Фрикционный диск

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным дискам. Фрикционный диск включает фрикционные накладки, выполненные из композита. На поверхности трения фрикционных накладок выполнены канавки, размещенные обычно в пределах рабочей толщины накладки. Накладки зафиксированы на металлическом каркасе, по наружному контуру которого выполнены чередующиеся отверстия и выемки. Канавки в накладках размещены в зонах выемок каркаса. Изобретение позволяет снизить возможность разрушения диска с канавками при центробежных нагрузках, повысить эксплуатационные угловые скорости за счет снижения массы каркаса и усилить армирование им накладок в зонах канавок. 1 ил.

Заявляемое изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным дискам, например тормозным дискам дисковых тормозов тракторов и т.д., и имеющим на поверхности трения углубления (канавки).

Аналогом заявляемого изобретения является фрикционный диск, содержащий зафиксированные на металлическом каркасе композиционные фрикционные накладки, на поверхности трения которых выполнены канавки по типу квадрат (см. В.М. Шарипов и др. Повышение работоспособности фрикционных муфт за счет принудительного жидкостного охлаждения пар трения. В сб. "Труды 4 Международного симпозиума по трибологии фрикционных материалов Ярофри-2000". Ярославль, ОАО "НИИАТИ фирма ТИИР"; 2000. с. 74-79). Существенные признаки аналога "зафиксированные на металлическом каркасе композиционные фрикционные накладки, на поверхности трения которых выполнены канавки" совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога также является возможность разрушения диска при больших угловых скоростях вращения из-за значительных центробежных нагрузок, в результате которых возможно разрушение и отрыв фрикционных накладок, чему также способствует и форма канавок по типу квадрат, вызывающая неравномерность распределения масс накладок по дуге окружности диска.

Прототипом заявляемого изобретения является фрикционный диск, содержащий металлический каркас с выемками по наружному контуру каркаса, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки, на поверхности трения которого выполнены радиальные канавки (см. патент РФ 2082034, МПК7 F 16 D 69/04, 1997). Существенные признаки прототипа "металлический каркас с выемками по наружному контуру каркаса, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки" совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа также является, особенно в случае выполнения диска с канавками на поверхности трения, возможность разрушения диска при больших угловых скоростях из-за значительных центробежных нагрузок.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является снижение возможности разрушения диска с канавками при центробежных нагрузках, повышение эксплуатационных угловых скоростей за счет снижения массы каркаса и усиления армирования им накладок в зонах канавок.

Для достижения указанного технического результата во фрикционном диске, содержащем металлический каркас с выемками по наружному контуру каркаса, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки, на поверхности трения которых выполнены канавки, в металлическом каркасе в зонах накладок выполнены отверстия, при этом отверстия и выемки чередуются по окружности диска, а канавки размещены вне зон выемок и отверстий. Существенные признаки заявляемого изобретения "в металлическом каркасе в зонах накладок выполнены отверстия, при этом отверстия и выемки чередуются по окружности диска, а канавки размещены вне зон выемок и отверстий" являются отличительными от признаков прототипа.

На чертеже представлен фрикционный диск, пунктиром показана часть металлического каркаса, размещенная внутри фрикционного элемента.

Фрикционный диск включает фрикционные накладки 1, выполненные из композита, например полимерного композита, металлокерамического и др. На поверхности трения фрикционных накладок выполнены канавки 2, размещенные обычно в пределах рабочей толщины накладки (т.е. толщины, изнашиваемой при эксплуатации до штатной замены фрикционного изделия). Накладки зафиксированы на металлическом каркасе 3, по наружному контуру которого выполнены чередующиеся отверстия 4 и выемки 5. Канавки в накладках размещены вне зон выемок и отверстий каркаса. Канавки могут иметь различные размеры и форму, выемки и отверстия в каркасе также могут иметь различные размеры и форму.

Изготавливаться фрикционный диск может известными методами, например приформовыванием к каркасу полимерного композита, термообработкой, механической обработкой и т.д.

Конкретным примером заявляемого изобретения является тормозной диск трактора МТЗ, включающий металлический каркас и фрикционный элемент, изготовленный из полимерного фрикционного композита, содержащего 22 мас.% матрицы из вулканизата каучука СКБ и резита фенолформальдегидной смолы СФП-011, 30 мас. % порошкообразных наполнителей (глинозем, графит, баритовый концентрат, вермикулит), 28 мас.% волокнистых наполнителей (полиарамидные волокна, стеклянные волокна, базальтовые волокна). На рабочей поверхности фрикционного элемента выполнены канавки, имеющие форму радиальных секторов (секторных канавок). Канавки размещены равномерно по дуге окружности фрикционного элемента вне зон выемок и отверстий в каркасе.

Изготовление фрикционного диска с канавками на поверхности трения, размещенными вне зон выемок и отверстий каркаса, обеспечивает снижение массы каркаса и усиление армирования зон канавок, что снижает возможность разрушения диска при значительных угловых скоростях и ударных центробежных нагрузках.

Формула изобретения

Фрикционный диск, содержащий металлический каркас с выемками по наружному контуру, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки, отличающийся тем, что в металлическом каркасе в зонах накладок выполнены отверстия, чередующиеся по окружности с выемками, а на поверхности трения накладок выполнены канавки, размещенные в пределах рабочей толщины накладки, при этом канавки находятся вне зон выемок и отверстий.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к композитным материалам C/C-SiC, то есть к материалам с основой из волокон углерода, усиленной композитной матрицей углерод - карбид кремния для элементов тормозов
Изобретение относится к гибким фрикционным накладкам для барабанных тормозов различной техники
Изобретение относится к гибким тормозным лентам ленточных тормозов различной техники
Изобретение относится к производству тормозных накладок

Изобретение относится к созданию фрикционных материалов из уплотненной углеродной пены

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам
Изобретение относится к фрикционным изделиям, используемым в различных фрикционных узлах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники

Изобретение относится к области изготовления тормозных дисков из композиционных материалов и, более конкретно изготовления волокнистых заготовок, предназначенных для изготовления тормозных дисков

Изобретение относится к устройству ступицы колеса и тормозного диска для колеса транспортного средства, содержащего втулку колеса, установленную с возможностью вращения на части вала, которая имеет часть с наружным профилем поперечного сечения, формируемым чередующимися зубьями и выемками с наклонными сторонами, и тормозной диск, установленный на указанной части, который имеет концентрическое отверстие, имеющее соответствующие зубья и выемки, которые так приспособлены к зубьям и выемкам ступицы, что тормозной диск заблокирован от вращения на ступице, и между диском и ступицей существует скользящая посадка

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных дисковых тормозах, например в авиационных колесах

Изобретение относится к самолетостроению и касается конструкции фрикционного узла дисковых тормозов авиационных колес

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в дисковых тормозах авиационных колес

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям фрикционных, например тормозных устройств транспортных средств и опорных элементов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во фрикционных дисках для торможения тяжелонагруженных валов машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению , в частности к конструктивным элементам пар трения, работающих в масле, а именно к фрикционным дискам, и может быть использовано в муфтах и тормозах для передачи или гашения скорости движущихся масс

Изобретение относится к машиностроению , в частности к муфтам и тормозам кузнечно-прессовых машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам
Наверх