Предохранительный горный тормоз

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к тормозным механизмам. Предохранительный горный тормоз дополнительно снабжен муфтой свободного хода, внешняя обойма которой выполнена с клиновидными проточками под ролики, жестко закрепленной к кронштейну, соединенному с крышкой выхода вторичного вала коробки передач. На роликах внешней обоймы установлено подвижное кольцо с внешним зубчатым венцом. Барабан изготовлен заодно с фланцем вторичного вала коробки передач, на цилиндрической внешней поверхности которой нарезан зубчатый венец, находящийся в зацеплении с зубчатым венцом муфты, выполненной с возможностью зацепления с подвижным кольцом, модуль и число зубьев которых совпадают. К торцевой поверхности барабана жестко крепится фланец карданного вала, при этом предохранительный горный тормоз установлен на картере коробки передач. Техническим результатом является повышение надежности работы и безопасности движения. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к тормозным механизмам.

Известен стояночный тормоз (Автомобили ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - М.: Воениздат, 1975. - С. 170-171), содержащий симметричные колодки с прикрепленными к ним фрикционными накладками и сухарями, которые шарнирно опираются на одну опорную ось, закрепленную в кронштейне тормоза. В средней части колодки опираются бобышками на выступ кронштейна и удерживаются от боковых смещений шайбами, установленными на втулках и зажатыми болтами. Оттяжные пружины прижимают колодки к разжимному кулаку и оси. На разжимном кулаке установлен регулировочный рычаг, к которому присоединяется тяга привода стояночного тормоза. Барабан стояночного тормоза с фланцем насажен на шлицевый конец вторичного вала раздаточной коробки и закреплен гайкой. Для предохранения тормоза от попадания в него масла в кронштейне установлен сальник, при этом щиток тормоза крепится к кронштейну.

Однако в процессе эксплуатации известного стояночного тормоза вследствие возникающего трения, нагрева и потерь фрикционных свойств подвергаются интенсивному износу фрикционные тормозные накладки, что снижает надежность работы и безопасность движения в горных условиях тормоза в целом.

Отсутствие автоматического включения тормоза, в свою очередь, увеличивает время его срабатывания, так как конструктивно не предусмотрено в известном устройстве автоматического управления включения.

Изобретение направлено на повышение надежности работы и безопасности движения.

Решение поставленной задачи достигается тем, что предохранительный горный тормоз дополнительно снабжен муфтой свободного хода, внешняя обойма которой выполнена с клиновидными проточками под ролики, жестко закрепленной к кронштейну, соединенному с крышкой выхода вторичного вала коробки передач. На роликах внешней обоймы установлено подвижное кольцо с внешним зубчатым венцом. Барабан изготовлен заодно с фланцем вторичного вала коробки передач, на цилиндрической внешней поверхности которой нарезан зубчатый венец, находящийся в зацеплении с зубчатым венцом муфты с возможностью зацепления с подвижным кольцом, модуль и число зубьев которых совпадают. К торцевой поверхности барабана жестко крепится фланец карданного вала, при этом предохранительный горный тормоз установлен на картере коробки передач.

На фигуре 1 представлена общая схема предлагаемого предохранительного горного тормоза, на фигуре 2 - разрез А-А.

Предохранительный горный тормоз содержит кронштейн 1, жестко закрепленный болтами к картеру 2 коробки передач, центральная ось которого совпадает с осью вторичного вала 7. Барабан 6 закреплен на шлицах вторичного вала 7. Кроме того, он дополнительно снабжен муфтой свободного хода, внешняя обойма 3 которой выполнена с клиновидными проточками под ролики 4. Внешняя обойма 3 жестко крепится к кронштейну 1, соединенному с крышкой выхода вторичного вала 7 коробки передач. На роликах 4 внешней обоймы 3 установлено подвижное кольцо 5 с внешним зубчатым венцом 10. Барабан 6 выполнен заодно с фланцем вторичного вала 7 коробки передач, на цилиндрической внешней поверхности которого выполнен зубчатый венец 11, находящийся в зацеплении с зубчатым венцом муфты 9 с возможностью зацепления с подвижным кольцом 5. К торцевой поверхности барабана 6 жестко крепится фланец карданного вала 8.

Предохранительный горный тормоз работает следующим образом.

При движении машины в гору крутящий момент передается от вторичного вала 7 коробки передач через шлицевое соединение на барабан 6, который связан посредством зубчатой муфты 9 с подвижным кольцом 5. При этом подвижное кольцо 5 вращается на роликах 4, установившихся в вершинах клиновидных проточек, свободно. В случаях отката машины назад крутящий момент в трансмиссии меняет свое направление, который передается от фланца 8 карданного вала через болтовое соединение на барабан 6, который связан посредством зубчатой муфты 9 с подвижным кольцом 5. Это приводит к его заклиниванию через внешнюю обойму 3 и кронштейн 1 на картер 2 коробки передач из-за перемещения роликов 4 в узкую часть клиновидных проточек, предотвращая тем самым движение машины назад. При необходимости движения машины задним ходом следует вывести из зацепления с подвижным кольцом 5 зубчатую муфту 9.

Предлагаемый предохранительный горный тормоз позволяет повысить надежность работы за счет удерживаемости автомобиля на крутых подъемах, а также безопасность движения в горных условиях.

Формула изобретения

Предохранительный горный тормоз содержит кронштейн, жестко закрепленный болтами к картеру, центральная ось которого совпадает с осью вторичного вала, барабан, жестко закрепленный на шлицах вторичного вала, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен муфтой свободного хода, внешняя обойма которой выполнена с клиновидными проточками под ролики, жестко закрепленной к кронштейну, соединенному с крышкой выхода вторичного вала коробки передач, при этом на роликах внешней обоймы установлено подвижное кольцо с внешним зубчатым венцом, причем барабан выполнен заодно с фланцем вторичного вала коробки передач, на цилиндрической внешней поверхности которого выполнен зубчатый венец, находящийся в зацеплении с зубчатым венцом муфты с возможностью зацепления с подвижным кольцом, модуль и число зубьев которых совпадают, а к торцевой поверхности барабана жестко крепится фланец карданного вала, при этом предохранительный горный тормоз установлен на картере коробки передач.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для идентификации схода с рельсов вагона подвижного состава

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для идентификации схода с рельсов вагона подвижного состава

Изобретение относится к бронированным боевым машинам, в частности к устройствам их защиты от оружия массового поражения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, обеспечивающим повышение проходимости автотранспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к способам регистрации схода вагона подвижного состава с рельсов

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам автоматического торможения подвижного состава при сходе вагона с рельсов

Изобретение относится к средствам безопасности систем человек техника и может быть использовано, например, для контроля уровня бодрствования водителя транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и используется в тормозной системе железнодорожных вагонов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления транспортными средствами

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для дистанционного управления процессами, происходящими в тормозной системе поезда (торможение, отпуск, перекрыша и поддержание зарядного давления в тормозной магистрали) с локомотивной тягой как в составе системы автоведения без участия машиниста, так и от отдельных органов дистанционного управления

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано преимущественно на подвижных единицах, оборудованных электропневматическим тормозом

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к детекторам схода подвижного состава с рельсов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к системам контроля скорости или ускорения транспортных средств

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и предназначено для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта при пассажирских и грузовых перевозках

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления транспортными средствами

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в автоматических устройствах управления транспортным средством

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным системам железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к железнодорожной технике, в частности к пневматическим системам торможения поездов повышенной длины
Наверх