Способ измерения скорости движения проводника с током

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров, в частности скорости, прямолинейного движения проводников с током. Способ измерения скорости движения проводника с током на участке траектории между двумя идентичными индукционными датчиками положения с колоколообразной передаточной характеристикой основан на непрерывном измерении сигналов U1, U2 возмущения двух упомянутых датчиков полем движущегося проводника, причем предварительно до начала измерения принимают значение масштабирующего коэффициента Хе численно равным значению перемещения проводника, соответствующего изменению выходного сигнала датчика положения в е раз. В соответствии с изобретением, в процессе измерения скорости непрерывно измеряют ток i, протекающий в проводнике, а скорость v движения проводника с током определяют как где - постоянный коэффициент; 0 = 410-7 - магнитная постоянная; N, SД - соответственно число витков и площадь сечения катушки индукционного датчика. Технический результат изобретения заключается в повышении помехозащищенности способа измерения скорости движения проводника с током. 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров, в частности скорости, прямолинейного движения проводников с током.

Известен способ измерения скорости движения (авт. свид. СССР 1744652, МПК G 01 Р 3/64, БИ 24, 1992 г.), заключающийся в измерении интервала времени tj прохождения объектом заданного базового расстояния Si и определении средней скорости на соответствующем j-том интервале траектории по отношению причем используют информацию о выходных сигналах пар идентичных датчиков положения с колоколообразной формой передаточной характеристики, расположенных вдоль траектории движения объекта, а перед измерением задают на траектории координаты Xi регистрации объекта, в которых необходимо определять значения его скорости таким образом, что Si = (Xi-Xi-1), i=1, 2,... N; j=1, 2,..., N-1.

В процессе измерения скорости измеряют текущие значения выходных сигналов датчиков соответствующей пары и непрерывно вычисляют координатную функцию R(X) как отношение дифференциального Ud и суммарного U сигналов датчиков, причем в моменты прохождения объектом заданных координат Xi определяют результирующий сигнал Ei, прибавляя к текущему значению сформированной координатной функции Ri, измеренному в координате Xi, рассчитанное заранее по формуле соответствующее значение напряжения сдвига i, что обеспечивает сдвиг в каждой из заданных координат Xi параллельно самой себе характеристики R(X) изменения сформированной координатной функции так, чтобы значение результирующего сигнала Ei = Ri+i в этих координатах оказалось равным нулю. При этом моменты прохождения объектом заданных координат Xi определяют по равенству нулю результирующего сигнала.

Описанный способ не обеспечивает измерение мгновенной скорости в каждый момент времени, позволяя измерять только среднюю на интервале пути скорость.

Наиболее близким к заявляемому (прототипом) является способ измерения скорости движения объекта (авт. свид. СССР 1818588, МПК G 01 Р 3/64, БИ 20, 1993 г.) на участке траектории между двумя идентичными датчиками положения с колоколообразной передаточной характеристикой, заключающийся в непрерывном измерении сигналов U1, U2 возмущения двух упомянутых датчиков полем движущегося объекта, причем предварительно до начала измерения принимают значение масштабирующего коэффициента Хе, численно равным значению перемещения объекта, соответствующего изменению выходного сигнала каждого датчика положения в е раз. В соответствии со способом-прототипом в процессе измерения скорости определяют координатную функцию F пo формуле а скорость v определяют как Способ-прототип имеет низкую помехозащищенность в условиях наличия сильных импульсных помех, обусловленную выполнением при определении скорости операции дифференцирования по времени координатной функции F, что приводит к "подчеркиванию" помех, присутствующих на входе измерительного устройства.

Задачей предполагаемого изобретения является повышение помехозащищенности способа измерения скорости движения проводника с током.

Решение задачи достигается тем, что в способе измерения скорости движения проводника с током на участке траектории между двумя идентичными индукционными датчиками положения с колоколообразной передаточной характеристикой, заключающемся в непрерывном измерении сигналов U1, U2 возмущения двух упомянутых датчиков полем движущегося проводника с предварительным, до начала измерения заданием значения масштабирующего коэффициента Хе, численно равным значению перемещения проводника, соответствующего изменению выходного сигнала датчика положения в е раз, в процессе измерения скорости непрерывно измеряют ток i, протекающий в проводнике, а скорость v движения проводника с током определяют как где - постоянный коэффициент; 0 = 410-7 - магнитная постоянная; N, Sд - соответственно число витков и площадь сечения катушки индукционного датчика.

Заявляемое техническое решение отличается от способа-прототипа тем, что в процессе измерения скорости непрерывно измеряют ток i, протекающий в проводнике, а скорость движения проводника с током определяют как где - постоянный коэффициент; 0 = 410-7 - магнитная постоянная; N, Sд - соответственно число витков и площадь сечения катушки индукционного датчика.

Сравнение заявляемого технического решения с прототипом позволяет установить соответствие его критерию "новизна".

Признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа, не выявлены в других технических решениях при изучении данной и смежной областей техники и, следовательно, обеспечивают заявляемому решению соответствие критерию "существенные отличия".

Как известно (статья: Cook R. W. Observation and analysis of current carrying plasmas in rail gun //IEEE Transactions on Magnetics. 1986. V. 22. No. 6. P. 1423-1428), выходной сигнал U индукционного датчика положения, возмущаемого полем движущегося проводника с током, может быть описан следующим образом:

где N, Sд - соответственно число витков и площадь сечения катушки индукционного датчика; v - скорость перемещения проводника с током; 0 = 410-7 - [Гн/м] - магнитная постоянная; i - ток, протекающий в движущемся проводнике; f(x(t)) [1/м2] - мультипликативная составляющая сигнала индукционного датчика, представляющая собой сложную функцию от координаты x(t) положения проводника на траектории его движения.

В предлагаемом способе аналогично способу-прототипу используется тот факт, что пересекающиеся ветви передаточных характеристик индукционных датчиков положения проводника с током, реагирующих на поле, создаваемое им, могут быть с некоторой степенью точности представлены экспоненциальными функциями от координаты положения проводника. Такая аппроксимация выходного сигнала датчика положения означает аппроксимацию экспоненциальной функцией мультипликативной составляющей f(x(t)) в формуле (1). При получении аппроксимирующего выражении для сигнала датчика необходимо ввести масштабирующий коэффициент, посредством которого задавалась бы указанная выше размерность [1/м2] для значений f(x(t)). В качестве упомянутого масштабирующего коэффициента в предлагаемом способе аналогично способу-прототипу используется значение Хе [м] перемещения проводника, соответствующее изменению выходного сигнала датчика положения в е раз. Тогда выходной сигнал датчика положения согласно аппроксимирующему выражению должен быть обратно пропорционален квадрату значения Хе.

Таким образом, выходные сигналы пары датчиков, установленных вдоль траектории движения проводника с током при его нахождении между датчиками, могут быть описаны с использованием (1) следующими выражениями:


где Х - относительная координата положения проводника с током, равная отношению текущего значения x(t) расстояния объекта от начала координат (за начало координат принимается центр участка траектории между двумя датчиками) к значению Хе перемещения проводника, соответствующего изменению выходного сигнала датчика положения в е раз.

Анализируя выражения (2) и (3), можно сделать вывод о том, что выходные сигналы U1, U2 датчиков зависят от скорости v и координаты X положения движущегося проводника, а также от величины протекающего в нем тока i. Покажем, что значение геометрического среднего упомянутых сигналов датчиков положения будет зависеть (см. (2) и (3)) только от скорости v и тока i в проводнике:

Таким образом, как следует из (4), непрерывно измеряя сигналы U1, U2 возмущения двух идентичных индукционных датчиков положения полем проводника с током, движущегося на участке траектории между ними, и выполняя дополнительную операцию непрерывного измерения тока i, протекающего в проводнике, можно определять скорость v движения проводника с током как

Обозначив через С постоянный коэффициент в (5), можно записать выражение для скорости v движения проводника с током в окончательном виде:

Таким образом, введение дополнительной операции измерения тока в движущемся проводнике согласно предлагаемому способу исключает в отличие от способа-прототипа необходимость при определении скорости выполнять операцию дифференцирования по времени каких-либо параметров, функционально связанных с выходными сигналами датчиков положения. А так как именно операция дифференцирования обуславливает "подчеркивание" импульсных помех, которые могут присутствовать на входе измерительного устройства, предлагаемый способ обеспечивает более высокую по сравнению со способом-прототипом помехозащищенность.

На чертеже приведена структурная схема устройства, реализующего предлагаемый способ измерения скорости движения проводника с током, например токопроводящего плазменного сгустка в канале электродинамического ускорителя плазмы (Колесников П. М. Электродинамическое ускорение плазмы. - М.: Атомиздат, 1971, с.389).

Устройство, реализующее заявляемый способ измерения скорости проводника 1 (см. чертеж) с током (например, плазменного сгустка), движущегося по проводящим направляющим 2, обеспечивающим протекание тока в контролируемом проводнике и образующим траекторию его движения, содержит устройство 3 измерения тока (УИТ) (сформированного, например, на базе так называемого пояса Роговского (Панин В.В., Степанов Б.М. Измерение импульсных магнитных и электрических полей. - М.: Энергоатомиздат, 1987, с.120)). Указанный ток протекает в электрической цепи, которая образована источником 4 тока (ИТ), питающими проводниками 5, проводящими направляющими 2 и движущимся проводником 1. Устройство для измерения скорости содержит также два идентичных индукционных датчика положения (Д) 6 и 7 с колоколообразной передаточной характеристикой, на участке траектории между которыми производится измерение скорости движущегося проводника 1. Датчики 6 и 7 подключены через управляемые ключи 8 и 9 соответственно к первому и второму входам первого устройства умножения (УУ1)10, а УИТ 3 соединено через управляемый ключ 11 с входом "делитель" делительного устройства (ДУ) 12. Управляющие входы управляемых ключей 8, 9 и 11 подключены к выходу порогового элемента (ПЭ) 13, вход которого соединен с выходом датчика 7, который является первым по направлению движения объекта. Выход УУ1 10 подключен к входу устройства 14 извлечения квадратного корня (УИК), выход которого соединен с входом "Делимое" ДУ 12. Выход ДУ 12 подключен к первому входу второго устройства умножения (УУ2) 15, а второй вход УУ2 15 является общим входом устройства для измерения скорости и предназначен для подачи сигнала, пропорционального значению постоянного коэффициента Выход УУ2 15 является общим выходом устройства для измерения скорости.

Устройство функционирует следующим образом.

При подходе движущегося проводника с током к первому по направлению движения датчику 7, на выходе ПЭ 13 вырабатывается управляющий сигнал (ПЭ 13 срабатывает при нарастании сигнала датчика 7 до максимума), воздействующий на управляемые ключи 8, 9 и 11. В результате управляемые ключи 8, 9, 11 включаются и происходят подключения датчиков 6 и 7 соответственно к первому и второму входам УУ1 10, а УИТ 3 соединяется с входом "Делитель" ДУ 12. На выходе УУ1 10 появляется сигнал U1, U2 произведения сигналов U1, и U2 соответственно датчиков 6 и 7, а на выходе УИК 14 формируется сигнал геометрического среднего Этот сигнал подается на вход "Делимое" ДУ 12, на вход "Делитель" которого с выхода УИТ 3 непрерывно поступает сигнал, пропорциональный току i, который протекает в движущемся проводнике 1. Таким образом, на выходе ДУ 12 вырабатывается сигнал отношения и передается на первый вход УУ2 15. На второй вход УУ2 15 подается сигнал, пропорциональный значению постоянного коэффициента что обеспечивает непрерывное формирование на выходе УУ2 15 сигнала пропорционального скорости v движения проводника 1 с током.

Использование заявляемого технического решения позволит повысить помехозащищенность способа измерения скорости движения проводника с током.

Применение изобретения наиболее целесообразно в условиях действия электромагнитных помех, например при контроле скорости разгона токопроводящих плазменных сгустков в электродинамических магнитоплазменных ускорителях.


Формула изобретения

Способ измерения скорости движения проводника с током на участке траектории между двумя идентичными индукционными датчиками положения с колоколообразной передаточной характеристикой, заключающийся в непрерывном измерении сигналов U1, U2 возмущения двух упомянутых датчиков полем движущегося проводника, причем предварительно до начала измерения принимают значение масштабирующего коэффициента Хе численно равным значению перемещения проводника, соответствующего изменению выходного сигнала датчика положения в е раз, отличающийся тем, что в процессе измерения скорости непрерывно измеряют ток i, протекающий в проводнике, а скорость v движения проводника с током определяют как

где - постоянный коэффициент;
0 = 410-7 - магнитная постоянная;
N, SД - соответственно число витков и площадь сечения катушки индукционного датчика.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля скоростного режима транспортного средства представителями службы безопасности движения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля скоростного режима транспортного средства представителями службы безопасности движения

Изобретение относится к области измерения линейной скорости тел, осуществляющих перемещение в пространстве: космическом, воздушном, водном и т.п

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного контроля параметров движения торцов лопаток ротора турбомашины в процессе испытаний и эксплуатации

Изобретение относится к устройствам измерительной техники

Изобретение относится к области измерений параметров импульсных механических нагрузок и может быть использовано для непрерывной регистрации профилей скорости движения вещества в экстремальных условиях

Изобретение относится к автономному определению линейной скорости автомобилей, самолетов и других подвижных объектов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров, в частности скорости, прямолинейного движения проводников с током

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах определения скорости движения наземного транспортного средства

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров, в частности скорости, прямолинейного движения проводников с током
Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах определения скорости движения наземного транспортного средства. Технический результат - повышение точности определения скорости. Для достижения данного результата периодически корректируют механический датчик скорости от оптоэлектронного датчика скорости, в котором измеряют время задержки при приеме светочувствительными элементами сигналов, отраженных от неоднородностей дорожного покрытия при освещении их минипрожекторами данного датчика. При этом оценивают не всю совокупность импульсов, поступающих с чувствительных элементов, а лишь отдельные характерные импульсы, выделяемые в прогнозируемые интервалы времени, с помощью механического датчика скорости. Периодичность же коррекции механического датчика скорости определяют на основе сравнения сигналов на выходах первого и второго каналов оптоэлектронного датчика скорости.
Наверх