Приспособление для подъема по лестницам, приводимое в действие мотором

 

Изобретение относится к приспособлениям для подъема по лестницам, приводимым в действие мотором и предназначенным для транспортирования утвари и грузов, разъемно закрепленных на приспособлении (10) для подъема, в частности, кресел-колясок с находящимися в них людьми, не способными ходить. Приспособление содержит прочную раму, снабженную источником энергии, источником приводной силы, системой управления приводом, щупами-датчиками (131) и датчиками, и механику подъема по лестницам. Также содержит ходовые колеса (12) на раме, которыми опирается или с помощью которых движется приспособление для подъема по лестницам, с возможностью деблокирования свободного хода. Приспособление дополнительно содержит опорное устройство (30), установленное с возможностью поворота относительно приспособления (10) для подъема и предназначенное для обеспечения опоры на ступеньку (1.2, 1.3) лестницы, а также тормозное запирающее устройство (40) для блокирования опорного устройства (30), управляемое датчиком таким образом, что опорное устройство (30) блокируется относительно приспособления (10) для подъема в случае угрозы падения приспособления (10) на лестницу (1). Техническим результатом изобретения является создание приспособления, легкого по весу, малогабаритного с возможностью съема на любых транспортируемых грузах, в частности на креслах-колясках, с обеспечением особенно высокой степени безопасности. 36 з.п.ф-лы, 9 ил.

Изобретение касается приспособлений для подъема по лестницам, приводимых в действие мотором и предназначенных для транспортирования утвари и грузов, в частности кресел-колясок с находящимися в них людьми, не способными ходить, при этом кресло-коляска разъемно закреплена на приспособлении для подъема, согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения.

Приспособления для подъема по лестницам, приводимые в движение мотором, известны. Для транспортирования кресел-колясок с находящимися в них людьми широко распространены два конструктивных принципа. Согласно одному из них используется множество колес, которые вращаются не только вокруг своей собственной оси, но и одновременно вокруг оси, общей для всех колес. Такой принцип описан в патенте DE-C 3713564 или DE-C 3226294. Эти приспособления имеют, с одной стороны, то преимущество, что с лестницей и особенно с ее кромкой контактируют только колеса с резиновой шиной, благодаря чему в большинстве случаев исключаются повреждения лестницы; с другой стороны, весьма опасным является то, что колеса входят в зацепление со ступеньками лишь на ограниченную глубину. Обслуживание указанных приспособлений требует, поэтому, особой осторожности и осмотрительности, не в последнюю очередь и потому, что речь идет не просто о грузе, а о человеке. Фактически лестницы очень разнообразны; они варьируют от относительно плоских, совершенно прямых лестниц до весьма узких и крутых винтовых лестниц. Подъем по лестницам с помощью подъемных приспособлений, основанных на многоколесном принципе, не безопасен, так как приспособление может опрокидываться. Поэтому необходимо, чтобы приспособление для подъема по лестницам, кресло-коляска и находящийся в ней человек удерживались физически сильным обслуживающим лицом.

Второй весьма распространенный конструктивный принцип использует две параллельных гусеницы. Гусеницы имеют длину, позволяющую одновременно захватывать по меньшей мере три ступеньки лестницы. Благодаря этому неконтролируемое опрокидывание кресла-коляски и находящегося в ней человека невозможно, что исключает падения и связанные с ними травмы или даже смертельные случаи. Однако длина гусениц создает для указанных приспособлений для подъема по лестницам проблемы при их движении по узким и витым лестницам.

Наконец, уже предлагалось приспособление для подъема по лестницам, работающее с системой паучьих ножек. Такое приспособление предполагает наличие крайне сложной системы щупов-датчиков и датчиков положения и соответствующих исполнительных механизмов, управляемой с помощью высококомплексной компьютерной программы с целью предотвращения ошибочных шагов или слишком опасных наклонов платформы, несущей кресло-коляску. Сведений о практической реализации упомянутого принципа паучьих ножек до сего времени нет.

В основу данного изобретения положена задача создания приспособления для подъема по лестницам вышеуказанного типа, которое было бы не только легким по весу и малогабаритным и позволяло закреплять его с возможностью съема на любых транспортируемых грузах, в частности на креслах-колясках, но и обеспечивало бы особенно высокую степень безопасности.

Эта задача решается приспособлением для подъема по лестницам, обладающим признаками пункта 1 формулы изобретения.

Благодаря данному изобретению приспособление для подъема по лестницам всегда опирается на две лестничных ступеньки, а именно либо на соответствующую ближайшую, либо, если лестница не слишком узка или не слишком извилиста, на соответствующую ближайшую через одну ступеньку лестницы. Тем самым лицо, обслуживающее приспособление, в большой степени освобождается от излишних усилий и выполняет лишь задачи по управлению. При использовании предлагаемого согласно изобретению конструктивного принципа возможно даже изготовление приспособления для подъема по лестницам без управляющего обслуживающего лица.

Другое преимущество заключается в том, что опорное приспособление может быть выполнено относительно коротким, так как оно должно перекрывать только одну-две ступеньки лестницы. Поскольку оно, кроме того, может изготовляться очень узким, даже тесные витые лестницы не создают проблем.

Согласно предпочтительной форме выполнения изобретения опорное устройство закреплено на приспособлении для подъема по лестницам. Это не влияет на положение транспортируемого груза, в частности на кресло-коляску.

Согласно первому варианту осуществления изобретения опорное устройство совершает линейное подъемное движение. Линейно подвижные опорные устройства могут представлять собой одну или несколько телескопически выдвижных лап или один или несколько рычагов параллелограммного типа.

Такой процесс сравним с подъемом по лестнице здорового человека.

Если опорное устройство предпочтительно выполняется таким образом, что оно способно совершать поворотное движение, при необходимости дополнительное к линейному подъемному движению, то это ведет к существенно более высокой гибкости по отношению к лестницам, по которым осуществляется подъем.

Согласно связанному с этим первому варианту на приспособлении для подъема по лестницам или на кресле-коляске предусмотрено монтажное устройство, снабженное осью вращения, на которой поворотно установлено опорное устройство. Между опорным и монтажным устройствами предусмотрено тормозное запирающее устройство, управляемое датчиком так, что оно блокирует опорное устройство, как только приспособление для подъема грозит падением на лестницу, и освобождает опорное устройство, когда это приспособление наклонено к лестнице правильно.

В этой конструкции опорное устройство в нормальном случае является совершенно свободно подвижным по отношению к приспособлению для подъема по лестницам или относительно транспортируемого груза. Благодаря этому оно способно вполне свободно приспосабливаться к любым крутым или плоским лестницам. Плоские лестничные площадки также не представляют трудностей. Для транспортирования по плоской поверхности опорное устройство даже откидывается вверх под перевозимый груз, в частности под кресло-коляску. Лишь в случае, когда приспособление для подъема занимает положение, при котором возникает опасность опрокидывания, блокируется вращательный шарнир опорного устройства, причем до тех пор, пока обслуживающее лицо вновь не приведет приспособление для подъема по лестницам в безопасное положение.

Устройства, расположенные в нижней концевой зоне опорного устройства, предпочтительно опорные ножки из упругого и потому щадящего лестницу материала, обеспечивают процесс опирания, направленный в значительной мере вертикально к пешеходной поверхности одной из ближайших очередных нижних ступенек, когда поворотное движение блокируется. Оказалось, что опора на пешеходную поверхность ступенек намного безопаснее и надежнее, чем опора на их переднюю кромку. Толчок, возникающий при блокировании вращательного шарнира, поглощается в таком случае оптимально.

В качестве альтернативы на свободном конце опорного устройства установлена бесконечная гусеничная лента. Эта гусеничная лента выполнена столь короткой, что перекрывает только две ступеньки лестницы. Достаточно всего лишь одной гусеничной ленты в середине лестницы, чтобы обеспечить проходимость по кривым.

Согласно третьему варианту на свободном конце опорного устройства установлена поворотная крестовина с по меньшей мере двумя, предпочтительно тремя, опорными колесами. Конструкции из поворотной крестовины и опорных колес в приспособлениях для подъема по лестницам уже применяются.

Согласно четвертому варианту на опорном устройстве закреплен подъемный приводной механизм типа патерностера.

Согласно предпочтительному усовершенствованному варианту изобретения существует возможность лапу, совершающую линейное подъемное движение, или рычаг параллелограммного типа, гусеничную ленту, поворотную крестовину или патерностер приводить в движение мотором, преимущественно синхронно с подъемной механикой самого приспособления для подъема по лестницам. В этом случае перевозимый груз, в частности кресло-коляска, транспортируется вверх и вниз по лестнице лишь с минимальными колебаниями. Обслуживающее лицо выполняет только функцию управления, но не функцию удерживания. Поэтому такие приспособления для подъема по лестницам могут обслуживаться физически менее сильными лицами. Всегда активное тормозное запирающее устройство в случае опасности предотвращает падение приспособления для подъема по лестницам вместе с креслом-коляской и человеком, не способным ходить.

Тормозное запирающее устройство состоит в первом варианте из храпового колеса и собачки в качестве датчика крена. При этом центр храпового колеса находится преимущественно в центре оси вращения, а собачка выполнена в виде маятника и смонтирована на монтажном устройстве с возможностью качания. Как только приспособление для подъема по лестницам отклонится вперед, собачка заскакивает в зубья храпового колеса и блокирует вращательный шарнир. Такое запирающее устройство является механически простым и надежным в работе.

При этом собачка предпочтительно состоит из части с незначительной массой, которая за счет незначительности своей массы быстро заскакивает в храповое колесо, и части со значительной массой, обеспечивающей сохранение вертикального направления под действием земного притяжения. Обе части стянуты пружиной, которая, однако, является столь слабой, что быстрое западание собачки в храповое колесо происходит без задержки.

Предпочтительно, чтобы угловое положение храпового колеса по отношению к опорному устройству регулировалось. Это позволяет компенсировать смещения общего центра тяжести, вызываемые различными размерами и различным весом приспособления для подъема по лестницам, кресла-коляски и находящегося в ней человека, не способного ходить.

Следующим вариантом выполнения тормозного запирающего устройства является блокируемое тяговое звено конечной длины между опорным устройством, с одной стороны, и монтажным устройством или приспособлением для подъема по лестницам, с другой стороны.

Согласно третьему варианту в качестве тормозного запирающего устройства предусмотрен колодочный тормоз.

Согласно четвертому варианту в качестве тормозного запирающего устройства предусмотрен пружинно-ленточный тормоз. Эти тормоза работают очень быстро и надежно и обладают необходимой функцией свободного хода.

Пригодны также электромуфта или колодочный тормозной механизм.

По другому варианту тормозное запирающее устройство выполнено в виде блокируемого цилиндрово-поршневого узла. Предпочтительно речь идет при этом о цилиндрово-поршневых узлах с внутренней циркуляцией текучей среды и предусмотренным в циркуляционном контуре запорным клапаном, который управляется датчиком крена. В качестве текучей среды в расчет принимаются как гидравлические масла, так и газы.

Согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения между опорным устройством и монтажным щитком или же приспособлением для подъема по лестницам установлена опорная пружина. Эта опорная пружина рассчитывается так, что она не нагружена, когда приспособление для подъема по лестницам занимает положение правильного наклона относительно лестницы. Если приспособление для подъема наклоняется назад к лестнице, то пружина отжимает его обратно в нормальную позицию. Если же приспособление для подъема стремится опасно отклониться вперед, то пружина вновь возвращает его назад в правильное положение. В обоих случаях опорная пружина тем самым разгружает обслуживающее лицо от излишних усилий.

Для еще большей разгрузки обслуживающего лица и обеспечения возможности быстрого и, прежде всего, надежного транспортирования тяжелых грузов по лестницам параллельно тормозному запирающему устройству предусмотрен привод. Это может быть электромотор с редуктором, гидроцилиндр, электроцилиндр и тому подобное. В любом случае привод управляется в зависимости от разности между заданным и действительным значением положения опорного устройства относительно приспособления для подъема по лестницам и/или усилия прижима опорного устройства к лестнице.

Разумеется, что возможна значительная экономия места и веса, если согласно усовершенствованному варианту привод интегрирован в тормозное запирающее устройство.

Для подъемной механики приспособления для подъема по лестницам также возможны несколько конструктивных вариантов.

Согласно первому варианту подъемная механика в основном содержит прямолинейную направляющую, подвижно установленную на ней подъемную раму и по меньшей мере одну установленную на подъемной раме откидную заслонку. В качестве источника приводной силы для заслонки предусмотрена бесконечная цепь с толкающим рычагом, расположенным между цепью и заслонкой. Опорные ножки из устойчивого против скольжения и щадящего лестницу материала на нижней кромке заслонки дополняют конструкцию.

В качестве источника приводной силы пригоден преимущественно электромотор с редуктором.

Согласно второму варианту подъемная механика в основном включает две параллельно вращающиеся по типу патерностера бесконечные цепи, по меньшей мере один ножной элемент на каждой цепи и электромотор с редуктором в качестве источника приводной силы, при этом ножные элементы опираются на лестницу. Такая конструкция требует относительно небольшого количества энергии, что явно разгружает источник питания, возимый на приспособлении для подъема по лестницам. Материал подвергается нагрузке лишь незначительно, что позволяет выполнять всю конструкцию особенно легкой.

Предпочтительно ножные элементы опираются на лестницу своей закругленной кромкой. Оптимальные условия достигаются при дополнительном нанесении на ножные элементы устойчивого против скольжения и износостойкого покрытия.

Разумеется, что безопасность является оптимальной тогда, когда приспособление для подъема по лестницам втягивается на лестничную ступеньку как можно дальше. Для обеспечения такого положения на задней стороне приспособления справа и слева установлены щупы-датчики в виде контактных планок, срабатывающих только при нахождении приспособления вблизи следующей верхней кромки лестницы. Лишь в этом случае источник приводной силы включается в работу для осуществления очередного хода вверх.

Другие датчики измеряют верхнее и нижнее конечное положение заслонки, подъемной рамы или ножных элементов. Этим обеспечивается то, что каждый шаг хода, безразлично вверх или вниз по лестнице, начинается из определенной позиции подъемной механики и заканчивается в определенной позиции.

Правильное программное управление всеми приводами, то есть подъемным проводным механизмом на приспособлении для подъема по лестницам, приводом опорного устройства и, в случае необходимости, приводом, предусмотренным между приспособлением для подъема и опорным устройством, наилучшим образом обеспечивается микропроцессором.

Изобретение более подробно поясняется на примерах выполнения с помощью чертежей, на которых фиг.1 показывает в схематичном изображении вид сбоку находящегося на лестнице приспособления для подъема по лестницам с креслом-коляской; фиг. 2 - фрагментарное изображение приспособления для подъема по лестницам на фиг.1 с первым опорным устройством; фиг.3 - фрагментарно в схематичном изображении вид сбоку находящегося на лестнице второго приспособления для подъема по лестницам со вторым опорным устройством и креслом-коляской; фиг. 4 - фрагментарно в схематичном изображении вид сбоку приспособления для подъема по лестницам на фиг.1 с третьим опорным устройством; фиг. 5 - схематично вид сбоку приспособления для подъема по лестницам с креслом-коляской и четвертым опорным устройством; фиг. 6 - схематично вид сбоку приспособления для подъема по лестницам с креслом-коляской и пятым опорным устройством; фиг. 7 - вид сбоку приспособления для подъема по лестницам на фиг.1 в увеличенном изображении с вырывами; фиг. 8 - вертикальный разрез приспособления для подъема по лестницам на фиг.7; фиг. 9 - вид задней стороны приспособления для подъема по лестницам согласно фиг.7 и 8.

На фиг. 1 схематично показан вид сбоку стоящего на лестнице 1 приспособления 10 для подъема по лестницам с присоединенной к нему креслом-коляской 9. Приспособление 10 своими ходовыми колесами 12 установлено на ступеньке лестницы. В качестве подъемной механики для транспортирования кресла-коляски 9 вверх и вниз по лестницам здесь изображено, например, устройство 13 типа патерностера. В принципе же пригодны все виды подъемных устройств, сопоставляемых и поясняемых на других фигурах. Рукоятки 14 на штоке управления 11 позволяют обслуживающему лицу наклонять приспособление 10, кресло-коляску 9 и находящегося в ней человека, не способного ходить, назад настолько, чтобы общий центр тяжести S этой комбинации находился точно над осью ходовых колес 12, а также удерживать комбинацию в этом положении и вести ее вверх и вниз по лестнице.

При вступлении в действие подъемного устройства 13 ходовые колеса 12 теряют контакт с лестницей 1. В результате центр тяжести S находится теперь перед опорой приспособления 10 на лестницу 1. Это грозит приспособлению 10, креслу-коляске 9 и человеку, не способному ходить, падением вперед вниз по лестнице 1. Обслуживающему лицу необходимо предотвратить такое падение за счет соответственно более крепкого удерживания рукояток 14. Практика, к сожалению, показала, что это не всегда возможно.

Фиг. 2 схематично показывает с вырывами предохранительное устройство, присоединенное к приспособлению 10 для подъема по лестницам. Предохранительное устройство выполняет задачу по предотвращению возможного падения вниз по лестнице комбинации из приспособления 10, кресла-коляски и человека, не способного ходить, когда центр тяжести S смещается слишком далеко вперед.

Предохранительное устройство включает в себя прежде всего монтажное устройство 20, закрепленное на приспособлении 10 для подъема по лестницам. Крепежная деталь 22 монтажного устройства 20 легко может быть приспособлена к соответствующему конкретному приспособлению для подъема по лестницам, что позволяет переналаживать предохранительное устройство на всех видах таких приспособлений.

На монтажном устройстве 20 предусмотрена горизонтальная ось вращения 21, на которой с возможностью свободного поворота установлен опорный кронштейн 30. Опорный кронштейн 30 простирается через небольшое число ступенек 1 лестницы, например одну или две. На своем свободном конце он снабжен определенным количеством устойчивых против скольжения опорных ножек 31, установленных на мечевидной шине 39 так, чтобы они в случае опасности приблизительно перпендикулярно опирались на пешеходную поверхность лестничных ступенек 1.

В то время как опорный кронштейн 30 в нормальном случае должен быть совершенно свободно подвижным относительно монтажного устройства 20 или приспособления 10 для подъема по лестницам, его необходимо в случае опасности немедленно блокировать. Для этой цели служит тормозное запирающее устройство 40. В данном примере оно состоит из храпового колеса 32 и собачки 41, 42. Храповое колесо 32 закреплено на опорном кронштейне 30, при этом угловое положение между храповым колесом 32 и опорным кронштейном 30 при необходимости может регулироваться. Для этого предусмотрены отверстия 34.

Собачка 41, 42 подвешена на монтажном устройстве 20 с возможностью свободного колебания относительно горизонтальной оси 44. Пока приспособление 10 для подъема по лестницам наклонено назад правильно, храповое колесо 32 и собачка 41, 42 находятся на расстоянии между собой. Как только приспособление 10 начинает выпрямляться, расстояние между собачкой 41 и храповым колесом 32 сокращается согласно функции синус до тех пор, пока, наконец, собачка 41 не западет в зубчатый венец 33 храпового колеса 32. В результате опорный кронштейн 30 блокируется и приспособление 10 для подъема по лестницам дальше не выпрямляется. Когда обслуживающее лицо наклоняет приспособление 10 назад в правильное положение, собачка 41 расцепляется с храповым колесом 32 и опорный кронштейн 30 вновь свободно подвижен.

Как видно на фиг.2, собачка состоит из первой - легкой части 41, имеющей зуб, и второй - тяжелой части 42, обеспечивающей за счет силы тяжести постоянное вертикальное положение. Обе части 41, 42 соединены легкой пружиной 43. Благодаря такой конструкции, состоящей из двух частей, зуб на легкой части 41 собачки способен очень быстро заскакивать в зубчатый венец 33 храповика.

На опорный кронштейн 30 и опорные ножки 31 наложен скользящий полоз 50 с U-образным поперечным сечением. Натяжная пружина 52 втягивает опорный кронштейн 30 в скользящий полоз 50. Торцовая поверхность 51 скользящего полоза 50 сформирована так, что опорные ножки 31 в нормальном случае скрыты за этой торцовой поверхностью 51. Вследствие этого по краям лестничных ступенек скользит лишь торцовая поверхность 51. Покрытие торцовой кромки 51 материалом с хорошими антифрикционными свойствами защищает края ступенек лестницы от повреждений.

Однако натяжная пружина 52 выполнена достаточно слабой для обеспечения в случае опасности незамедлительного опирания опорных ножек 31 на пешеходную поверхность ближайшей лестничной ступеньки 1 в их по существу вертикальном положении.

Между монтажным устройством 20 и опорным кронштейном 30 предусмотрена дополнительная опорная пружина 60. Ее параметры рассчитаны так, что она не нагружена, когда приспособление 10 для подъема наклонено к лестнице 1 правильно. При изменении положения приспособления 10 и его отклонении вперед или назад опорная пружина 60 соответственно за счет оттягивания или нажима вновь возвращает приспособление 10 в правильное положение. Таким образом облегчаются действия лица, обслуживающего приспособление 10 для подъема по лестницам.

На фиг.3 показан второй пример выполнения. Приспособление 10 для подъема по лестницам и кресло-коляска 9 соответствуют описанному выше. Предусмотрено опорное устройство 330 в виде телескопически выдвижной лапы 331. Крепление опорного устройства 330 на кресле-коляске 9 показано в качестве примера; на практике опорное устройство в большинстве случаев крепится на приспособлении 10. Жесткое крепление опорного устройства 330 следует также рассматривать только как пример; на практике опорное устройство 330 будет установлено с возможностью поворота, как и на фиг.2.

Фиг. 4 показывает следующую форму выполнения приспособления 10 для подъема по лестницам с опорным устройством 30 и тормозным запирающим устройством 40. Последнее состоит в этом примере выполнения из блокируемого цилиндрово-поршневого узла 48 с внутренней циркуляцией текучей среды и электрически управляемого запорного клапана 49 в контуре циркуляции текучей среды. Положение приспособления 10 на лестнице 1 замеряется с помощью электромеханического датчика крена 70, который посылает блокирующий сигнал на запорный клапан 49, когда приспособление 10 занимает опасное положение.

В отличие от представленных выше форм выполнения на конце опорного устройства 30 с помощью поворотной опоры 433 установлена вспомогательная рама 430. Последняя несет движущуюся по двум огибным колесам 432 бесконечную гусеничную ленту 431, которая является столь короткой, что перекрывает только две лестничные ступеньки 1.2, 1.3. Движение гусеничной ленты 431 посредством (не показанных) датчиков и щупов-датчиков блокируется и освобождается таким образом, что процесс подъема по лестнице происходит с большой надежностью.

Разумеется, что гусеничная лента 431 может приводится в движение приводным двигателем, размещенным во вспомогательной раме 430. Он содействует подъемной механике приспособления 10 и позволяет транспортировать вверх и вниз по лестнице в том числе и тяжелые грузы без сколько-нибудь заметных колебаний и с большой надежностью за счет трехточечной опоры на лестницу 1. Это имеет место, в частности, тогда, когда подъемная механика приспособления 10 оснащена одинаковыми гусеницами.

На фиг.5 показано приспособление 10 для подъема по лестницам, на опорном устройстве 30 которого смонтирована трехплечая поворотная крестовина 230 с тремя опорными колесами 231. Опорные колеса 231 опираются на пешеходную поверхность лестничной ступеньки 1.2. Если поворотная крестовина 230 приводится в движение мотором, а число оборотов синхронизировано с подъемной механикой 13 приспособления 10, кресло-коляска 9 опять-таки без проблем и практически без покачиваний транспортируется вверх и вниз по лестнице.

Фиг. 6 показывает еще один вариант приспособления 10 с подъемной механикой 13 в виде патерностера и опорным устройством 30, снабженным подъемным устройством 130 также в виде патерностера. Контактный ролик 131 и щуп-датчик 132 служат в качестве управляющего и предохранительного выключателя для подъемного устройства 130. При правильном согласовании подъемного приводного механизма 13 на приспособлении 10 и подъемного устройства 130 на опорном кронштейне 30 оба подъемных механизма работают синхронно, и кресло-коляска 9 с человеком, не способным ходить, практически при отсутствии функционально обусловленных движений покачивания транспортируется вверх и вниз по лестнице. Благодаря имеющемуся как и в других вариантах тормозному запирающему устройству опорное устройство 30 в этом случае также немедленно блокируется, если приспособление 10 для подъема по лестницам опасно выпрямляется и грозит падением вниз по лестнице 1. Разумеется, что в таком случае подъемные механизмы 13, 130 немедленно стопорятся.

Фиг. 7, 8 и 9 показывают соответственно вид сбоку с вырывами, вертикальный разрез и вид сзади выполненной в виде патерностера подъемной механики приспособления 10 для подъема по лестницам на фиг.1, 3, 5 в увеличенном масштабе. Видна прочная рама 101, в которой вертикально друг над другом установлены горизонтальные валы со звездочками 15.1,15.2. По звездочкам 15.1, 15.2 справа и слева движется бесконечная цепь 16. На каждой из них закреплено по два ножных элемента 13.1, 13.2. Последние своей закругленной кромкой опираются на лестничную ступеньку 1.1 и снабжены устойчивым против скольжения и щадящим лестницу покрытием 17. Как видно на фигурах, ножные элементы 13.1, 13.2 имеют такую длину, что они отрывают ходовые колеса 12 приспособления 10 от лестничной ступеньки 1.1 и поднимают приспособление 10 над краем этой ступеньки 1.1.

Привод цепей 16 осуществляется электромотором 18 (фиг.8) через редуктор 19. Электропитание электромотора 18 производится от возимых аккумуляторов 8.1, 8.2.

На фиг. 8 показана также ось вращения 21, на которой поворотно установлено опорное устройство 30. В качестве тормозного запирающего устройства 40, закрепленного, с одной стороны, на приспособлении 10 для подъема по лестницам, а, с другой стороны, на опорном кронштейне 30, здесь предусмотрен пружинно-ленточный тормоз 47. Пружинно-ленточные тормоза являются стандартными и отличаются особенной надежностью в эксплуатации. Благодаря своей конструкции они обладают требуемым свободным ходом. Приведение в действие пружинно-ленточного тормоза 47 в случае опасности производится и здесь посредством датчика крена 70.


Формула изобретения

1. Приспособление для подъема по лестницам, приводимое в действие мотором и предназначенное для транспортирования утвари и грузов, разъемно закрепленных на приспособлении (10) для подъема, в частности кресел-колясок (9) с находящимися в них людьми, не способными ходить, содержащее прочную раму (101), снабженную источником энергии (8.1, 8.2), источником приводной силы (18), системой управления приводом, щупами-датчиками (7, 131, 132) и датчиками (70), и механикой подъема по лестницам, ходовые колеса (12) на раме (101), которыми опирается или с помощью которых движется приспособление для подъема по лестницам, имеющие возможность деблокирования их свободного хода, отличающееся тем, что дополнительно содержит опорное устройство (30, 330), установленное с возможностью поворота относительно приспособления (10) для подъема и предназначенное для обеспечения опоры на ступеньку (1.2, 1.3) лестницы, и тормозное запирающее устройство (40) для блокирования опорного устройства (30, 330), управляемое датчиком (70) таким образом, что опорное устройство (30, 330) блокируется относительно приспособления (10) для подъема в случае угрозы падения приспособления (10) на лестницу (1).

2. Приспособление для подъема по лестницам по п. 1, отличающееся тем, что опорное устройство (30, 330) закреплено на приспособлении (10) для подъема по лестницам.

3. Приспособление для подъема по лестницам по п. 1 или 2, отличающееся тем, что опорное устройство (30, 330) совершает линейное подъемное движение.

4. Приспособление для подъема по лестницам по п. 3, отличающееся тем, что опорное устройство (30, 330) представляет собой телескопически выдвижную лапу (331).

5. Приспособление для подъема по лестницам по п. 3, отличающееся тем, что опорное устройство представляет собой рычаг параллелограммного типа.

6. Приспособление для подъема по лестницам по п. 4 или 5, отличающееся тем, что предусмотрены по меньшей мере две лапы (331) или два рычага параллелограммного типа.

7. Приспособление для подъема по лестницам по п. 1 или 2, отличающееся тем, что опорное устройство (30) установлено на приспособлении (10) для подъема по лестницам посредством монтажного устройства (20) с осью вращения (21), тормозное запирающее устройство (40) закреплено с одной стороны на опорном устройстве (30, 330), а с другой - на монтажном устройстве (20), а датчик (70) управляет тормозным запирающим устройством (40) так, чтобы освобождать опорное устройство (30, 330), когда приспособление (10) для подъема по лестницам наклонено по отношению к лестнице (1) правильно.

8. Приспособление для подъема по лестницам по любому из пп. 1-7, отличающееся тем, что устройства (31, 130, 231, 331, 431), расположенные в нижней конечной зоне опорного устройства (30, 330), обеспечивают процесс опирания, направленный в значительной мере вертикально к пешеходной поверхности лестничных ступенек (1.2, 1.3).

9. Приспособление для подъема по лестницам по п. 8, отличающееся тем, что на опорном устройстве (30) установлены опорные ножки (31), из которых соответственно одна в случае опасности опирается на лестничную ступеньку (1.2, 1.3).

10. Приспособление для подъема по лестницам по п. 8, отличающееся тем, что на свободном конце опорного устройства (30) установлена бесконечная гусеничная лента (430, 431).

11. Приспособление для подъема по лестницам по п. 8, отличающееся тем, что на свободном конце опорного устройства (30) установлена поворотная крестовина (230) с по меньшей мере двумя опорными колесами (231).

12. Приспособление для подъема по лестницам по п. 8, отличающееся тем, что на опорном устройстве (30) установлен подъемный приводной механизм (130) типа патерностера.

13. Приспособление для подъема по лестницам по любому из пп. 3-6, 11 и 12 отличающееся тем, что лапа (331), рычаг параллелограммного типа, гусеничная лента (430,431), поворотная крестовина (230) или патерностер (130) приводятся в движение мотором, а привод синхронизирован с подъемной механикой приспособления (10) для подъема по лестницам.

14. Приспособление для подъема по лестницам по любому из пп. 1-13, отличающееся тем, что датчик (70) представляет собой маятник (41), смонтированный на приспособлении (10) для подъема по лестницам или на кресле-коляске (9).

15. Приспособление для подъема по лестницам по любому из пп. 1-14, отличающееся тем, что тормозное запирающее устройство (40) состоит из храпового колеса (32) и собачки (41).

16. Приспособление для подъема по лестницам по п. 15, отличающееся тем, что центр храпового колеса (32) расположен в центре оси вращения (21), а собачка (41) выполнена в виде маятника и смонтирована на монтажном устройстве (20) с возможностью качания на оси (44).

17. Приспособление для подъема по лестницам по п. 15 или 16, отличающееся тем, что собачка (41) состоит из части со значительной массой и части с незначительной массой, а пружина стягивает обе части между собой.

18. Приспособление для подъема по лестницам по любому из пп. 1-13, отличающееся тем, что тормозное запирающее устройство (40) представляет собой блокируемое тяговое звено конечной длины между опорным устройством (30) и монтажным устройством (20) или приспособлением (10) для подъема по лестницам.

19. Приспособление для подъема по лестницам по любому из пп. 1-13, отличающееся тем, что в качестве тормозного запирающего устройства (40) предусмотрен колодочный тормоз.

20. Приспособление для подъема по лестницам по любому из пп. 1-13, отличающееся тем, что в качестве тормозного запирающего устройства (40) предусмотрен пружинно-ленточный тормоз (47).

21. Приспособление для подъема по лестницам по любому из пп. 1-13, отличающееся тем, что в качестве тормозного запирающего устройства (40) предусмотрена электромуфта.

22. Приспособление для подъема по лестницам по любому из пп. 1-13, отличающееся тем, что в качестве тормозного запирающего устройства (40) предусмотрен блокируемый цилиндрово-поршневой узел (48).

23. Приспособление для подъема по лестницам по п. 22, отличающееся тем, что цилиндрово-поршневой узел (48) снабжен внутренней циркуляцией текучей среды и имеет управляемый датчиком (70) запорный клапан (49) в циркуляционном контуре.

24. Приспособление для подъема по лестницам по любому из пп. 1-13, отличающееся тем, что параллельно тормозному запирающему устройству установлена опорная пружина (60), причем опорная пружина (60) не нагружена, когда приспособление (10) для подъема по лестницам занимает положение правильного наклона относительно лестницы (1).

25. Приспособление для подъема по лестницам по любому из пп. 1-24, отличающееся тем, что параллельно тормозному запирающему устройству (40) предусмотрен привод, который управляется в зависимости от разности между заданным и действительным значением положения опорного устройства (30, 330) относительно приспособления (10) для подъема по лестницам и/или усилия прижима опорного устройства (30, 330) к лестнице (1).

26. Приспособление для подъема по лестницам по п. 25, отличающееся тем, что привод и тормозное запирающее устройство (40) объединены.

27. Приспособление для подъема по лестницам по любому из пп. 1-26, отличающееся тем, что подъемная механика в основном содержит бесконечную гусеничную ленту, перекрывающую только две лестничные ступеньки (1.1, 1.2), а источник приводной силы (18) представляет собой электромотор с редуктором.

28. Приспособление для подъема по лестницам по п. 27, отличающееся тем, что гусеничная лента и источник приводной силы (18) установлены во вспомогательной раме, которая поворотно установлена на раме (101) приспособления (10) для подъема по лестницам.

29. Приспособление для подъема по лестницам по любому из пп. 1-26, отличающееся тем, что подъемная механика в основном содержит две установленные по бокам рамы поворотные крестовины с по меньшей мере двумя ходовыми колесами, а источник приводной силы (18) представляет собой электромотор с редуктором.

30. Приспособление для подъема по лестницам по любому из пп. 1-26, отличающееся тем, что подъемная механика в основном содержит прямолинейную направляющую, подъемную раму, подвижно установленную на прямолинейной направляющей, по меньшей мере одну откидную заслонку, установленную на подъемной раме, по меньшей мере одну бесконечную цепь, приводимую в движение источником приводной силы (18), толкающий рычаг, расположенный между цепью и заслонкой и опорные ножки из устойчивого против скольжения и щадящего лестницу материала на нижней кромке заслонки.

31. Приспособление для подъема по лестницам по п. 30, отличающееся тем, что источник приводной силы (18) представляет собой электромотор с редуктором.

32. Приспособление для подъема по лестницам по любому из пп. 1-27, отличающееся тем, что подъемная механика в основном содержит две бесконечные цепи (16), параллельно вращающиеся по типу патерностера, по меньшей мере один ножной элемент (13.1, 13.2) на каждой цепи (16), причем источник приводной силы (18) представляет собой электродвигатель с редуктором, а ножные элементы (13.1, 13.2) могут опираться на лестницу (1).

33. Приспособление для подъема по лестницам по п. 32, отличающееся тем, что ножные элементы (13.1, 13.2) опираются на лестницу (1) закругленной кромкой.

34. Приспособление для подъема по лестницам по п. 32 или 33, отличающееся тем, что на ножные элементы (13.1, 13.2) нанесено устойчивое против скольжения и износостойкое покрытие (17).

35. Приспособление для подъема по лестницам по п. 34, отличающееся тем, что щупы-датчики на колесах (131, 132) или щупы-датчики (7) в или на раме (101) выполнены с возможностью измерения правильного положения приспособления (10) на лестнице (1).

36. Приспособление для подъема по лестницам по любому из пп. 30-35, отличающееся тем, что датчики выполнены с возможностью измерять верхнее и нижнее конечное положение заслонки, подъемной рамы или ножных элементов (13.1,13.2).

37. Приспособление для подъема по лестницам по любому из пп. 1-36, отличающееся тем, что программное управление, обеспечиваемое микропроцессором, приводит в действие источник приводной силы (18) и привод в опорном устройстве (30, 330) в заданной последовательности и с заданной скоростью.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 18.11.2005

Извещение опубликовано: 27.12.2006        БИ: 36/2006




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к предохранительным устройствам, применяемым в приспособлениях для транспортирования утвари и грузов, в частности кресел-колясок с находящимися в них людьми, не способными ходить

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам для ручной перевозки грузов

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам для ручной перевозки хозяйственных грузов домашнего назначения

Изобретение относится к безрельсовому транспорту, в частности, к ручным тележкам для перемещения груза по лестницам и ровной поверхности

Изобретение относится к конструктивным элементам колеса самоходного кресла

Изобретение относится к ручным тележкам, обеспечивающим возможность подъема и спуска по лестницам, и может быть применено для перемещения груза большой массы (преимущественно до 100 кг) по лестницам, для преодоления препятствий (типа бордюр) в процессе перемещения, а также в качестве инвалидной коляски, медицинской кровати, используемых с сопровождением

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано в качестве тележки в индивидуальном хозяйстве

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано для преодоления колесными транспортными средствами переломов местности и лестничных маршей

Изобретение относится к тележкам для подъема грузов по лестницам, снабженным шинами с внутренними опорами

Изобретение относится к тележкам для подъема грузов по лестницам

Изобретение относится к средствам, обеспечивающим возможность перемещения предметов по лестницам

Изобретение относится к индивидуальным транспортным средствам и может быть использовано для перемещения людей с ограниченными возможностями

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано при проектировании тележек, инвалидных колясок, детских колясок. Транспортное средство содержит раму, колеса, причем опорная круговая поверхность колеса выполнена волнообразной и/или зигзагообразной, и/или торцевая сторона опорной круговой поверхности колеса снабжена штырями. Ось колеса связана шарнирно со втулкой, расположенной внутри ступицы колеса, с возможностью вращения и с возможностью поворота продольной плоскости колеса относительно оси колеса на определенный угол в зависимости от места контакта опорной поверхности колеса с профилем препятствия (дороги). Достигается упрощение и повышение надежности устройства, возможность автоматически без подготовки перейти с режима передвижения по плоской поверхности на ступенчатую поверхность и наоборот, плавность перемещения устройства. 28 ил.
Наверх