Вал "asb-08"

 

Изобретение относится к подшипниковым устройствам, в частности устройствам обеспечения смазки в подшипниках скольжения. Технический результат - повышение надежности и увеличение долговечности за счет более равномерного распределения смазки и исключения ее быстрого вытекания из зоны контакта. Новым в устройстве является выполнение на краях рабочей поверхности вала, контактирующей с опорной поверхностью, кольцевых боковых канавок, отделенных от подводящих канавок телом вала. Подводящие канавки соединены с соответствующими промежуточными канавками, соединенными с концевыми канавками. Каждая концевая канавка направлена к центральной кольцевой канавке, но отделена от нее телом вала. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, приборостроению, автомобильной и авиационной промышленности и другим отраслям, в которых используются устройства с трущимися поверхностями.

Известен вал, содержащий рабочую поверхность, контактирующую с опорной поверхностью, имеющую центральную кольцевую канавку и расположенные симметрично под углом и по обе стороны от центральной кольцевой канавки подводящие канавки, сообщенные с центральной кольцевой канавкой (см. патент РФ 2108496 от 04.10.1998) (1).

Недостатком известного устройства является низкая эффективность смазывания трущихся поверхностей, обусловленная недостаточно равномерным распределением смазки и быстрым ее вытекании из зоны трения.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в повышении надежности узлов трения, увеличении их срока работы за счет более равномерного распределения смазки, более интенсивного охлаждения поверхностей трения и исключения быстрого вытекания смазки.

Указанный результат достигается тем, что в вале, содержащем рабочую поверхность, контактирующей с опорной поверхностью и имеющей центральную кольцевую канавку и расположенные симметрично под углом и по обе стороны от центральной кольцевой канавки подводящие канавки, сообщенные с центральной кольцевой канавкой, по крайней мере одному краю рабочей поверхности вала, контактирующей с опорной поверхностью, выполнена, по меньшей мере, одна кольцевая боковая канавка, отделенная от подводящих канавок телом вала, причем каждая из подводящих канавок сообщена с соответствующими промежуточными канавками, каждая из которых в свою очередь сообщена, по меньшей мере, с одной концевой канавкой, направленной к центральной кольцевой канавке и отделенной от центральной кольцевой канавки.

Промежуточная канавка может быть сообщена с по меньшей мере двумя концевыми канавками.

Центральная кольцевая канавка может быть сообщена с по меньшей мере одним отверстием для подачи смазки.

Подводящие канавки, расположенные по одну сторону от центральной кольцевой канавки, могут быть эквидистантны между собой.

По краям рабочей поверхности вала, контактирующей с опорной поверхностью, могут быть выполнены по две кольцевые боковые канавки, эквидистантные между собой и эквидистантные центральной кольцевой канавке.

Промежуточные канавки могут быть эквидистантны части центральной кольцевой канавки (1).

Концевые канавки могут быть эквидистантны по меньшей мере части подводящей канавки.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображена развертка рабочей поверхности вала с двумя боковыми кольцевыми канавками.

Вал содержит рабочую поверхность, на которой выполнены центральная кольцевая канавка 1, сообщающиеся с ней подводящие канавки 2, расположенная по краю рабочей поверхности по меньшей мере одна боковая кольцевая канавка 3, а также сообщающиеся с подводящими канавками 2 промежуточные канавки 4 и сообщающиеся с последними концевые канавки 5. Боковых кольцевых канавок 3 может быть выполнено две, как показано на чертеже, или больше.

Центральная концевая канавка может быть сообщена с отверстием для подвода смазки (на чертеже не показано).

Канавками 1, 2, 4 и 5 образована разветвленная сеть смазочных каналов, последовательно сообщающихся между собой, что обеспечивает равномерное распределение смазки по поверхностям трения.

Боковые кольцевые канавки 3 являются аккумуляторами смазки и препятствуют быстрому ее вытеканию через края рабочей поверхности.

Вал в составе подшипника скольжения работает следующим образом.

Смазывающий состав подается (находится изначально во всех каналах и полостях вала) в центральный канал вала, от которого подается по всем канавкам (в случае, когда канавки не соединены между собой, тогда смазывающий состав просачивается через зазоры рабочих поверхностей).

В период работы подшипника смазывающий состав равномерно поступает на рабочие поверхности подшипника через канавки. Центральная кольцевая канавка 1 выполняет функцию подачи и распределения смазывающего состава ко всем другим канавкам.

Формула изобретения

1. Вал, содержащий рабочую поверхность, контактирующую с опорной поверхностью, имеющую центральную кольцевую канавку и расположенные симметрично под углом и по обе стороны от центральной кольцевой канавки подводящие канавки, сообщенные с центральной кольцевой канавкой, отличающийся тем, что по крайней мере, по одному краю рабочей поверхности вала, контактирующей с опорной поверхностью, выполнена по меньшей мере одна кольцевая боковая канавка, отделенная от подводящих канавок телом вала, причем каждая из подводящих канавок сообщена с соответствующими промежуточными канавками, каждая из которых, в свою очередь, сообщена по меньшей мере с одной концевой канавкой, направленной к центральной кольцевой канавке и отделенной от центральной кольцевой канавки.

2. Вал по п. 1, отличающийся тем, что промежуточная канавка сообщена с по меньшей мере двумя концевыми канавками.

3. Вал по п. 1 или 2, отличающийся тем, что центральная кольцевая канавка сообщена с по меньшей мере одним отверстием для подачи смазки.

4. Вал по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что подводящие канавки, расположенные по одну сторону от центральной кольцевой канавки, эквидистантны между собой.

5. Вал по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что по краям рабочей поверхности вала, контактирующей с опорной поверхностью, выполнены по две кольцевые боковые канавки, эквидистантные между собой и эквидистантные центральной кольцевой канавке.

6. Вал по любому из пп. 1-5, отличающийся тем, что промежуточные канавки эквидистантны части центральной кольцевой канавки.

7. Вал по любому из пп. 1-6, отличающийся тем, что концевые канавки эквидистантны по меньшей мере части подводящей канавки.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям узлов трения локомотивов

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения

Изобретение относится к опорно-приводным устройствам для узлов накопления информации, преимущественно жестких дисков компьютеров

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах

Изобретение относится к буровой технике, в частности к опорам шарошечных долот для бурения скважин

Изобретение относится к насосо- и компрессоростроению и может найти применение в турбонасосах и компрессорах

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к опорным подшипникам и в особенности к средствам предотвращения перекосов для гидродинамического воздушного подшипника

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковым узлам в валковых кассетах современных высокоскоростных проволочных прокатных станов
Наверх