Способ измерения зазора между зубьями колес

 

Изобретение относится к регулированию зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи. Сущность изобретения заключается в следующем. На измерительную позицию устанавливается корпус с комплектом входного вала с шестерней и зубчатого колеса с валом. Причем корпус устанавливается так, что входной вал с шестерней устанавливается под зубчатым колесом с валом. Шестерня под действием веса смещена вниз, а зубчатое колесо фиксируют подпружиненной вилкой, которая отжимает колесо вверх. В этом положении измеряют боковой зазор между контактирующими зубьями шестерни и колеса по углу возможного поворота входного вала с шестерней при фиксированном положении колеса. Техническим результатом изобретения является увеличение точности измерения зазора между зубьями. 2 ил.

Предлагаемое изобретение относится к области регулирования зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи, например масляные насосы, роторные насосы, компрессоры и другие, а также может относиться к области измерения угловых величин.

Наиболее близким по технологической сущности является способ измерения зазора между зубьями колес (бокового зазора) при регулировании на измерительной позиции во время сборки зубчатой передачи масляного шестеренчатого насоса, приведенный В.А. Прилуцким и И.К. Рыльцевым (Повышение точности сборки зубчатых передач. // Вестник машиностроения, 1998, 10, с.19). Этот способ включает установку корпуса и комплекта входного вала с шестерней и зубчатого колеса с его валом на измерительную позицию, фиксацию зубчатого колеса и измерение бокового зазора между контактирующими зубьями шестерни и колеса по углу возможного поворота входного вала с шестерней при фиксированном положении колеса. Особенность способа в том, что установку корпуса и комплекта входного вала с шестерней и зубчатого колеса с валом осуществляют входным валом вверх, а фиксацию колеса в неподвижном положении осуществляют с помощью фиксатора. При такой схеме измерения взаиморасположение контактирующих зубьев шестерни и колеса характеризуется тем, что вес шестерни тянет ее вниз, соответственно имеющийся зазор между отверстием шестерни и входным валом смещен вниз, а фиксатор, поджимая вверх колесо, тем самым смещает зазор между отверстием колеса и его валом вверх.

Недостатком указанного способа является то, что такое перераспределение зазоров не соответствует реальному зазору при работе зубчатой передачи. Различное распределение зазоров z' и z" приводит к тому, что измеренный боковой зазор будет меньше реального бокового зазора jп в рабочем сопряжении. Несмотря на малые абсолютные значения зазоров z' и z", они соизмеримы со значениями бокового зазора, поэтому точность измерения и последующего регулирования снижается.

Измерение указанным способом радиальных зазоров между зубьями передачи и стенками корпуса приводит к тому, что измеренные значения радиальных зазоров будут больше значений реальных радиальных зазоров r' и r" в рабочем сопряжении.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что способ измерения зазора между зубьями колес при регулировании во время сборки зубчатых передач включает установку корпуса с комплектом входного вала с шестерней и зубчатого колеса с валом на измерительную позицию, фиксацию зубчатого колеса и измерение бокового зазора между контактирующими зубьями шестерни и колеса по углу возможного поворота входного вала с шестерней при фиксированном положении колеса. При такой схеме измерения взаиморасположение контактирующих зубьев шестерни и колеса характеризуется тем, что вес шестерни Р' тянет ее вниз, смещая имеющийся зазор z' между отверстием шестерни и входным валом вниз, а подпружиненная вилка, отжимая колесо с силой Р" (составляющие Р"1 и Р"2) вверх, выставляет зазор z"R между отверстием колеса и его валом вверх.

Такое перераспределение зазоров полностью соответствует реальному зазору при зубчатой передаче (фиг.2). Одинаковое распределение зазоров z'R, z"R и z', z" приводит к тому, что измеренный боковой зазор jпR будет равен реальному боковому зазору jп в рабочем сопряжении, тем самым повышается точность измерения и последующего регулирования.

При измерении радиальных зазоров между зубьями передачи и стенками корпуса предлагаемым способом измеренные значения радиальных зазоров r'R и r"R будут равны реальным значениям радиальных зазоров r' и r" в рабочем сопряжении.

На фигуре 1 изображены контуры корпуса насоса 1 с комплектом входного вала 2, шпонкой 3 и шестерней 4, а также зубчатое колесо 5 с валом 6. Комплект установлен входным валом вниз, поэтому шестерня и соответствующий зазор z'R между входным валом и отверстием под действием силы веса Р' смещены вниз. Зубчатое колесо фиксируется вилкой 7 установочным движением Dy с помощью фиксирующего устройства 8, в котором пружина 9 действует с силой Rп на плечо вилки фиксатора, сообщая ей качательное движение Dк на некоторый угол и позволяя с силой Р" (составляющие Р"1 и Р"2) сместить зубчатое колесо и соответствующий зазор z"R между валом и отверстием зубчатого колеса вверх. Таким образом, формируются зазор jпR между зубьями колес, равный реальному, а также радиальные зазоры r'R и r"R между зубьями передачи и стенками корпуса, равные реальным.

На фигуре 2 изображен комплект зубчатой передачи масляного насоса в рабочем состоянии, где шестерня 4, получая вращение D' от входного вала 2 через шпонку 3, своим зубом действует на зуб колеса 5 с силой Р в точке К, составляющая Рх толкает зуб колеса, сообщая вращательное движение D", а составляющая Pz отжимает колесо вниз, перераспределяя зазор z" между отверстием колеса и его валом 6 вниз, составляющая Rz реакции R на силу Р отжимает шестерню вверх, перераспределяя зазор z' между отверстием шестерни и входным валом вверх. Таким образом, формируются реальный зазор jп между зубьями колес (боковой зазор), а также реальные радиальные зазоры r' и r" между зубьями передачи и стенками корпуса. В результате вращения зубчатых колес поток масла М перемещается из впускного отверстия 10 в выпускное отверстие 11.

Реализация предлагаемого способа для измерения зазоров между зубьями колес, между зубьями и стенками корпуса при регулировании во время сборки зубчатых передач повышает точность измерения и последующего регулирования и характеризуется простотой и независимостью от конструкции зубчатых передач и их опор - на измерительной позиции будут правильно перераспределяться все имеющиеся зазоры, а измеренные значения боковых и радиальных зазоров будут всегда соответствовать их реальным значениям при работе.

Формула изобретения

Способ измерения зазора между зубьями колес при регулировании во время сборки зубчатых передач, включающий установку корпуса с комплектом входного вала с шестерней и зубчатого колеса с валом на измерительную позицию, фиксацию зубчатого колеса и измерение бокового зазора между контактирующими зубьями шестерни и колеса по углу возможного поворота входного вала с шестерней при фиксированном положении колеса, отличающийся тем, что при установке на измерительную позицию корпуса комплект входного вала с шестерней устанавливают под зубчатым колесом с валом, при этом шестерня под действием веса смещена вниз, а зубчатое колесо фиксируют с помощью подпружиненной вилки, которая отжимает колесо вверх, тем самым выставляя контактирующие зубья в положение, соответствующее реальному положению зубьев при работе зубчатой передачи.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, для приводов исполнительных органов роботов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, например, на транспорте

Изобретение относится к конструкции приводов станков

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, где необходимы корректировка взаимного положения зубчатых колес во время работы и регулировка зазоров в зацеплении

Изобретение относится к конструкции цилиндрических зубчатых колес и может быть использовано е зубчатых передачах различного назначения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в приводных системах , например, радиотелескопов и антенных устройств, к которым предъявляется требование отсутствия люфта

Изобретение относится к области машинои приборостроения и может быть использовано в реверсивных делительных механизмах и кинематических цепях следящих систем приборов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных механизмах, где необходима высокоточная передача угла поворота от ведущего к ведомому звену

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах с непостоянным пятном контакта вдоль ширины зубьев. Зубчатое колесо состоит из пары зубчатых дисков с зубьями (4, 5), установленных соосно с возможностью их взаимного поворота с общим центром вращения, пружинного механизма принудительной установки дисков с обеспечением расположения соседних зубьев каждого колеса в одной радиальной плоскости и имеющего механизм регулирования угла взаимного поворота дисков. Образующие (11, 12) боковых поверхностей зубьев дисков расположены по дугам. Размеры дуг одинаковы для зубьев обоих дисков на каждом участке высоты зубьев. Изобретением решается задача оптимизации режимов нагружения зубьев зубчатого колеса при смещении пятен контакта вдоль образующих их боковых поверхностей. 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к приводам машин, имеющих следящие системы, в частности станки с ЧПУ, промышленные роботы и т.д. Планетарный редуктор с беззазорным зацеплением содержит два центральных колеса (1, 3) и находящиеся с ними в зацеплении сателлиты, каждый из которых образует блок из двух зубчатых колес (2). Зубчатые колеса (2) установлены на общей оси (5) посредством подшипников (10) качения и кулачковых муфт (8, 9) свободного хода с возможностью поворота относительно друг друга. Общая ось (5) имеет возможность вращения в подшипниках (13), закрепленных в составном водиле (4), которое вращается в подшипниках (12), размещенных в корпусе редуктора (15). Кулачковые муфты (8, 9) свободного хода поставлены так, чтобы зубчатые колеса (2) могли вращаться на оси (5) в противоположных направлениях. Зубчатые колеса (2) связаны между собой винтовой пружиной (11) кручения. Устранение зазоров достигается закручиванием пружины (11) посредством одного из зубчатых колес (2) и последующей установкой в гнездо зубчатого колеса соответствующей кулачковой муфты свободного хода. В собранном редукторе беззазорность зацепления при передаче заданных нагрузок в обоих направлениях обеспечивается кулачковыми муфтами (8 и 9). Изобретение позволяет обеспечить беззазорность зацепления в редукторе во всем диапазоне требуемых нагрузок как в прямом, так и в обратном направлениях вращения валов редуктора. 4 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ компенсации изменения межосевого расстояния предназначен для использования в газораспределительном механизме (1) снабженного клапанным газораспределением двигателя внутреннего сгорания, в котором в головке (2) цилиндров двигателя внутреннего сгорания установлен по меньшей мере один распределительный вал (3) и приводится в движение цилиндрическими шестернями. Одна приводная цилиндрическая шестерня (8) предусмотрена на установленном в блоке (9) цилиндров двигателя внутреннего сгорания коленчатом валу (10). Одна приводная цилиндрическая шестерня (4) предусмотрена на распределительном валу (3). По меньшей мере одна промежуточная шестерня (5), (6) установлена на опорной цапфе (12), (13). Газораспределительный механизм (1) имеет по меньшей мере одно средство для выравнивания обусловленного ремонтными работами изменения межосевого расстояния между коленчатым валом и распределительным валом. Способ заключается в том, что при целенаправленно заданном изменении межосевого расстояния в случае ремонта вместо оригинальной промежуточной шестерни (6) или вместо оригинальной шестерни (6), представляющей собой составную часть оригинальной промежуточной шестерни, применяется одно- или многорядная сменная промежуточная шестерня (7). Промежуточная шестерня (7) выполнена с возможностью выравнивания межосевого расстояния на определенную величину. Раскрыт газораспределительный механизм двигателя внутреннего сгорания. Технический результат заключается в упрощении выравнивания появляющихся в отремонтированных состояниях межосевых расстояний. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Механизм клапанного газораспределения предназначен для двигателя внутреннего сгорания, по меньшей мере один распределительный вал которого установлен в головке цилиндров двигателя и приводится с помощью цилиндрических зубчатых колес. Ведущее цилиндрическое зубчатое колесо размещено на установленном в блоке цилиндров двигателя коленчатом валу. Ведомое цилиндрическое зубчатое колесо размещено на распределительном валу. Имеется по меньшей мере одно установленное на опорной цапфе (13), переставляемое промежуточное зубчатое колесо. Опорная цапфа (13) для промежуточного зубчатого колеса выполнена с возможностью закрепления по меньшей мере в двух положениях на торцевой стороне (9а) двигателя внутреннего сгорания. Указанные выше положения соответствуют новому состоянию двигателя и заданному состоянию ремонта двигателя с целенаправленно измененными расстояниями между осями коленчатого вала и распределительного вала. На торцевой стороне (9а) двигателя предусмотрены открытые к торцевой стороне (9а) каналы (16), (18) для смазочного масла, которые в одном или другом положении промежуточного зубчатого колеса расположены соосно с каналом для смазочного масла в опорной цапфе (13) промежуточного зубчатого колеса. Каналы (16), (18) для смазочного масла ориентированы так, что опорная цапфа (13) в одном или другом положении закрывает соответствующий один из каналов (16), (18) для смазочного масла. Технический результат заключается в упрощении изготовления и монтажа механизма клапанного газораспределения. 11 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх