Бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов

 

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Задачей изобретения является уменьшение вероятности засасывания посторонних предметов внутрь воздухозаборника вместе с обеспечением рациональных весовых параметров подвижной панели. Бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов содержит подвижную панель, установленную в корпусе воздухозаборника, имеющую возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении. Панель выполнен ромбовидной с углом по передней кромке = 90-100o, способна совершать колебательные перемещения в горизонтальной плоскости воздухозаборника на угол =30-60o с периодом колебания Т=0,5-0,3 с. Длина lп панели до нижней передней кромки воздухозаборника и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении , а ширина bп панели и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении . Технический результат: уменьшение вероятности засасывания посторонних предметов внутрь воздухозаборника. 2 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов.

Известно бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов, содержащее корпус воздухозаборника, подвижную верхнюю панель, имеющую возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, подвижную нижнюю панель, имеющую возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15-20o (Пахомов С. В. , Ланщаков М.В. Бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов. Заявка RU 94036260 А1 от 27.05.97, с. 1-2).

Недостатками данного бортового устройства является то, что не известны рациональные размеры подвижных панелей и неспособность устройства в полной мере бороться с вихревым жгутом, образующимся у поверхности аэродрома и засасываемым двигателем на вход в воздухозаборник вместе с посторонними предметами.

Предложенное изобретение позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами с обеспечением рациональных весовых параметров подвижной панели. Это достигается путем применения подвижной панели, выполненной ромбовидной с углом по передней кромке =90-100o, способной к совершению колебательного перемещения в горизонтальной плоскости воздухозаборника на угол =30-60o с периодом колебания Т=0,5-3,0 с, причем длина lп панели до нижней передней кромки воздухозаборника и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении ширина bп панели и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении Перемещение платформы с панелью осуществляется в направляющих при помощи штока привода, закрепленного жестко на балке корпуса воздухозаборника, а самой панели - по направляющим роликам, расположенным в корпусе платформы, при помощи приводов.

Решаемая техническая задача включает в себя уменьшение вероятности засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами, находящимися на поверхности аэродрома, с обеспечением рациональных весовых параметров подвижной панели посредством постановки бортового устройства, содержащего подвижную панель, установленную в корпусе воздухозаборника, имеющую возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении, отличающегося тем, что панель выполнена ромбовидной с углом по передней кромке =90-100o, способной к совершению колебательного перемещения в горизонтальной плоскости воздухозаборника на угол = 30-60o с периодом колебания Т=0,5-3,0 с, причем длина lп панели до нижней передней кромки воздухозаборника и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении ширина bп панели и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении На фиг. 1 изображен общий вид описываемого устройства (вид сбоку), на фиг.2 - то же, вид сверху, разрез А-А.

Бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов содержит подвижную панель 1, которая установлена в корпусе 7 воздухозаборника 11, и имеет возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении. Подвижная панель 1 выполнена ромбовидной с углом по передней кромке = 90-100o и расположена на платформе 10, которая установлена в двух направляющих 6 и 9 и шарнирно соединена со штоком привода 8, жестко закрепленного на корпусе 7 воздухозаборника 11, причем длина lп панели 1 до нижней передней кромки воздухозаборника 11 и высота В миделевого сечения воздухозаборника 11 выполнены в соотношении ширина bп панели 1 и ширина L миделевого сечения воздухозаборника 11 выполнены в соотношении Панель 1 установлена на ролике 3, который расположен в пазе 4 платформы 10. Панель 1 шарнирами 2 соединена со штоками приводов 5, которые зафиксированы на платформе 10.

Бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов работает следующим образом.

Во время запуска двигателя подается сигнал на привод 8, который своим штоком перемещает горизонтально поступательно вперед платформу 10 с панелью 1 в направляющих 6 и 9. При полном выдвижении подвижной панели 1 подаются сигналы на приводы 5. Приводы 5, воздействуя своими штоками на шарниры 2, позволяют панели 1 совершать при помощи ролика 3 в пазе 4 колебательные перемещения на угол =30-60o в горизонтальной плоскости воздухозаборника 11 с периодом колебания Т=0,5-3,0 с. Образующийся на входе в воздухозаборник 11 вихревой жгут устраняется по мере колебательного перемещения панели 1 путем снижения его интенсивности и придания ему неустойчивого положения. Посторонние предметы с поверхности аэродрома не попадают внутрь двигателя.

При рулении летательного аппарата по аэродрому бортовое устройство работает аналогично.

В процессе взлета летательного аппарата подается сигнал на выключение приводов 5. Панель 1 фиксируется перед входом в воздухозаборник 11, перекрывая зону разлета посторонних предметов из-под колеса передней стойки шасси. В момент отрыва колеса передней стойки шасси от поверхности аэродрома подается сигнал на включение привода 8, который производит уборку устройства в воздухозаборник 11.

Повторное включение устройства производится при посадке летательного аппарата в момент касания колеса передней стойки шасси с поверхностью аэродрома.

Повторное выключение устройства из работы осуществляется при выключении двигателя летательного аппарата.

Применение предлагаемого устройства позволит уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута на входе в воздухозаборник, а также попадания посторонних предметов в тракт двигателя летательного аппарата.

Формула изобретения

Бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную панель, установленную в корпусе воздухозаборника, имеющую возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении, отличающееся тем, что панель выполнена ромбовидной с углом по передней кромке = 90-100o, способной к совершению колебательного перемещения в горизонтальной плоскости воздухозаборника на угол = 30-60o с периодом колебания Т= 0,5-3,0 с, причем длина 1п панели до нижней передней кромки воздухозаборника и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении ширина bп панели и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к энергетике, в частности к способам подач и отвода потока очищенного охлаждающего воздуха к турбогенератору, работающему от газотурбинного привода по разомкнутой системе охлаждения, при которой хладагент-воздух, предназначенный для охлаждения активных и конструктивных частей турбогенератора, подают в него извне и выводят наружу после использования

Изобретение относится к области очистки воздуха, поступающего в двигатели летательных аппаратов, в частности, вертолетов и может быть также использовано в воздухоочистителях силовых установок наземных транспортных средств с поршневыми и газотурбинными двигателями, в системах кондиционирования, в стационарных энергетических установках

Изобретение относится к области авиации и может применяться на самолетах, снабженных турбовинтовыми двигателями

Изобретение относится к воздухозаборникам для воздушно-реактивных двигателей летательных аппаратов с расширенным диапазоном скоростей полета

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к заборникам первичного воздуха силовых установок сверхзвуковых самолетов

Изобретение относится к воздухозаборникам с изменяющимся забором воздуха двигателя с внутренним сжатием сверхзвукового летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к воздухозаборникам для воздушно-реактивных двигателей летательных аппаратов с расширенным диапазоном скоростей полета

Изобретение относится к средствам защиты двигателей летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиации
Наверх