Способ автоматического ускоренного заряда герметичных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током

 

Изобретение используется в электротехнике для ускоренного заряда герметичных аккумуляторных батарей. Согласно изобретению заряд герметичной никель-кадмиевой батареи осуществляется без предварительного дозаряда в режиме со стабилизированными амплитудами разрядного и зарядного токов при соотношении 3,00,2 с амплитудами зарядного тока 1,20,8 от номинальной емкости при длительности зарядного импульса (23010) мс и разрядного импульса (155) мс с паузами между ними 02 мс, процесс заряда прекращается при достижении напряжения на батарее порогового значения. Техническим результатом изобретения является ускоренный автоматический заряд без снижения эксплуатационных характеристик.

Изобретение относится к электротехнике и касается вопроса ускоренного заряда герметичных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей (АБ).

Известен способ [1] форсированного заряда никель-кадмиевых АБ с малым газовыделением. Заряд проводят разнополярными импульсами тока с параметрами: длительность зарядного импульса (200110) мс, разрядного (100,5) мс, паузами между ними (101) мс, соотношение амплитуд зарядного и разрядного токов 7,10,1, амплитуда зарядного импульса 5,68,5 от номинальной емкости, время заряда 10,515,5 мин. Однако данный способ допускает газовыделение и разогрев АБ, что недопустимо для герметичных батарей.

Наиболее близким к предлагаемому является способ [2] быстрого заряда никель-кадмиевых АБ разнополярными импульсами тока со стабилизированными амплитудами импульсов зарядного и разрядного токов при соотношении 6,90,1, с амплитудами зарядного импульса 2,53,0 от номинальной емкости при длительности зарядного импульса (20010) мс и разрядного импульса (100,5) мс, с паузами между ними (101) мс за время, равное 3527,5 мин.

Однако данный способ требует предварительного доразряда батареи до уровня 1В на аккумулятор, а конец заряда определяется количеством электричества, пропущенного через аккумулятор, 96% от номинальной емкости. Такой способ определения окончания заряда не учитывает изменение емкости аккумуляторов в процессе эксплуатации (аккумулятор считается исправным при снижении емкости до 0,6 от номинальной). Перезаряд герметичного аккумулятора при ускоренных режимах заряда недопустим, т.к. приводит к перегреву и активному выделению газа из-за того, что избыточное количество электричества расходуется на электролиз воды. В итоге это приводит к сокращению ресурса аккумуляторов и батарей на их основе.

Задачей изобретения является разработка способа автоматизированного ускоренного заряда герметичных никель-кадмиевых АБ без ухудшения их технико-эксплуатационных характеристик, без разогрева и без предварительного приведения в исходное состояние, с окончанием процесса заряда при достижении напряжения на батарее порогового значения.

Поставленная задача достигается тем, что в известный способ ускоренного заряда никель-кадмиевых аккумуляторов разнополярными импульсами тока со стабилизированными амплитудами разрядного и зарядного токов введены изменения, позволившие вести ускоренный заряда герметичных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей в автоматическом режиме без ухудшения технико-эксплуатационных характеристик, без разогрева и без предварительного доразряда батареи. Заряд проводят при соотношении амплитуд разрядного и зарядного токов 3,00,2 с амплитудами зарядного тока 1,20,8 от номинальной емкости при длительности зарядного импульса (23010) мс и разрядного импульса (155) мс с паузами между ними 02 мс, процесс заряда прекращается при достижении напряжения на батарее порогового значения, данного в ТУ или инструкции по эксплуатации на батарею.

Уменьшение соотношения амплитуды разрядного и зарядного токов сверх указанных выше пределов влечет за собой сильный разогрев и повышенное газовыделение аккумулятора, а увеличение - неоправданное усложнение и увеличение мощности заряд-разрядных каналов, снижение энергетических показателей зарядных устройств, реализующих данный способ заряда. Величины амплитуд выбраны для получения оптимального соотношения "время заряда/мощность устройства" и "время заряда/технико-эксплуатационные характеристики АБ". Время паузы выбрано из соображений окончания переходных процессов в коммутируемой цепи.

Заряд данным режимом снимает "эффект памяти" герметичных никель-кадмиевых АБ, что позволяет заряжать их без предварительного доразряда до уровня 1В на аккумулятор в автоматическом режиме. Критерием окончания заряда является достижение напряжения на батарее определенного порогового напряжения.

Ниже приведены примеры осуществления способа в указанных выше пределах.

Пример 1. АБ НКТГЦ-3,5-1 заряжалась следующим режимом заряда: амплитуда зарядных импульсов 3,10,1 А, соотношение амплитуд разрядного и зарядного импульсов 3,00,1, длительность зарядных импульсов 220 мс, длительность разрядных импульсов 20 мс, пауза между зарядными и разрядными импульсами отсутствует, время заряда 1час 50 мин, газовыделение и нагрев отсутствуют. Пороговое напряжение 16,20,1В.

Пример 2. АБ НКГЦ-1,8-1 заряжалась следующим режимом заряда: амплитуда зарядных импульсов 1,90,1 А, соотношение амплитуд разрядного и зарядного импульса 3,00,1, длительность зарядных импульсов 220 мс, длительность разрядных импульсов 20 мс, пауза между зарядными и разрядными импульсами отсутствует, время заряда 1 час 30 мин, газовыделение и нагрев отсутствуют. Пороговое напряжение 16,20,1В.

За указанными пределами параметров тока, например, при заряде батареи НКГЦ-1,8-1 тем же режимом, но с соотношением амплитуд разрядных и зарядных импульсов 2,00,1А, наступает сильный нагрев и газовыделение, а отдаваемая емкость уменьшается, увеличение же амплитуды разрядных импульсов приводит к существенному усложнению зарядного устройства.

Указанный способ заряда проверялся на аккумуляторных батареях 10НКГЦ-1,8-1 и 10НКГЦ-3,5-1 при испытаниях на долговечность в режиме циклирования. За основу взята методика ТУ 44РК-4676561-009-94 для аккумуляторных батарей 10НКГЦ. Испытание на долговечность проводят при нормальных климатических условиях, за исключением контрольных циклов, которые проводят при температуре окружающего воздуха 205oС, при следующих режимах: 1 цикл - заряд током I3= 0,1Сн в течение 16 часов, разряд током Iр=0,25Сн в течение 2 часов 20 минут, со 2 по 48 цикл - заряд током I3=0,25Сн в течение 3 часов 10 минут, разряд током Iр=0,25Сн в течение 2 часов 20 минут, 49 цикл - заряд током I3= 0525Сн в течение 3 часов 10 минут, разряд током Iр=0,25Сн до напряжения 10,0В, пятидесятый цикл - контрольный, заряд током I3=0,1Сн в течение 16 часов, разряд током Iр=0,25Сн до напряжения 10,0В. Циклы с первого по пятидесятый должны повторяться до тех пор, пока емкость на любом кратном пятидесятому цикле не станет меньше 0,6Сн, в этом случае проводится два цикла по режиму пятидесятого. Испытания считаются законченными, если на всех трех таких последовательных циклах емкость стала менее 0,6Сн и продолжаются при обеспечении батареей емкости не менее 0,6Сн.

В общее число циклов, сообщенных батарее при испытаниях на долговечность в режиме циклирования, включают циклы, проведенные по этим режимам, и циклы, проведенные на ней на всех других видах испытаний.

399 и 400 циклы проводятся по режиму 49 и 50 циклов соответственно.

Батарея считается выдержавшей испытание, если: - габаритные, установочные и присоединительные размеры соответствуют указанным на габаритном чертеже; - она не имеет механических повреждений; - минимальная наработка при номинальных режимах заряда и разряда составила 400 циклов, а емкость в течение минимальной наработки была не менее 0,6Сн.

В отличие от стандартной методики, заряд проводился способом автоматического ускоренного заряда асимметричным током, а каждый пятый разряд проводится до напряжения 10,0 В. Циклы с первого по пятый повторялись до тех пор, пока емкость на любом кратном пятому цикле не стала меньше 0,6Сн.

В этом случае проводилось два цикла по режиму пятого.

Наработка заряд-разрядных циклов при заряде батарей только этим способом для батареи 10НКГЦ-1,8-1 составила 450 циклов. Для батареи 10НКГЦ-3,5-1 наработка составила 600 циклов, а отдаваемая емкость на шестисотом цикле составила около 3 Ахч, что выше нижнего порогового значения 0,6Сн, равного 2,1 Ахч, т.е. батарея не выработала свой ресурс.

Использование предлагаемого способа ускоренного заряда герметичных аккумуляторных батарей позволяет значительно упростить зарядное устройство для его реализации по сравнению с известным способом за счет отсутствия необходимости проведения предварительного доразряда и подсчета количества электричества для определения окончания заряда, а также уменьшения мощности зарядного устройства.

Источники информации 1. Авторское свидетельство СССР 1035687, Н 01 М 10/44, 1983.

2. Авторское свидетельство СССР 1048536, Н 01 М 10/44, 1983.

Формула изобретения

Способ ускоренного заряда герметичных никель-кадмиевых аккумуляторов разнополярными импульсами тока со стабилизированными амплитудами разрядного и зарядного токов, отличающийся тем, что заряд герметичных аккумуляторных батарей проводят в автоматическом режиме без приведения их в исходное состояние при соотношении амплитуд разрядного и зарядного токов 3,00,2, с амплитудами зарядного тока 1,20,8 от номинальной емкости при длительности зарядного импульса (23010) мс и разрядного импульса (155) мс с паузами между ними 02 мс, процесс заряда прекращается при достижении напряжения на батарее порогового значения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам преобразования энергии переменного напряжения в постоянное и предназначено для заряда аккумуляторов постоянным или изменяющимся во времени электрическим током

Изобретение относится к устройствам питания портативных телефонов

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано при реализации высокочастотных зарядных устройств и источников питания с гальванической развязкой выходного напряжения для тягового электропривода аккумуляторных электромобилей

Изобретение относится к области энергетики и может найти применение в качестве блоков питания мониторов и других технических средств

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к устройствам регулирования напряжения в генераторных установках транспортных средств

Изобретение относится к технике заряда аккумуляторных батарей

Изобретение относится к устройствам питания портативных телефонов

Изобретение относится к технике заряда аккумуляторных батарей

Изобретение относится к электротехнике, в частности к эксплуатации и ремонту свинцовых аккумуляторов и аккумуляторных батарей
Изобретение относится к области нетрадиционного использования литиевых аккумуляторов в качестве формирователей эффекта взрыва, инициируемого пенетрацией их корпуса или коротким замыканием электродов

Изобретение относится к электрическим приборам и предназначено для проведения формировочного разряда аккумуляторной батареи

Изобретение относится к способу восстановления источников напряжения в виде первичных элементов посредством подачи на них электроэнергии, а также к устройству для осуществления этого способа

Изобретение относится к высокоскоростной зарядке аккумуляторных батарей, конкретно к высокоскоростному заряжающему устройству и высокоскоростному способу зарядки для таких аккумуляторных батарей, как никель-кадмиевые аккумуляторные батареи, водородоникелевые аккумуляторные батареи и ионолитиевые аккумуляторные батареи

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам для ускоренного заряда аккумуляторных батарей на основе заряд-разрядных выпрямительно-инверторных преобразователей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для накопления электрической энергии большой энергоемкости в автономных системах электропитания

Изобретение относится к области электротехники, а именно к способам и устройствам для формовки (формировки) при заряде и подзаряде аккумуляторов и аккумуляторных батарей (АБ) при их эксплуатации

Изобретение относится к области электротехники, в частности к заряду никель-кадмиевых аккумуляторов
Наверх