Верхнее строение железнодорожного пути

 

Изобретение относится к конструкции железнодорожного пути. Сущность изобретения: строение содержит основание (1) с подрельсовым выступом (2) с симметричными гранями, рельс (5) с симметричной в поперечном сечении опорной частью, установленной с охватом боковых граней (4) подрельсового выступа (2), и упругую прокладку (9), уложенную по линии сопряжения рельса (5) и подрельсового выступа (2). При этом по первому варианту нижняя часть каждого ребра (7) опорной части рельса (5) выполнена в виде крюка (13), с каждой стороны подрельсового выступа (2) выполнен крюк (15) и с каждой стороны установлена скоба (18) с верхним (19) и нижним (20) крюками для зацепления с крюками (13, 15) опорной части рельса (5) и подрельсового выступа (2). При этом по второму варианту нижняя часть каждого ребра опорной части рельса в поперечном сечении выполнена в виде крюка с обращенным во внутреннюю сторону концом, наружная сторона каждого ребра упругой прокладки снабжена устройством для фиксации крюка опорной части рельса, верхняя часть подрельсового выступа выполнена с расширением. Изобретения направлены на повышение надежности за счет улучшения закрепления рельса на основании. 2 с. и 18 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретения относятся к конструкции верхнего строения пути.

Известна рельсовая дорога, содержащая шпалы и рельсы, установленные через прокладки на торцах шпал. Рельсы закреплены скобами, охватывающими рельсы и свободные концы шпал, и болтами, стягивающими указанные скобы. Недостатком этой рельсовой дороги является сложность конструкции, наличие болтового соединения скобы с рельсом и шпалой, большая трудоемкость при монтаже и эксплуатации, ненадежность. RU 2016947 С1, 30.07.1994.

Аналогом группы изобретений является верхнее строение железнодорожного пути, которое содержит основание с подрельсовым выступом с симметричными гранями, рельс с симметричной в поперечном сечении опорной частью, установленной с охватом боковых граней подрельсового выступа, и упругую прокладку, уложенную по линии сопряжения рельса и подрельсового выступа (SU 1474191 А1, 23.04.1989).

Недостатками этого пути является недостаточная надежность закрепления рельса от продольного перемещения, повышенная жесткость на сопряжении скобы с рельсом, сложность конструкции из-за наличия болтового соединения и, как следствие, малая возможность механизации при монтаже-демонтаже и эксплуатации, невозможность регулирования положения рельса по высоте промежуточным скреплением.

Изобретение направлено на устранение указанных недостатков.

Изобретение пояснено чертежами.

Поставленная техническая задача решается следующими путями.

По первому варианту. Верхнее строение железнодорожного пути содержит основание с подрельсовым выступом с симметричными гранями, рельс с симметричной в поперечном сечении опорной частью, установленной с охватом боковых граней подрельсового выступа, и упругую прокладку, уложенную по линии сопряжения рельса и подрельсового выступа, при этом нижняя часть каждого ребра опорной части рельса выполнена в виде крюка, с каждой стороны подрельсового выступа выполнен крюк и с каждой стороны установлена скоба с верхним и нижним крюками для зацепления с крюками опорной части рельса и подрельсового выступа.

В зацеплении нижнего крюка скобы за крюк подрельсового выступа и/или в зацеплении верхнего крюка скобы за крюк ребра опорной части рельса грани в поперечном сечении одного из крюков зацепления могут быть выполнены расширяющимися в наружную сторону, конец другого крюка помещен между указанными расширяющимися гранями с возможностью заклинивания.

Скоба может быть выполнена S-образной.

На внутренних гранях опорной части рельса могут быть выполнены неровности, например, в виде накатки или насечки.

На каждой боковой грани подрельсового выступа могут быть выполнены неровности в виде ориентированных сверху вниз выступов криволинейного или трапециевидного поперечного очертания равного размера и шага между ними и ответно выполнены неровности на направленном вниз ребре упругой прокладки.

Направленные вниз ребра упругой прокладки могут быть выполнены разновеликой толщины.

Толщина каждого направленного вниз ребра упругой прокладки может быть выполнена больше величины соответствующего зазора между боковой гранью подрельсового выступа и ребром опорной части рельса для обеспечения упругосжатого состояния указанных ребер прокладки в смонтированном состоянии.

В зацеплении нижнего крюка скобы с крюком подрельсового выступа может быть установлена прокладка.

Между верхней гранью подрельсового выступа и опорной частью рельса, преимущественно на подрельсовой упругой прокладке может быть установлена регулировочная прокладка для регулирования положения рельса по высоте.

По второму варианту. Верхнее строение железнодорожного пути содержит основание с подрельсовым выступом, установленный на подрельсовом выступе рельс с опорной частью, выполненной с охватом указанного подрельсового выступа, и уложенную по линии сопряжения опорной части рельса и подрельсового выступа упругую прокладку, при этом рельс и подрельсовый выступ симметричны относительно своих вертикальных осей, при этом нижняя часть каждого ребра опорной части рельса в поперечном сечении выполнена в виде крюка с обращенным во внутреннюю сторону концом, наружная сторона каждого ребра упругой прокладки снабжена устройством для фиксации крюка опорной части рельса, верхняя часть подрельсового выступа выполнена с расширением.

Устройство для фиксации крюка опорной части рельса может быть выполнено на наружной стороне ребра упругой прокладки в виде обращенной вниз полки для взаимодействия с указанным крюком.

Устройство для фиксации крюка опорной части рельса может быть выполнено на наружной стороне ребра упругой прокладки в виде расположенных на разной высоте пазов с расширяющимися наружу внутренними гранями для заклинивания между ними конца указанного крюка.

Толщина каждого ребра упругой прокладки может быть выполнена больше величины соответствующего зазора между боковой гранью подрельсового выступа и ребром опорной части рельса для обеспечения упругосжатого состояния указанных ребер прокладки в смонтированном состоянии.

Ребра упругой прокладки могут быть выполнены разновеликой толщины.

На внутренних гранях опорной части рельса могут быть выполнены неровности.

На наружной стороне каждого ребра упругой прокладки могут быть выполнены неровности.

Между верхней гранью подрельсового выступа и опорной частью рельса, преимущественно на упругой прокладке, может быть установлена регулировочная прокладка.

Расширение верхней части подрельсового выступа может быть выполнено в виде наклонных в поперечном сечении от основания наружу боковых граней или в виде выступа на каждой боковой грани и ответно выполненных внутренних граней ребра упругой прокладки.

На каждой боковой грани подрельсового выступа могут быть выполнены неровности в виде ориентированных сверху вниз выступов равного поперечного размера и шага между ними, и ответно указанным неровностям выступа выполнены неровности на ребрах упругой прокладки.

Каждое ребро упругой прокладки может быть выполнено трехслойным, при этом внутренний и наружный слои выполнены неупругими.

На фиг.1 общий вид верхнего строения пути по 1-ому варианту; на фиг.2 - продольный вид на фиг.1; на фиг.3 - положение скобы при монтаже; на фиг.4 - верхнее строение с С-образной скобой; на фиг.5 - вид с S-образной скобой с расширяющимися внутренними гранями; на фиг.6 - продольный вид на фиг.5; на фиг. 7 - вид с автономным выполнением крюков подрельсового выступа; на фиг.8 - прокладка установлена на крюке скобы; на фиг.9 - прокладка установлена на конце нижнего крюка; на фиг.10 - прокладка установлена на конце крюка выступа; на фиг.11 - прокладка установлена под крюком выступа основания; на фиг. 12 - общий вид верхнего строения по варианту 2; на фиг.13 - сечение А-А на фиг. 12; на фиг.14 - верхнее строение по варианту 2 с пазами на упругой прокладке.

Пример 1. Фиг.1-3.

Верхнее строение железнодорожного пути содержит основание 1, преимущественно блочное. На основании 1 под каждый рельс выполнен направленный вверх ориентированный в продольном направлении подрельсовый выступ 2. Подрельсовый выступ 2 в поперечном сечении выполнен трапециевидным с верхней 3 и расширяющимися книзу боковыми 4 гранями, но может быть выполнен с криволинейными боковыми гранями 4 выпуклостью наружу или внутрь, либо прямоугольным. На каждый подрельсовый выступ 2 установлен рельс 5, опорная часть 6 которого выполнена в поперечном сечении с направленными вниз ребрами 7. Внутренние боковые грани 8 ребер 7 опорной части 6 в поперечном сечении выполнены аналогично подрельсовому выступу 2 основания 1 расширяющимися книзу трапециевидными или криволинейного очертания выпуклостью наружу или внутрь, либо прямоугольными. Верхняя 3 и боковые грани 4 подрельсового выступа 2 симметричны относительно своей вертикальной оси. Опорная часть 6 рельса 5 выполнена симметричной относительно своей вертикальной оси. По линии сопряжения подрельсового выступа 2 основания 1 и опорной части 6 рельса 5 установлена упругая электроизоляционная П-образная прокладка 9. Направленные вниз боковые ребра 10 прокладки 9 выполнены разновеликой толщины для регулирования колеи. Для увеличения диапазона регулирования колеи могут быть выполнены прокладки 9 другого типоразмера с другой толщиной ребер 10. Толщина каждого направленного вниз ребра 10 в свободном демонтированном состоянии выполнена большей толщины соответствующего ребра 10 в смонтированном состоянии для обеспечения пребывания ребер 10 в упругосжатом состоянии и за счет этого более надежной фиксации рельса 5 на подрельсовом выступе 2. Для обеспечения регулирования положения рельса по высоте при эксплуатации могут быть выполнены прокладки 9 другого типоразмера с другой толщиной горизонтальной полки 11 одинаковой жесткости. Для увеличения диапазона регулирования положения рельса по высоте при эксплуатации на упругую прокладку 9 укладывают регулировочную прокладку 12.

Подкладка 12 может быть установлена на верхнюю грань подрельсового выступа 2. Нижняя часть каждого ребра 7 опорной части рельса снабжена фиксаторным устройством в сечении поперек рельса в виде крюка 13 с направленным вверх концом 14.

С каждой стороны подрельсового выступа 2 на боковой грани 4 ниже крюка 13 рельса 5 выполнено ориентированное в продольном направлении фиксаторное устройство в поперечном сечении в виде крюка 15 с направленным вниз концом. Фиксаторное устройство выполнено в одной продольной плоскости, преимущественно вертикальной, с фиксаторным устройством ребра 7 опорной части 6. Указанное фиксаторное устройство относительно верхней грани 3 подрельсового выступа 2 и фиксаторного устройства ребра 7 опорной части 6 рельса выполнено отрезками с продольным наклоном с каждой стороны подрельсового выступа в противоположных направлениях осесиметрично относительно вертикальной оси симметрии подрельсового выступа 2. Смежно с крюком 15 образован паз между крюком 15 и выступом 2 с расширяющимися наружу гранями 16. Нижняя грань 16 крюка в пазу в поперечном сечении наклонена наружу вниз и снабжена неровностями 17 в виде направленных вниз ориентированных в поперечном направлении выступов криволинейного поперечного очертания одинакового размера и шага в продольном направлении.

С каждой стороны подрельсового выступа 2 установлена ориентированная в продольном направлении скоба 18 с ориентированными в продольном направлении верхним и нижним фиксаторными устройствами в поперечном сечении в виде крюков 19 и 20 с направленными соответственно вверх и вниз концами 21 и 22 и образованными смежно с каждым крюком пазами для зацепления с фиксаторными устройствами опорной части 6 рельса и подрельсового выступа 2. Верхнее и нижнее фиксаторные устройства скобы 18, а именно конец крюка и смежный с крюком паз с одинаковыми по всей длине поперечными сечениями и размерами, выполнены с продольным наклоном относительно верхнего фиксаторного устройства скобы ответно фиксаторным устройствам ребра 7 опорной части 6 и выступа 2. Ввиду осесимметричности отрезков фиксаторных устройств выступа 2 скобы 18 взаимозаменяемы для каждой стороны подрельсового выступа 2. Внутренняя грань 23 нижнего крюка 20 скобы 18 снабжена неровностями 24 ответно неровностям 17 на нижней грани 16 крюка 20. Для упругого закрепления скобы 18 и электроизоляции рельса 5 от основания 1 на внутренней грани 23 нижнего крюка 20 закреплена упругая, например резинокордная, прокладка 25 с неровностями, ответными неровностям 24 грани 23 крюка 20 и неровностям 17 на нижней грани 16 крюка 15, и с торцовыми выступами 26, охватывающими нижний крюк 20 с торцов для фиксации на крюке 20 от продольного перемещения.

Боковые грани 4 подрельсового выступа 2 над крюком 15 снабжены неровностями 27 в виде ориентированных сверху вниз выступов криволинейного или трапециевидного поперечного очертания одинакового поперечного размера и шага в продольном направлении. Боковые ребра 10 упругой прокладки 9 выполнены ответно неровностям 27. На внутренней грани 8 ребра 7 рельса 5 выполнены неровности 28, например, в виде накатки или насечки.

В верхней части рельса 5 выполнена головка 29 и шейка 30. Шейка 30 выполнена минимальной высоты, необходимой для обеспечения зазора под гребнем колеса и ширины, меньшей ширины головки 29 на величину допустимого бокового износа с двух сторон рельса 5. Ввиду большой поперечной устойчивости рельса 5 допустимый боковой износ и ширина головки 29 увеличены по сравнению с известным рельсом. Рельс 5 может быть выполнен без шейки с шириной головки 29, превышающей ширину опорной части 6 вверху (фиг.5).

При монтаже на подрельсовый выступ 2 устанавливают П-образную прокладку 9 требуемого типоразмера на заданную колею. На прокладку 9 устанавливаю рельс 5. На нижний крюк 20 скобы 18 монтируют упругую прокладку 25. В месте наивысшего положения отрезка фиксаторного устройства подрельсового выступа 2 (на фиг. 26 слева) скобу 18 крюком 19 верхнего фиксаторного устройства внедряют между подрельсовым выступом 2 и концом 14 крюка 13 рельса 5 и зацепляют за крюк 13. Скобу 18 перемещают в продольном направлении и выполняют предварительное зацепление крюка 20 нижнего фиксаторного устройства скобы за фиксаторное устройство подрельсового выступа 2.

Монтажной машиной нагрузкой, превышающей поездную, сжимая полку 11 прокладки 9, опускают рельс в нижнее положение. Преодолевая сопротивление взаимодействия неровностей прокладки 25 с неровностями 17 нижней грани 16 крюка 15, скобу 18 перемещают в продольном направлении в сторону более низкого положения фиксаторного устройства подрельсового выступа 2 (на фиг.2, 6 справа) и заклинивают скобу 18 верхним и нижним фиксаторными устройствами между фиксаторными устройствами ребра 7 опорной части 6 и подрельсового выступа 2 на требуемую величину прижатия рельса 5.

После снятия монтажного нажатия упругая сила сжатой П-образной амортизационной прокладки 9 обеспечивает сжатие упругой прокладки 25 на крюке 30, натяжение скобы 18 и за счет этого поперечную устойчивость рельса 5. От продольного самодемонтажа скоба 18 удерживается сопротивлением взаимодействия неровностей 17 нижней грани 16 продольного выступа 15 с неровностями упругой прокладки 25 нижнего крюка 20. Рельс 5 от продольного перемещения удерживается силой трения со скобой 18 и силой трения неровностей 28 в виде накатки об амортизационную прокладку 9 с каждой стороны рельса. Сила трения неровностей 28 усилена за счет того, что боковые ребра 10 прокладки 9 находятся в упругосжатом состоянии благодаря выполнению указанных ребер 10 большей толщины, а также уширению книзу подрельсового выступа 2 и внутренних граней 8 ребра 7 опорной части 6.

При демонтаже монтажной машиной прижимают рельс 5 и, преодолевая сопротивление взаимодействия неровностей 17 на нижней грани 16 продольного крюка 15 с неровностями упругой прокладки 25, скобу 18 перемещают в продольном обратном монтажу направлении и поворотом в поперечном направлении снимают, освобождая рельс. При износе головки 29 рельса 5 и изменении колеи разновеликие по толщине боковые ребра 10 П-образной прокладки 9 меняют местами или устанавливают прокладку 8 другого типоразмера. При достижении полного бокового износа головок 29 рельсы 5 меняют местами и прокладками 9 устанавливают требуемую колею.

Для регулирования положения рельса 5 по высоте на упругую прокладку 9 укладывают регулировочную прокладку 12 или укладывают упругую прокладку 9 с другой толщиной горизонтальной полки 11. При эксплуатации для регулирования прижатия рельса 5 к подрельсовому выступу 2 монтажной машиной нажимают на рельс 5 и перемещают скобу 18 в продольном направлении в сторону зажатия или ослабления. Амортизационная прокладка 9 и упругая прокладка 25 на крюке 20 обеспечивают упругость скрепления и электроизоляцию рельса 5 от основания 1. Конфигурация и расположение деталей предотвращают попадание в них влаги и засорителей. Минимальное количество деталей обеспечивает простоту, надежность и возможность большой степени механизации.

Пример 2. Фиг.4.

Конец 14 крюка 13 в нижней части ребра 7 опорной части 6 рельса 5 обращен в наружную от подрельсового выступа 2 сторону. Скоба 18 для крепления рельса 5 к основанию 1 выполнена С-образной и зацеплена верхним крюков 19 за крюк 13 с наружной стороны ребра 7 рельса.

Монтаж-демонтаж и эксплуатация аналогично примеру 1. Преимущество - большее удобство при монтаже-демонтаже и возможности и возможности осмотра верхнего узла крепления, недостаток-подверженность верхнего узла воздействию атмосферных осадков и засорителей.

Пример 3. Фиг.5,7(верхний крюк) и фиг.6.

В верхнем строении пути внутренние ориентированные в продольном направлении боковые грани 31 в пазу верхнего крюка 19 выполнены в поперечном сечении расширяющимися наружу вниз. Конец 14 крюка 13 рельса 5 помещен между расширяющимися гранями 31 с возможностью взаимодействия с указанными гранями 31. Внутренняя грань 32 крюка 13 рельса 5 расположена с зазором 33 между концом 21 и наружной гранью 34 верхнего крюка 19 скобы 18. Над верхом конца 14 крюка 13 выполнен зазор 35. Скоба 18 установлена с возможностью поворота в поперечном сечении и вокруг конца 14 крюка 13 между расширяющимися внутренними гранями 31 крюка 19. Скоба 18 выполнена S-образной и может быть выполнена С-образной.

После монтажа при нятяжении сжатой упругой прокладкой 9 крюка 13 вверх конец 14 заклинивается между расширяющимися наружу внутренними гранями 31 верхнего крюка 19. Возникающие достаточно большие силы распора и сцепления взаимодействующих граней 31 и конца 14 обеспечивают необходимую фиксацию от взаимного продольного перемещения.

Пример 4. Фиг.5, 7 (нижний крюк), 6.

С каждой стороны подрельсового выступа 2 на боковой грани выполнено фиксаторное устройство 36 в виде крюка 15 с направленным вниз концом 37. Внутренние грани 23 смежного с крюком 20 паза в поперечном сечении выполнены расширяющимися наружу вверх. Конец 37 крюка 15 выступа 2 помещен между расширяющимися наружу вверх гранями 2 нижнего крюка 20. Внутренняя грань 38 крюка 36 расположена с зазором 39 над концом 22 нижнего крюка 20 скобы 18. Наружная грань 40 крюка 20 расположена с зазором 41 от боковой грани 42 подрельсового выступа 2 под выступом 15. Под низом конца 37 крюка 15 выполнен зазор 43. Скоба 18 установлена с возможностью поворота в поперечном сечении вокруг конца 37 и продольного перемещения. Крюк 15 выполнен без неровностей 17, указанных в примерах 1, 2. Фиксаторное устройство 36 с крюком 15 может быть выполнено на основании 1 автономно с каждой стороны выступа 2 /фиг. 7/. Возникающие после монтажа аналогично примеру 3 силы сцепления обеспечивают необходимую фиксацию от перемещения скобы 18 относительно крюка 15 и совместно с силами сцепления верхнего крюка 19 по примеру 3 необходимую фиксацию рельса 5 от продольного перемещения относительно основания 1.

Пример 5. Фиг.8 /нижний крюк/.

В креплении по примеру 4 для электроизоляции рельса 5 от основания 1 на нижнем крюке 20 установлена прокладка 25 с торцовыми выступами 26 аналогично примерам 1 и 2, которая выполнена многослойной в смежном с крюком 20 пазу. Сверху упругого слоя выполнен неупругий слой 44 из твердого материала, например металла. Обращенные к крюку 38 грани 45 неупругого слоя 44 в поперечном сечении выполнены расширяющимися наружу вверх, аналогично примеру 4. Неупругий слой 44 выполнен для распределения нагрузки на упругий слой и увеличения сцепления с концом 37 крюка 15. Работа нижнего крюка 20 аналогична примеру 4. Неупругий слой обеспечивает требуемое сцепление с концом 37 и распределение давления на упругий слой прокладки 25.

Пример 6. Фиг.9 /верхний крюк/.

В креплении ориентированные в продольном направлении боковые грани 32 смежно с крюком 13 паза выполнены в поперечном сечении расширяющимися наружу вверх. Конец 21 верхнего крюка 19 помещен между расширяющимися гранями 32 с возможностью взаимодействия с указанными гранями 32. Внутренняя грань 31 крюка 19 скобы 18 выполнены с зазором 35 над верхом конца 14 крюка 13 и с зазором 46 от наружной обращенной к выступу 2 грани 47 крюка 13 рельса 5. Под концом 21 верхнего крюка 19 выполнен зазор 48. Скоба 18 установлена с возможностью поворота вокруг конца 21 верхнего крюка 19, перемещения в продольном направлении и заклинивания конца 21 крюка 19 между расширяющимися внутренними гранями 32 смежного с крюком 13 паза. Скоба 18 выполнена S-образной, но может быть выполнена и С-образной по примеру 2. Монтаж-демонтаж и работа аналогичны примерам 3 и 4 с заклиниванием конца крюка между расширяющимися внутренними гранями другого крюка.

Пример 7. Фиг.9 /нижний крюк/.

В креплении внутренняя грань 38 смежного с крюком 15 паза и боковая грань 42 подрельсового выступа 2 в указанном пазу выполнены в поперечном сечении расширяющимся наружу вниз. Для электроизоляции рельса 5 от основания 1 на конце 22 нижнего крюка 20 установлена многослойная прокладка 25. Снаружи упругого слоя прокладки 25 выполнен неупругий слой 49 из твердого материала, например металла, наружная грань которого выполнена криволинейного очертания выпуклостью наружу или с боковыми гранями, ответными граням 38 и 42. Неупругий слой 49 выполнен для распределения нагрузки на упругий слой и увеличения сцепления с внутренней гранью 38 и боковой гранью 42. Внутренняя грань 23 крюка 20 выполнена с зазором между концом 37 и с зазором 50 между наружной гранью 51 крюка 15. Над неупругим слоем 49 выполнен зазор 39.

После монтажа возникающие от заклинивания силы сцепления обеспечивают необходимую фиксацию скобы от продольного перемещения относительно основания 1. Упругий электроизоляционный слой обеспечивает требуемую упругость крепления и электроизоляцию рельса 5 от основания 1.

Пример 8. Фиг.10.

Аналогично примеру 4 внутренние грани 23 смежного с крюком 20 паза выполнены расширяющимися наружу вверх. На конце 37 крюка 15 установлена прокладка 52, преимущественно многослойная с внутренним упругим и наружным неупругим 53 слоями. Наружная грань неупругого слоя 53 выполнена криволинейной выпуклостью наружу или ответно внутренним граням 23. Прокладка 52 выполнена по всей длине наклонного в продольном направлении отрезка крюка 15 с упорами по торцам для фиксации в продольном направлении.

Аналогично примерам 5, 6 при натяжении скобы 18 вверх возникающие силы сцепления от заклинивания неупругого слоя 53 между расширяющимися гранями 23 обеспечивают необходимую фиксацию от продольного перемещения скобы 18 относительно крюка 36. Упругий электроизоляционный слой прокладки 52 обеспечивает требуемую упругость крепления и элетроизоляцию рельса 5 от основания 1.

Пример 9. Фиг.11.

Между внутренней гранью 38 смежного с крюком 15 паза и боковой гранью 42 выступа 2 в указанном пазу установлена прокладка 54, преимущественно многослойная с упругим слоем, ответным граням 38 и 42 и наружным неупругим слоем 55. Боковые грани 56 наружного слоя 55 аналогично граням 38 и 42 по примеру 7 выполнены расширяющимися наружу вниз. Конец 22 нижнего крюка 20 размещен между боковыми гранями 56 с заклиниванием между указанными гранями. Грани 38 и 42 выполнены сужающимися книзу для поперечной фиксации прокладки 54. Прокладка 54 выполнена по всей длине паза с наклонными в продольном направлении гранями 38 и 42 с упорами по торцам для фиксации в продольном направлении.

При натяжении скобы 18 вверх возникающие силы сцепления от заклинивания конца 22 крюка 20 между расширяющимися боковыми гранями 56 обеспечивают необходимую фиксацию от продольного перемещения скобы 18 относительно основания 1. Упругий электроизоляционный слой прокладки 54 обеспечивает требуемую упругость крепления и электроизоляцию рельса 5 от основания 1.

Пример 10. Фиг.12,13.

Верхнее строение железнодорожного пути содержит основание 1 с подрельсовым выступом 2, боковые грани 4 которого симметричны относительно вертикальной оси. Верхняя часть подрельсового выступа 2 выполнена с уширением в виде направленных в боковую сторону выступов 57 (фиг.12, 13) или наклоном в наружную сторону в поперечном сечении от основания 1 вверх боковых граней 4 (фиг. 14). Под выступом 57 на каждой боковой грани 4 выполнены неровности 27 в виде ориентированных сверху вниз выступов. На подрельсовом выступе 2 с охватом боковых граней 4 установлена П-образная упругая прокладка 9, внутренние грани направленного вниз каждого ребра 10 которой выполнены ответно боковым граням 4 подрельсового выступа 2. Каждое ребро 10 выполнено трехслойным. Обращенный к подрельсовому выступу 2 слой 58 с неровностями, ответными неровностям 27, и обращенный в наружную сторону слой 59 выполнены неупругими, например из металла или пластмассы. На обращенной в наружную сторону грани 60 неупругого, преимущественно из металла, слоя 59 выполнены неровности, например, в виде накатки или насечки. На подрельсовом выступе 2 установлен рельс 5 с П-образной опорной частью 6 с направленными вниз ребрами 7, охватывающими указанный выступ 2 с установленной на нем многослойной прокладкой 9. Нижняя часть каждого ребра 7 опорной части 6 в поперечном сечении выполнена в виде крюка 13 с обращенным во внутреннюю сторону концом 14. На боковой внутренней грани 8 ребра 7 опорной части 6 выполнены неровности, например, в виде накатки. Наружная сторона каждого ребра 10 упругой прокладки 9 снабжена устройством для фиксации крюка 13 опорной части 6 рельса 5. Устройство для фиксации крюка 13 опорной части 6 рельса 5 выполнено на наружной стороне ребра 10 упругой прокладки 9 в виде обращенной вниз полки 61 для взаимодействия с указанным крюком 13. Полка 61 в поперечном сечении выполнена с наклоном вниз в наружную сторону. Нижний участок 62 неупругого слоя 59 под полкой 61 расположен ниже ребра 7 рельса 5. Толщина каждого ребра 10 упругой прокладки 9 выполнена больше величины соответствующего зазора между боковой гранью 4 подрельсового выступа 2 и ребром 10 опорной части 6 рельса 5 для обеспечения упругосжатого состояния указанных ребер 10 прокладки 9 в смонтированном состоянии. Ребра 10 упругой прокладки 9 выполнены разновеликой толщины для регулирования колеи. На внутренних гранях 8 опорной части 6 рельса 5 выполнены неровности, например, в виде накатки или насечки для увеличения сцепления с прокладкой 9.

При монтаже прокладку 9 устанавливают на подрельсовый выступ ребрами в заданное положение на требуемую колею. Неровности прокладки 9 устанавливают ответно неровностям 27 подрельсового выступа 2. Рельс 5 устанавливают на упругую прокладку 9 и монтажной машиной нагрузкой, превышающей поездную, нажимают на рельс 5 вниз. Концы 14 крюка перемещаются вниз по наружной грани 60 ребер 10 и сжимает их в поперечном направлении, приводя в упругое состояние. В нижнем положении рельса 5 поперечная упругая сила обеспечивает фиксацию крюка 13 рельса 5 за полку 61, что обеспечивает поперечную устойчивость рельса 5 на прокладке 9, а остаточная упругая сила - прижатие упругой прокладки 9 к неровностям 28 внутренних граней 8 рельса 5, что обеспечивает закрепление рельса от угона. Взаимодействие сжатых неровностей 27 боковых граней 4 и ответных неровностей прокладки 9 препятствует перемещению прокладки 9 вдоль подрельсового выступа 2. Боковые выступы 57 подрельсового выступа 2 обеспечивают поперечную устойчивость прокладки 9 на выступе 2.

При демонтаже нижние участки 62 ребра 10 прокладки 9 сжимают к выступу 2, вводят крюки 13 опорной части 6 из зацепления и перемещают рельс 5 вверх. После демонтажа рельса 5 демонтируют упругую прокладку 9. Для регулирования колеи перестанавливают прокладки 9, меняя местами разновеликие по толщине ребра 10 на одном или двух подрельсовых выступах 2 колеи. Для регулирования положения рельса 5 по высоте устанавливают упругую прокладку 9 другого типоразмера.

Пример 11 (фиг.14).

Верхняя часть подрельсового выступа 2 выполнена с уширением, для чего боковые грани 4 выполнены с наклоном в наружную сторону от основания вверх. Уширение может быть выполнено по примеру 10 в боковую сторону выступами 57. Каждое ребро, аналогично примеру 10, в поперечном сечении выполнено многослойным. Наружная сторона каждого ребра 10 упругой прокладки 9 снабжена устройством для фиксации крюка 13 опорной части 6 рельса 5. Устройство для фиксации крюка 13 опорной части 6 рельса 5 выполнено на наружной стороне ребра 10 упругой прокладки 9 в виде расположенных на разной высоте пазов 63 с расширяющимися в поперечном сечении наружу внутренними гранями 64 для заклинивания между ними конца указанного крюка 13. Верхняя грань 64 каждого паза 63 аналогично полки 61 в примере 10 в поперечном сечении выполнена с наклоном вниз в наружную сторону. Нижний участок 62 наружного слоя 59 выполнен аналогично примеру 10. На верхней грани упругой прокладки 9 дополнительно для регулирования положения рельса по высоте установлена регулировочная прокладка 12 преимущественно толщиной, кратной шагу по высоте пазов 63 прокладки 9. Регулировочная прокладка 12 может быть установлена на подрельсовом выступе 2. Упругая 9 и регулировочная 12 прокладки выполнены отрезками требуемой длины.

Формула изобретения

1. Верхнее строение железнодорожного пути, содержащее основание с подрельсовым выступом с симметричными гранями, рельс с симметричной в поперечном сечении опорной частью, установленной с охватом боковых граней подрельсового выступа, и упругую прокладку, уложенную по линии сопряжения рельса и подрельсового выступа, отличающееся тем, что нижняя часть каждого ребра опорной части рельса выполнена в виде крюка, с каждой стороны подрельсового выступа выполнен крюк и с каждой стороны установлена скоба с верхним и нижним крюками для зацепления с крюками опорной части рельса и подрельсового выступа.

2. Верхнее строение по п.1, отличающееся тем, что в зацеплении нижнего крюка скобы за крюк подрельсового выступа и/или в зацеплении верхнего крюка скобы за крюк ребра опорной части рельса грани в поперечном сечении одного из крюков зацепления выполнены расширяющимися в наружную сторону, конец другого крюка помещен между указанными расширяющимися гранями с возможностью заклинивания.

3. Верхнее строение по п.1, отличающееся тем, что скоба выполнена S-образной.

4. Верхнее строение по п.1, отличающееся тем, что на внутренних гранях опорной части рельса выполнены неровности, например, в виде накатки или насечки.

5. Верхнее строение по п.1, отличающееся тем, что на каждой боковой грани подрельсового выступа выполнены неровности в виде ориентированных сверху вниз выступов криволинейного или трапециевидного поперечного очертания равного размера и шага между ними и ответно выполнены неровности на направленном вниз ребре упругой прокладки.

6. Верхнее строение по п.1, отличающееся тем, что направленные вниз ребра упругой прокладки выполнены разновеликой толщины.

7. Верхнее строение по п.1, отличающееся тем, что толщина каждого направленного вниз ребра упругой прокладки выполнена больше величины соответствующего зазора между боковой гранью подрельсового выступа и ребром опорной части рельса для обеспечения упругосжатого состояния указанных ребер прокладки в смонтированном состоянии.

8. Верхнее строение по п.1, отличающееся тем, что в зацеплении нижнего крюка скобы с крюком подрельсового выступа установлена прокладка.

9. Верхнее строение по п.1, отличающееся тем, что между верхней гранью подрельсового выступа и опорной частью рельса преимущественно на подрельсовой упругой прокладке установлена регулировочная прокладка для регулирования положения рельса по высоте.

10. Верхнее строение железнодорожного пути, содержащее основание с подрельсовым выступом, установленный на подрельсовом выступе рельс с опорной частью, выполненной с охватом указанного подрельсового выступа, и уложенную по линии сопряжения опорной части рельса и подрельсового выступа упругую прокладку, при этом рельс и подрельсовый выступ симметричны относительно своих вертикальных осей, отличающееся тем, что нижняя часть каждого ребра опорной части рельса в поперечном сечении выполнена в виде крюка с обращенным во внутреннюю сторону концом, наружная сторона каждого ребра упругой прокладки снабжена устройством для фиксации крюка опорной части рельса, верхняя часть подрельсового выступа выполнена с расширением.

11. Верхнее строение по п.10, отличающееся тем, что устройство для фиксации крюка опорной части рельса выполнено на наружной стороне ребра упругой прокладки в виде обращенной вниз полки для взаимодействия с указанным крюком.

12. Верхнее строение по п.10, отличающееся тем, что устройство для фиксации крюка опорной части рельса выполнено на наружной стороне ребра упругой прокладки в виде расположенных на разной высоте пазов с расширяющимися наружу внутренними гранями для заклинивания между ними конца указанного крюка.

13. Верхнее строение по п.10, отличающееся тем, что толщина каждого ребра упругой прокладки выполнена больше величины соответствующего зазора между боковой гранью подрельсового выступа и ребром опорной части рельса для обеспечения упругосжатого состояния указанных ребер прокладки в смонтированном состоянии.

14. Верхнее строение по п.10, отличающееся тем, что ребра упругой прокладки выполнены разновеликой толщины.

15. Верхнее строение по п.10, отличающееся тем, что на внутренних гранях опорной части рельса выполнены неровности.

16. Верхнее строение по п.10, отличающееся тем, что на наружной стороне каждого ребра упругой прокладки выполнены неровности.

17. Верхнее строение по п.10, отличающееся тем, что между верхней гранью подрельсового выступа и опорной частью рельса преимущественно на упругой прокладке установлена регулировочная прокладка.

18. Верхнее строение по п.10, отличающееся тем, что расширение верхней части подрельсового выступа выполнено в виде наклонных в поперечном сечении от основания наружу боковых граней или в виде выступа на каждой боковой грани и ответно выполненных внутренних граней ребра упругой прокладки.

19. Верхнее строение по п.10, отличающееся тем, что на каждой боковой грани подрельсового выступа выполнены неровности в виде ориентированных сверху вниз выступов равного поперечного размера и шага между ними и ответно указанным неровностям выступа выполнены неровности на ребрах упругой прокладки.

20. Верхнее строение по любому из пп.10-12, 16, 19, отличающееся тем, что каждое ребро упругой прокладки выполнено трехслойным, при этом внутренний и наружный слои выполнены неупругими.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным системам эстакадного и подвесного типа, использующим рельсовую путевую структуру

Изобретение относится к транспортным системам эстакадного и подвесного типов, использующим рельсовую путевую структуру

Изобретение относится к транспортным системам с рельсовой путевой структурой, родственной дорогам подвесного и эстакадного типа

Изобретение относится к транспортным системам эстакадного и подвесного типа, использующим рельсовую путевую структуру

Изобретение относится к транспортным системам с рельсовой путевой структурой

Изобретение относится к транспорту, в частности к транспортным системам эстакадного и подвесного типа, использующим рельсовую путевую структуру

Изобретение относится к транспорту, в частности к транспортным системам, использующим рельсовую путевую структуру, таких как монорельсовые и многорельсовые дороги - подвесные, эстакадные и т.п

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к изготовлению железнодорожных рельсовых плетей

Изобретение относится к шахтному рельсовому пути

Изобретение относится к конструкции железнодорожного пути

Изобретение относится к подкрановым конструкциям с интенсивным тяжелым режимом эксплуатации

Изобретение относится к устройству железнодорожного пути и может быть использовано при строительстве и ремонте железнодорожных и трамвайных путей, метрополитена

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается рельсов, предназначенных для укладки на участках железных дорог со скоростным совмещенным движением, на скоростных магистралях и для метрополитена

Изобретение относится к устройству железнодорожного пути и может быть использовано при строительстве и ремонте железнодорожных и трамвайных путей, метрополитена

Изобретение относится к железным дорогам и может быть использовано при строительстве железнодорожных и трамвайных путей, метрополитена, а также аттракционов

Изобретение относится к комбинированному профилю с прессованным несущим элементом из материала на основе легкого металла, выполненным по типу рельса, и перекрывающей его лицевую, или верхнюю, поверхность (поверхность головки рельса) накладной лентой из более твердого металла
Наверх