Способ предотвращения несанкционированного передвижения летательного аппарата

 

Изобретение относится к области обеспечения безопасности воздушного движения воздушных судов. Способ осуществляют путем включения автоматической системы управления полетом и посадкой аппарата, дистанционно переключаемой в автономный режим с борта самолета-перехватчика. Летательный аппарат переводят на траекторию полета к аэродрому с последующим выполнением посадки. Для обнаружения несанкционированного передвижения аппарата используют средства контроля за воздушным пространством. Изобретение направлено на повышение безопасности пассажиров. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области обеспечения безопасности воздушного движения судов гражданской авиации и других летательных аппаратов.

Известен способ предотвращения несанкционированного полета летательного аппарата, например самолета, путем вывода его из строя посредством реактивного снаряда, запускаемого с истребителя-перехватчика (см. Боечин И. С индексом "Р"/Техника-молодежи. 2000. 9. С.30-35).

Известен также способ предотвращения несанкционированного полета летательного аппарата посредством его разрушения зенитной ракетой (см. Г. Мерилл. Исследование операций. Пер. с англ. - М.: Изд-во Иностранной литературы. 1959. С. 299-311). Недостатком данного способа, как и выше указанного, является уничтожение летательного аппарата с опасными последствиями для жизни членов экипажа и пассажиров.

Прототипом предлагаемого изобретения выбран наиболее близкий к заявляемому способ предотвращения несанкционированного полета самолета путем перехвата истребителем-перехватчиком (см. Г. Степанов. Разбор полетов / Известия. 3.04.2001. 58 (25896) - 1 с.). В результате повреждения самолет, как правило, совершает вынужденную посадку зачастую на плохо подготовленную полосу.

Недостаток названного способа заключается в том, что существует риск полного разрушения самолета. Кроме того, данный способ мало эффективен в случае физической невозможности членов экипажа управлять самолетом.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является предотвращение несанкционированного передвижения летательного аппарата при условии обеспечения безопасности пассажиров независимо от физического состояния членов экипажа.

При существующей тенденции оснащать пассажирские самолеты навигационными системами (НС) и автоматическими системами управления полетом и посадкой (АСУ) указанная задача решается тем, что, используя способ, осуществляемый путем воздействия на летательный аппарат, его системы или конструкцию, ограничивают его функциональные возможности, в частности, посредством автоматической системы управления полетом и посадкой летательного аппарата, дистанционно переключаемой в автономный режим, переводят летательный аппарат на траекторию полета к аэродрому с последующим выполнением посадки, при этом для обнаружения несанкционированного передвижения летательного аппарата используют средства контроля за воздушным пространством. Автоматическую систему управления полетом и посадкой летательного аппарата в автономный режим переключают с наземного радиопередающего пункта или используют самолет-перехватчик, снабженный радиопередатчиком.

Техническим результатом изобретения является контролируемое изменение траектории полета самолета с последующим выполнением посадки, что позволяет предотвратить несанкционированное передвижение летательного аппарата.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображена упрощенная схема, на которой показано взаимное положение самолета, совершающего несанкционированный полет, и истребителя-перехватчика.

На чертеже представлены совершающий несанкционированный полет самолет 1, на борту которого установлен приемник 2, к которому подключены антенна 3, закрытая радиопрозрачным обтекателем 4, и блок 5 переключения АСУ самолета в автономный режим, с которым связан сигнальный фонарь 6; истребитель-перехватчик 7, снабженный передатчиком 8, содержащим передающую антенну. Указанный передатчик расположен в контейнере, установленном на внешней подвеске.

Приемник 2, блок 5 переключения, аппаратура НС и АСУ самолета установлены в отсеках, недоступных для лиц, находящихся на борту самолета 1.

Для осуществления предлагаемого способа в запоминающее устройство вычислителя НС самолета 1 перед вылетом записывают координаты оборудованных для автоматической посадки самолета аэропортов и соответствующие им порядковые номера, а также данные о маршрутах следования к аэропортам. В запоминающее устройство блока 5 переключения записывается идентификационный код данного самолета.

При нормальном полете самолет 1 управляется экипажем. В случае возникновения на борту самолета нештатной ситуации, о чем может быть сообщено по радиосвязи, или изменении курса самолета, зафиксированного службой контроля за воздушным движением, ответственными органами совместно с диспетчерскими службами аэропортов и дежурным по командному пункту (КП) управления тактической авиацией решается вопрос о применении средств противодействия. Если принимается решение о перехвате самолета 1, тогда в воздух поднимается подготовленный истребитель-перехватчик 7. Предварительно в запоминающее устройство процессора передатчика 8 записывают идентификационный код самолета 1, а в случае необходимости номер аэропорта, куда следует направить самолет 1. Указанная информация может перезаписываться или корректироваться с пульта пилота в соответствии с указаниями дежурного по КП. С помощью команд, также передаваемых с КП, осуществляют наведение истребителя-перехватчика 7 на самолет 1. При обнаружении самолета 1 пилот истребителя-перехватчика 7 докладывает об этом на КП и следует за самолетом. Диспетчерскими службами аэропортов совместно с дежурным по КП на основе информации о движении самолета 1 уточняется место посадки самолета и маршрут следования. По команде, переданной с КП, пилот истребителя-перехватчика 7 включает передатчик 8, посредством чего осуществляют передачу закодированного сигнала. Сигнал, принимаемый антенной 3, поступает на вход приемника 2, а затем в блок 5 переключения, где сигнал декодируется и сравнивается с идентификационным кодом самолета. При положительном результате сравнения в блоке 5 формируется команда на переключение АСУ в автономный режим работы и включается сигнальный фонарь 6. Если декодированный сигнал содержит информацию о номере аэропорта, тогда данная информация передается в НС. При отсутствии указанной информации самолет 1 посредством НС будет направлен в ближайший на момент переключения АСУ аэропорт, координаты которого записаны в запоминающем устройстве вычислителя НС. Таким образом переключение АСУ позволяет предотвратить несанкционированное передвижение самолета 1 и направить его к определенному месту посадки. Пилот истребителя-перехватчика 7 контролирует по загоранию сигнального фонаря 6 переключение АСУ в автономный режим работы и докладывает об этом на КП. Самолет 1 следует по заданному маршруту и осуществляет посадку независимо от действий экипажа или посторонних лиц, находящихся в самолете.

Если самолет 1 находится в зоне радиовидимости наземного передающего устройства системы предотвращения несанкционированного полета летательного аппарата, тогда сигнал переключения АСУ в автономный режим работы может быть передан с наземного пункта, на котором установлен соответствующий радиопередатчик. Последовательность работы приборов и систем на борту самолета 1 при этом будет аналогична вышерассмотренной.

Предусмотренное кодирование сигнала исключает случайное вмешательство посторонних лиц в процесс управления самолетом.

Предлагаемый способ может быть применен независимо от ситуации на борту самолета и физического состояния членов экипажа, что является важным преимуществом способа и обеспечивает его высокую эффективность.

Формула изобретения

1. Способ предотвращения несанкционированного передвижения летательного аппарата, в частности пассажирского самолета, осуществляемый путем воздействия на летательный аппарат, его системы или конструкцию, отличающийся тем, что воздействуют на системы летательного аппарата, используя самолет-перехватчик, который наводят на летательный аппарат, ограничивают функциональные возможности летательного аппарата путем переключения его автоматической системы управления полетом и посадкой в автономный режим с борта указанного самолета-перехватчика, переводят летательный аппарат на траекторию полета к аэродрому с последующим выполнением посадки.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что контролируют переключение автоматической системы управления полетом и посадкой летательного аппарата в автономный режим по загоранию сигнального фонаря, установленного на борту летательного аппарата.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что для обнаружения несанкционированного передвижения летательного аппарата используют средства контроля за воздушным движением.

4. Способ по п.1, или 2, или 3, отличающийся тем, что переводят летательный аппарат на траекторию полета к аэродрому, местоположение которого задают при осуществлении переключения автоматической системы управления полетом и посадкой летательного аппарата в автономный режим.

5. Способ по п.1, или 2, или 3, отличающийся тем, что переводят летательный аппарат на траекторию полета к ближайшему аэродрому.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к радиотехнике, в частности к приводным устройствам для ориентирования антенн

Изобретение относится к средствам защиты от лазерного оружия аэрокосмических систем и хранилищ углеводородного горючего

Изобретение относится к пилотажным приборам и комплексам летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для любых типов самолетов

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для улавливания и плавного опускания на землю неисправных самолетов

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к молниезащите летательных аппаратов, в том числе к защите топливных баков вертолета от термического воздействия тока молнии

Изобретение относится к индикаторным устройствам летательных аппаратов, предназначенным для обеспечения взлета или посадки

Изобретение относится к авиационному приборостроению

Изобретение относится к авиационному приборостроению

Вертолет // 2152891
Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам для аварийной посадки вертолета

Изобретение относится к области автомобилестроения и служит для запирания рулевого управления транспортного средства, чтобы препятствовать его недозволенному использованию или краже

Изобретение относится к оборудованию транспортных средств для предотвращения их несанкционированного использования, а именно к конструкции выключателей зажигания

Изобретение относится к противоугонным запорным устройствам механического характера и может быть успешно использовано для легковых моделей автомобилей семейства "АВТОВАЗ"

Изобретение относится к области скобяных изделий и касается противоугонного устройства для автомобиля, содержащего корпус с замковым механизмом, штырь-фиксатор, обойму с центральным отверстием для вала руля автомобиля и отверстием для штыря-фиксатора, устройство снабжено жестко закрепленным с корпусом держателем с вогнутой верхней поверхностью, имеющей возможность сопряжения с цилиндрической поверхностью обоймы, в которой выполнено отверстие для размещения в нем подпружиненного фиксатора, перпендикулярное отверстию обоймы, в которое имеет возможность захода верхняя часть эксцентрика и которое выполнено соосно с отверстием держателя, в котором и размещен сам эксцентрик, нижняя часть которого закреплена на поверхности замкового механизма и имеет паз для ключа, причем штырь-фиксатор жестко установлен на вогнутой поверхности держателя и имеет возможность захода в отверстие защитной пластинки, установленной на внутренней стороне кузова автомобиля

Изобретение относится к автомобилестроению
Наверх