Способ стабилизации корпуса одноколейного транспортного средства

 

Изобретение относится к одноколейным транспортным средствам, а именно к монорельсовым железным дорогам, мотоциклам, мотороллерам, велосипедам и мотовелосипедам, в частности к одноколесным транспортным средствам. Способ управления одноколейным транспортным средством заключается в том, что скорость вращения маховика с помощью передачи с рекуперацией энергии изменяют в обратной зависимости от скорости движения транспортного средства. Техническим результатом является упрощение конструкции, повышение устойчивости одноколейного транспортного средства, возможность наклона при движении в повороте и повышение экономичности.

Предлагаемое изобретение относится к одноколейным транспортным средствам, а именно к монорельсовым железным дорогам, мотоциклам, мотороллерам, велосипедам, мотовелосипедам, в частности к одноколесным транспортным средствам.

Известны способы стабилизации корпуса одноколейного транспортного средства, заключающиеся в изменении положения гироскопа в пространстве с помощью поворота рамы дополнительным приводом [1], [2], [3], [4].

Недостатком известных способов является постоянная скорость вращения гироскопа и соответственно постоянный гироскопический эффект, что не позволяет осуществлять наклон корпуса при движении на повороте и сложность конструкции из-за дополнительных устройств для поворота или наклона рамы гироскопа и механизмов контроля вертикального положения корпуса.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является гироскопическое двухколесное транспортное средство, устойчиво стоящее даже в покое по патенту Японии 56060780 от 24.10.79 [4].

Недостатком известного способа является постоянная скорость вращения гироскопа и соответственно постоянный гироскопический эффект, что не позволяет осуществлять наклон корпуса при движении на повороте, и сложность конструкции из-за дополнительных устройств для поворота или наклона рамы гироскопа и механизмов контроля вертикального положения корпуса.

Все это в конечном итоге привело к тому, что одноколейные транспортные средства с гироскопом из-за сложности конструкции не получили дальнейшего развития, а одноколесные транспортные средства без гироскопа используются лишь в цирковом и эстрадном искусстве, где устойчивость конструкции обеспечивается за счет балансировки тела артиста.

Технический результат: предлагаемым изобретением решается задача стабилизации корпуса одноколейного транспортного средства, упрощение конструкции и повышение экономичности.

Для достижения указанного технического результата предлагается способ стабилизации одноколейного транспортного средства, заключающийся в том, что изменяют скорость вращения гироскопа и соответственно гироскопический момент, причем его осуществляют в обратной зависимости от скорости движения транспортного средства, при этом при увеличении скорости движения транспортного средства скорость вращения маховика и соответственно его гироскопический эффект уменьшают, при снижении скорости движения транспортного средства скорость вращения маховика и его гироскопический эффект увеличивают.

Для реализации указанного способа предлагается установить в транспортном средстве передачу с рекуперацией энергии и по меньшей мере один маховик (гироскоп), поскольку при вращении маховик обладает гироскопическим эффектом и может выполнять функции гироскопа.

Способ осуществляется следующим образом.

При увеличении скорости движения устройства кинетическую энергию маховика через передачу передают на колесо, что приводит к снижению скорости вращения маховика, уменьшению стабилизирующего гироскопического эффекта и позволяет осуществлять наклоны устройства при его движении на поворотах. Для осуществления наклона смещают цент тяжести транспортного средства влево или вправо относительно направления движения транспортного средства.

При торможении устройства кинетическую энергию от колеса через передачу возвращают и аккумулируют в маховике, что приводит к увеличению скорости вращения маховика, усилению гироскопического эффекта и повышению остойчивости устройства в целом. При этом смещение центра тяжести уже не приводит к существенному наклону транспортного средства.

Результаты предварительных расчетов и испытаний показали, что увеличение скорости движения устройства массой 100 кг с 0 до 175 км/час приводит к снижению скорости вращения маховика массой 9 кг в пределах от 15000 до 7400 об/мин, при этом гироскопический эффект уменьшается с 367 до 182 Н/м.

Таким образом, предложенное техническое решение обеспечивает получение технического результата: простоту конструкции, изменение устойчивости одноколейного транспортного средства, возможность наклона при движении в повороте и повышение экономичности за счет рекуперации энергии.

Источники информации 1. Патент 27091 от 30.05.1909. Устройство для сохранения равновесия повозок или других находящихся в неустойчивом положении тел.

2. Журнал "Изобретатель и рационализатор", 1994, 1, с.28-29. Статья Г. Черненко. Изобретатель "Гирокара".

3. Журнал "Автомобильная промышленность", 1996, 4, с.15-18. Статья к.т. н. В.Г.Некрасова. Устойчивость одноколейных автомобилей.

4. Патент Японии 56060780, кл. B 62 D 37/06 с приоритетом от 24.10.79, опубл. 25.05.81. Гироскопическое двухколесное транспортное средство, устойчиво стоящее даже в покое.

Формула изобретения

Способ стабилизации одноколейного транспортного средства, отличающийся тем, что скорость вращения маховика с помощью передачи с рекуперацией энергии изменяют в обратной зависимости от скорости движения транспортного средства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствам для стабилизации их кузовов, и может быть использовано для улучшения их устойчивости движения на склоне, комфортабельности движения и улучшения условий работы двигателя

Погрузчик // 1773862

Велосипед // 2223886
Изобретение относится к двухколесным велосипедам с электрической трансмиссией и маховиком, который может использоваться для стабилизации велосипеда

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а именно к устройствам стабилизации транспортного средства

Изобретение относится к одноосным транспортным средствам со стабилизацией кузова посредством перемещающейся массы и гироскопов

Изобретение относится к велосипедам с опорой на спинку

Изобретение относится к средствам гироскопической стабилизации

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к гиростабилизированным двухколесным одноколейным транспортным средствам. Технический результат изобретения заключается в обеспечении возможности экстренного маневра без уменьшения частоты вращения гироскопа простым наклоном корпуса водителя при одновременном упрощении конструкции за счет использования только одного гироскопа. Гиростабилизатор двухколесного одноколейного транспортного средства выполнен в виде гироскопа в кардановом подвесе, внешнее кольцо карданова подвеса имеет двухстороннее осевое шарнирное соединение с рамой транспортного средства, причем ось этого соединения направлена вдоль продольной оси транспортного средства, внутреннее кольцо карданова подвеса имеет двухстороннее осевое шарнирное соединение с внешним кольцом, вал ротора гироскопа имеет двухстороннее осевое шарнирное соединение с внутренним кольцом карданова подвеса, причем оси всех трех шарнирных соединений взаимно перпендикулярны, внешнее кольцо карданова подвеса является опорой для водителя, а гиростабилизатор имеет средство блокировки поворота внешнего кольца вокруг оси его шарнирного соединения с рамой транспортного средства. Поворот двухколесного транспортного средства на высокой скорости производится его наклоном в сторону поворота без участия руля. Гиростабилизатор сохраняет горизонтальную ориентацию подножки и ног водителя и позволяет водителю через реакцию ног и корпуса контролировать устойчивость транспортного средства. При зафиксированном внешнем кольце перпендикулярно относительно рамы обеспечивается устойчивость всего транспортного средства без участия водителя. 5 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гиростабилизаторам одноколейных транспортных средств. Гиростабилизатор выполнен в виде гироскопа в кардановом подвесе. Гиростабилизатор имеет средство блокировки поворота внешнего кольца карданова подвеса вокруг оси его шарнирного соединения с рамой транспортного средства. Гиростабилизатор размещен на маятнике заднего колеса и имеет средство блокировки поворота внутреннего кольца карданова подвеса вокруг оси его шарнирного соединения с внешним кольцом. Каждое средство блокировки выполнено в виде серводвигателя, обеспечивающего возможность принудительного поворота соответствующего кольца по команде микроконтроллера. Микроконтроллер контролирует скорость и допустимые углы наклона транспортного средства. На внутреннем кольце на оси шарнирного соединения с валом ротора закреплен дополнительный груз. Достигается расширение эксплуатационных свойств гиростабилизатора транспортного средства. 5 ил.
Наверх