавливаемости элементов стыковки кресла с рельсом.

Источники информации 1. Авторское свидетельство 373211, М.кл. В 64 D 11/06.

2. Авторское свидетельство 1601912, М.кл. В 64 D 11/00.

3. Патент США 5169091, М.кл. В 64 D 11/06, НКИ 244/122R (прототип).

4. Авторское свидетельство 955638, М.кл. В 64 D 11/06.

Формула изобретения

Узел крепления сдвижного кресла, содержащий встроенный в пол рельс с продольным пазом, с гнездами и боковыми выступами между гнездами в пазу, шарнирно закрепленный на ножке кресла соединительный элемент, установленный в рельс нижней частью, имеющей боковые выступы, расположенные под выступами в пазу рельса, и закрепленный на ножке кресла стопорный штырь с пружиной стопорения, входящий нижним концом в гнездо рельса, отличающийся тем, что узел крепления сдвижного кресла снабжен поворотными обоймами с закрепленными в них ходовыми роликами с ребордами, охватывающими рельс, при этом одна из обойм выполнена с вертикальным отверстием для установки в нем стопорного штыря, а пружина стопорения выполнена в виде пластины и одним концом закреплена на ножке кресла, а другим упирается в торец стопорного штыря, образуя стопорный узел, кроме того, боковые выступы нижней части соединительного элемента, входящие в рельс и взаимодействующие с ним, выполнены с длиной, превышающей длину диаметра гнезда рельса.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию рабочих мест членов экипажа или пассажиров самолета и может быть использовано как в авиации, так и в автомобилестроении, судостроении, вагоностроении и т.д

Изобретение относится к транспорту и используется для крепления пассажирских кресел к полу самолета, а также может быть использовано при креплении различных грузов

Изобретение относится к области транспорта и используется для размещения пассажиров в кабине (салоне) транспортного средства

Кресло // 2136517

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, в частности к аварийным модификациям сидений пассажиров или членов экипажа летательного аппарата

Изобретение относится к оборудованию кабин пассажирских летательных аппаратов и предназначено для крепления кресел

Изобретение относится к транспорту и используется преимущественно для крепления пассажирских кресел к полу самолета, а также при креплении различных грузов

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам регулировки сидени-й транспортных средств

Изобретение относится к сиденьям для пассажирских транспортных средств, а именно к опорам для сидений типа "консоль"
Наверх