Защитная смазка для металлических деталей

 

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках. Задача изобретения - повышение коррозионной стойкости металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках, а также использование отработанных моторных масел автотракторных двигателей. Состав смазки содержит, мас.%: отработанное моторное масло 20-40, омыленный талловый пек 2,0-4,0, полиакриламид 0,01-0,03, вода - остальное. Технический результат - использование смазки данного состава позволит исключить коррозию металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках, использование отработанных моторных масел автотракторных двигателей позволит отказаться от применения для смазки дорогостоящих масляных нефтепродуктов. 2 табл.

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках. В силу специфических особенностей сельского хозяйства и узкой специализации большинства сельскохозяйственных машин, которые в течение года используются кратковременно и большую часть времени находятся на открытом хранении для защиты машин от атмосферной коррозии применяются различные консервационные масла и смазки высоковязких минеральных масел и твердых углеводородов. Многие смазки содержат различные присадки, улучшающие их защитные свойства. Механизм действия большинства защитных смазок сводится к созданию на поверхности детали слоя, который препятствует проникновению атмосферной влаги к поверхности металла.

Известны консервационные масла и смазки, полученные на базе отработанных моторных масел, используемые для межсезонной защиты от коррозии сельскохозяйственной техники, запасных частей и т.д. /В.И. Лазаренко, Е.А. Тишина, Ф. Н. Ермолов и др. "Защитные свойства отработанных моторных масел". Ж. "Нефтепереработка и нефтехимия", M., 1982, 2, с. 16-18/.

Недостатком таких смазок является то, что отработанные масла не обладают достаточной липкостью с покрываемой поверхностью детали /адгезией/ и поэтому легко смываются атмосферными осадками в период хранения машин на открытых площадках.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является защитная смазка для металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках, содержащая отработанное моторное масло, омыленный талловый пек, серную кислоту и воду /патент РФ 2141509, 1999, Бюл. 32/.

Недостатком этой смазки является слабая липкость с покрываемой поверхностью при смывании атмосферными осадками в период хранения машин на открытых площадках.

Задача изобретения - расширение возможностей повышения коррозийной стойкости металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках, увеличение технических возможностей смазки по долговечности использования, повышение стабильности смазки за счет использования новой добавки и использование нового эмульгатора, использование отработанных моторных масел автотракторных двигателей.

Указанная задача достигается тем, что предлагаемая смазка, содержащая отработанное моторное масло, эмульгатор, добавку и воду, содержит в качестве эмульгатора омыленный талловый пек, в качестве добавки - полиакриламид при следующем соотношении компонентов, мас.%: Отработанное моторное масло - 20 - 40 Омыленный таловый пек - 2,0 - 4,0 Полиакриламид - 0,01 - 0,03 Вода - Остальное Для приготовления смазки использовали отработанное моторное масло, омыленный талловый пек /ОТП/ - отход сульфитно-целлюлозного производства Селенгинского ЦКК, являющийся поверхностно-активным веществом. Введение омыленного таллового пека в состав смазки обеспечивает получение стабильной эмульсии за счет наличия в составе пека смоляных и жирных кислот. В результате реакции компонентов омыленного таллового пека с отработанным моторным маслом и полиакриламидом и водой образуются натриевые мыла, которые являются гидрофильными эмульгаторами и дают эмульсию типа "масло в воде".

Смазку готовили путем эмульгирования расчетных компонентов в отработанном масле, при комнатной температуре, механическим перемешиванием в лопастном смесителе до получения однородной пасты, ориентировочно продолжительность составляет 15-25 минут. Смазка на основе отработанных моторных масел по консистенции представляет собой пасту светло-коричневого цвета, легко наносимую на поверхность металлических деталей кистью или разбрызгиванием под давлением. Смазка обладает высокой адгезией к поверхности металлических деталей и обеспечивает нанесение смазки равномерным, тонким слоем как в холодном, так и в горячем состояниях.

Примеры вариантов смазки, позволяющие исключить коррозию на металлических деталях сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Отработанное моторное масло - 20 - 30 - 40 Омыленный талловый пек - 2,0 - 3,0 - 4,0 Полиакриламид - 0,01 - 0,02 - 0,03 Вода - Остальное
Все компоненты, кроме отработанного моторного масла, используются в виде водных растворов.

При изготовлении смазки рекомендуется следующая последовательность загрузки составляющих компонентов: отработанное моторное масло, омыленный талловый пек, полиакриламид, вода. Полиакриламид вводится с расчетным количеством воды. Для ускорения растворения омыленного таллового пека воду рекомендуется подогреть до 30-40oС.

После длительного хранения смазки желательно кратковременное перемешивание в течение 1 минуты.

Перед производственными испытаниями смазки, которые подтверждены актом, были проведены лабораторные испытания. Исследования защитных свойств смазок проводились в везерометре, где образцы подвергались циклическому воздействию искусственных факторов, имеющих место при длительном хранении машин на открытых площадках. Для выбора эффективных средств защиты были приняты следующие смазки:
1. отработанное моторное масло;
2. смазкаК-17;
3. смазка НГ-204;
4. смазка отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + серная кислота + вода;
5. отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + полиакриламид + вода.

На поверхность образцов /сталь 10/ смазки наносили тонким слоем. Результаты ускоренных испытаний защитных свойств смазок приведены в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что сравнительный коррозионный износ в камере везерометра составил за 720 часов испытания с полиакриламидом 0,21 г/дм2, а с серной - 0,23 г/дм2. Это говорит о том, что при нанесении на металлические детали смазки с полиакриламидом имеют высокую плотность и адгезию к поверхности металлических деталей. Технические возможности защитной смазки с полиакриламидом значительно увеличены по долговечности использования. Срок смывания при ускоренных испытаниях в везерометре составил 1090 часов смазки с полиакриламидом, а смазки с серной кислотой - 560 часов.

При проведении производственных испытаний смазок на открытых площадках в учебном хозяйстве "Оекское" в период 2001-2002 гг. детали сельскохозяйственной техники были покрыты опытными образцами смазок и одновременно на площадках были установлены контрольные образцы из стали 10/ размером 100х150 мм/, на поверхность которых нанесены те же смазки.

Результаты производственных испытаний защитных свойств смазок контрольных образцов в условиях хранения на открытых площадках приведены в табл. 2.

Результаты производственных испытаний /см. табл. 2/ подтверждают, что коррозионный износ контрольных образцов смазки с полиакриламидом - 0,025 г/дм2, значительно ниже, чем с серной кислотой - 0,036 г/дм2.

Результаты ускоренных и производственных испытаний защитных свойств смазок дают основания считать, что замена серной кислоты на полиакриламид дают технический результат. Состав смазки данного состава, имеющий коэффициент защитной способности К - 0,91-0,95 (см. табл. 1), может быть рекомендован и использован для защиты от коррозии наружных поверхностей деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках.

Процессом торможения электродного механизма является введение в отработанные масла пассивирующих веществ. В предлагаемом составе смазки в качестве пассивирующего вещества использовали омыленный талловый пек.

Использование смазки данного состава позволит исключить коррозию металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках за счет высокой адгезии к поверхности металлических деталей. Данная смазка не требует подогрева. Использование отработанных моторных масел позволит отказаться от применения для смазок дорогостоящих масляных нефтяных соединений.


Формула изобретения

Защитная смазка для металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники, включающая отработанное моторное масло, омыленный талловый пек и воду, отличающаяся тем, что дополнительно содержит полиакриламид при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Отработанное моторное масло - 20 - 40
Омыленный талловый пек - 2,0 - 4,0
Полиакриламид - 0,01 - 0,03
Вода - Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к созданию противоизносных композиций, используемых на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к составу трансмиссионного масла, предназначенного для всесезонной эксплуатации агрегатов трансмиссий автомобилей и различных видов наземной подвижной техники во всех климатических регионах, в том числе северных и арктических

Изобретение относится к смазочной композиции, предназначенной преимущественно для трансмиссий и высоконагруженных подшипниковых узлов с игольчатыми подшипниками, работающими при качательном движении с малыми амплитудами, то есть в условиях, когда в механизме износа и разрушения дорожек и тел качения значительную роль играют процессы контактной фреттинг-коррозии

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к добавкам в моторные, трансмиссионные и гидравлические масла, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, редукторах, элементах трансмиссии и пр

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках
Изобретение относится к области создания композиций, используемых для смазки тяжело нагруженных открытых зубчатых передач, стальных канатов, ходовой части тракторов и других пар скольжения непрецезионных механизмов

Изобретение относится к антикоррозионным смазочным составам и может быть использовано преимущественно для защиты от коррозии труднодоступных поверхностей и полостей металлоконструкций и кузовов автомобилей

Изобретение относится к антикоррозионным смазочным составам и может быть использовано преимущественно для защиты от коррозии труднодоступных поверхностей и полостей металлоконструкций и кузовов автомобилей

Изобретение относится к нефтехимическим, в частности к материалам, предназначенным для защиты от коррозии труднодоступных частей и полостей металлоконструкций и автомобилей

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, уменьшения износа в паре трения колесо-рельс на кривых участках пути за счет создания смазочных материалов, обладающей высокой эффективностью

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к материалам, предназначенным для защиты от коррозии труднодоступных частей и полостей металлоконструкций и автомобилей

Изобретение относится к составам присадок для смазочных композиций и может быть широко использовано для уменьшения износа трущихся поверхностей деталей машин и механизмов
Наверх