Импульсный регулятор напряжения

 

Устройство относится к автомобильной электронике и может быть использовано в генераторных установках транспортных средств. Технический результат - продление срока службы аккумуляторных батарей. Технический результат достигается тем, что регулятор напряжения для синхронного генератора, содержащий измерительное звено, источник опорного напряжения, подключенные между плюсовым и минусовым проводами регулятора, схему сравнения, входы которой подсоединены к выходам источника опорного напряжения и измерительного звена, датчик частоты искрообразования, частотный компаратор, причем выход датчика частоты искрообразования связан со входом частотного компаратора, схему И, с первым входом которой связан выход частотного компаратора, а со вторым входом - выход схемы сравнения, управляемый мультивибратор, силовой транзистор, катушку индуктивности, диод и конденсатор, причем вход управляемого мультивибратора связан с выходом схемы И, а его выход - с базой силового транзистора, эмиттер силового транзистора соединен с плюсовым проводом регулятора, а коллектор - с катодом диода и катушкой индуктивности, анод диода связан с конденсатором и клеммой "Ш", вторые выводы катушки индуктивности и конденсатора подключены к минусовому проводу, регулятор конструктивно выполнен в виде двух блоков, первый из которых состоит из источника опорного напряжения, выполненного по схеме "источника с шириной запретной зоны", и расположен между стенкой аккумулятора и общим корпусом аккумуляторной батареи, источник опорного напряжения имеет четвертый вывод, второй конструктивный блок содержит все остальные элементы регулятора и расположен в подкапотном пространстве автомобиля, кроме того, в схему регулятора дополнительно введен компаратор напряжения, а схема снабжена третьим входом, четвертый выход источника опорного напряжения связан с компаратором напряжения, выход которого соединен с входом схемы И. 3 ил.

Устройство относится к автомобильной электронике и может быть использовано в генераторных установках транспортных средств.

Известны регуляторы напряжения (Данов Б.А., Рогачев В.Д. Электронные приборы автомобилей -М. : Транспорт, 1996, с.7-13), состоящие из источника опорного напряжения, схемы сравнения и силового ключа. Однако эти устройства не обеспечивают высокой точности регулирования напряжения бортовой сети автомобиля, а учет температурной зависимости ЭДС аккумуляторной батареи в лучшем случае проводится дискретно с помощью сезонного переключателя (регулятор РР 132), что приводит к ускоренному выходу аккумуляторных батарей из строя из-за пере- или недозаряда батарей при изменении температуры.

Наиболее близким к предлагаемому является импульсный регулятор напряжения (патент РФ, RU 2136105, МПК 6 Н 02 Р 9/30, 1999г.), содержащий измерительное звено, источник опорного напряжения, подключенные между плюсовым и минусовым проводами регулятора, схему сравнения, входы которой подсоединены к выходам источника опорного напряжения и измерительного звена, датчик частоты искрообразования, частотный компаратор, причем выход датчика частоты искрообразования связан со входом частотного компаратора, схему И, с первым входом которой связан выход частотного компаратора, а со вторым входом выход схемы сравнения управляемый мультивибратор, силовой транзистор, катушку индуктивности, диод и конденсатор, причем вход управляемого мультивибратора связан с выходом схемы И, а его выход с базой силового транзистора, эмиттер силового транзистора соединен с плюсовым проводом регулятора, а коллектор с катодом диода и катушкой индуктивности, анод диода связан с конденсатором и клеммой "Ш", вторые выводы катушки индуктивности и конденсатора подключены к минусовому проводу.

Недостатками данного устройства являются отсутствие учета температурной зависимости ЭДС полностью заряженной аккумуляторной батареи, что приводит к недо- или перезаряду аккумуляторной батареи, кроме того, в устройстве не производится отключение заряда при температурах свыше 40oС, все эти причины ведут к снижению срока службы аккумуляторных батарей, находящихся на автомобиле, из-за осыпания активной массы (Боровских Ю.И., Старостин А.К., Чижков Ю. П. Стартерные аккумуляторные батареи. - М.: Фонд "За экономическую грамотность", 1997, с.42-47).

Техническая задача направлена на продление срока службы аккумуляторных батарей.

Технический результат достигается тем, что регулятор напряжения для синхронного генератора, содержащий измерительное звено, источник опорного напряжения, подключенные между плюсовым и минусовым проводами регулятора, схему сравнения, входы которой подсоединены к выходам источника опорного напряжения и измерительного звена, датчик частоты искрообразования, частотный компаратор, причем выход датчика частоты искрообразования связан со входом частотного компаратора, схему И, с первым входом которой связан выход частотного компаратора, а со вторым входом выход схемы сравнения, управляемый мультивибратор, силовой транзистор, катушку индуктивности, диод и конденсатор, причем вход управляемого мультивибратора связан с выходом схемы И, а его выход с базой силового транзистора, эмиттер силового транзистора соединен с плюсовым проводом регулятора, а коллектор с катодом диода и катушкой индуктивности, анод диода связан с конденсатором и клеммой "Ш", вторые выводы катушки индуктивности и конденсатора подключены к минусовому проводу, регулятор конструктивно выполнен в виде двух блоков, первый из которых состоит из источника опорного напряжения, выполненного по схеме "источника с шириной запретной зоны", и расположен между стенкой аккумулятора и общим корпусом аккумуляторной батареи, источник опорного напряжения имеет четвертый вывод, второй конструктивный блок содержит все остальные элементы регулятора и расположен в подкапотном пространстве автомобиля, кроме того, в схему регулятора дополнительно введен компаратор напряжения, а схема И снабжена третьим входом, четвертый выход источника опорного напряжения связан с компаратором напряжения, выход которого соединен с входом схемы И.

Сравнение нового устройства с прототипом позволяет выявить новые элементы: компаратор напряжения, трехвходовой элемент И, источник опорного напряжения с четырьмя выводами; новые связи между ранее применявшимися и вновь введенными элементами, кроме того, регулятор выполнен в виде двух блоков.

Сравнение предложенного технического решения с известными техническими решениями позволяет сделать вывод о появлении новых качеств заявленного решения: учет зависимости полностью заряженной аккумуляторной батареи от температуры, автоматическое отключение заряда при превышении температуры электролита 45oС, отключение обмотки возбуждения синхронного генератора на время пуска двигателя внутреннего сгорания, высокая точность регулирования. Это позволяет сделать вывод о повышении срока службы аккумуляторной батареи из-за отсутствия быстрого осыпания активной массы.

На фиг.1 представлена функциональная схема устройства, на фиг.2 показана принципиальная схема источника 6 опорного напряжения, на фиг.3 показан вариант установки источника 6 опорного напряжения. Регулятор напряжения состоит из измерительного звена 1, источника 6 опорного напряжения, схемы 2 сравнения, датчика 5 частоты искрообразования, частотного компаратора 7, мультивибратора 4, схемы 3 И, силового транзистора 8, катушки 9 индуктивности, диода 10, накопительного конденсатора 11, компаратора 12, причем измерительное звено 1 и источник 6 опорного напряжения подключены между плюсовым и минусовым проводами регулятора, эмиттер силового транзистора 8 соединен с плюсовым проводом, входы схемы 2 сравнения соединены с выходами источника 6 опорного напряжения и измерительного звена 1, выход датчика 5 частоты искрообразования связан с выходом частотного компаратора 7, четвертый вывод источника 6 опорного напряжения соединен с входом компаратора 12, выходы схемы 2 сравнения, частотного компаратора 7 и компаратора 12 связаны с входами схемы 3 И, выход которой соединен с входом управления мультивибратора 4, выход которого связан с базой силового транзистора 8, коллектор которого соединен с катодом диода 10 и катушкой 9 индуктивности, анод катода 10 связан с накопительным конденсатором 11 и клеммой "Ш" регулятора, вторые выводы катушки 9 индуктивности и накопительного конденсатора 11 соединены с минусовым входом регулятора.

Работает устройство следующим образом: Известно (Хорович П. , Хикк У. Искусство схемотехники. Т1. -М.: "Мир", 1983, с. 319-321), что если установить в узле "а" (фиг.2) напряжение, равное ширине запрещенной зоны полупроводника, то выходное опорное напряжение источника оказывается практически не зависящим от температуры. Регулирование этого напряжения в узле "а" в небольших пределах около "напряжения ширины запрещенной зоны" позволяет регулировать температурный коэффициент напряжения (ТКН) источника опорного напряжения 6 в небольших пределах около нулевого значения. ТКН должен быть установлен около -4mV/R на аккумулятор, входящий в состав аккумуляторной батареи. Регулировка осуществляется подбором сопротивления R3 (фиг.2). Напряжение на сопротивлении R4 линейно зависит от температуры и изменения компаратора 12 напряжения (фиг.1), позволяет отключать обмотку возбуждения, т.е. заряд аккумуляторной батареи, при температуре электролита выше 45oС.

Источник 6 опорного напряжения расположен между стенкой аккумулятора и общим корпусом аккумуляторной батареи (фиг.3) (блок 1 регулятора) с целью получения температуры транзисторов VT1 и VT2 в составе микросборки, практически близкой к температуре электролита аккумулятора (ТУ 16-98 ИЛАЕ 563414.018ТУ Батарея аккумуляторная свинцовая стартерная 6ТСТС-140А).

Все остальные элементы схемы регулятора расположены в блоке 2 и находятся в общем корпусе регулятора в подкапотном пространстве автомобиля.

В остальном работа регулятора напряжения не отличается от описанной в прототипе.

Формула изобретения

Регулятор напряжения для синхронного генератора, содержащий измерительное звено, источник опорного напряжения, подключенные между плюсовым и минусовым проводами регулятора, схему сравнения, входы которой подсоединены к выходам источника опорного напряжения и измерительного звена, датчик частоты искрообразования, частотный компаратор, причем выход датчика частоты искрообразования связан со входом частотного компаратора, схему И, с первым входом которой связан выход частотного компаратора, а со вторым входом - выход схемы сравнения, управляемый мультивибратором силовой транзистор, катушку индуктивности, диод и конденсатор, причем вход управляемого мультивибратора связан с выходом схемы И, а его выход - с базой силового транзистора, эмиттер силового транзистора соединен с плюсовым проводом регулятора, а коллектор - с катодом диода и катушкой индуктивности, анод диода связан с конденсатором и клеммой "Ш", вторые выводы катушки индуктивности и конденсатора подключены к минусовому проводу, отличающийся тем, что регулятор выполнен в виде двух блоков, первый из которых состоит из источника опорного напряжения, выполненного по схеме "источника с шириной запрещенной зоны", и расположен между стенкой аккумулятора и общим корпусом аккумуляторной батареи, источник опорного напряжения имеет четвертый вывод, второй блок содержит все остальные элементы регулятора и расположен в подкапотном пространстве автомобиля, кроме того, в схему регулятора дополнительно введен компаратор напряжения, а схема И снабжена третьим входом, четвертый выход источника опорного напряжения связан с компаратором напряжения, выход которого соединен с третьим входом схемы И.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическим регуляторам возбуждения синхронных генераторов, работающих на энергосистему и характеризующихся изменением параметров в различных режимах недо- и перевозбуждения, и может быть использовано для управления электромеханическими объектами, подверженными внешним возмущениям и изменениям параметров в различных режимах работы

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автономных ветроэнергетических установках

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к устройствам регулирования напряжения в генераторных установках транспортных средств

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для стабилизации и регулирования напряжения электрических генераторов, преимущественно для генераторных установок автономных систем энергоснабжения

Изобретение относится к области электронных устройств автоматики и может найти широкое применение как в изделиях ракетно-космической техники, так и в народном хозяйстве, в частности в автотранспортных средствах, где требуется поддержание стабильного напряжения постоянного тока в сети

Изобретение относится к регуляторам напряжения генераторных источников питания для автотракторных генераторов переменного тока и может быть использовано в системах регулирования напряжения генераторов переменного и постоянного токов

Изобретение относится к регуляторам напряжения генераторных источников питания для автотракторных генераторов переменного тока и может быть использовано в системах регулирования напряжения генераторов переменного и постоянного токов

Изобретение относится к классу регуляторов напряжения, используемых совместно с генераторами переменного тока, снабженных диодными выпрямителями, преимущественно в бортовой сети автомобиля

Изобретение относится к автотракторному электрооборудованию, в частности к устройствам, предназначенным для регулирования напряжения генератора

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электрогенераторах, у которых для достижения максимального кпд и минимальных выбросов полное внутреннее сопротивление выбрано так, чтобы соответствовать нагрузочной способности привода первичного двигателя во всем диапазоне его частот вращения

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для регулирования частоты и фазы генератора при его включении в сеть

Изобретение относится к области электротехники и касается реле-регулятора напряжения генератора, используемого при его включении в сеть

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для создания автоматических регуляторов возбуждения мощных синхронных генераторов

Изобретение относится к автотракторному электрооборудованию и может быть использовано для регулирования напряжения генератора

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах электропитания подвижных объектов, требующих два уровня напряжения при одном источнике питания

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для стабилизации и регулирования напряжения электрических генераторов постоянного тока, преимущественно для генераторных установок автономных систем энергоснабжения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к автомобильной технике
Наверх