Судовой движитель "кальмар-2"

 

Движитель содержит корпус с носовым обтекателем и привод, жестко закрепленный в обтекателе, обеспечивающий возвратно-поступательные перемещения рабочего органа, установленного на штоке привода. Привод выполнен в виде гидроцилиндра, а в качестве рабочего органа используется поршень-лопасть, совершающий перемещения в цилиндре, закрепленном в корпусе движителя с помощью стоек с зазором между корпусом и цилиндром с образованием сопла, направленного в сторону, противоположную обтекателю. Это обеспечивает при прямом ходе поршня-лопасти создание тяги - движение плавсредства за счет выталкивания воды из цилиндра с одновременным заполнением водой полости цилиндра между обтекателем и поршнем-лопастью через сопло и зазор между цилиндром и корпусом за счет гидростатического давления и перемещения поршня-лопасти. При обратном ходе поршня-лопасти вытесняется вода из цилиндра между обтекателем и поршнем-лопастью через зазор и сопло, что также создает тягу - движение плавсредства. Изобретение позволяет повысить эффективность работы движителя за счет устранения холостого хода рабочего органа. 1 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым движителям с приводом возвратно-поступательного перемещения, преимущественно к движителям тихоходных плавсредств: обитаемых подводных аппаратов (научно-исследовательских, туристических, спасения и др.), а также надводных плавсредств каналов, бухт, рек.

Наиболее близким к предлагаемому является судовой движитель, содержащий раму, связанную с приводом возвратно-поступательного перемещения, в которой на шарнирах установлены пластины-лопасти с плечами разной длины, перекрывающие друг друга в рабочем положении с образованием вертикальной стенки. Патент Франции 1290791, Кл. В 63 h 1962г.

Однако в данном прототипе обратный ход рамы является холостым, так как не создает тяги - движения плавсредства.

Цель изобретения - повышение эффективности работы движителя, устранение холостого хода рабочего органа.

Указанная цель достигается тем, что при обратном ходе рабочего органа поршня-лопасти образующийся скоростной поток воды через сопло за счет вытеснения воды, находящейся в левой полости цилиндра относительно поршня-лопасти, создает тягу - движение плавсредства.

На чертеже изображен предлагаемый движитель, вертикальный разрез.

Судовой движитель включает корпус 1 с носовым обтекателем 2, в котором жестко закреплен гидроцилиндр 3, обеспечивающий возвратно-поступательное перемещение рабочего органа - поршня-лопасти 5, установленного на штоке 4 гидроцилиндра 3. Поршень-лопасть 5 снабжен уплотнительным кольцом 6. Поршень-лопасть 5 расположен в цилиндре 7, закрепленном в корпусе 1 с помощью стоек 8 с образованием сопла 9. Гидроцилиндр 3 шлангами соединен через переходные штуцеры прочного корпуса плавсредства с блоком управления работой гидроцилиндра и силовой гидроустановкой (не показано). Гидроцилиндр 3 двустороннего действия с односторонним штоком.

Движитель устанавливается на кронштейнах плавсредства с возможностью управляемого поворота его на 270o в горизонтальной или вертикальной плоскостях, что создает движительно управляемый комплекс, то есть обеспечивает движение плавсредства в любом направлении.

Движитель работает следующим образом.

Исходное положение.

Корпус 1 и цилиндр 7 заполнены водой. Поршень-лопасть 5 находится в левом крайнем положении. При включении в работу силовой гидроустановки и по команде блока управления гидравлическая жидкость будет поступать в левую полость гидроцилиндра 3, а правая полость будет сообщена с гидроустановкой, обеспечивая снятие давления в полости до нуля. Под давлением гидравлической жидкости шток 4, поршень-лопасть 5 перемещаются в правую сторону, выталкивая воду из цилиндра 7, создавая тягу - движение плавсредства.

Одновременно с движением поршня-лопасти 5 в правую сторону левая полость цилиндра 7 заполняется водой за счет гидростатического давления и движения поршня-лопасти 5 через сопло 9 и зазор между цилиндром 7 и корпусом 1.

При достижении поршня-лопасти 5 крайнего положения по команде блока управления гидравлическая жидкость подается в правую полость гидроцилиндра 3, а в левой полости давление снимается до нуля.

Поршень-лопасть 5 движется в левую сторону, вытесняя воду из цилиндра 7 (левой полости) через зазор между корпусом 1 и цилиндром 7 и через сопло 9 с большой скоростью, создавая тягу - движение плавсредства. Одновременно под действием гидростатического давления и движения поршня-лопасти 5 в левую сторону вода заполняет правую полость цилиндра.

По команде блока управления цикл повторяется.

Использование изобретения повышает эффективность работы движителя за счет исключения холостого хода рабочего органа.

Конструкция может быть использована: - на обитаемых подводных аппаратах (научно-исследовательских, туристических, спасательных); - на надводных плавсредствах рек, озер, каналов, бухт.

Использование движителя обеспечивает: - движение плавсредства в любом необходимом направлении; - повышение герметичности корпуса; - упрощение силовой установки плавсредства; - улучшение экологии водного района (благодаря отсутствию турбулентного движения воды).

При достижении допустимой разрядки аккумуляторной батареи - источника энергии для работы силовой гидроустановки работа гидроцилиндра переводится на работу на сжатом воздухе из баллонов сжатого воздуха плавсредства - дополнительного источника энергии, что значительно увеличивает время работы движителя, время движения плавсредства.

Формула изобретения

Судовой движитель, содержащий корпус с носовым обтекателем и привод, жестко закрепленный в обтекателе, обеспечивающий возвратно-поступательные перемещения рабочего органа, установленного на штоке привода, отличающийся тем, что привод выполнен в виде гидроцилиндра, а в качестве рабочего органа используется поршень-лопасть, совершающий перемещения в цилиндре, закрепленном в корпусе движителя с помощью стоек с зазором между корпусом и цилиндром с образованием сопла, направленного в сторону, противоположную обтекателю, что обеспечивает при прямом ходе поршня-лопасти создание тяги - движения плавсредства за счет выталкивания воды из цилиндра с одновременным заполнением водой полости цилиндра между обтекателем и поршнем-лопастью через сопло и зазор между цилиндром и корпусом за счет гидростатического давления и перемещения поршня-лопасти, а при обратном ходе поршня-лопасти вытесняется вода из цилиндра между обтекателем и поршнем-лопастью через зазор и сопло, что также создает тягу - движение плавсредства.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям с приводом возвратно-поступательного перемещения для тихоходных плавсредств

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям для надводных кораблей и судов, а также для подводных средств движения

Изобретение относится к ускорению и управлению направлением текучей среды с использованием непрерывной динамической поверхности

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к конструируванию гребных винтов и пропеллеров

Изобретение относится к судостроению и касается создания судового движительного комплекса с насадкой на лопастях контрпропеллера
Изобретение относится к судостроению и машиностроению, а именно - к способам снижения кавитационных повреждений и разрушений (кавитационной эрозии)
Изобретение относится к области механики, а именно - к способам уменьшения кавитации и вызванных ею повреждений и разрушения, и может быть использовано в энергомашиностроении, судостроении и в других отраслях, использующих гидравлические и паровые машины, двигатели и движители, элементы которых работают в условиях кавитации

Изобретение относится к судостроению и гидромашиностроению, касаясь снижения уровня колебаний давления в потоке вокруг объекта

Изобретение относится к судостроению и касается создания машин, использующих энергию морских волн для движения судов и выработки электрической энергии

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям с приводом возвратно-поступательного перемещения для тихоходных плавсредств

Изобретение относится к судостроению, в частности к реактивным судовым двигателям

Изобретение относится к плавсредствам, повышающим безопасность плавания и очистку воды от загрязнений

Изобретение относится к судостроению, в частности к двигательно-движительным установкам атомных судов, преимущественно атомных подводных лодок

Изобретение относится к реактивным движителям и может быть применено для передвижения подводных, надводных и воздушных судов

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для обеспечения движения плавучих объектов

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым движителям с приводом возвратно-поступательного перемещения, преимущественно к движителям тихоходных плавсредств: обитаемых подводных аппаратов (научно-исследовательских, туристических, спасения и др.), а также надводных плавсредств каналов, бухт, рек
Наверх