Способ получения экологически чистого арктического дизельного топлива

 

Изобретение относится к способу получения экологически чистого арктического дизельного топлива из продуктов прямой перегонки нефти и процессов глубокого гидрирования и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Способ получения экологически чистого арктического дизельного топлива включает выделение путем прямой перегонки нефти керосиновой фракции, 96% которой выкипает до 250oС, фракции, 96% которой выкипает до 320oС, их компаундирование с добавлением товарного реактивного топлива марки Т-6 при следующем соотношении компонентов, 20-25% керосиновой фракции 96% которой перегоняется до 250oС, 1-10%, фракции 96% которой перегоняется до 320oС, и 70-74% товарного реактивного топлива марки Т-6. Изобретение способствует снижению температуры помутнения и улучшению экологических свойств получаемого топлива. 5 табл.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности, к способам получения экологически чистого арктического дизельного топлива из продуктов прямой перегонки нефти и процессов глубокого гидрирования.

Известен способ получения арктического дизельного топлива из нефтей нафтенового основания путем компаундирования прямогонной фракции дизельного топлива зимнего, прямогонной керосиновой фракции и присадки изопропилнитрат (Химия и технология топлив и масел, 5, 1970, c. 12).

Недостатком данного способа является низкое цетановое число получающегося топлива и необходимость применения присадки для повышения цетанового числа - изопропилнитрата.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому изобретению является способ получения арктического дизельного топлива (Патент РФ 2098458, кл. C 10 L 1/08, 1/04, бюл. 34, 1997 г.), включающий первичную перегонку нефти с выделением керосиновой фракции, 96% которой перегоняется до 250oС, легкого атмосферного газойля, фракции, 96% которой перегоняется до 320oС, и дополнительно выделяют тяжелый атмосферный газойль, 96% которого перегоняется до 360oС, с последующим компаундированием при массовом соотношении компонентов 3:8:1 - 2:16:1 и добавлением в полученный продукт 0,01-0,1 мас.% депрессорной присадки - сополимера этилена с винилацетатом в их массовом соотношении 0,2:12,0 с молекулярной массой 1102 - 60103 в виде раствора в дизельном топливе или растворителе в концентрации 10-50 мас.%.

Введение депрессорной присадки - сополимера этилена с винилацетатом в известном способе снижает температуру застывания, но не влияет на температуру помутнения, которая является одним из основных показателей качества топлива, определяющих пригодность его применения в районах Крайнего Севера, так как характеризует склонность топлива к образованию кристаллов из высокомолекулярных парафиновых углеводородов и льда, которые при низких температурах окружающей среды забивают отверстия форсунок для распыла топлива в дизельном двигателе.

Кроме того негидроочищенные продукты прямой перегонки нефти, содержащиеся в составе известного топлива, при сжигании последнего способствуют образованию серного и сернистого ангидридов, которые выбрасываются в атмосферу, что ухудшает экологию.

Наличие в продуктах прямой перегонки нефти высокого содержания серы, в том числе меркаптановой серы, и ароматических углеводородов приводит к высокому лако- и нагарообразованию в двигателе, повышенному износу деталей цилиндро-поршневой группы, неполноте сгорания топлива, увеличению дымности выхлопа и выбросу канцерогенных веществ в окружающую среду.

Предлагаемое изобретение решает техническую задачу снижения температуры помутнения, улучшения экологических свойств получаемого топлива.

Указанная задача решается путем перегонки нефти с выделением керосиновой фракции, 96% которой перегоняется до 250oС, фракции, 96% которой перегоняется до 320oС, с последующим компаундированием; причем согласно изобретению в состав топлива дополнительно вводят товарное реактивное топливо марки Т-6, которое получают, применяя процессы глубокого гидрирования, а компаундирование проводят при следующем соотношении компонентов, мас.%: керосиновая фракция, 96% которой перегоняется до 250oС - 20-25 фракция, 96% которой перегоняется до 320oС - 1-10 товарное реактивное топливо марки Т-6 - 70-74 Качество исходных компонентов, входящих в состав получаемого топлива, представлено в табл. 1-3.

Полученный таким образом целевой продукт удовлетворяет всем требованиям на топливо арктическое марки А-0,2 по ГОСТ 305-82 с температурами помутнения не выше минус 45oС и застывания не выше минус 55oС.

Введение товарного реактивного топлива марки Т-6 в состав предлагаемого топлива позволило улучшить низкотемпературные свойства и получить целевой продукт с температурой помутнения не выше минус 45oС. При этом за счет снижения содержания негидроочищенных прямогонных фракций в составе получаемого товарного топлива при вовлечении продукта процессов глубокого гидрирования - товарного реактивного топлива Т-6 с низким содержанием общей серы и полным отсутствием меркаптановой серы, уменьшается количество выбросов в атмосферу сернистых, азотистых соединений и канцерогенных веществ, что приводит к улучшению экологии окружающей среды.

Способ осуществляют следующим образом. Обессоленную нефть подвергают перегонке на установках AT и АВТ с выделением керосиновой фракции, 96% которой перегоняется до 250oС, фракции, 96% которой перегоняется до 320oС. Затем указанные фракции компаундируют с добавлением товарного реактивного топлива Т-6 в указанных соотношениях.

Ниже приведены примеры получения экологически чистого арктического дизельного топлива.

Пример 1. Обессоленную нефть подвергают прямой перегонке на установках AT и АВТ с выделением керосиновой фракции, 96% которой перегоняется до 250oС, фракции, 96% которой перегоняется до 320oС, которые компаундируют с добавлением товарного реактивного топлива Т-6 при следующем соотношении компонентов, мас.%: керосиновая фракция, 96% которой перегоняется до 320oС - 20 фракция, 96% которой перегоняется до 320oС - 10 товарное реактивное топливо марки Т-6 - 70 Полученное топливо имеет температуру застывания минус 64oС - минус 68oС, температуру помутнения минус 45oС - минус 55oС, содержание общей серы 0,074-0,081 мас.% и по остальным показателям полностью соответствует требованиям ГОСТ 305-82 на арктическое дизельное топливо. Цетановое число полученного топлива равно 47 пунктам.

Остальные примеры приведены в табл. 4.

Показатели качества экологически чистого арктического дизельного топлива приведены в табл. 5.

Анализ компонентного состава (табл.4) и показателей качества (табл.5) предлагаемого топлива по сравнению с прототипом показывает, что данный способ получения экологически чистого арктического дизельного топлива позволяет значительно снизить температуру помутнения топлива без использования дефицитной и дорогой депрессорной присадки, содержание общей серы, практически полностью исключить содержание меркаптановой серы, при сохранении низких температур застывания и высоких цетановых чисел топлива, что позволяет использовать его в дизельных двигателях в условиях Крайнего Севера.

Формула изобретения

Способ получения экологически чистого арктического дизельного топлива, включающий первичную перегонку нефти с выделением керосиновой фракции, 96% которой перегоняется до 250oС, и фракции, 96% которой перегоняется до 320oС, и их компаундирование, отличающийся тем, что в состав топлива дополнительно вводят товарное реактивное топливо марки Т-6, а компаундирование проводят при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Керосиновая фракция, 96% которой перегоняется до 250oС - 20-25
Фракция, 96% которой перегоняется до 320oС - 1-10
Товарное реактивное топливо марки Т-6 - 70-74в

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к переработке газового конденсата и получения моторных топлив, в частности, дизельного топлива

Изобретение относится к дистиллятному материалу, имеющему высокое цетановое число, который можно использовать в качестве дизельного топлива или компонента смеси для него, а также к процессу получения этого дистиллята

Изобретение относится к дистиллятному материалу, имеющему высокое цетановое число и пригодному в качестве дизельного топлива или в качестве компонента смешанного дизельного топлива, а также к способу получения этого дистиллята

Изобретение относится к области нефтехимии, а именно к композициям высокооктановых кислородсодержащих компонентов моторного топлива

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к составу топлива, предназначенному для использования в быстроходных дизелях

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности, к способам получения дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти

Изобретение относится к способам получения дизельных топлив

Изобретение относится к способам получения топлива для судовых двигателей и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения маловязкого судового топлива, предназначенного для использования в судовых или котельных установках
Изобретение относится к способу утилизации отработанного моторного масла и может быть использовано в областях, где используются дизельные четырехтактные двигатели
Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к эталонным топливам для определения цетанового числа дизельного топлива
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к присадкам к топливу с низким содержанием серы - менее 500 млн -1 для дизельных двигателей
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно, к составу топлива нефтяного легкого, предназначенного для использования в среднеоборотных дизельных двигателях судовых энергетических установок

Изобретение относится к способу превращения смеси углеводородной загрузки, содержащей линейные и разветвленные олефины, включающие от 4 до 15 атомов углерода, причем вышеупомянутый способ содержит следующие стадии: а) селективное образование простых эфиров большинства разветвленных олефинов, присутствующих в вышеупомянутой загрузке, b) обработка линейных олефинов, содержащихся в вышеупомянутой загрузке, в условиях умеренной олигомеризации, с) разделение эфлюента, полученного на стадии b), по меньшей мере на две фракции: фракцию , содержащую углеводороды, конечная температура кипения которых меньше температуры, находящейся в интервале от 150 до 200°С, фракцию , содержащую по меньшей мере часть углеводородов, начальная температура кипения которых больше температуры, находящейся в интервале от 150 до 200°С, d) обработка углеводородной фракции, содержащей простые эфиры, образовавшиеся на стадии а), в условиях по меньшей мере частичного крекинга простых эфиров, при этом вышеупомянутая обработка сопровождается разделением на бензиновую фракцию с улучшенным октановым числом и на фракцию, содержащую исходный спирт, е) гидрирование фракции в условиях получения газойля с высоким цетановым числом и удаление по меньшей мере части азотсодержащих или основных примесей, содержащихся в исходной углеводородной загрузке
Изобретение относится к углеводородному составу, обладающему повышенными смазывающими свойствами, который можно применять в качестве топлива, особенно для двигателей дизельного типа, которое обладает неожиданными повышенными смазывающими свойствами в сравнении с отдельными исходными компонентами и при этом сохраняет высокое цетановое число и пониженное содержание присутствующих ароматических соединений
Изобретение относится к топливной композиции для использования в реактивных, газотурбинных, ракетных или дизельных двигателях, содержащей, в определенных количествах: (а) сильно разветвленное алкилароматическое или алициклическое соединение, содержащее алкильный фрагмент, имеющий от 6 до 25 атомов углерода и в среднем от примерно 1,0 до примерно 5 ветви на фрагмент, и ароматический фрагмент, выбранный из группы, содержащей бензол, толуол, ксилол, циклогексан, полученный из ароматического фрагмента, и их смеси, где алкильный фрагмент алкилароматического соединения или алкилциклогексана имеет отношение нечетвертичных атомов углеродов к четвертичным атомам углеродов от 10:1 до 5:1; (b) присадки к топливу и, необязательно, (с) обычные реактивные, газотурбинные, ракетные или дизельные топливные смеси, предпочтительно смеси из очищенной нефти с низким содержанием серы или смеси Фишера-Тропша

Изобретение относится к области топливно-энергетического комплекса, а именно к топливным композициям, содержащим смеси топлив
Наверх