Модульная многоместная корабельная пусковая установка вертикального пуска

 

Изобретение относится к военной технике, в частности к корабельным пусковым установкам (ПУ) вертикального пуска. Верхнее основание и ферменный каркас установки соединены между собой через съемные элементы с возможностью разъединения с образованием заданного вертикального зазора. В верхнем основании в каждой ячейке ПУ установлен сменный стакан. Корпус стакана у нижнего торца выполнен внутри с обтюратором. На стакане выполнен направляющий элемент с возможностью взаимодействия с соответствующим ответным элементом транспортно-пускового контейнера (ТПК). В нижнем основании в каждой ячейке ПУ соосно сменному стакану установлен второй стакан, который шарнирно закреплен на корпусе нижнего основания посредством устройства амортизации. На втором стакане установлено кольцо со сферической опорной поверхностью. Внутри второго стакана смонтированы захватное устройство и механизм стыковки электроразъема электрической связи корабельной системы управления стрельбой с ТПК. В верхней части ферменного каркаса установлены упоры с возможностью взаимодействия с ответными элементами корабля. Каждая ячейка пусковой установки снабжена центрирующими элементами. Такое выполнение установки позволяет упростить ее конструкцию. 3 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к военной технике, в частности к корабельным пусковым установкам (ПУ) вертикального пуска.

Известна многоместная корабельная ПУ, вертикального пуска по патенту Великобритании 2290856 А (МПК6 F 41 F 3/04, 1996 г.), содержащая несколько установленных рядом друг с другом удлиненных защитных контейнеров для установки ракет в вертикальном положении. Верхний конец каждого контейнера имеет отверстие для выхода ракеты при пуске, нормально закрытое открываемой защитной крышкой, а нижний конец - сообщается через выхлопной клапан с общей нагнетательной камерой, сообщенной через газоход с атмосферой. Каждый контейнер имеет пожарный трубопровод для гасящей огонь жидкости. Трубопровод снабжен клапаном, который нормально закрыт, но может быть автоматически мгновенно открыт в случае прорыва стенки контейнера снарядом или осколком. В результате срабатывания клапана находящаяся под давлением жидкость, например вода, заполняет контейнер, чтобы погасить огонь или предотвратить его появление или взрыв. Патрубок системы пожаротушения установлен в верхней части контейнера таким образом, что гасящая жидкость прежде всего попадает на самый опасный элемент ракеты, а именно - боеголовку. Может быть предусмотрено несколько подобных патрубков, которые устанавливают в определенных точках контейнера. Пусковая установка жестко закреплена между верхней и нижней палубами корабля. Каждый контейнер представляет собой оболочку, состоящую из четырех изогнутых в плане внутрь контейнера секций-стенок, которые могут быть усилены одним или несколькими металлическими элементами. Эти секции изготовлены из композиционного материала и соответственно скреплены между собой по стыкам. Четыре вершины, образованные секциями-стенками, занимаются оперением ракеты.

Защитный контейнер пусковой установки способен выдержать воздействие осколков, образующихся в случае взрыва хранящейся внутри него ракеты. Таким образом минимизируется возможность поражения и возгорания двигателей ракет в соседних контейнерах пусковой установки. В варианте выполнения каждая защитная крышка закрывает одновременно четыре контейнера. При открывании защитной крышки она своей верхней поверхностью прилегает к части открытого конца газохода и служит отражателем газовой струи. Каждая защитная крышка имеет четыре "выдуваемые" панели, каждая из которых расположена над верхним концом соответствующего контейнера. Упомянутые панели служат для сброса избыточного давления газа внутри контейнера в случае, например, внезапного воспламенения ракеты при хранении, когда соответствующая защитная крышка закрыта. Верхний конец каждого контейнера, помимо упомянутой защитной крышки, нормально закрыт разрушаемой мембраной. В основании каждого контейнера между донной частью ракеты и упомянутым выхлопным клапаном предусмотрена другая разрушаемая мембрана для защиты установленной в контейнер ракеты, например, от влаги при транспортировке и хранении. При этом контейнеры могут быть слегка наддуты, например, азотом. Кроме того, при транспортировке и хранении на концы каждого контейнера могут быть установлены дополнительные защитные крышки, которые снимают перед установкой контейнера в ПУ корабля.

Однако наличие газоходов существенно усложняет ПУ и увеличивает ее массо-габаритные показатели. Кроме того, размещение нескольких ячеек ПУ под общей защитной крышкой с единым приводом открывания снижает живучесть ПУ.

Известно устройство многоместной корабельной ПУ вертикального пуска по патенту ЕР 0933611 А2 (МПК6 F 41 F 3/04, 1999 г.). Известное устройство представляет собой набор конструктивных элементов, адаптированный для универсального применения и включающий множество удлиненных стандартных контейнеров с ракетами, имеющих практически одинаковые площади поперечного сечения и длину, а также срез (торец) для выхода продуктов сгорания топлива двигателя ракеты и срез (торец) для выхода ракеты, по меньшей мере один газоход, имеющий длину, практически равную длине одного из упомянутых контейнеров с ракетами, и поперечное сечение, не превышающее поперечное сечение одного из упомянутых стандартных контейнеров, а также ферменную конструкцию, удерживающую множество контейнеров и газоходов, представляющую собой решетку из взаимно параллельных камер. Каждая из последних адаптирована для удержания одного из контейнеров и газоходов. Причем упомянутые срезы для выхода продуктов сгорания лежат в первой общей плоскости, а упомянутые срезы для выхода ракет лежат во второй общей плоскости. Устройство содержит защитную плиту определенной толщины. На защитной плите установлена упомянутая ферменная конструкция для удержания множества контейнеров. Защитная плита имеет решетку из апертур, размеры и места расположения которых соответствует концам контейнеров и газоходов, которые могут быть установлены в упомянутую ферменную конструкцию. Газоход может иметь поперечное сечение круглой, квадратной или любой другой формы. При необходимости, газоход может быть демонтирован и заменен. К нижней стороне защитной плиты прикреплен ресивер (коллектор), полностью перекрывающий защитную плиту и обеспечивающий перетекание газов от одной апертуры к другой. Ресивер обеспечивает выход продуктов сгорания топлива двигателей ракет через один или несколько газоходов. Защитная плита имеет несколько выступов, которые являются силовыми опорами, взаимодействующими с фундаментом корабля. Ферменная конструкция имеет верхнюю, среднюю и нижнюю части. Нижняя часть ферменной конструкции вместе с защитной плитой образуют конструкцию, выдерживающую вес остальной части конструкции пусковой установки и контейнеров с ракетами. Средняя часть является каркасом для камер, в которые устанавливаются контейнеры или газоходы. Верхняя часть поддерживает систему приводов защитных крышек. Набор конструктивных элементов включает также раму, содержащую решетку из апертур, имеющих размеры, не менее упомянутых внешних размеров поперечного сечения стандартного контейнера. Рама крепится к ферменной конструкции для удержания контейнеров в месте, соответствующем расположению упомянутой второй общей плоскости. Апертуры рамы точно совпадают с упомянутой решеткой из камер, удерживающих контейнеры и газоходы. В варианте выполнения ресивер имеет по меньшей мере одну стенку в форме части цилиндра. Каждая из камер для удержания контейнеров/газоходов имеет элемент, адаптированный под захват, расположенный в определенном месте на каждом из контейнеров/газоходов. В верхней части к раме прикреплено множество защитных крышек, каждая из которых соответствует одной из апертур рамы, для индивидуального открывания или закрывания упомянутых апертур. При пуске ракеты требуется открыть по меньшей мере две защитные крышки - одну над камерой с ракетой, вторую - над газоходом. Если задействуется несколько газоходов, то открывается несколько крышек.

Однако наличие ресивера и газоходов существенно усложняет пусковую установку. Кроме того, известное устройство предполагает необходимость дополнительного усиления корабельных конструкций, что значительно увеличивает массо-габаритные показатели корпуса.

Известна модульная многоместная корабельная ПУ вертикального пуска, охарактеризованная в патенте US 6230604 В1 (МПК7 F 41 F 3/052, 3/077, 2001 г.). Известная ПУ содержит верхнее и нижнее основания, выполненные с возможностью закрепления соответственно на палубе и фундаменте корабля, и установленную между ними промежуточную конструкцию в виде ферменного каркаса, образующие ячейки для установки транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) концентрического типа (CCL). Каждая ячейка ПУ снабжена закрепленной на верхнем основании защитной крышкой с приводом открывания последней. В верхнем основании в каждой ячейке установлено направляющее кольцо для облегчения загрузки ТПК в ячейку пусковой установки. В нижнем основании в каждой ячейке предусмотрено сегментное гнездо, имеющее форму, отвечающую форме полусферического днища корпуса TПK. Внутри нижнего основания смонтированы захватные устройства для фиксации ТПК от вертикальных перемещений.

К недостаткам известной модульной многоместной корабельной ПУ можно отнести то, что в ней не исключается возможность передачи на ПУ нагрузок, обусловленных относительными перемещениями палубы и фундамента корабля, возникающими в процессе эксплуатации. Отмеченный недостаток может быть компенсирован путем повышения жесткости конструкции, однако это вызывает повышение массо-габаритных показателей ПУ.

Известен пусковой модуль по патенту US 6283005 В1 (МПК7 F 41 F 3/04, 2001 г.). Пусковой модуль включает по меньшей мере одну вертикальную стойку из нержавеющей стали и по меньшей мере одну, но предпочтительно три горизонтально расположенные плиты, соединенные со стойкой с помощью сварки. В каждой из плит имеется несколько вертикально расположенных цилиндрических отверстий, образующих ячейки для установки транспортно-пусковых контейнеров концентрического типа. В цилиндрических отверстиях верхней плиты закреплены кольцевые фланцы из ковкого железа. При этом с нижней стороны каждой из двух верхних плит предусмотрены перегородки, разделяющие упомянутые цилиндрические отверстия. Пусковые модули могут быть организованы в модульную стартовую систему, обеспечивая таким образом возможность запуска множества ракет, торпед, средств обнаружения и противодействия. При этом упомянутые плиты трансформируются в пластины, расположенные вдоль длинной оси модульной стартовой системы, совпадающей с продольной осью корабля. Плиты (пластины) располагаются на уровнях соответствующих палуб. При этом вертикальные стойки стягивают плиты, образуя цельную конструкцию, т. е. модульную стартовую систему. Вертикальная составляющая от нагрузок, возникающих при пуске, например, ракеты, распределяется на три палубные плиты (пластины) и вертикальные стойки. Пусковой модуль обеспечивает возможность создания модульной стартовой системы, легко модифицируемой в зависимости от конкретных параметров корабля.

Однако в известном устройстве не исключается возможность передачи на пусковой модуль нагрузок, обусловленных относительными перемещениями элементов корабля, возникающими в процессе эксплуатации модульной стартовой системы, что снижает надежность эксплуатации последней.

Наиболее близкой по совокупности существенных признаков с заявленным изобретением является модульная многоместная корабельная пусковая установка вертикального пуска, разрабатываемая для американских надводных кораблей нового поколения (А. Королев. -"Новая корабельная установка вертикального пуска ВМС США". - "Зарубежное военное обозрение". - 4.- 1999. - С. 47-50; В. Анисимов. "Новое поколение корабельных пусковых установок". - "Зарубежное военное обозрение". - 9. -1999. - С. 45-48), которая и выбрана в качестве ближайшего аналога-прототипа. Известная ПУ содержит верхнее и нижнее основания, выполненные с возможностью закрепления соответственно на палубе и фундаменте корабля, образующие ячейки для установки транспортно-пусковых контейнеров, причем каждая ячейка ПУ снабжена устройством для амортизации ТПК и закрепленной на верхнем основании защитной крышкой с приводом открывания последней. В пусковой установке используется ТПК, содержащий герметичный корпус со средствами для удержания и фиксации ракеты. Корпус контейнера состоит из вложенных одна в другую цельной внутренней и сборной наружной цилиндрических оболочек, днища в виде полусферической нижней платформы с опорной плитой и расположенных между наружной и внутренней цилиндрическими оболочками продольных элементов (лонжеронного усиления). Посредством стандартного разъема ТПК подключается к локальной вычислительной сети и электропитанию. В герметично закрытом контейнере постоянно контролируются и поддерживаются в установленных пределах параметры микроклимата в зависимости от типа ракеты. Внутренняя цилиндрическая оболочка используется для хранения и старта ракеты. Кольцевое пространство между внутренней и наружной оболочками корпуса используется для отвода газовой струи при запуске двигателя ракеты. Газовая струя ракетного двигателя, проходя через регулируемое отверстие в опорной плите контейнера, на 180o изменяет направление в полусферической нижней платформе, и по каналам кольцевого зазора, образованного наружной и внутренней цилиндрическими оболочками корпуса, выходит наружу. Известное устройство обеспечивает возможность размещения комплектов ракет различных типов в стандартном модуле, обеспечивающем взаимозаменяемость и универсальность при использовании разных видов оружия на кораблях основных классов.

Недостатком известной модульной многоместной корабельной ПУ вертикального пуска является необходимость дополнительного усиления корабельных конструкций, что значительно увеличивает массо-габаритные показатели корпуса.

Задачей, решаемой изобретением, является создание достаточно простой модульной многоместной корабельной ПУ вертикального пуска, обеспечивающей возможность снижения массо-габаритных показателей последней и - приспособляемость к различным типам ТПК.

Эта задача решается благодаря тому, что в модульной многоместной корабельной пусковой установке вертикального пуска, содержащей верхнее и нижнее основания, выполненные с возможностью закрепления соответственно на палубе и фундаменте корабля, и установленный между ними ферменный каркас, образующие ячейки для установки транспортно-пусковых контейнеров различных типов, причем каждая ячейка пусковой установки снабжена устройством для амортизации ТПК и закрепленной на верхнем основании защитной крышкой с приводом открывания последней, согласно изобретению верхнее основание и ферменный каркас соединены между собой через съемные элементы с возможностью разъединения с образованием заданного вертикального зазора после монтажа пусковой установки на корабле. В верхнем основании в каждой ячейке пусковой установки установлен сменный стакан, корпус которого у нижнего торца выполнен с обтюратором в виде кольцевой опоры для ТПК. На сменном стакане выполнен направляющий элемент с возможностью взаимодействия с соответствующим ответным элементом ТПК для обеспечения заданного углового положения последнего относительно продольной оси ячейки пусковой установки. В нижнем основании в каждой ячейке пусковой установки соосно сменному стакану установлен второй стакан, который шарнирно закреплен на корпусе нижнего основания посредством устройства амортизации с возможностью перемещения вдоль продольной оси ячейки пусковой установки. На втором стакане со стороны верхнего торца установлено кольцо со сферической опорной поверхностью, взаимодействующей со сферической опорной поверхностью сменной кольцевой опоры для ТПК. Последняя поджата к упомянутому кольцу с помощью упругого элемента. Внутри второго стакана смонтированы захватное устройство для фиксации ТПК от вертикальных перемещений относительно второго стакана и механизм стыковки электроразъема электрической связи корабельной системы управления стрельбой с ТПК. Снаружи второго стакана установлены направляющие элементы, взаимодействующие с соответствующими ответными элементами нижнего основания для обеспечения заданного углового положения второго стакана относительно продольной оси ячейки пусковой установки. В верхней части ферменного каркаса по периметру последнего установлены горизонтально расположенные упоры с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами корабля для ограничения перемещений ферменного каркаса при качке корабля. Каждая ячейка пусковой установки снабжена расположенными на заданной высоте центрирующими элементами, каждый из которых представляет собой стойку с наклонно расположенной упругой направляющей, выполненной с возможностью взаимодействия с ТПК при загрузке последнего в ячейку пусковой установки. Центрирующие элементы выполнены переустанавливаемыми с возможностью установки в заданных фиксируемых положениях вокруг продольной оси пусковой установки.

Вместе с этим ферменный каркас по высоте может быть выполнен из разъемно-соединяемых частей с возможностью обеспечения заданной высоты ферменного каркаса путем изменения количества упомянутых частей последнего, устанавливаемых при монтаже пусковой установки.

Кроме того, переустанавливаемые центрирующие элементы в каждой ячейке могут быть размещены в двух разнесенных по высоте поясах, первый из которых расположен на ферменном каркасе со стороны верхнего основания пусковой установки, а второй - в верхней части нижнего основания последней. При этом наклонные упругие направляющие переустанавливаемых центрирующих элементов первого пояса выполнены с большим углом наклона, чем наклонные упругие направляющие переустанавливаемых центрирующих элементов второго пояса.

Вместе с этим пусковая установка может быть снабжена регулируемыми упорами, устанавливаемыми на фундаменте корабля по окружности относительно оси каждой ячейки пусковой установки. При этом в каждой ячейке на втором стакане со стороны нижнего торца установлено опорное кольцо с возможностью взаимодействия с упомянутыми регулируемыми упорами.

Технический результат использования изобретения состоит в том, что при обеспечении пусковой установке приспособляемости к различным типам ТПК, оно обеспечивает возможность повышения надежности эксплуатации модульной многоместной корабельной ПУ вертикального пуска. Это достигается благодаря тому, что заявленное изобретение позволяет исключить возможность передачи на модульную ПУ и, соответственно, на ТПК с ракетами нагрузок, обусловленных относительными перемещениями верхней палубы и фундамента корабля, возникающими в процессе эксплуатации пусковой установки с ТПК, а также нагрузок, возникающих при внешних воздействиях на корабль. При этом изобретение обеспечивает возможность снижения требований к жесткости модульной ПУ и, следовательно, - возможность упрощения последней и возможность снижения массы ПУ.

На фиг.1 схематически показан общий вид модульной многоместной корабельной ПУ вертикального пуска в варианте выполнения, продольный разрез; на фиг. 2 - то же в варианте выполнения ферменного каркаса из разъемно-соединяемых частей; на фиг.3 - модульная многоместная корабельная ПУ вертикального пуска, вид А на фиг.1; на фиг.4 - переустанавливаемые центрирующие элементы, расположенные в верхней части ферменного каркаса, разрез по Б-Б на фиг. 1; на фиг. 5 - переустанавливаемые центрирующие элементы, расположенные в верхней части нижнего основания, разрез по В-В на фиг.1; на фиг.6 - верхняя часть двух смежных ячеек ПУ с защитными крышками и сменными стаканами с обтюраторами, разрез по Г-Г на фиг.1; на фиг.7 - направляющие элементы, обеспечивающие заданное угловое положение ТПК относительно продольной оси ячейки ПУ, разрез по Д-Д на фиг.6; на фиг.8 - устройство узла соединения верхнего основания с ферменным каркасом, разрез по Е-Е на фиг.6; на фиг.9 - тот же узел в рабочем положении ПУ после удаления съемных элементов, установленных между верхним основанием и ферменным каркасом; на фиг.10 - нижняя часть двух смежных ячеек ПУ с шарнирно закрепленными на нижнем основании ПУ стаканами со сменными кольцевыми опорами для ТПК, устройствами амортизации и устройствами для фиксации ТПК, разрез по Ж-Ж на фиг.1.

Модульная многоместная корабельная пусковая установка вертикального пуска содержит верхнее и нижнее основания 1 и 2. выполненные с возможностью закрепления соответственно на верхней палубе 3 и фундаменте 4 корабля, и установленный между ними ферменный каркас 5, образующие ячейки "а" для транспортно-пусковых контейнеров 6, 7. Каждая ячейка ПУ снабжена закрепленной на верхнем основании защитной крышкой 8 с приводом 9 открывания крышки.

Верхнее основание 2 и ферменный каркас 5 соединены между собой через съемные элементы 10, 11 с возможностью разъединения с образованием заданного вертикального зазора "b" после монтажа ПУ на корабле. Благодаря такому выполнению обеспечивается заданное взаимное положение основных составных частей ПУ и одновременно компенсируются относительные перемещения верхней палубы и фундамента корабля, возникающие в процессе эксплуатация, и исключается возможность передачи на ПУ нагрузок, вызываемых указанными перемещениями. В результате обеспечивается возможность снижения требований к жесткости ПУ и, следовательно, - возможность снижения металлоемкости и, соответственно, массы ПУ. Величина вертикального зазора "b" определяется в зависимости от величины возможных относительных перемещений верхней палубы и фундамента корабля.

В другом варианте выполнения ферменный каркас может быть выполнен из разъемно-соединяемых частей с возможностью обеспечения заданной высоты ферменного каркаса путем изменения количества упомянутых частей последнего, устанавливаемых при монтаже ПУ. Такое выполнение ферменного каркаса, обеспечивая приспособляемость ПУ к ТПК различной длины, позволяет оптимизировать массо-габаритные показатели ПУ. В варианте выполнения, представленном на фиг.2, ферменный каркас выполнен, например, из трех частей "с", "d", "е".

В верхнем основании 1 в каждой ячейке ПУ установлен сменный стакан, корпус которого выполнен с обтюратором в виде кольцевой опоры "f" для ТПК. В варианте осуществления изобретения кольцевая опора "f" имеет коническую направляющую часть, оканчивающуюся узким цилиндрическим пояском, охватывающим с заданным зазором корпус ТПК и ограничивающим перемещение верхней части ТПК в радиальном по отношению к продольной оси 12 ячейки ПУ направлении. Коническая направляющая часть кольцевой опоры "f" обеспечивает центрирование ТПК при загрузке последнего в ячейку ПУ. В варианте осуществления изобретения в ячейках ПУ установлены соответственно сменные стаканы 13 и 14. Количество используемых типоразмеров сменных стаканов определяется количеством типов ТПК, размещаемых в ПУ. Сменные стаканы отличаются один от другого, по существу, только размерами кольцевой опоры "f", которые определяются типом ТПК, устанавливаемого в конкретную ячейку ПУ. На каждом стакане выполнен направляющий элемент 15 с возможностью взаимодействия с соответствующим ответным элементом ТПК для обеспечения заданного углового положения ТПК относительно продольной оси 12 ячейки ПУ. Таким образом, сменный стакан обеспечивает удержание ТПК в заданном угловом положении относительно продольной оси ячейки ПУ, не накладывая ограничений на перемещение ТПК вдоль продольной оси ячейки ПУ.

В нижнем основании 2 в каждой ячейке ПУ соосно сменному стакану соответственно 13, 14 установлен стакан 16, который шарнирно закреплен на корпусе нижнего основания 2 посредством устройства амортизации 17 с возможностью перемещения вдоль продольной оси 12 ячейки ПУ. В устройстве амортизации в качестве амортизаторов могут быть использованы, например, пружинные амортизаторы.

На стакане 16 со стороны верхнего торца установлено кольцо 18 со сферической опорной поверхностью, взаимодействующей со сферической опорной поверхностью соответствующей сменной кольцевой опоры 19, 20 для ТПК. Количество используемых типоразмеров сменных стаканов верхнего основания 1 определяется количеством типов ТПК, размещаемых в ПУ. Сменные кольцевые опоры отличаются одна от другой, по существу, только размерами посадочного места под конкретный тип ТПК, устанавливаемого в соответствующую ячейку ПУ. Каждая сменная кольцевая опора поджата к кольцу 18 с помощью упругого элемента 21. При загрузке ТПК в ячейку ПУ, благодаря податливости упругого элемента 21, под весом ТПК происходит самоустановка соответствующей сменной кольцевой опоры относительно кольца 18 и, таким образом, обеспечивается компенсация технологических погрешностей изготовления ТПК. Кроме того, упругий элемент 21 способствует компенсации относительных перемещений верхней палубы и фундамента корабля, возникающих в процессе эксплуатации ПУ с ТПК. При выгрузке ТПК из ячейки ПУ, благодаря упругому элементу 21, сменная кольцевая опора возвращается в исходное состояние.

Внутри стакана 16 смонтировано захватное устройство 22 для фиксации соответствующего ТПК от вертикальных перемещений относительно стакана 16 и механизм стыковки 23 электроразъема (на чертеже не показан) электрической системы связи корабельной системы управления стрельбой с ТПК.

Снаружи стакана 16 установлены направляющие элементы 24, взаимодействующие с соответствующими ответными элементами 25 нижнего основания 2 для обеспечения заданного углового положения стакана 16 относительно продольной оси 12 ячейки ПУ.

В верхней части ферменного каркаса 5 по периметру последнего установлены горизонтально расположенные упоры 26 с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами 27 корабля для ограничения перемещений ферменного каркаса 5, например, при качке корабля. В верхней части ферменного каркаса также предусмотрены площадки 28, служащие, в частности, для обслуживания механизмов приводов 9 открывания крышек 8 ячеек ПУ.

Каждая ячейка ПУ снабжена переустанавливаемыми центрирующими элементами 29, 30, выполненными с возможностью установки в заданных фиксируемых положениях вокруг продольной оси 12 соответствующей ячейки ПУ. Диаметр окружности, на которой располагаются переустанавливаемые центрирующие элементы, выбирается в зависимости от диаметра ТПК, размещаемого в конкретной ячейке ПУ. Каждый из переустанавливаемых центрирующих элементов 29, 30 представляет собой стойку с наклонно расположенной упругой направляющей, выполненной с возможностью взаимодействия с ТПК при загрузке последнего в ячейку ПУ. В варианте выполнения переустанавливаемые центрирующие элементы в каждой ячейке ПУ размещены в двух разнесенных по высоте поясах. Первый из этих поясов расположен на ферменном каркасе со стороны верхнего основания 1 ПУ на уровне площадок 28, а второй пояс - в верхней части нижнего основания 2. При этом упругие наклонные направляющие "g" переустанавливаемых центрирующих элементов 29 выполнены с большим углом наклона, чем упругие направляющие элементы "h" переустанавливаемых центрирующих элементов 30. В каждом из упомянутых поясов наклонно расположенные упругие направляющие переустанавливаемых центрирующих элементов вместе образуют "направляющий конус", обеспечивающий при загрузке ТПК приведение продольной оси последнего к продольной оси 12 ячейки ПУ, т.е. центрирование ТПК относительно ячейки ПУ. Кроме того, упругие направляющие "g" и "h" обеспечивают при загрузке снижение ударных нагрузок на ТПК в условиях внешних воздействий, например, ветровых нагрузок, волнения моря.

Каждая ячейка ПУ снабжена регулируемыми упорами 31, устанавливаемыми на фундаменте 4 корабля по окружности относительно продольной оси 12 ячейки ПУ. В каждой ячейке на стакане 16 со стороны нижнего торца установлено опорное кольцо 32 с возможностью взаимодействия с соответствующими регулируемыми упорами 31. Последние ограничивают величину перемещения стакана 16 вдоль продольной оси 12 ячейки ПУ в направлении фундамента корабля и, таким образом, выключают из работы пружинные амортизаторы устройства амортизации 17 при перегрузках, возникающих, например, при пуске ракеты из ТПК или при внешних воздействиях на корабль.

В варианте осуществления изобретения модульная многоместная корабельная ПУ имеет 8 ячеек для ТПК. Возможны варианты выполнения ПУ с другим количеством ячеек.

Использование модульной многоместной корабельной пусковой установки осуществляется следующим образом.

Предварительно ПУ, выполненную в виде самостоятельного узла - модуля, загружают в погреб корабля. Затем нижнее и верхнее основания 2 и 1 закрепляют в заданном положении соответственно на фундаменте 4 корабля и на верхней палубе 3. Упоры 26 ферменного каркаса 5 устанавливают с заданным зазором, например, 1 мм, относительно ответных элементов 27 корабля. Удаляют съемные элементы 10, 11 и, таким образом, разъединяют ферменный каркас 5 с верхним основанием 1 с образованием вертикального зазора "b".

В случае необходимости демонтажа ПУ верхнее основание 1 может быть вновь соединено с ферменным каркасом 5 с помощью съемных элементов 10, 11 с обеспечением заданного взаимного положения основных составных частей ПУ.

При загрузке ТПК на корабль с помощью привода 9 открывают защитную крышку 8 загружаемой ячейки ПУ. ТПК, например 6. предварительно доставленный к месту проведения работ, с помощью грузоподъемного средства перемещают к загружаемой ячейке ПУ и вывешивают на заданной высоте над проемом загружаемой ячейки соосно последней, обеспечивая предварительную ориентацию в горизонтальной плоскости. Осуществляют опускание ТПК 6 в проем ячейки ПУ. При опускании ТПК коническая направляющая часть кольцевой опоры "f" сменного стакана 13 обеспечивает центрирование ТПК относительно продольной оси 12 ячейки ПУ, а направляющий элемент 15, взаимодействующий с соответствующим ответным элементом ТПК, обеспечивает заданное угловое положение ТПК относительно упомянутой оси. В процессе загрузки ТПК в ячейку ПУ наклонно расположенные упругие направляющие "g" и "h" переустанавливаемых центрирующих элементов 29, 30, образующие последовательно расположенные "направляющие конуса", в свою очередь, обеспечивают центрирование ТПК относительно ячейки ПУ. Благодаря особенности конструкции центрирующих элементов 2 в процессе загрузки при взаимодействии с ними корпуса ТПК не происходит жесткого удара. Таким образом, упругие направляющие обеспечивают при загрузке ТПК в ячейку ПУ снижение перегрузок, действующих на ТПК в условиях внешних воздействий, например, ветровых нагрузок, волнения моря. ТПК безударно устанавливают на сменную кольцевую опору 19. При этом под весом ТПК, благодаря податливости упругого элемента 21, происходит самоустановка сменной кольцевой опоры 19 относительно кольца 18 стакана 16, в результате чего обеспечивается полное прилегание опорной поверхности ТПС к соответствующей опорной поверхности сменной кольцевой опоры 19. При установке ТПК на штатное место срабатывает механизм стыковки 23 электроразъема и ТПК подключается к корабельной системе управления стрельбой. ТПК фиксируют относительно стакана 16 посредством захватного устройства 22. Ячейку ПУ закрывают защитной крышкой 8. Загрузку на корабль ТПК 7 осуществляют аналогичным образом.

Выгрузку ТПК из ячейки ПУ осуществляют в обратной последовательности.

Заданное положение ТПК в поперечном сечении ячейки ПУ обеспечивается направляющим элементом 15 и обтюратором в виде кольцевой опоры "f", выполненными на сменном стакане, например, 13, установленном в верхнем основании 1. При этом упомянутые элементы сменного стакана 13 обеспечивают возможность перемещений ТПК вдоль продольной оси 12 ячейки ПУ при работе пружинных амортизаторов устройства амортизации 17. Вместе с этим относительно узкий цилиндрический поясок кольцевой опоры "f", охватывающий с заданным радиальным зазором ТПК, при относительных перемещениях верхней палубы и фундамента корабля, возникающих в процессе эксплуатации ПУ с ТПК, обеспечивает возможность наклона продольной оси сменного стакана 13 и относительное перемещение ТПК и сменного стакана 13 без заклинивания. Нижним концом ТПК опирается на самоустанавливающуюся сменную кольцевую опору, например, 19, смонтированную на стакане 16, установленном в нижнем основании 2 с возможностью перемещения вдоль продольной оси 12 ячейки ПУ в пределах хода пружинных амортизаторов устройства амортизации 17 и удерживаемом с помощью направляющих элементов 24 и ответных им элементов 25 в заданном угловом положении относительно продольной оси 12 ячейки ПУ. При этом посредством захватного устройства 22 ТПК зафиксирован относительно стакана 16. В таком виде ТПК с ракетой может находиться в ПУ корабля, не требуя обслуживания.

Благодаря конструктивным особенностям выполнения ПУ и особенностям выполнения подвески ТПК в ячейках ПУ, исключается возможность передачи на ТПК нагрузок, вызываемых относительными перемещениями верхней палубы и фундамента корабля, возникающими в процессе эксплуатации ПУ с ТПК, а также нагрузок, возникающих при внешних воздействиях на корабль. Вместе с этим исключение возможности передачи на ПУ нагрузок, вызываемых вышеотмеченными обстоятельствами, обеспечивает возможность снижения требования к жесткости ПУ и, следовательно, снижения массы ПУ.

При пуске ракеты из ТПК, загруженного в ячейку ПУ, приводом 9 открывают защитную крышку 8 соответствующей ячейки ПУ. По сигналу от корабельной системы управления стрельбой, в соответствии с циклограммой запуска ракет, подается сигнал на включение автономных источников питания ракеты через электроразъем и от бортовой системы управления запускается стартовый двигатель. При перегрузках, возникающих при выходе ракеты из ТПК, стакан 16, подвешенный с помощью пружинных амортизаторов устройства амортизации 17 на корпусе нижнего основания 2, перемещается вниз вдоль продольной оси 12 ячейки ПУ до соприкосновения опорного кольца 32 стакана 16 с соответствующими регулируемыми упорами 31, установленными на фундаменте корабля. Таким образом, ограничивается перемещение стакана 16 совместно с ТПК и выключаются из работы пружинные амортизаторы устройства амортизации 17. При пуске ракеты обтюратор, выполненный в сменном стакане верхнего основания 1, частично препятствует попаданию в корабельный погреб продуктов сгорания топлива ракеты.

Таким образом, благодаря особенности исполнения модульной многоместной корабельной пусковой установки вертикального пуска изобретение позволяет создать достаточно простую модульную пусковую установку вертикального пуска, обеспечивающую возможность повышения надежности эксплуатации, а также возможность снижения массо-габаритных показателей ПУ и приспособляемость ПУ к различным типам ТПК.

Формула изобретения

1. Модульная многоместная корабельная пусковая установка вертикального пуска, содержащая верхнее и нижнее основания, выполненные с возможностью закрепления соответственно на палубе и фундаменте корабля, и установленный между ними ферменный каркас, образующие ячейки для установки транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) различных типов, причем каждая ячейка пусковой установки снабжена устройством для амортизации ТПК и закрепленной на верхнем основании защитной крышкой с приводом открывания последней, отличающаяся тем, что верхнее основание и ферменный каркас соединены между собой через съемные элементы с возможностью разъединения с образованием заданного вертикального зазора после монтажа пусковой установки на корабле, при этом в верхнем основании в каждой ячейке пусковой установки установлен сменный стакан, корпус которого у нижнего торца выполнен внутри с обтюратором в виде кольцевой опоры для ТПК, причем на сменном стакане выполнен направляющий элемент с возможностью взаимодействия с соответствующим ответным элементом ТПК для обеспечения заданного углового положения последнего относительно продольной оси ячейки пусковой установки, при этом в нижнем основании в каждой ячейке пусковой установки соосно сменному стакану установлен второй стакан, который шарнирно закреплен на корпусе нижнего основания посредством устройства амортизации, с возможностью перемещения вдоль упомянутой оси, причем на втором стакане со стороны верхнего торца установлено кольцо со сферической опорной поверхностью, взаимодействующей со сферической опорной поверхностью сменной кольцевой опоры для ТПК, последняя поджата к упомянутому кольцу с помощью упругого элемента, при этом внутри второго стакана смонтированы захватное устройство для фиксации ТПК от вертикальных перемещений относительно второго стакана и механизм стыковки электроразъема электрической связи корабельной системы управления стрельбой с ТПК, причем снаружи второго стакана установлены направляющие элементы, взаимодействующие с соответствующими ответными элементами нижнего основания для обеспечения заданного углового положения второго стакана относительно продольной оси ячейки пусковой установки, при этом в верхней части ферменного каркаса по периметру последнего установлены горизонтально расположенные упоры с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами корабля для ограничения перемещений ферменного каркаса при качке корабля, причем каждая ячейка пусковой установки снабжена расположенными на заданной высоте центрирующими элементами, каждый из которых представляет собой стойку с наклонно расположенной упругой направляющей, выполненной с возможностью взаимодействия с ТПК при загрузке последнего в ячейку пусковой установки, при этом центрирующие элементы выполнены переустанавливаемыми с возможностью установки в заданных фиксируемых положениях вокруг продольной оси пусковой установки.

2. Пусковая установка по п.1, отличающаяся тем, что ферменный каркас по высоте выполнен из разъемно-соединяемых частей с возможностью обеспечения заданной высоты ферменного каркаса путем изменения количества упомянутых частей последнего, устанавливаемых при монтаже пусковой установки.

3. Пусковая установка по п.1, отличающаяся тем, что переустанавливаемые центрирующие элементы в каждой ячейке размещены в двух разнесенных по высоте поясах, первый из которых расположен на ферменном каркасе со стороны верхнего основания пусковой установки, а второй - в верхней части нижнего основания последней, при этом наклонные упругие направляющие переустанавливаемых центрирующих элементов первого пояса выполнены с большим углом наклона, чем наклонные упругие направляющие переустанавливаемых центрирующих элементов второго пояса.

4. Пусковая установка по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что она снабжена регулируемыми упорами, устанавливаемыми на фундаменте корабля по окружности относительно оси каждой ячейки пусковой установки, при этом в каждой ячейке на втором стакане со стороны нижнего торца установлено опорное кольцо с возможностью взаимодействия с упомянутыми регулируемыми упорами.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к военной технике, в частности к пусковым установкам вертикального пуска

Изобретение относится к военной технике

Изобретение относится к области военной техники

Изобретение относится к области военной техники, в частности размещению противотанковых управляемых реактивных снарядов (ПТУРС) на бронетехнике

Изобретение относится к установкам для вертикального запуска ракет из-под палубы надводного корабля

Изобретение относится к вооружению и предназначено для хранения, транспортирования и запуска ракет преимущественно из корабельной пусковой установки

Изобретение относится к области оборонной техники, в частности к мобильным зенитно-ракетным комплексам (ЗРК), и может быть использовано для организации противовоздушной обороны войск и военных объектов от поражения средств воздушного нападения противника

Изобретение относится к ракетным системам, в частности к пусковым установкам для запуска ракет

Изобретение относится к пусковым установкам наземного, воздушного или надводного базирования и может быть использовано в переносных зенитных ракетных комплексах типа "Игла"

Изобретение относится к военной технике, в частности к пусковым установкам вертикального пуска

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции авианосцев

Изобретение относится к судостроению, аэронавтике и космонавтике, и касается создания конструкции трехкорпусного авианесущего судна для технического обслуживания и мобильного базирования преимущественно спасательных воздушно-космических летательных аппаратов многоразового использования (ВКЛАМИ)

Изобретение относится к судостроению, к средствам обеспечения скрытности подводных лодок

Изобретение относится к оборонной технике, а именно> к высокоточному ракетно-пушечному оружию ближнего рубежа, и может использоваться на патрульных катерах

Изобретение относится к технике запуска ракет-носителей с морских плавсредств

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции авианосца

Изобретение относится к морскому авианесущему транспорту и касается устройств плавучей площадки для взлета и посадки пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов на водных коммуникациях

Изобретение относится к судостроению и касается создания средств для противодействия радиолокационному обнаружению плоских палубных надстроек кораблей
Наверх