Устройство амортизатора электроцентробежного насоса в скважине

 

Изобретение относится к области горного дела, в частности к нефтедобывающей отрасли, и может быть использовано для гашения вибрации, предотвращения маятникового эффекта, предохранения электрокабеля от механических повреждений установок электроцентробежных насосов с подвеской насосно-компрессорных труб в нефтегазодобывающих и водозаборных скважинах. В устройстве корпус амортизатора выполнен в виде поршня из эластичного материала и снабжен кольцевыми секторами из эластичного материала, распределенными по наружной поверхности с определенным шагом, в теле корпуса амортизатора в направлении оси подвески насосно-компрессорных труб выполнены открытые долевые пазы гидравлической связи для протока рабочей среды и расположения электрокабеля электроцентробежного насоса. Размер диаметра центрального отверстия в корпусе амортизатора равен размеру диаметра наружной поверхности насосно-компрессорных труб. Наружная поверхность кольцевых секторов с определенным расчетным натягом взаимодействует с внутренней поверхностью эксплуатационной колонны в скважине. Для крепления электрокабеля хомутами в долевом пазу в корпусе амортизатора выполнена кольцевая выточка. Технический результат - расширение функциональных возможностей, а также предохранение электрокабеля от механических повреждений при выполнении спускоподъемных операций в нефтяных и водозаборных скважинах, простота в изготовлении, монтаже и надежность в эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области горного дела, в частности к нефтедобывающей отрасли, и может быть использовано для гашения вибрации, предотвращения маятникового эффекта, предохранения электрокабеля от механических повреждений установок электроцентробежных насосов в нефтегазодобывающих и водозаборных скважинах.

Известны устройства для гашения колебаний, содержащие корпус гидроцилиндра, поршень со штоком, дросселирующие отверстия [2, 3].

Недостатком известных устройств являются их ограниченные функциональные возможности, особенно при использовании в экстремальных условиях, которые имеют место в нефтяных и водозаборных скважинах, оснащенных электроцентробежными насосами.

Известен гидравлический демфер транспортного средства [1], содержащий рабочий цилиндр, шток, опорные кольца.

Недостатком известного устройства является его ограниченная функциональная возможность, а также его эксплуатационная ненадежность при использовании в нефтяных и водозаборных скважинах.

Техническая задача состоит в расширении функциональных возможностей при использовании устройства амортизатора в нефтяных и водозаборных скважинах, оснащенных электроцентробежными насосами, где температура рабочей среды достигает 100oС и более, где устройство амортизатора испытывает большие механические нагрузки.

При эксплуатации скважин электроцентробежными насосами происходят аварии (обрывы по фланцевым соединениям, корпусам, шейкам секций электроцентробежных насосов).

Непроизводительные затраты на ликвидацию аварии в скважине, оснащенной электроцентробежным насосом в среднем составляет более 300 000 рублей.

Основной причиной аварий являются вибрация и маятниковый эффект электроцентробежного насоса с подвеской насосно-компрессорных труб в процессе его эксплуатации, а также механические повреждения кабеля в скважине в процессе выполнения спуско-подъемных операций.

При дефектовке примерно около 80% (по данным ОАО "Нижневартовскнефтегаз") деталей электроцентробежных насосов имеют не равномерный, а односторонний износ валов, защитных втулок направляющих аппаратов, рабочих колес и других элементов конструкции установок в результате воздействия и маятникового эффекта.

Существующие технические решения гашения вибраций, маятникового эффекта, защиты электрокабеля от механических повреждений электроцентробежных насосов в скважинах (использование противополетных хомутов, противоотворотных гаек крепления секций, изменение режима работы (вращение) электродвигателя и т.д. ) не обеспечивают надежность эксплуатации скважин.

Решение технической задачи достигается тем, что в устройстве корпус амортизатора снабжен кольцевыми секторами из эластичного материала, распределенными по наружной поверхности с определенным шагом, в теле корпуса амортизатора в направлении оси подвески насосно-компрессорных труб выполнены открытые долевые пазы гидравлической связи для протока рабочей среды и расположения электрокабеля электроцентробежного насоса, причем размер диаметра центрального отверстия в корпусе амортизатора равен размеру диаметра наружной поверхности насосно-компрессорных труб, а наружная поверхность кольцевых секторов с определенным расчетным натягом взаимодействует с внутренней поверхностью эксплуатационной колонны в скважине.

Для крепления электрокабеля хомутами в долевом пазу в корпусе амортизатора выполнена кольцевая выточка.

На фиг. 1 изображено устройство амортизатора - общий вид.

На фиг. 2 - сечение А - А на фиг. 1.

На фиг. 3 изображен вариант устройства амортизатора, выполненный в виде втулки с долевыми пазами, кольцевыми секторами надеваемой на насосно-компрессорную трубу в процессе спуска электроцентробежного насоса в скважину и снимаемой с насосно-компрессорной трубы в процессе подъема электроцентробежного насоса из скважины.

На фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 3.

На фиг. 5 изображен вариант прокладки и крепления хомутами электрокабеля на подвеске насосно-компрессорных труб при конструкции устройства амортизатора, выполненной в виде втулки согласно фиг. 3 и 4.

Устройство амортизатора электроцентробежного насоса в скважине содержит: корпус амортизатора, выполненный из эластичного материала 1 (фиг. 1); кольцевые секторы 2 (фиг. 1 - 5); хомут для крепления электрокабеля 3 (фиг. 1 - 5); кольцевую выточку в корпусе амортизатора 4 (фиг. 1, 3, 5); диаметр наружной поверхности насосно-компрессорной трубы 5 (фиг. 1, 3, 5); насосно-компрессорную трубу 6 (фиг. 1 - 5); расчетный диаметр наружной поверхности кольцевых секторов 7 (фиг. 1, 3, 5); внутренней размер диаметра эксплуатационной колонны 8 (фиг. 1, 3, 5); соединительные муфты 9 (фиг. 1, 3, 5);
эксплуатационную колонну 10 (фиг. 1 - 5);
долевые пазы гидравлической связи для перетока рабочей среды и расположения электрокабеля 11 (фиг. 2, 4);
электрокабель 12 (фиг. 2, 4, 5);
вариант устройства амортизатора, выполненный в виде втулки 13 (фиг. 3, 5);
центробежный насос 14 (фиг. 5);
электродвигатель 15 (фиг. 5).

В статическом положении элементы устройства амортизатора электроцентробежного насоса взаимодействуют следующим образом: корпус 1, выполненный из эластичного материала (например, из полиуретана), установленный между соединительными муфтами 9, взаимодействует по размеру диаметра наружной поверхности 5 насосно-компрессорной трубы 6 (на чертежах показан патрубок, диаметральные размеры которого соответствуют размерам насосно-компрессорных труб).

Устройство амортизатора одно или более устанавливаются в скважину на подвеске насосно-компрессорных труб перед электроцентробежным насосом, или ниже, или одновременно перед и ниже электроцентробежного насоса.

В процессе спуска подвески насосно-компрессорных труб 6 с установкой электроцентробежного насоса 14, 15 (фиг. 5) с электрокабелем 12, закрепленным хомутами 3, расположенными в кольцевых выточках 4, и с устройством амортизатора 1 через долевые пазы гидравлической связи 11, происходит переток рабочей среды, и давления в объемах эксплуатационной колонны 10 разделенных устройством амортизатора выравниваются.

При этом электрокабель 12 проходит через один из долевых пазов 11, что позволяет предохранить электрокабель от механических повреждений в процессе спуска и подъема подвески насосно-компрессорных труб с электроцентробежным насосом при взаимодействии устройства амортизатора и внутреннего диаметра эксплуатационной колонны 8.

На фиг. 3 изображен вариант устройства амортизатора, выполненный в виде втулки с долевыми пазами и кольцевыми секторами, надеваемой на насосно-компрессорную трубу в процессе спуска электроцентробежного насоса в скважину и снимаемой с насосно-компрессорной трубы в процессе подъема электроцентробежного насоса из скважины.

На фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 3.

На фиг. 5 изображен вариант прокладки и крепления хомутами электрокабеля на подвеске насосно-компрессорных труб 6 при конструкции устройства амортизатора, выполненной в виде втулки 13 с долевыми пазами 11.

По данному варианту электрокабель 12, закрепляемый хомутами 3, проходит через долевые пазы 11, выполненные во втулках 13, прокладывается по всей длине подвески насосно-компрессорных труб 6 до электроцентробежного насоса 14, 15.

Данный вариант позволяет предохранить электрокабель от механических повреждений в процессе спуска или подъема подвески насосно-компрессорных труб при взаимодействии устройства амортизатора, выполненных в виде втулок 13 и внутреннего размера диаметра эксплуатационной колонны 8.

В динамическом положении элементы устройства амортизатора взаимодействуют следующим образом. В процессе вращения электроцентробежного насоса корпус амортизатора 1, выполненный из эластичного материала (например, полиуретана), взаимодействует с наружной поверхностью насосно-компрессорной трубы 5 и одновременно через эластичные кольцевые секторы 2 с расчетным натягом взаимодействует с внутренним диаметром эксплуатационной колонны 8, что позволяет снизить вибрацию и предотвратить маятниковый эффект электроцентробежного насоса и подвески насосно-компрессорных труб.

Предложенное новое техническое решение устройства амортизатора для гашения вибрации и предотвращения маятникового эффекта установок электроцентробежных насосов и подвески насосно-компрессорных труб, а также предохранения электрокабеля от механических повреждений при выполнении спуско-подъемных операций в нефтяных и водозаборных скважинах отличается от известных технических решений новизной, просто в изготовлении, удобно при монтаже, надежно в эксплуатации, конкурентоспособно и его использование в производстве даст положительный технико-экономический эффект.

В 1999 г. в ОАО "Самотлорнефтегаз" г. Нижневартовск Тюменской обл. проведена опытная эксплуатация десяти установок амортизатора в нефтяных скважинах, оснащенных электроцентробежными насосами.

Устройства амортизатора были установлены в скважинах на глубине 2000 метров.

По результатам подконтрольной эксплуатации средняя наработка на отказ электроцентробежных насосов увеличилась на 45-50 % и более в результате снижения вибраций, предотвращения маятникового эффекта электроцентробежных насосов с подвеской насосно-компрессорных труб и предохранения электрокабеля от механических повреждений при проведении спуско-подъемных операций.

В настоящее время авторами ведутся корректировка технической документации и подготовка производства по выпуску устройств амортизатора для обеспечения нефтяных и водозаборных скважин, оснащенных электроцентробежными насосами, используемыми на месторождениях Российской Федерации.

Источники информации
1. Авторское свидетельство 1610127 А1, F 16 F 9/50, 1990 г.

2. Авторское свидетельство 697763, F 16 F 9/48, 1979 г.

3. Авторское свидетельство 911066, F 16 F 9/48, 1982 г.

4. УДК (622.242+622.27605)075.3. Ремонт и монтаж нефтепромыслового оборудования. А.А. Раабен и др. Стр. 163-167. Москва. "Недра". 1989 г.

5. УДК 622.276.031.011.43. Техника и технология определения параметра скважин и пластов. В.Н. Василевский, А.И. Петров. Москва. "Недра". 1989 г. Стр.52-54.


Формула изобретения

1. Устройство амортизатора для гашения вибрации установки электроцентробежного насоса и предотвращения маятникового эффекта подвески насосно-компрессорных труб в нефтяных и водозаборных скважинах, содержащее корпус амортизатора в виде поршня, выполненного из эластичного материала, отличающееся тем, что корпус амортизатора снабжен кольцевыми секторами из эластичного материала, распределенными по наружной поверхности с определенным шагом, в теле корпуса амортизатора в направлении оси подвески насосно-компрессорных труб выполнены открытые долевые пазы гидравлической связи для перетока рабочей среды и расположения электрокабеля электроцентробежного насоса, причем размер диаметра центрального отверстия в корпусе амортизатора равен размеру диаметра наружной поверхности насосно-компрессорных труб, а наружная поверхность кольцевых секторов с определенным расчетным натягом взаимодействует с внутренней поверхностью эксплуатационной колонны в скважине.

2. Устройство амортизатора по п.1, отличающееся тем, что для крепления электрокабеля хомутами в долевом пазу в корпусе амортизатора выполнена кольцевая выточка.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидравлическим машинам объемного вытеснения, включающим гидравлические или пневматические средства, и может быть использовано для приведения в действие скважинного штангового насоса, предназначенного для подъема жидкостей с больших глубин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для виброизоляции технологического оборудования

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для виброизоляции технологического оборудования

Изобретение относится к пружинным элементам

Изобретение относится к электромобилям и зарядной системе для них. В гибридном транспортном средстве используется двигатель внутреннего сгорания с системой смазки и охлаждения и электромотор. В электромобиле используется электромотор и двигатель-генератор. В способе управления двигателем электромобиля осуществляют управление двигателем и производят зарядку аккумулятора электромобиля. В способе зарядки аккумулятора электромобиля зарядку производят от электродвигателя, путем генерирования токов, в том числе, при рекуперативном торможении. Система управления для электромобиля содержит двигатель-генератор с контроллером управления, аккумулятор и устройство выбора режима двигателя-генератора. Решение направлено на расширение функциональных возможностей. 15 н. и 96 з.п. ф-лы, 38 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Эластичная прокладка содержит выполненную из эластичного материала пластину (1). Нижняя контактная сторона сформирована из выступов (3), фиксирующих эластичную прокладку в рельсовом скреплении. Верхняя контактная сторона сформирована из предварительно обжатых демпфирующих выступов (2). Достигается повышение надежности за счет предотвращения ослабления рельсового скрепления, а также упрощение конструкции и технологии изготовления. 12 з.п. ф-лы, 15 ил.

Группа изобретений относится к области машиностроения. Двояковыпуклый упругий элемент содержит сквозное отверстие, проходящее через вершины противолежащих выпуклостей. Противолежащие выпуклости выполнены симметрично относительно одной из осей симметрии элемента с образованием гребней. Выходы отверстий выполнены на гребнях противолежащих выпуклостей. Упругий шарнир содержит опоры, между которыми размещены по крайней мере два двояковыпуклых упругих элемента. Упругие элементы соединены между собой гибким элементом, закрепленным на опорах. Дополнительный гибкий элемент проходит через дополнительное сквозное отверстие, выполненное во всех соединяемых упругих элементах. Достигается расширение арсенала технических средств. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Пружина состоит из полимерных упругих элементов, между которыми размещены разделительные пластины с приемными сквозными отверстиями. Каждый упругий элемент имеет пару торцевых поверхностей. На краях торцевых поверхностей имеются выступы, выполненные как одно целое с упругим элементом. Выступы входят в сквозные приемные отверстия разделительной пластины. Достигается повышение энергоемкости и надежности пружины. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх