Противоугонная система для транспортных средств

 

Изобретение относится к системам защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного воздействия. Система содержит узел задания режима, включающий в себя связанные радиоканалом блок дистанционного управления с транспондерами и/или радиобрелоками и блок считывания информации, а также процессорный блок обработки поступающей информации и синтеза команд. Последний через внутренний канал связи соединен с узлами блокирования функциональных органов ТС. В систему дополнительно введен установочный комплект громкой связи, выполненный с возможностью локального беспроводного соединения с мобильным телефоном, оснащенным модулем беспроводной связи. Блок дистанционного управления выполнен с возможностью локального беспроводного соединения с установочным комплектом громкой связи и глобального соединения с внешними абонентами с помощью стандартной сотовой сети подвижной связи. Система характеризуется повышенной надежностью и обеспечивает для пользователя возможность безопасного общения с внешним миром по мобильному телефону в процессе движения ТС. 16 з.п.ф-лы, 1 ил.

Настоящее изобретение относится к системам защиты транспортных средств (ТС) от кражи, захвата, угона и других видов несанкционированного воздействия и предназначено для тревожного оповещения пользователя о факте несанкционированного воздействия на ТС и для блокирования функциональных органов ТС (для недопущения несанкционированного использования ТС).

Известны системы защиты ТС, использующие аппаратуру спутниковой системы глобальной навигации GPS для определения географического местоположения угнанных ТС (см. патенты US 5969433, В 60 R 25/00, 19.10.1999 г., US 6167347, G 01 C 21/00, 26.12.2000 г. и др.). Эти системы позволяют с помощью карты точно определить, где находится угнанное ТС. Соответствующая информация передается в центр наблюдения, после чего для обнаружения и перехвата угнанного ТС высылается специальная оперативная группа.

Однако такие системы охраны имеют ряд недостатков, проявляющихся при их эксплуатации: - они не содержат в своем составе противоугонных средств (например, иммобилайзера), препятствующих движению ТС, управляемого злоумышленником; - устанавливаемая на ТС аппаратура GPS относится к числу сравнительно дорогих и обычно не входит в базовый комплект автомобильного оборудования; - приемник GPS, как правило, не может получать сигналы без помех при парковке ТС на стоянках с металлической крышей; - центр наблюдения взимает с лица, использующего устройство GPS, повременную плату, и в случае ложной тревоги по поводу похищения ТС его владелец напрасно потратит не только усилия, но и деньги; - центр наблюдения имеет разрешение открывать двери контролируемых им ТС, что становится небезопасным, если в числе сотрудников центра окажутся люди, недостаточно проверенные и способные умышленно использовать эту возможность во вред клиенту.

Более перспективными являются устройства, способные выполнять охранные функции по сигналу срабатывания установленной на ТС системы тревожной сигнализации (СТС). Одним из наиболее эффективных способов реагирования на этот сигнал является своевременная передача его на сотовый телефон владельца ТС, который может сразу же принять меры по предотвращению угона (GB 2363287, В 60 R 25/10, 12.12.2001 г.). Например, с помощью сотового телефона на эти устройства можно передать команду "прекратить подачу масла и напряжения питания", что приведет к блокированию движения ТС.

Основными составляющими частями этих устройств являются блок таймера и управления подачей питания, блок управления, блок обнаружения DTMF-тонов (многочастотного кода, который используется в телефонных аппаратах с тоновым набором номера), выходной блок с памятью речевых сигналов, блок хранения телефонного номера и секретных кодов владельца ТС, радиотелефон. Кроме того, эти устройства могут сопрягаться с устройством набора номера и блоком усиления выходных/входных речевых сигналов.

Блок таймера и управления подачей питания отвечает за включение/выключение блока питания устройства при длительной стоянке ТС для предотвращения разрядки аккумуляторной батареи ТС.

Блок управления координирует работу устройства, принимает и подтверждает сообщения о срабатывании охранной системы, открывает двери, прекращает подачу бензина, напряжения питания и т.п., управляет соединением входящего звонка и набором номера для работы телефона, определяет последовательность и время выдачи сигналов блоком с памятью речевой информации; принимает входную информацию от блока ввода данных и сравнивает ее с секретными кодами.

Блок обнаружения DTMF-тонов может определять сигналы DTMF на голосовом выходе сотового телефона и преобразовывать их в цифровую форму для использования блоком управления.

Выходной блок с памятью речевой информации управляется блоком управления и передает речевые сигналы на голосовой вход радиотелефона в определенной последовательности и в определенное время.

Блок хранения номера телефона и секретных кодов владельца ТС может записать номер телефона и секретные коды владельца заранее и выполняет набор номера или проводит сравнение секретных кодов в блоке управления. Радиотелефон служит для передачи сигналов из ТС или для приема сигналов управления, поступающих извне.

Гарнитура предназначается для того, чтобы водитель мог пользоваться телефоном в процессе управления ТС, не держа телефон в руках.

Описанное выше устройство реализует новейшие достижения в области цифровой обработки речевой информации и распознавания голоса, обеспечивает пользователю непрерывную связь с внешним миром во время движения ТС, используя возможности стандартных сотовых сетей подвижной связи. Однако и это устройство не свободно от недостатков, непосредственно влияющих на его функциональные возможности.

Основными из них являются следующие: - высокая вероятность ложной тревоги, обусловленная тем, что любое срабатывание системы тревожной сигнализации автоматически классифицируется, как несанкционированное воздействие на ТС, о чем тут же оповещается владелец ТС; - высокая стоимость аппаратуры, связанная с использованием в ней сложных алгоритмов обработки информации, необходимых для надежного управления системой безопасности ТС, в частности алгоритмов распознавания речевых сообщений; - большое время задержки между моментом срабатывания СТС и моментом подачи команды на блокирование движения ТС.

Указанные недостатки устраняются в охранно-противоугонных системах, использующих средства дистанционного управления охранной и противоугонной частями системы безопасности ТС.

Так, в способе предотвращения несанкционированного пользования ТС по патенту RU 2179122, В 60 R 25/00, 10.02.2002 г. охранной частью системы безопасности ТС управляют радиобрелоком и транспондером (меткой), а ее противоугонной частью - транспондером и из центра пейджинговой сети по каналу пейджинговой связи, при этом при попытках несанкционированного доступа в ТС охранной частью системы безопасности ТС включают световую или звуковую отпугивающе-предупредительную сигнализацию, а ее противоугонной частью блокируют работу двигателя и по радиоканалу передают сигнал тревоги владельцу ТС, а от него поступает сообщение о срабатывании противоугонной части в центр пейджинговой сети, в котором формируют по каналу пейджинговой связи сигналы воздействия на противоугонную часть системы безопасности ТС, радиоканал связи с владельцем ТС выполняют с возможностью автоматического контроля его исправности при постановке ТС на охрану, а канал пейджинговой связи - с возможностью воздействия на охранную часть системы безопасности ТС, при этом перед подачей из центра пейджинговой сети сигналов на противоугонную часть системы безопасности ТС передают по каналу пейджинговой связи сигналы на ее охранную часть, вводят систему безопасности ТС в режим паники с подключением дополнительных, ранее не проявлявшихся средств тревожной сигнализации, а выводят систему безопасности ТС из данного режима с помощью Мастер-метки или набором секретного кода, при использовании злоумышленником радиобрелока или транспондера из центра пейджинговой сети по пейджинговому каналу связи отменяют поступление сигналов радиобрелоков и транспондеров на охранную и противоугонную части системы безопасности ТС.

В данной системе безопасности ТС имеет место дистанционное опознавание кодов транспондеров (меток) и/или радиобрелоков с помощью установленного в ТС блока считывания информации. Транспондеры позволяют управлять охранной и противоугонной частями системы безопасности ТС через соответствующие блоки управления, а радиобрелоки - охранной частью системы безопасности ТС через блок управления охранной частью системы безопасности ТС.

Каждый из транспондеров имеет уникальный код. Система безопасности ТС дистанционно определяет наличие или отсутствие транспондера и реагирует адекватным образом.

При опознании транспондера система безопасности ТС позволяет беспрепятственно пользоваться ТС. При попытке проникновения в ТС злоумышленника система безопасности ТС оповещает владельца ТС о попытке проникновения и блокирует работу двигателя.

Система безопасности ТС позволяет контролировать: - состояние концевого выключателя двери водителя;
- состояние концевых выключателей остальных дверей (кроме двери водителя);
- состояние концевого выключателя капота;
- состояние концевого выключателя багажника;
- состояние двухуровневого датчика удара;
- состояние двухуровневого датчика объема;
- состояние габаритных огней;
- нажатие педали тормоза;
- включение зажигания;
- факт отключения питания системы безопасности ТС и др.

Радиоканалы транспондеров и радиобрелоков защищены от сканирования и перехвата кода использованием алгоритмов динамического кодирования, например, KeeLoQ (фирмы MicroChip, США). Код радиобрелока изменяется по случайному закону при каждом нажатии на кнопку. Количество комбинаций кодов - порядка 21019. Однажды переданный код никогда не повторится и не будет принят системой безопасности ТС, поэтому перехват кода в системе безопасности ТС становится бессмысленным и безрезультатным занятием. В память системы безопасности ТС могут быть записаны коды нескольких различных радиобрелоков. Возможно удаление кодов утерянных радиобрелоков. Запись новых радиобрелоков проводится посредством Мастер-метки, представляющей собой транспондер с памятью.

Одними и теми же радиобрелоками и транспондерами можно управлять несколькими системами безопасности ТС, установленными на разных ТС.

В другом известном способе (заявка на патент 2001132909, В 60 R 25/00, 06.12.2001 г. , по которой получено положительное решение от 06.03.2002 г.) для предотвращения несанкционированного использования ТС записывают в постоянное запоминающее устройство Мастер-метки информацию о конфигурации и установках охранной и противоугонной частей системы безопасности ТС, кодах радиобрелоков, предназначенных для дистанционного управления охранной частью системы безопасности ТС, дистанционного пуска двигателя и задания сервисных функций, кодах используемых меток, предназначенных для дистанционного управления противоугонной частью системы безопасности ТС с отключением иммобилайзера, о функциональном назначении кнопок радиобрелоков, параметрах канала пейджинговой связи, обеспечивающего пуск и блокирование двигателя, приоритетности команд, передаваемых с меток и по каналу пейджинговой связи, а также о параметрах каналов для выполнения сервисных функций, помещают Мастер-метку в зону считывания и переписывают информацию из Мастер-метки в постоянное запоминающее устройство системы безопасности ТС, расположенное на ТС, а для внесения изменений в режимы работы указанной системы безопасности ТС либо заново программируют постоянное запоминающее устройство системы безопасности ТС, либо изменяют содержание постоянного запоминающего устройства Мастер-метки и переписывают из него уточненную информацию Мастер-метки в постоянное запоминающее устройство системы безопасности ТС, расположенное на транспортном средстве, дополнительно осуществляют скрытый беспроводной обмен данными между носимым электронным устройством, встроенным в предмет личного пользования пользователя ТС, и возимыми электронными устройствами, встроенными в отдельные узлы охранной и противоугонной частей системы безопасности ТС, при этом обмен данными между носимым электронным устройством и одним или несколькими возимыми электронными устройствами осуществляют автоматически, как только носимое электронное устройство оказывается в пределах досягаемости одного или нескольких возимых электронных устройств. При этом предметом личного пользования может быть сотовый телефон пользователя ТС, а его взаимодействие с возимыми электронными устройствами - осуществляться с помощью одного из стандартных протоколов беспроводной связи, например, Bluetooth или IEEE 802.11.

Описанные выше технические решения выгодно отличаются наличием функции идентификации владельца (пользователя) ТС с использованием различных средств дистанционного управления системой безопасности ТС. Это позволяет существенно уменьшить вероятность ложной тревоги и упростить управление охранной и противоугонной частями системы безопасности ТС.

В качестве прототипа настоящего изобретения выбрана одна из возможных реализаций описанных выше способов - противоугонное устройство для транспортных средств по патенту RU 2160196, В 60 R 25/00, 10.12.2000 г., содержащее процессорный блок обработки поступающей информации и синтеза команд, первый вход которого подключен к шине питания через выключатель зажигания, а соответствующий выход и второй вход соединены с возможностью запроса и считывания кода разблокировки, соответственно, со входом и выходом узла задания режима, включающего в себя связанные радиоканалом носимый блок дистанционного управления противоугонной системой ТС, второй выход процессорного блока обработки поступающей информации и синтеза команд через канал связи соединен со входами узлов блокирования функциональных органов ТС, каждый из которых имеет подключенное контактными группами к функциональному органу ТС реле и последовательно включенные блок согласования с каналом связи и декодер, при этом входы напряжения питания каждого узла блокирования функциональных органов ТС соединены с первым входом процессорного блока обработки поступающей информации и синтеза команд, - по крайней мере, в один узел блокирования функциональных органов ТС введены элемент задержки и датчик движения, а в каждый узел блокирования - элемент памяти, причем первый вход элемента памяти подключен к выходу декодера, второй вход соединен с выходом датчика движения, третий вход через элемент задержки соединен с первым входом процессорного блока обработки поступающей информации и синтеза команд, а выход подключен к входу управления реле.

В качестве блока дистанционного управления противоугонной системой ТС в описанном выше устройстве может использоваться любой из вышеупомянутых элементов - транспондер (метка), радиобрелок, либо оба указанных элемента.

К недостаткам устройства-прототипа можно отнести то, что в нем не использованы возможности, предоставляемые пользователю ТС сотовым телефоном, а именно, возможности получения информации из внешних источников во время движения ТС и дистанционного управления противоугонной системой ТС.

Предлагаемое изобретение направлено на устранение этих недостатков устройства-прототипа. Задачей изобретения является повышение надежности и гибкости управления противоугонной системой ТС с одновременным обеспечением безопасности общения с внешним миром по сотовому телефону в процессе движения ТС.

Указанная задача решается благодаря тому, что в известное противоугонное устройство для ТС, содержащее процессорный блок обработки поступающей информации и синтеза команд, первый вход которого подключен к шине бортовой сети питания через выключатель зажигания, а соответствующий выход и второй вход соединены с возможностью запроса и считывания кода разблокирования, соответственно, с входом и выходом узла задания режима, включающего в себя связанные радиоканалом носимый блок дистанционного управления противоугонной системой ТС, содержащий один или несколько транспондеров и/или один или несколько радиобрелоков, и установленный на борту ТС блок считывания информации, вход и выход которого являются, соответственно, входом и выходом узла задания режима, при этом процессорный блок обработки поступающей информации и синтеза команд соединен с внутренним каналом связи, к которому подключены входы узлов блокирования функциональных органов ТС, входы питания каждого узла блокирования функциональных органов ТС соединены с первым входом процессорного блока обработки поступающей информации и синтеза команд, в носимый блок дистанционного управления противоугонной системой ТС введен сотовый телефон, работающий в стандартной сети подвижной связи, с встроенным в него модулем беспроводной связи, а в состав аппаратуры, устанавливаемой на борту ТС, введен установочный комплект громкой связи, содержащий модуль беспроводной связи для локального соединения с помощью канала беспроводной связи с модулем беспроводной связи, встроенным в сотовый телефон, при этом установочный комплект громкой связи связан с первым входом процессорного блока обработки поступающей информации и синтеза команд и подключен к внутреннему каналу связи.

Решению поставленной задачи способствуют следующие частные признаки изобретения.

Установочный комплект громкой связи содержит громкоговоритель и направленный микрофон.

В качестве громкоговорителя используется динамик автомагнитолы.

Установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью автоматического включения и отключения, соответственно, при включении и выключении зажигания ТС.

Установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью шумопонижения, эхоподавления и подстройки громкости под акустические особенности салона ТС.

Установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью осуществления телефонного вызова (звонка) с помощью передачи телефону голосовых команд.

Установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью настройки громкости во время разговора.

Установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью начала разговора при звонке с помощью нажатия кнопки или автоматически.

Установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью выбора мелодий звонка.

Установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью продления работы громкой связи при выключении зажигания во время телефонного разговора до его окончания.

Установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью временного запрета всех входящих звонков через громкую связь.

Установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью повторного звонка и с возможностью исходящего звонка на номер последнего входящего звонка.

Установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью работы с несколькими сотовыми телефонами.

Установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью оповещения пользователя ТС об отсутствии у него сотового телефона при включении зажигания ТС.

Канал локального соединения установочного комплекта громкой связи с сотовым телефоном выполнен с возможностью работы в стандартах Bluetooth и/или IEЕЕ 802.11.

Внутренний канал связи выполнен в виде стандартной интерфейсной шины, обеспечивающей передачу кодированных команд управления.

Установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью глобального соединения с внешними абонентами с помощью сотовой сети, в том числе с помощью сети мобильной сотовой связи, работающей в стандарте GSM.

На чертеже представлена структурная схема предлагаемой противоугонной системы для ТС.

На чертеже обозначено:
1 - носимый блок дистанционного управления противоугонной системой; 2 - блок считывания информации; 3 - узел задания режима; 4 - транспондер; 5 - радиобрелок; 6 - сотовый телефон; 7 - модуль беспроводной связи; 8 - процессорный блок обработки поступающей информации и синтеза команд; 9 - внутренний канал связи; 10 - узел блокирования функциональных органов ТС; 11 - шина бортовой сети питания; 12 - выключатель зажигания; 13 - установочный комплект громкой связи.

Необходимо отметить, что структурная схема, изображенная на чертеже, содержит только элементы, которые необходимы для пояснения сути предлагаемого технического решения. Реальная противоугонная система имеет ряд устройств, не показанных на чертеже: элементы звуковой и световой сигнализации, блокираторы дверей, канал пейджинговой связи и ряд других. В состав процессорного блока 8 обработки поступающей информации и синтеза команд могут, например, входить: формирователь сигналов запроса для узла 3 задания режима, демодулятор сигналов узла 3 задания режима, узел проверки и контроля соответствия идентификационного кода, узел согласования с внутренним каналом связи 9. В состав блока 8 должны входить еще ряд элементов, обеспечивающих, например, функции блокирования дверей или функции оповещения владельца или органа охраны о несанкционированном проникновении в охраняемое ТС.

Однако все эти элементы не относятся непосредственно к предмету изобретения и поэтому в рамках данного изобретения не рассматриваются.

Схема узла 3 задания режима определяется видом используемого в его составе носимого блока 1 дистанционного управления противоугонной системой.

При использовании транспондера 4 в виде карточки с цифровой памятью, в которой зафиксирован идентификационный код, блок 2 считывания информации должен быть снабжен генератором сигналов с контуром, находящимся в индуктивной связи с индуктивным контуром транспондера 4. В этом случае транспондер 4 создает для генератора блока 2 считывания информации переменную нагрузку, меняющуюся в соответствии с кодом, зафиксированным в цифровой памяти транспондера 4. Блок 2 считывания информации фиксирует изменение нагрузки генератора, и, таким образом, в блоке 2 считывания информации фиксируется код из цифровой памяти транспондера 4.

При использовании активного радиобрелока 5, снабженного источником питания, блок 2 считывания информации должен включать в себя формирователь радиосигналов запроса. Радиобрелок 5 должен быть снабжен узлом формирования идентификационного кода, предназначенного для его передачи по радиоканалу в блок 2 считывания информации.

При использовании пассивного радиобрелока 5, снабженного антенной для приема сигналов накачивающей частоты, а также узлом формирования идентификационного кода, блок 2 считывания информации, помимо схем приема идентификационного кода, должен включать в себя генератор накачки.

Внутренний канал связи 9 может быть либо радиоканалом, либо каналом передачи частотно-модулированных сигналов по проводам бортовой сети питания, либо стандартной шиной интерфейса. Типом внутреннего канала связи 9 однозначно определяется тип узлов согласования с внутренним каналом связи 9, входящих в состав процессорного блока 8 обработки поступающей информации и синтеза команд и в состав узлов 10 блокирования функциональных органов ТС. И радиоканал, и канал передачи по проводам бортовой сети питания описаны в патентно-технической литературе, например, в патенте RU 2090395, В 60 R 25/00, 17.06.96 г. В качестве шины интерфейса может быть использована стандартная CAN-шина, применяемая, например, в коммуникационной системе для ТС по патенту US 5732074, Н 04 М 11/00, 24.03.1998 г.

Установочный комплект 13 громкой связи ("Hands free"- свободные руки) представляет собой устройство, позволяющее вести телефонный разговор во время движения ТС, не держа телефон в руках, а используя для этого внешние динамик и чувствительный направленный микрофон, что предоставляет пользователю комфорт и значительно снижает вероятность возникновения опасных ситуаций на дороге. В предлагаемой противоугонной системе может быть использован выпускаемый предприятием-заявителем установочный комплект 13 громкой связи "Logon CK-02". Это изделие представляет собой комплект дуплексной связи для ТС, имеющий функцию приглушения звука автомагнитолы во время разговора по телефону. Благодаря цифровой обработке сигнала, изделие максимально подстраивается под акустические особенности салона ТС, обеспечивая качественное шумопонижение и эхоподавление. Изделие имеет чувствительный направленный микрофон, а в качестве громкоговорителя используются динамики автомагнитолы или дополнительный динамик, который может входить в комплект изделия.

Громкая связь в данном изделии функционирует с помощью канала беспроводной связи, работающей в стандарте Bluetooth, и совместима с любым мобильным телефоном, поддерживающим этот протокол.

При работе с указанным установочным комплектом 13 громкой связи сотовый телефон 6 может лежать в сумке или кармане пользователя. Специального держателя сотового телефона 6 не требуется, а включение громкой связи осуществляется автоматически одновременно с включением зажигания.

Кроме того, сотовый телефон 6 с модулем 7 беспроводной связи, входящий в состав носимого блока 1 дистанционного управления противоугонной системой, может использоваться для передачи команд управления противоугонной системой через установочный комплект 13 громкой связи и внутренний канал связи 9 на процессорный блок 8 обработки поступающей информации и синтеза команд. Эта передача осуществляется автоматически при попадании сотового телефона 6 в зону действия модуля 7 беспроводной связи, встроенного в установочный комплект 13 громкой связи.

Установочный комплект 13 громкой связи сконструирован для оптимально легкой и быстрой установки на ТС в сервисных центрах. Смена сотового телефона 6 осуществляется предельно быстро и просто. Установочный комплект громкой связи "Logon CK-02" сделан в полном соответствии со спецификацией Bluetooth.

Данный установочный комплект 13 громкой связи обеспечивает:
- возможность снимать трубку при звонке как с помощью нажатия на кнопку громкой связи, так и автоматически;
- выбор мелодий звонка;
- возможность осуществлять звонок через громкую связь с помощью передачи сотовому телефону 6 голосовых команд;
- настройку громкости во время разговора;
- функцию продления работы громкой связи при выключении зажигания во время телефонного разговора до его окончания;
- режим временного запрета всех входящих звонков через громкую связь (громкая связь доступна только для исходящих звонков);
- функцию повторного звонка и возможность перезвонить на номер последнего входящего звонка;
- возможность работы с несколькими сотовыми телефонами;
- оповещение владельца об отсутствии у него телефона при включении зажигания ТС.

Введение в состав противоугонной системы описанного выше установочного комплекта 13 громкой связи обеспечивает комплексное решение нескольких задач:
- повышается надежность идентификации пользователя, при этом злоумышленнику весьма сложно распознать в обычном на вид сотовом телефоне 6 устройство, выполняющее функции транспондера 4 или радиобрелока 5;
- обеспечивается удобная и безопасная мобильная двухсторонняя связь с внешними информационными источниками;
- расширяются возможности управления противоугонной системой извне.

Остальные элементы, входящие в состав заявляемой противоугонной системы для ТС, являются стандартными, описаны в технической литературе и в особых пояснениях не нуждаются.

Заявленная противоугонная система для ТС работает следующим образом.

Идентификация пользователя противоугонной системой осуществляется с помощью носимого блока 1 дистанционного управления противоугонной системой, в состав которого могут входить один или несколько транспондеров 4 и один или несколько радиобрелоков 5. В данном изобретении в состав носимого блока 1 включен также сотовый телефон 6, оснащенный модулем 7 беспроводной связи, работающим в стандарте Bluetooth или IEЕЕ 802.11. Для того, чтобы иметь возможность воспользоваться своим ТС, пользователь вносит один из элементов, входящих в состав носимого блока 1 дистанционного управления противоугонной системой (или, как его называют в описании устройства-прототипа, электронную метку), в зону действия блока 2 считывания информации. Совокупность блоков 1 и 2 называют узлом 3 задания режима. Носимый блок 1 дистанционного управления противоугонной системой по сигналам блока 2 считывания информации выдает в блок 2 специальный код разблокирования. Этот код демодулируется в блоке 2 считывания информации и передается в процессорный блок 8 обработки поступающей информации и синтеза команд. Сигналы, вызывающие выдачу носимым блоком 1 специального кода разблокирования, формируются по запросам процессорного блока 8 обработки поступающей информации и синтеза команд. После того, как специальный код разблокирования поступает в процессорный блок 8 обработки поступающей информации и синтеза команд, в процессорном блоке 8 обработки поступающей информации и синтеза команд происходит сравнение поступившего специального кода разблокирования с допустимым кодом (в общем случае может существовать целый набор допустимых кодов, соответствующий владельцу и нескольким уполномоченным лицам, каждый из которых имеет собственный транспондер 4 с уникальным специальным кодом разблокирования). При совпадении поступившего специального кода разблокирования с одним из допустимых кодов процессорный блок 8 обработки поступающей информации и синтеза команд выдает во внутренний канал связи 9, объединяющий входы всех узлов 10 блокирования функциональных органов ТС, локальный код разблокирования (в общем случае, отличный от специального кода разблокирования транспондера 4).

Общим для всех узлов 10 блокирования функциональных органов ТС является то, что питание на них поступает от аккумулятора по шине 11 бортовой сети питания после включения зажигания - при замыкании выключателя 12 зажигания.

Кроме того, при замыкании выключателя 12 зажигания в процессорном блоке 8 обработки поступающей информации и синтеза команд формируется запрос на выдачу кода разблокирования носимым блоком 1 дистанционного управления противоугонной системой. Это означает, что спустя короткую паузу после замыкания выключателя 12 зажигания во внутренний канал связи 9 поступает локальный код разблокирования (если, конечно, замыкание выключателя 12 зажигания было проведено одним из пользователей ТС).

При подключении питания к любому из узлов 10 блокирования функциональных органов ТС в этом узле запитывается каждый входящий в него элемент. Блоки 10 блокирования функциональных органов ТС снабжены элементами задержки, длительность которой достаточна для поступления во внутренний канал связи 9 локального кода разблокирования, демодулирования и декодирования в том случае, если локальный код разблокирования совпадает с запомненным узлом 10 эталонным локальным кодом разблокирования. То есть, если выключатель 12 зажигания замыкает пользователь, то за время задержки пользователь ТС опознается (по наличию у него транспондера 4 или радиобрелока 5) и узел 10 блокирования функциональных органов ТС формирует на своем выходе разрешающий сигнал.

Как уже отмечалось, вышеописанная аппаратура предназначена для защиты ТС от угона, для сигнализации о попытках проникновения в ТС злоумышленника и для создания при этом комфортных условий эксплуатации ТС пользователем. В данном случае сочетаются функции охранной сигнализации, противоугонные и сервисные возможности. Аппаратура оповещает пользователя ТС о вторжении (или попытке вторжения), блокирует работу двигателя при попытке несанкционированного использования ТС или его захвата, управляет исполнительными органами ТС, обеспечивающими комфортность его использования, в том числе без вмешательства пользователя.

Высокий уровень безопасности ТС достигается, в частности, применением в узлах 10 блокирования функциональных органов ТС запатентованных и серийно выпускаемых предприятием-заявителем дистанционно управляемых реле HOOK-UP, устанавливаемых в ТС без прокладки дополнительных проводов (см. Каталог "Автомобильные охранные системы", М., "Альтоника", 2002). Реле HOOK-UP выполнено в конструкции штатного реле ТС, что обеспечивает высокую скрытность установки. Управление реле осуществляется специальными кодированными сигналами по штатной проводке ТС. Количество устанавливаемых на ТС реле HOOK-UP не ограничено. Вместо реле HOOK-UP (или совместно с ним) может быть использовано еще более эффективное дистанционно управляемое реле WAIT UP, оснащенное датчиком движения, блокирующее двигатель в момент начала движения ТС.

Наличие описанных выше функциональных возможностей в реально существующей аппаратуре управления противоугонными системами ТС, например, в охранно-противоугонных комплексах BLACK BUG и REEF, серийно выпускаемых предприятием-заявителем, позволяет перейти на еще более высокий уровень безопасности ТС и сервисных возможностей аппаратуры такого класса. В соответствии с представленным техническим решением, это достигается путем формирования канала локального соединения установочного комплекта 13 громкой связи с помощью входящего в его состав модуля 7 беспроводной связи, с аналогичным модулем 7 беспроводной связи, встроенным в сотовый телефон 6 пользователя ТС. При этом модули 7 беспроводной связи могут использовать микрочипы, реализующие различные технологии беспроводной передачи данных (Bluetooth, IEEE 802.11 и др.). Указанные технологии связи и соответствующие им протоколы передачи данных стандартизированы, поэтому вопросов несовместимости электронных устройств, выпускаемых различными предприятиями промышленности, не возникает.

Уже в настоящее время на рынке товаров широкого потребления имеются сотовые телефоны, снабженные микрочипами для беспроводной передачи данных с дальностью действия от 10 до 100 м (см., например, статью в журнале PC WEEK/RE, 10, 19.03.2002 г. "NOKIA 8910: GSM плюс Bluetooth").

Приобретя такой сотовый телефон и разместив в салоне ТС установочный комплект 13 громкой связи с встроенным модулем 7 беспроводной связи, пользователь получает возможность обеспечить автоматическую и скрытую от визуального наблюдения передачу на ТС команд управления охранными и противоугонными функциями. Команды начинают передаваться, как только модуль 7 беспроводной связи, встроенный в сотовый телефон 6, оказывается в пределах досягаемости аналогичного модуля 7 беспроводной связи, встроенного в установочный комплект 13 громкой связи. Одновременно для пользователя обеспечиваются наиболее комфортные и безопасные условия поездки на ТС, поскольку установочный комплект 13 громкой связи позволяет вести телефонный разговор в движущемся ТС, не держа телефон в руках, а используя для этого динамик и микрофон.

С одной стороны, это позволяет существенно расширить возможности управления режимами работы противоугонной системы, включая различные сервисные возможности, а с другой стороны - обеспечить более высокий уровень защиты ТС от несанкционированного использования, поскольку распознать в предмете личного пользования, которым является сотовый телефон 6, блок дистанционного управления противоугонной системой значительно сложнее, чем, к примеру, опознать и попытаться выкрасть у пользователя транспондер 4.

Очевидно также, что с помощью сотового телефона 6, находящегося в ТС, пользователю может быть передан значительно больший объем информации, чем, например, при использовании пейджера. Это дает возможность применить более сложные алгоритмы программирования и управления противоугонной системой, что также повышает ее устойчивость к несанкционированным воздействиям и расширяет сервисные возможности.

Таким образом, совокупность существенных признаков устройства-прототипа и вновь введенных заявителем признаков позволяет решить поставленную выше задачу - повысить надежность и гибкость управления противоугонной системой с одновременным обеспечением безопасного общения пользователя с внешним миром по сотовому телефону в процессе движения ТС.


Формула изобретения

1. Противоугонная система для транспортного средства, содержащая процессорный блок обработки поступающей информации и синтеза команд, первый вход которого подключен к шине бортовой сети питания через выключатель зажигания, а соответствующий выход и второй вход соединены с возможностью запроса и считывания кода разблокировки, соответственно, с входом и выходом узла задания режима, включающего в себя связанные радиоканалом блок дистанционного управления противоугонной системой транспортного средства, содержащий один или несколько транспондеров и/или один или несколько радиобрелоков, и установленный на борту транспортного средства блок считывания информации, вход и выход которого являются, соответственно, входом и выходом узла задания режима, при этом процессорный блок обработки поступающей информации и синтеза команд соединен с внутренним каналом связи, к которому подключены входы узлов блокирования функциональных органов транспортного средства, входы питания каждого узла блокирования функциональных органов транспортного средства соединены с первым входом процессорного блока обработки поступающей информации и синтеза команд, отличающаяся тем, что в носимый блок дистанционного управления противоугонной системой транспортного средства введен сотовый телефон, работающий в стандартной сети подвижной связи, с встроенным в него модулем беспроводной связи, а в состав аппаратуры, устанавливаемой на борту транспортного средства, введен установочный комплект громкой связи, содержащий модуль беспроводной связи для локального соединения с помощью канала беспроводной связи с модулем беспроводной связи, встроенным в сотовый телефон, при этом установочный комплект громкой связи связан с первым входом процессорного блока обработки поступающей информации и синтеза команд и подключен к внутреннему каналу связи.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что установочный комплект громкой связи содержит громкоговоритель и чувствительный направленный микрофон.

3. Система по п.1 или 2, отличающаяся тем, что в качестве громкоговорителя используется динамик автомагнитолы.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью автоматического включения и отключения, соответственно, при включении и выключении зажигания транспортного средства.

5. Система по п.1, отличающаяся тем, что установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью шумопонижения, эхоподавления и подстройки громкости под акустические особенности салона транспортного средства.

6. Система по п.1, отличающаяся тем, что установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью осуществления телефонного вызова с помощью передачи по телефону голосовых команд.

7. Система по п.1, отличающаяся тем, что установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью настройки громкости во время разговора.

8. Система по п.1, отличающаяся тем, что установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью начала разговора при звонке автоматически или с помощью нажатия кнопки.

9. Система по п.1, отличающаяся тем, что установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью выбора мелодий звонка.

10. Система по п.1, отличающаяся тем, что установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью продления работы громкой связи при выключении зажигания во время телефонного разговора до его окончания.

11. Система по п.1, отличающаяся тем, что установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью временного запрета всех входящих звонков через громкую связь.

12. Система по п.1, отличающаяся тем, что установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью повторного звонка и с возможностью исходящего звонка на номер последнего входящего звонка.

13. Система по п.1, отличающаяся тем, что установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью работы с несколькими сотовыми телефонами.

14. Система по п.1, отличающаяся тем, что установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью оповещения владельца об отсутствии у него сотового телефона при включении зажигания транспортного средства.

15. Система по п.1, отличающаяся тем, что канал локального соединения выполнен с возможностью работы в стандартах Bluetooth и/или IEEE 802.11.

16. Система по п. 1, отличающаяся тем, что внутренний канал связи выполнен в виде стандартной интерфейсной шины, обеспечивающей передачу кодированных команд управления.

17. Система по п.1, отличающаяся тем, что установочный комплект громкой связи выполнен с возможностью глобального соединения с внешними абонентами с помощью сотовой сети связи, в том числе с работающей в стандарте GSM.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию транспортных средств и преимущественно может использоваться в качестве снабженного средствами блокировки от несанкционированного доступа привода замка таких подвижных элементов кузова транспортного средства, как двери, капот и крышка багажника

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного воздействия

Изобретение относится к защитным устройствам транспортных средств

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного воздействия
Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к способам защиты автомобиля от угона

Изобретение относится к охранным системам для транспортных средств (ТС) с радиоканалом

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством

Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством

Изобретение относится к аппаратуре предотвращения несанкционированного пользования автомобилями

Изобретение относится к защите транспортных средств (ТС)

Изобретение относится к защите транспортных средств (ТС) от угона, кражи, захвата и других видов несанкционированного воздействия

Изобретение относится к противоугонным запорным устройствам механического характера и может быть успешно использовано для легковых моделей автомобилей семейства "АВТОВАЗ"

Изобретение относится к защите транспортных средств

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств и объектов недвижимости

Изобретение относится к технике защиты транспортного средства (ТС) от несанкционированного использования

Изобретение относится к технике защиты транспортного средства (ТС) от несанкционированного использования с одновременным управлением системой зажигания

Изобретение относится к системам предотвращения несанкционированного пользования автомобилем
Наверх