Амортизационное кресло

 

Изобретение относится к средствам защиты человека от воздействия ударных перегрузок и может быть использовано, например, в летательных аппаратах в качестве средства спасения при аварийной посадке. Амортизационное кресло, содержащее сиденье со спинкой, привязную систему, механизм регулировки кресла по росту и амортизатор, дополнительно снабжено основанием, кронштейном, двумя спаренными рычагами, шарнирно закрепленными между сидением и кронштейном, поясничной опорой, установленной на спинке сиденья, и энергопоглощающими устройствами, расположенными на основании в местах крепления к полу кабины. При этом амортизатор выполнен телескопического типа и шарнирно закреплен между спаренными рычагами, а механизм регулировки кресла по росту выполнен механическим и расположен между сидением и кронштейном. Техническим результатом является уменьшение возможности травмирования пилота при аварии летательного аппарата. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к средствам защиты человека от воздействия ударных перегрузок и может быть использовано, например, в летательных аппаратах в качестве средства спасения при аварийной посадке.

Известно амортизационное кресло летчика вертолета, содержащее каркас, сиденье со спинкой, привязную систему, механизм регулировки по росту и амортизатор, закрепленный за спинкой сиденья (изделие "Памир", руководство по технической эксплуатации С280-7500-0 РЭ, 1984 г.).

Недостатком данного решения является то, что кресло пилота гасит в основном вертикальную составляющую, возникающую при аварийной посадке, силы удара и очень незначительную часть горизонтальной составляющей, что может привести к получению травм летчиком.

Технической задачей заявляемого изобретения является устранение указанного недостатка, т.е. уменьшение возможности травмирования человека, например пилота летательного аппарата, при действии ударных перегрузок, возникающих вследствие аварийной посадки.

Поставленная задача решается тем, что известное амортизационное кресло, содержащее сиденье со спинкой, привязную систему, механизм регулировки кресла по росту и амортизатор, дополнительно снабжено основанием, кронштейном, двумя спаренными рычагами, шарнирно закрепленными между сидением и кронштейном, поясничной опорой, установленной на спинке сидения, и энергопоглощающими устройствами, расположенными на основании в местах крепления к полу кабины. Кроме того, амортизатор выполнен телескопического типа и состоит из пуансона в виде кольца с вмонтированными в него стальными шариками и деформируемого стержня, поясничная опора выполнена съемной с возможностью вертикального перемещения, а механизм регулировки по росту выполнен механическим и состоит из четырех рычагов, двух закрепленных между сиденьем и кронштейном силовых пружин и фиксатора с управляющей ручкой.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где: на фиг.1 изображен вид сбоку амортизационного кресла, а также его положение после аварийной посадки, на фиг.2 - вид спереди амортизационного кресла, на фиг.3 - вид амортизатора в разрезе, на фиг.4 - вид энергопоглощающего устройства в разрезе, на фиг.5 - вид механизма регулировки кресла по росту.

Амортизационное кресло, например, пилота летательного аппарата содержит сиденье 1 со спинкой 2, привязную систему 3, основание 4 с энергопоглощающим устройством 5, кронштейн 6, закрепленные между основанием и кронштейном два спаренных рычага 7, механизм регулировки кресла по росту, состоящий из четырех рычагов 8, двух силовых пружин 9, и устройство фиксации 10 сиденья в необходимом положении с управляющей ручкой 11. Между спаренными рычагами в их центральной части шарнирно крепится амортизатор 12, состоящий из пуансона 13 в виде кольца с вмонтированными в него стальными шариками 14 и деформируемого стержня 15. Спинка дополнительно снабжена поясничной опорой 16, которая выполнена съемной с возможностью вертикального перемещения.

Заявляемое амортизационное кресло, например, пилота летательного аппарата работает следующим образом.

В режиме нормальной посадки летательного аппарата деформации энергопоглощающих устройств 5, амортизатора 12 и изменения положения амортизационного кресла не происходит.

В случае аварийной посадки после удара летательного аппарата о землю пол кабины подвергается деформации. Одновременно с этим деформируются закрепленные в основании 4 энергопоглощающие устройства 5, которые частично гасят перегрузки. После этого оставшиеся перегрузки действуют одновременно на спаренные рычаги 7, которые, поворачиваясь, опускают кресло вниз, и на амортизатор 12, который создает необходимое сопротивление данному перемещению, воспринимая как вертикальную, так и горизонтальную составляющие силы удара. Затем перегрузки передаются на механизм регулировки кресла по росту и сиденье 1 со спинкой 2. При этом сиденье со спинкой представляют собой мягкие подушки, которые под действием перегрузки сжимаются и перегрузки передаются непосредственно пилоту. Размещенная в удобном положении поясничная опора 16 позволяет более равномерно распределить приходящуюся на позвоночник пилота нагрузку. Если под действием перегрузки возникает составляющая силы, имеющая направление "спина-грудь", то в работу включается привязная система 3, которая фиксирует пилота в нужном положении.

Формула изобретения

1. Амортизационное кресло, содержащее сиденье со спинкой, привязную систему, механизм регулировки кресла по росту и амортизатор, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено основанием, кронштейном, двумя спаренными рычагами, шарнирно закрепленными между основанием и кронштейном, поясничной опорой, установленной на спинке сиденья, и энергопоглощающими устройствами, расположенными на основании в местах крепления к полу кабины, причем амортизатор выполнен телескопического типа и закреплен между спаренными рычагами, а механизм регулировки кресла по росту расположен между сиденьем и кронштейном.

2. Амортизационное кресло по п.1, отличающееся тем, что поясничная опора выполнена съемной с возможностью вертикального перемещения.

3. Амортизационное кресло по п.1, отличающееся тем, что механизм регулировки по росту выполнен механическим и состоит из четырех рычагов, двух закрепленных между сиденьем и кронштейном силовых пружин и фиксатора с управляющей ручкой.

4. Амортизационное кресло по п.1, отличающееся тем, что амортизатор состоит из пуансона в виде кольца с вмонтированными в него стальными шариками и деформируемого стержня.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции сиденья члена экипажа

Изобретение относится к области транспорта и используется для размещения пассажиров в кабине (салоне) транспортного средства

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, в частности к аварийным модификациям сидений пассажиров или членов экипажа летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к креслам членов экипажа вертолета, Целью изобретения является Новыш нйе безопасности при жестком приземлении

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции кресла экипажа летательного аппарата

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов в часЛ ностн к конструкции кресла

Изобретение относится к способу безопасности удержания пассажиров или водителей аварийного транспортного средства

Изобретение относится к области транспорта и используется для размещения пассажиров в кабине (салоне) транспортного средства

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, в частности к аварийным модификациям сидений пассажиров или членов экипажа летательного аппарата

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к строительному машиностроению и может быть использовано преимущественно в кабинах землеройных машин и грузоподъемных кранов, а также может быть рекомендовано к использованию в кабинах транспортных и сельскохозяйственных машин
Наверх