Способ защиты от коррозии разъемных соединений

 

Изобретение относится к защите от коррозии в технике, в особенности защиты от коррозии разъемных соединений в машинах и механизмах, в частности в жидкостных ракетных двигателях (ЖРД), при воздействии влажного морского воздуха. Способ защиты от коррозии разъемных соединений магистралей текучей среды и/или электротехнических цепей устройства включает монтаж разъемных соединений на устройстве, контроль качества монтажа и нанесение защитного покрытия на разъемные соединения, при этом защитное покрытие наносят толщиной 1-200 мкм лаком АК-593, представляющим собой раствор сополимера бутилметакрилата и метакриловой кислоты в смеси органических растворителей с добавлением пластификатора. Технический результат заключается в том, что изобретен способ защиты от коррозии разъемных соединений магистралей текучей среды и электротехнических цепей устройств, например ЖРД, при воздействии на них в течение до года и более морского влажного воздуха. Способ позволяет нанести защитное покрытие, взрывобезопасное и невозгораемое при контакте с парами жидкого кислорода. 1 ил.

Изобретение относится к области защиты от коррозии в технике, а более конкретно к защите от коррозии в машинах и механизмах, в частности в жидкостных ракетных двигателях (ЖРД).

Изобретение может применяться также в объектах техники, содержащих разъемные соединения магистралей текучей среды и электрических цепей, которые подвергаются воздействию такой коррозионной среды, как влажный морской воздух.

Предшествующий уровень техники Из анализа уровня техники известны различные способы защиты от коррозии и соответствующие устройства.

"Способ защиты oт коррозии пароводяных трактов турбоустановки и установка для его осуществления" известны из международной заявки PCT/SU 91/00182; международная публикация W 093/06260 по МКИ C 23 F 11/00, дата международной публикации 1.4.1993. Этот материал принимаем в качестве аналога изобретения. Способ заключается в том, что в готовое изделие-турбоустановку, т.е. устройство (как известно, турбоустановки обычно содержит разъемные соединения), вводят газовую смесь, содержащую материал для защитного покрытия поверхностей деталей. Недостаток аналога в том, что в нем нанесение покрытия осуществляется со стороны внутренних полостей машины. К такому покрытию необходимо предъявлять требование взрывобезопасности в химически активных средах, каковыми являются ракетные топлива, например жидкий кислород - широко распространенный компонент ракетного топлива. Кроме того, сложно, в том числе визуально, проверить качество нанесения покрытия во внутренних полостях устройства и соответственно во внутренней полости разъемного соединения. Еще один недостаток аналога заключается в том, что в нем для нанесения покрытия необходимо вращение ротора турбины и необходимо аминосодержащее соединение для подачи во внутреннюю полость устройства, что неприемлемо для предлагаемого изобретения ввиду нецелесообразности, а во многих случаях и недопустимости подачи каких-либо сред в стерильно чистые магистрали ЖРД.

Кроме того, этот способ не обеспечивает защиту наружных поверхностей соединений от контакта с внешней средой и соответственно от коррозии разъемных соединений с внешней стороны.

Известна технология применения микровосковых составов на поверхности изделий для антикоррозионной защиты (справочник Р.А. Игнатьев и А.А. Михайлова. Защита техники от коррозии, старения и биоповреждений. - М.: Россельхозиздат, 1987, с. 218). Это техническое решение также выбираем в качестве аналога изобретения. В этом способе восковой состав ИВВС наносится на защищаемые поверхности методом распыления. Недостаток этого аналога во взрывоопасности покрытия по этому способу в условиях контакта с парами жидкого кислорода. Кроме того, технология этого покрытия не обеспечивает его надежное проникание в узкие щели величиной в десятые доли мм (например, 0,3 мм) и соответственно защиту таких мест от коррозии.

В США на автомобильных заводах Форда известна многоступенчатая антикоррозионная обработка нижних поверхностей автомобилей и скрытых внутренних поверхностей, а также нанесение воскового покрытия на открытые участки нижней части автомобилей, а также распыление воска по всей нижней поверхности кузова после сварки (Белорусский НИИ научно-технической информации. В.Л. Кныш и И. В. Матюшко. Опыт применения водоразбавляемых лакокрасочных материалов для защиты изделий от коррозии. - Минск, 1981, с.21). Этот способ принимаем в качестве прототипа изобретения.

Недостаток прототипа в том, что покрытие по этому техническому решению не является взрывобезопасным при контакте с парами жидкого кислорода, что не может быть допущено при эксплуатации ЖРД, т.к. возможно возгорание покрытия в среде кислорода.

Следует также отметить, что применительно для ЖРД в сочетании со стойкостью в средах ракетных топлив, прочностью и температуростойкостью при простоте технологии защиты от коррозии и биоповреждений требуется высокая проникающая способность лакокрасочного покрытия в узкие щели (до десятых долей мм). Сочетанием этих свойств не обладает покрытие, полученное по способу-прототипу.

Сущность изобретения Задача, которая стояла перед создателями изобретения, состояла в том, чтобы обеспечить защиту от коррозии разъемных соединений магистралей текучей среды и/или электротехнических цепей устройства, например ЖРД, в условиях воздействия такой коррозионной среды, как влажный морской воздух в течение до года и более. При этом необходимо, чтобы средства, обеспечивающие выполнение этой задачи, были просты и не были технологически проблематичными.

Технический результат заявленного изобретения заключается в том, что изобретен способ защиты от коррозии разъемных соединений магистралей текучей среды и электротехнических цепей устройств, например ЖРД, при воздействии на них в течение до года и более морского влажного воздуха. Важнейшим обстоятельством является то, что предложенный способ защиты от коррозии позволяет нанести защитное покрытие, взрывобезопасное и невозгораемое при контакте с парами жидкого кислорода.

Изобретенный способ позволяет проводить визуальный контроль разъемного соединения в окончательно собранном виде. Это достигается тем, что полученное предлагаемым способом защитное покрытие прозрачно.

Способ обеспечивает также надежную защиту разъемных соединений от ряда химически активных паров, как, например, хлор, а также от ряда биологически активных сред, что подтверждается положительными результатами многолетнего хранения изделий, покрытых указанным в способе лаком, в условиях завода-изготовителя и в полевых условиях.

Кроме того, способ обеспечивает работоспособность защиты от коррозии при условиях работы в соответствующих временных интервалах в широком диапазоне температур от -180oС до +300oС.

Способ обеспечивает малую массу защитного покрытия, что особенно важно при использовании способа в летательных аппаратах и их элементах, особенно в ЖРД, где к тому же требуется и высокая стойкость защитного покрытия к виброперегрузкам, например 300g.

Следует отметить также, что применяемый по настоящему способу лак обеспечивает хорошее проникновение через узкие щели конструкции, например величиной 0,2 мм.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе защиты от коррозии разъемных соединений магистралей текучей среды и/или электротехнических цепей устройства, включающем монтаж разъемных соединений на устройстве, контроль качества монтажа и нанесение защитного покрытия на разъемные соединения, защитное покрытие наносят толщиной 1-200 мкм лаком АК-593, представляющим собой раствор сополимера бутилметакрилата и метакриловой кислоты в смеси органических растворителей с добавлением пластификатора.

Краткое описание чертежей На чертеже изображен фрагмент конструкции ЖРД с видом на камеру, газогенератор и их обвязку без электрического кабельного ствола и его жгутов за исключением кабельного разъема одного из датчиков давления.

Пример реализации изобретения Заявляемый способ рассмотрим на примере ЖРД, фрагмент конструкции которого представлен на чертеже, где 1 - камера, 2 - газогенератор, 3 - разъемное соединение по газовому тракту камеры, 4 - разъемное соединение напорной магистрали жидкого кислорода, 5 - двигательный, штепсельный разъем датчика давления и электрического кабеля ЖРД (собственно кабель и датчик давления на чертеже не показаны), 6 - электрически соединяемые между собой штепсельным разъемом 5 кабельные концы. Штепсельный разъем 5 крепится на двигателе за счет крепления кабельных концов 6 с помощью привариваемых к трубопроводу хомутиков 7, 8 - колодки интерфейсных штепсельных разъемов двигателя.

На фрагменте конструкции ЖРД опущена разводка электрических кабельных стволов и их жгутов за исключением кабельных концов 6 двигательного штепсельного разъема 5, которые сохранены на чертеже для поясняющего способ примера.

Способы защиты от коррозии разъемных соединений (и их частей) магистралей текучей среды и электротехнических целей заключаются в следующем.

Вначале осуществляют сборку машины (рассматриваем на примере ЖРД) с установкой на машине разъемных соединений, например, разъемных соединений 3 и 4 в магистралях текучих сред и двигательного штепсельного разъема 5 электротехнической цепи.

Следует отметить, что разъемные соединения 3, 4, 5 взяты в качестве примеров, а вообще-то на современном мощном ЖРД, например, может быть сотня разъемных соединений текучих сред и пять сотен разъемных соединения электротехнических цепей.

Монтаж рассматриваемых разъемных соединений осуществляется за счет крепления их к стыкуемым с ними деталям и устройствам разъемного соединения 3 к камере 1, разъемного соединения 4, как видно из чертежа к трубопроводам, на которых оно установлено, штепсельного разъема 5 - к кабельным жгутам 6, закрепленным, как видно из чертежа, на трубопроводе с помощью хомутов 7.

Осуществляют визуальный контроль разъемных соединений 3, 4, 5.

Осуществляют контроль качества монтажа путем пневмоиспытаний подачей давления газообразного азота внутрь разъемных соединений 3 и 4.

Осуществляют контроль качества монтажа путем проверки целостности электрической цепи и сопротивления изоляции штепсельного разъема 5.

Производят технологические испытания разъемных соединений в составе ЖРД (машины), включая огневые испытания ЖРД.

Осуществляют контроль, в том числе визуальный, состояния разъемных соединений. Производят пневмоиспытания путем подачи давления газообразного азота внутрь разъемных соединений 3 и 4.

Производят контроль путем проверки целостности цепей и электрического сопротивления изоляции штепсельного разъема 5.

При необходимости надевают технологические заглушки, например, на колодки 8 интерфейсных штепсельных разъемов и на другие поверхности и элементы, не допускающие попадания на них защитного покрытия.

Покрывают лаком с внешней стороны разъемные соединения магистралей текучей среды (в частности, разъемное соединение 3 по газовому тракту камеры и разъемное соединение 4 напорной магистрали жидкого кислорода), а также разъемы электротехнических цепей (в частности, штепсельный разъем 5 одного из датчиков давления и электрического кабели ЖРД), распыливая лак пульверизатором и направляя его с внешней стороны в места расположения разъемных соединений.

В качестве лака используют лак АК-593, представляющий собой раствор сополимера бутилметакрилата и метакриловой кислоты в смеси органических растворителей с добавлением пластификатора.

Лак АК-593 изготавливается согласно отечественным ТУ 6-10-1053-75.

Толщина защитного слоя 815 мкм.

Сушка покрытия в цеховых условиях в течение 1 часа 15 мин.

Повторяют предыдущую операцию покрытия ладом (уже вторым слоем) с последующей сушкой покрытия в цеховых условиях в течение 1 часа 15 мин.

Третий раз повторяют операцию покрытия лаком (уже третьим слоем) с последующей сушкой покрытия в цеховых условиях в течение 1 часа 15 мин.

Осуществляют визуальный контроль разъемных соединений.

При необходимости снимают технологические заглушки, например, с интерфейсных штепсельных разъемов.

При хранении изготовленного ЖРД, имеющего разъемные соединения магистралей текучей среды и (или) электротехнических цепей, в условиях воздействия на двигатель окружающего влажного морского воздуха к разъемным соединениям с внешней стороны подходит влажный морской воздух. Наличие защитного покрытия на поверхностях разъемного соединения препятствует коррозии этого разъемного соединения.

Промышленное применение Заявленный способ защиты от коррозии разъемных соединений применим в машинах и механизмах на морских и океанских атмосферных просторах. Этот способ найдет свое применение в ракетной технике на ЖРД, используемых на морях и океанах Земли или в прибрежной их полосе.

Возможно применение этого способа на летательных аппаратах, предназначенных для использования в условиях планеты Венера или других планет.

Формула изобретения

Способ защиты от коррозии разъемных соединений магистралей текучей среды и/или электротехнических цепей устройства, включающий монтаж разъемных соединений на устройстве, контроль качества монтажа и нанесение защитного покрытия на разъемные соединения, отличающийся тем, что защитное покрытие наносят толщиной 1-200 мкм лаком АК-593, представляющим собой раствор сополимера бутилметакрилата и метакриловой кислоты в смеси органических растворителей с добавлением пластификатора.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области защиты от подземной коррозии в местах локального повреждения изоляционного покрытия на металлических сооружениях (в частности, трубопроводов), не имеющих электрохимической защиты, путем инъектирования гидрооксида кальция
Изобретение относится к защите подземных трубопроводов и подземных металлоконструкций от электрохимической коррозии

Изобретение относится к поверхности металла, защищенной от пылевидной коррозии, которая имеет изолирующий слой из газопроницаемого термоизолирующего материала, причем сторона термоизолирующего слоя, более холодная в процессе работы, находится в непосредственной близости от поверхности металла, а сторона изолирующего слоя, более горячая в процессе работы, нагревается потоком газа, содержащим окись углерода, который дополнительно содержит водород и/или водяной пар и имеет температуру 300 - 1700oC

Изобретение относится к нефтяной промышленности, а именно к эксплуатации стальных резервуаров

Изобретение относится к защите внутренней поверхности днища резервуаров от коррозии и может найти применение в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к предотвращению коррозии металлов и может применяться для защиты автомобилей от коррозии

Изобретение относится к машиностроению, а именно к защите металлических поверхностей от коррозии

Изобретение относится к технологии нанесения покрытия на перемещающиеся тела, в частности к способу нанесения покрытия на вращающееся вокруг оси тело
Изобретение относится к способам нанесения иттрийсодержащего покрытия на металлическую подложку, включая железосодержащие подложки, такие как холоднокатаная сталь и сталь, подвергнутая электролитическому цинкованию в расплаве
Изобретение относится к применению диэфиров циклогександикарбоновых кислот, в которых сложноэфирные группы содержат остатки, выбранные из группы разветвленных и неразветвленных замещенных и незамещенных алкильных остатков, для изготовления покровных материалов для способа нанесения покрытия на рулонные или листовые металлические материалы

Изобретение относится к белой жести, покрытой полимерным покрытием, и может быть использовано для производства клапанных тарелок, днищ аэрозольных баллонов, отрывных крышек для жестяных банок, а также глубокотянутых сосудов и вакуумных закрывающих приспособлений. В способе нанесения полимерного покрытия бесхромовую оловянную поверхность луженой стальной жести вначале во время первой стадии электрохимически оксидируют путем анодной поляризации луженой стальной жести в водном и бесхромовом электролите. На оксидированную оловянную поверхность во время второй стадии наносят полимерное покрытие путем наслаивания полимерной пленки из полимерного материала или путем прямой экструзии расплавленного полимерного материала. Полимерный материал является полиэтилентерефталатом (ПЭТ), полипропиленом (ПП) или полиэтиленом (ПЭ). Способ получения белой жести, покрытой полимерным покрытием, включает электролитическое осаждение оловянного покрытия на одну или обе стороны стальной жести. После этого осуществляют нанесение полимерного покрытия на оксидированную поверхность оловянного покрытия. Белая жесть покрыта полимерным покрытием из полимерного материала и подвергнута бесхромовому пассивированию. Между оловянной поверхностью белой жести и полимерным покрытием имеется лишь один тонкий слой оксида олова и необязательный слой усилителя адгезии. Слой оксида олова состоит по существу из оксида четырехвалентного олова и предпочтительно имеет толщину, не превышающую 0,1 мкм. Полимерный материал полимерного покрытия выбран из группы, включающей ПЭТ, ПП или ПЭ. Устройство для осуществления способа нанесения полимерного покрытия на бесхромовую поверхность или способа получения белой жести включает транспортное устройство (8) для непрерывной транспортировки бесконечной стальной ленты (10) в направлении транспортировки. Кроме того, устройство включает устройство (7) для лужения для гальванического нанесения оловянного покрытия на стальную ленту (10), перемещаемую со скоростью транспортировки через устройство для нанесения покрытия. Устройство также включает устройство (8) для оксидирования с электролитической ванной (8а), в которой находится водный бесхромовый электролит. Через электролит с определенной скоростью движения ленты пропускают луженую стальную ленту (10) для электрохимического оксидирования оловянной поверхности. Кроме того, устройство включает устройство (9) для нанесения полимерного покрытия для одностороннего или двухстороннего нанесения полимерного покрытия на оловянную поверхность стальной ленты (10) путем наслаивания полимерной пленки из полимерного материала или путем прямой экструзии расплавленного полимерного материала. Техническим результатом изобретения является повышение коррозионной стойкости белой жести. 5 н. и 11 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение касается способов нанесения покрытия на автомобильные подложки и композиций покрытий, используемых в данных способах. Описан способ нанесения многослойного покрытия на подложку, включающий: (a) нанесение, без нанесения промежуточной грунт-шпаклевки, пигментсодержащей придающей цвет композиции базового покрытия непосредственно на отвержденное электроосажденное грунтовочное покрытие, которое соединено с указанной подложкой, с образованием отверждаемого придающего цвет слоя базового покрытия, и (b) нанесение отверждаемой непигментированной композиции покрытия на указанный слой базового покрытия с образованием прозрачного слоя покрытия поверх указанного слоя базового покрытия, причем указанный слой базового покрытия сформирован посредством нанесения полигидразидсодержащей отверждаемой водной композиции, содержащей: (i) непрерывную фазу, содержащую воду, и (ii) диспергированную фазу, содержащую: (А) полимерные частицы, полученные полимеризацией смеси ненасыщенных по этиленовому типу мономерных соединений, содержащей ненасыщенные по этиленовому типу мономеры, включающие: (1) мультиненасыщенный по этиленовому типу мономер и (2) ненасыщенный по этиленовому типу мономер, содержащий кето- или альдо-группу. Покрытия соответствуют коммерческим стандартам внешнего вида и физических и химических свойств. 2 н. и 28 з.п. ф-лы, 1 ил., 10 табл., 17 пр.

Изобретение относится к способам предотвращения коррозии или отложения накипи, а именно к устройствам для обработки воды, которая циркулирует в системах центрального отопления
Наверх