Дельталет

 

Дельталет содержит мототележку балочной конструкции, пилон 2, который шарнирно соединен с крылом 1. Емкость 7 для вещества выполнена в виде тора и жестко закреплена на продольной балке 3. Днище 9 обтекателя 8 охватывает нижнюю часть тороидальной емкости 7 с боков и сзади, придавая конструкции дополнительную прочность. Кресло 11 пилота установлено в средней части тороидальной емкости 7. Изобретение направлено на повышение пассивной безопасности. 1 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области авиации, а именно к сверхлегким летательным аппаратам с балансирным управлением - мотодельтапланам с колесным шасси.

Известен дельталет, содержащий крыло с органами управления, моторную тележку с продольной балкой, пилоном, креслом для пилота, силовой установкой, трехстоечным шасси и емкостью для вещества [1, 2]. Недостатком данной конструкции является незащищенность ног пилота при аварийных приземлениях и некомфортность при дальних перелетах. К тому же расположение бака с химическим веществом за спиной пилота [2] не исключает его силового воздействия на последнего при столкновении с землей в случае аварии.

Известен мотодельталет, содержащий крыло с органами управления, шасси с опорными элементами, обтекатель с креслом для пилота, силовую установку, пилон [3].

Данное техническое решение направлено на улучшение летных характеристик мотодельталета с обеспечением комфортности пилота, поэтому его использование для решения задач народно-хозяйственного назначения требует дополнительной доработки по установке емкости для вещества и связанного с этим усиления конструкции.

Известна конструкция летательного аппарата с балансирным управлением, содержащая крыло, мототележку с продольной балкой, пилон, кресло для пилота и обтекатель [4]. Недостатком данной конструкции является отсутствие емкости для вещества, необходимой при использовании, например, в сельхозработах.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является дельталет [5], содержащий крыло с балансирным управлением, моторную тележку с продольной балкой, пилоном, трехстоечным шасси, креслом для пилота, силовой установкой, емкостью для вещества и связанным с продольной балкой обтекателем.

Расположение емкости для вещества ниже продольной балки моторной тележки вносит ряд существенных недостатков в конструкцию: - расположение емкости для вещества не усиливает конструкцию, что снижает пассивную безопасность, - невозможность расширения области применения, например для дальних патрульных полетов, когда эта емкость могла бы использоваться как дополнительный бак для горючего в силу незащищенности последнего; Задача, решаемая изобретением - повышение пассивной безопасности с расширением области использования.

Указанная задача выполняется за счет того, что в известном дельталете, содержащем крыло с балансирным управлением, моторную тележку с продольной балкой, пилоном, трехстоечным шасси, креслом для пилота, силовой установкой, емкостью для вещества и связанным с продольной балкой обтекателем с закрепленным на нем подкосом пилона, емкость для вещества выполнена в виде тора, жестко связанного с продольной балкой, дно обтекателя охватывает нижнюю часть тороидальной емкости с боков и сзади и закреплено на ней, а сидение кресла пилота размещено в средней части продольной емкости. Тороидальная емкость может быть выполнена разъемной по оси продольной балки.

Приведенные выше признаки являются существенными и в своей совокупности позволяют решить задачу изобретения, Выполнение емкости для вещества в виде тора, жестко связанного с продольной балкой, придает последней дополнительную прочность, так как тороидальные поверхности значительно лучше воспринимают как изгибающие нагрузки, так и нагрузки на кручение, что позволяет защитить конструкцию от повреждений при аварийных посадках и тем самым повысить безопасность пилота.

Выполнение дна обтекателя охватывающим нижнюю часть тороидальной емкости с боков и сзади, во-первых, придает последней, а следовательно и всей конструкции мототележки, дополнительную прочность, тем самым повышая пассивную безопасность, а во-вторых, защищает снизу саму емкость от повреждений, что позволяет расширить область использования, т.е. использовать емкость или для химического вещества в сельскохозяйственном варианте, или для горючего, когда требуется длительный режим полетов на большие расстояния, например в патрульных или поисковых работах.

Установка кресла пилота в средней части тороидальной емкости позволяет защитить ноги пилота от повреждений, так как передняя часть тора находится у него под ногами, а сидение кресла защищено продольной балкой, усиленной тороидальной емкостью.

Процентная составляющая травм нижних конечностей и таза при авариях проиллюстрирована на диаграмме [6].

Выполнение тороидальной емкости разъемной по оси продольной балки (получаются как бы две емкости) позволяет одну емкость использовать для химических веществ, а вторую для дополнительного запаса горючего. Это особенно актуально при обработке больших площадей мелкодисперсными способами опрыскивания, когда расход химических веществ незначительный, а прогоны длинные.

Таким образом, приведенная совокупность признаков, характеризующих заявленный объект, обуславливает появление такого технического результата, который обеспечивает решение задачи изобретения.

Анализ уровня техники показывает, что не известен дельталет, которому присущи признаки, идентичные всем существенным признакам данного изобретения, что свидетельствует о его неизвестности и, следовательно, новизне.

Что касается признаков, отличающих предложенный объект от ближайших аналогов, то они в них не обнаружены, что позволяет заключить о соответствии предложенного решения изобретательскому уровню.

Наконец при осуществлении изобретения действительно реализуется наличие предложенного объекта, что свидетельствует о промышленной применимости изобретения.

На фиг. 1 изображен вид сбоку на дельталет (обтекатель показан прозрачным), на фиг. 2 - вид сверху (крыло не показано), на фиг. 3-9 показаны варианты установки и конструктивного выполнения тороидальной емкости: фиг.3 - продольный разрез при установке на продольную балку П-образного сечения, фиг.4 - установка на продольную балку П-образного сечения в паз, фиг.5 - общий вид 1/2 тороидальной емкости для установки на продольную балку П-образного (или прямоугольного) сечения, фиг.6 - сочленение двух половин по фиг.5, фиг.7 - общий вид 1/2 тороидальной емкости для установки на продольную балку круглого сечения, фиг. 8 - сочленение двух половин по фиг.7, фиг.9 - общий вид тороидальной емкости с продольной балкой круглого сечения, продетой сквозь всю емкость.

Дельталет (фиг. 1, 2) содержит крыло 1 с балансирным управлением, закрепленное шарнирно на пилоне 2. На продольной балке 3 моторной тележки установлено трехстоечное шасси, содержащее основное шасси 4 и рулевую стойку 5. Сзади установлена силовая установка 6. На продольной балке 3 жестко закреплена тороидальная емкость 7 для вещества. Обтекатель 8 закреплен спереди на продольной балке 3, а его днище 9, плотно прилегая, охватывает с боков и сзади нижнюю часть тороидальной емкости 4 и крепится к ней или на болты, или хомутами (не показано). Подкос пилона 10 жестко крепится на обтекателе 8 и к верхней части пилона 2. Кресло пилота 11 установлено в средней части тороидальной емкости 7. Варианты связи тороидальной емкости 7 или с насосом и штангами для опрыскивания, или с основным баком для горючего (при патрульно-поисковых режимах работы) могут быть выполнены любым из известных способов как с помощью гибких шлангов, так и металлическими трубопроводами.

Тороидальная емкость 7 может быть выполнена штамповкой с последующей сваркой или склеиванием двух половин, или намоткой. На фиг.3 показан вариант крепления цельной тороидальной емкости 7 на продольной балке 3 с помощью скоб 12, устанавливаемых, например, на болты.

В тороидальной емкости 7 (фиг.4) могут быть выполнены углубления по профилю продольной балки. Крепление емкости 7 при таком исполнении к продольной балке 3 может быть осуществлено или скобами 12 (фиг.3), или изнутри П-образной балки, т. е. так же как и двух полуторов (фиг.5), закрепленных болтами изнутри П-образной балки (фиг.6). Две половины тороидальной емкости 7 (фиг. 7) могут быть снабжены фланцами 13, которые охватывая продольную балку 3 круглого, как показано на фиг. 8, или прямоугольного сечения стягиваются болтами.

Цельный неразъемный узел (фиг. 9) тороидальной емкости 7 и продольной балки 3, которая может быть выполнена как круглого, так и прямоугольного сечения, обладает наибольшей жесткостью, но не технологичен.

Устройство работает следующим образом.

В процессе полета элементы конструкции дельталета, движущегося с помощью силовой установки 6, испытывают весовые и аэродинамические нагрузки. Под действием скоростного напора воздуха аэродинамическая нагрузка со стороны крыла 1 передается на пилон 2 и далее на продольную балку 3 и обтекатель 8, днище 9 которого жестко связано с нижней частью тороидальной емкости 7. Подкос пилона 10 выполняет роль компенсатора напряжений.

При нештатной ситуации, например падении или аварийной посадке, ударная нагрузка сначала воспринимается, как правило, рулевой стойкой 5 и основным шасси 4. Затем сила удара передается обтекателю 8 и его днищу 9. Погашенный удар передается тороидальной емкости 7 и продольной балке 3. Такое распределение динамики удара значительно снижает воздействие на кресло пилота 11, предохраняя человека от повреждений тазобедренной части. А за счет жесткой связи - продольная балка - днище обтекателя - тороидальная емкость конструкция обладает повышенной прочностью, что повышает сохранность ног пилота.

Источники информации 1. Журнал "Самолеты мира", 1, 1998 г., с. 24-26, дельталет "Поиск-О6СХ" (аналог).

2. Журнал "Авиация общего назначения", 7, 1997 г., с. 28, дельталет "Поиск-О6СХ", (аналог).

3. Патент РФ 2089443, МПК В 64 С 1/06, БИ 23, 1992 г., (аналог).

4. Патент РФ 2064882, МПК В 64 С 31/02, БИ 22, 1996 г., (аналог).

5. Журнал "Авиация общего назначения", 10, 1998 г., с. 2, дельталет "Антарес МА-32 MX R 582 (503)", (прототип).

6. В.В. Козьмин, И.В. Кротов. Дельтапланы. - М., изд. ДОСААФ СССР, 1989 г., с. 226, рис. 78 (копия прилагается).

Формула изобретения

1. Дельталет, содержащий крыло с балансирным управлением, моторную тележку с продольной балкой, пилоном, трехстоечным шасси, креслом для пилота, силовой установкой, емкостью для вещества и связанным с продольной балкой обтекателем с закрепленным на нем подкосом пилона, отличающийся тем, что емкость для вещества выполнена в виде тора, жестко связанного с продольной балкой, дно обтекателя охватывает нижнюю часть тороидальной емкости с боков и сзади и закреплено на ней, а сидение кресла пилота размещено в средней части тороидальной емкости.

2. Дельталет по п.1, отличающийся тем, что упомянутая емкость выполнена разъемной по оси продольной балки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Извещение опубликовано: 10.02.2005        БИ: 04/2005

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины заподдержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 21.04.2005

Дата публикации: 27.12.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области сельскохозяйственной авиации

Изобретение относится к технике пожаротушения, в частности к технике пожаротушения с вертолета

Изобретение относится к способам авиационно-химической обработки сельскохозяйственных угодий и может быть использовано также для обработки с вертолетов раствором рабочего вещества иных объектов, например для обработки лесных массивов для защиты от вредителей леса

Изобретение относится к области средств для сбрасывания предметов в полете

Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к устройствам для тушения лесных пожаров водой из резервуаров, перевозимых на внешней подвеске вертолета

Изобретение относится к сельскохозяйственной авиации

Изобретение относится к авиастроению, в частности к устройствам для подвески грузов, транспортируемых на летательных аппаратах

Изобретение относится к авиации и сельскому хозяйству

Изобретение относится к области сельскохозяйственной авиации

Дельталет // 2196075
Изобретение относится к легкому самолетостроению и может быть использовано при конструировании дельталетов

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к авиации, а именно к летательным аппаратам, и может быть использовано для создания преобразуемых летательных аппаратов, обладающих свойствами самолета, вертолета и планера

Изобретение относится к сверхлегкой авиации

Изобретение относится к авиации и касается создания летательного аппарата (ЛА), используемого как самолет, вертолет или планер

Изобретение относится к летательным аппаратам легкомоторной авиации. Мотопланер содержит фюзеляж, двигатель, несущее крыло и вспомогательное крыло, рычаги приводов в управлении крыльев, руля поворота, колеса, руля высоты. Несущее крыло оснащено шарнирными узлами, из которых два расположены симметрично относительно поперечной оси симметрии на лонжероне. Один шарнирный узел расположен на вспомогательном лонжероне и закреплен на стойке, которая закреплена шарнирно на ползуне, подвижно установленном в направляющих рамы, и связан со стойкой штурвала подпружиненной тягой. Вспомогательное крыло состоит из двух независимых консолей, посаженных подвижно на поперечную ось, неподвижно закрепленную в носовой части рамы, оснащенных рычагами, связанными тягами с двуплечим рычагом штурвала. Стойка переднего колеса, подвижно закрепленная во втулке рамы, оснащена обтекателем колеса, выполненным в форме поворотного киля, и оснащена двуплечим рычагом, снабженным компенсаторами. Изобретение направлено на повышение безопасности полета. 1 з.п. ф-лы, 9 ил.

Группа изобретений относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха с мягким крылом. Первый вариант. Полое мягкое крыло с воздухозаборником в носке, полость которого разделена на передний и задний сегменты карманом в виде полотнища, пришитого в районе средней части хорды профиля тремя сторонами к одной из поверхностей крыла и двум соседним нервюрам таким образом, что при наддутом заднем сегменте свободный конец полотнища ложится на внутреннюю поверхность крыла четвертой стороной, образуя обратный клапан. Второй вариант. Полое мягкое крыло с воздухозаборником в носке, включающее клапаны в районе воздухозаборников, у которых лепестки имеют четыре кромки, одна из которых, криволинейная с заужением лепестка к середине, пришита к кромке воздухозаборника, а две смежные с ней, прямолинейные, пришиты к соседним нервюрам. Третий вариант. Полое мягкое крыло с воздухозаборником в носке, включающее стягивающие воздухозаборники шнуры системы рифления, которые выполнены в виде петель, закрепленных на чеке последующей при раскрытии секции, продетых через люверсы в нервюре и на кромке воздухозаборника предыдущей при раскрытии секции и зафиксированых чеками, закрепленными на кромке воздухозаборника секции. Подвеска полого мягкого крыла выполнена с петлями подцепки подвесной системы внизу, а также свободными концами с петлями крепления строп вверху. Концы под местом начала ветвления имеют соединение с упругими звеньями, закрепленными на подвесной системе. Моторная подвеска полого мягкого крыла выполнена с петлями подцепки подвесной системы внизу и винтомоторной установкой сзади, а также свободными концами с петлями крепления строп вверху. Петли подцепки подвесной системы и винтомоторная установка закреплены на жестком каркасе из верхней передней, нижней передней и нижней задней дуг безопасности. Группа изобретений направлена на увеличение их безопасности. 5 н. и 1 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к гибридным летательным аппаратам. Самолет содержит блок создания тяги, блок генерирования энергии и электрическое передаточное устройство для передачи энергии от блока генерирования энергии к блоку создания тяги. Блок создания тяги состоит из электродвигателя и соединенного с ним с помощью вала пропеллера. Блок генерирования энергии состоит из двигателя внутреннего сгорания и соединенного с ним с помощью вала электрического генератора. В конструкции самолета предусмотрено устройство, направляющее звук двигателей вверх от самолета, содержащее канал для направления звука вверх и ось вращения, расположенную поперек заданного направления полета самолета. Достигается возможность обеспечения большого количества конструктивных степеней свободы при определении положений узлов самолета. 22 з.п ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в конструкциях вертолетов
Наверх