Механизм привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания с переднего конца коленчатого вала

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение надежности и долговечности привода. Сущность изобретения заключается в том, что механизм привода содержит корпус, закрепленный к передней крышке блока цилиндров, вал привода, установленный на подшипниках, соединительный валик, входящий одним концом в шлицевое отверстие ведущей полумуфты, установленной на переднем конце коленчатого вала, а другим - в шлицевое отверстие вала привода, а также шкив и заглушки. Согласно изобретению, между соединительным валиком и заглушкой установлен упругий элемент. 3 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к устройствам отбора мощности на привод вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания.

Известно устройство отбора мощности на привод вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания, содержащее коленчатый вал, на хвостовик которого установлена распределительная шестерня, шкив, размещенный на промежуточной гильзе, жестко сочлененной с распределительной шестерней (см. патент СССР 428618, М.кл. F 02 B 67/06).

Известен привод агрегатов, в котором шкив отбора мощности устанавливается через подшипники на опоре, жестко связанной с корпусом двигателя, на конусную часть переднего носка коленчатого вала посажено водило, с водила через упругие элементы крутящий момент передается шкиву отбора мощности на привод ходовой системы комбайна, привод вентилятора и шестеренного насоса гидросистемы (см. "Дизели СМД-31; СМД-31А; СМД-23; СМД-24", Харьков, "Прапор", 1988, с.18, рис.10).

Недостатком известной конструкции является то, что соединение шкива и коленчатого вала осуществляется через упругие элементы, которые имеют недостаточный срок службы.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков к заявленному техническому решению является привод вспомогательных агрегатов, содержащий закрепленный к передней крышке блока цилиндров корпус, в котором на двух подшипниках установлен вал привода, соединительный валик, входящий одним шлицевым концом в ведущую полумуфту, установленную на переднем конце коленчатого вала, а другим - в шлицевое отверстие вала привода, заглушку и заглушку-пробку, ограничивающих осевое перемещение соединительного валика, крышку с сальником и съемную ступицу шкива, расположенную на коническом конце вала привода. В известном техническом решении производится отбор мощности для привода вентиляторов системы охлаждения, компрессора пневмотормозов и других агрегатов систем автомобиля (см. Г.Д. Чернышев, М.В. Ершов, Я.Б. Письман, Г. И. Созинов "Двигатель ЯМЗ - 240 и его модификации", М., Машиностроение, 1972г., с.60, рис.33).

Недостатком известной конструкции является повышенный износ шлицевого соединения из-за наличия зазоров между заглушками и соединительным валиком.

Была поставлена задача устранить повышенный износ в шлицевом соединении.

Поставленная задача решается за счет того, что в механизме привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с переднего конца коленчатого вала, содержащем корпус, закрепленный к передней крышке блока цилиндров, вал привода, установленный на подшипниках, соединительный валик, входящий одним концом в шлицевое отверстие ведущей полумуфты, установленной на переднем конце коленчатого вала, а другим - в шлицевое отверстие вала привода, шкив, заглушки, между соединительным валиком и заглушкой установлен упругий элемент, при этом упругий элемент может быть установлен со стороны коленчатого вала или со стороны шкива или одновременно со стороны коленчатого вала и со стороны шкива.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию "новизна".

Заявленное техническое решение не является очевидным для квалифицированных специалистов в данной области, так как оно разрешило следующее техническое противоречие: - с одной стороны, для обеспечения собираемости механизма привода агрегатов необходим осевой зазор между соединительным валиком и заглушками; - с другой стороны, наличие этих зазоров обуславливает повышенный износ шлицевых соединений.

Установка упругого элемента (например, пружины) между торцом соединительного валика и заглушкой разрешила это противоречие, так как при этом обеспечивается собираемость механизма привода вспомогательных агрегатов ДВС и существенно снижается износ шлицевых соединений.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что заявляемое техническое решение соответствует условию "изобретательский уровень".

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен механизм привода вспомогательных агрегатов ДВС с переднего конца коленчатого вала с упругим элементом, установленным со стороны коленчатого вала, в разрезе; на фиг.2 изображен механизм привода вспомогательных агрегатов ДВС с переднего конца коленчатого вала с упругим элементом, установленным со стороны шкива, в разрезе.

Механизм привода вспомогательных агрегатов ДВС с переднего конца коленчатого вала содержит блок цилиндров 1, коленчатый вал 2, гаситель крутильных колебаний 3, шкив 4, переднюю крышку 5 блока цилиндров 1.

К крышке 5 посредством болтов 6 закреплен корпус 7. В корпусе 7 и в передней крышке 5 блока цилиндров размещены подшипники 8, на которые установлен вал привода 9. Вал привода 9 зафиксирован в осевом направлении буртиками и стопорными кольцами. К торцу переднего конца коленчатого вала 2 болтами 10 закреплены гаситель крутильных колебаний 3 и ведущая полумуфта 11.

Соединительный валик 12 имеет утолщения на концах, на которых выполнены шлицы, при этом один шлицевый конец соединительного валика 12 входит в шлицевое отверстие вала привода 9, а другой - в шлицевое отверстие ведущей полумуфты 11.

В отверстиях коленчатого вала 2 и вала привода 9 установлены заглушки 13. Между соединительным валиком 12 и заглушками 13 установлена пружина 14, ограничивающая осевое перемещение соединительного валика 12. При этом пружина 14 может быть установлена между соединительным валиком 12 и заглушкой 13 со стороны коленчатого вала 2, или со стороны шкива 4, или одновременно со стороны коленчатого вала 2 и со стороны шкива 4.

Крутящий момент передается от коленчатого вала 2 на ведущую полумуфту 11, а затем через соединительный валик 12 на вал привода 9 и затем на шкив 4. Пружина 14 ограничивает осевое перемещение соединительного валика 12, что позволяет устранить повышенный износ шлицевого соединения.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании с использованием современных технологий.

Формула изобретения

1. Механизм привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания с переднего конца коленчатого вала, содержащий корпус, закрепленный к передней крышке блока цилиндров, вал привода, установленный на подшипниках, соединительный валик, входящий одним концом в шлицевое отверстие ведущей полумуфты, установленной на переднем конце коленчатого вала, а другим - в шлицевое отверстие вала привода, шкив и заглушки, отличающийся тем, что между соединительным валиком и заглушкой установлен упругий элемент.

2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что упругий элемент установлен между соединительным валиком и заглушкой со стороны коленчатого вала.

3. Механизм по п.1, отличающийся тем, что упругий элемент установлен между соединительным валиком и заглушкой со стороны шкива.

4. Механизм по п.1, отличающийся тем, что упругий элемент установлен между соединительным валиком и заглушкой одновременно со стороны коленчатого вала и со стороны шкива.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

QZ4A - Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество "КАМАЗ"

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество "КАМАЗ-Дизель"

Характер внесенных изменений (дополнений):Изменен объем предоставляемых прав - дополнительно включены патенты

Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 25.06.2009 № РД0051797

Извещение опубликовано: 10.08.2010        БИ: 22/2010

* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия

QC4A Государственная регистрация расторжения зарегистрированного договора

Дата и номер государственной регистрации расторгаемого договора: 25.06.2009 № РД0051797

Вид договора: лицензионный

Лицо(а), передающее(ие) исключительное право: Открытое акционерное общество "КАМАЗ" (RU)

Лицо, приобретающее право использования: Открытое акционерное общество "КАМАЗ-Дизель" (RU)

Дата и номер государственной регистрации расторжения договора: 22.11.2011 РД0090494

Дата публикации: 27.12.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам отбора мощности двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ДВС для крепления навесных агрегатов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении в приводе масляных насосов

Изобретение относится к области двигателестроения и может найти применение в конструкциях двигателей, содержащих топливную систему с топливным насосом высокого давления и систему воздушного пуска

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, являющимся источниками механической энергии, а именно к области поршневых двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано в карбюраторных, газовых и дизельных двигателях различного назначения

Изобретение относится к двигателю внутреннего сгорания (ДВС), а именно к конструкции механического привода шестеренчатого масляного насоса системы смазки двигателя, осуществляемого с помощью винтовых шестерен от распределительного или промежуточного валов ДВС

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве автономного агрегата электропитания, предназначенного для энергоснабжения потребителей постоянным и переменным током

Изобретение относится к двигателестроению, в частности, к приводам агрегатов и механизмов ДВС

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции многоцилиндровых бесшатунных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Для привода распределительного вала двигателя используется механизм тройного шарнирного параллелограмма, который состоит только из вращательных пар. Привод распределительного вала двигателя механизмом тройного шарнирного параллелограмма может применяться в рядном двигателе, а также в V- образной, W-образной схемах компоновки двигателей. Технический результат заключается в повышении надежности. 2 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Двигатель (1) внутреннего сгорания содержит блок (2) цилиндров, масляный картер (5), коленчатый вал (3), шестерню (4) коленчатого вала, промежуточную шестерню, установленную на промежуточной оси, параллельной оси коленчатого вала, и находящуюся в зацеплении с шестерней (4) коленчатого вала, и шестеренный масляный насос (7) с внутренним зацеплением шестерен, Масляный насос (7) имеет закрепленный на торце блока (2) цилиндров корпус шестерен, в котором установлены с возможностью свободного вращения наружная шестерня и эксцентрично ей вал, ось которого параллельна оси коленчатого вала (3), жестко связанные с валом внутреннюю шестерню и шестерню привода, находящуюся в зацеплении с промежуточной шестерней, полость всасывания и полость нагнетания, расположенную непосредственно на входе в нагнетающую масляную магистраль, проходящую в блоке (2) цилиндров, и маслозаборную трубу. Корпус шестерен масляного насоса имеет наружную цилиндрическую поверхность, соосную наружной шестерне нагнетания. Торец блока цилиндров имеет расточку, в которой с упором в ее днище установлен корпус шестерен масляного насоса своей наружной цилиндрической поверхностью, а полость всасывания и полость нагнетания выполнены в днище расточки. В корпусе шестерен имеется отверстие, в котором установлена промежуточная ось, имеющая соосный свободный цилиндрический хвостовик, а на торце блока цилиндров выполнена дополнительная расточка, в которой промежуточная ось установлена свободным цилиндрическим хвостовиком. Технический результат заключается в уменьшении габаритов масляного насоса и упрощении выполнения системы масляных каналов. 5 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к способу эксплуатации агрегатной системы (10) грузового автомобиля. Агрегатная система содержит агрегат (16), приводимый двигателем (14) автомобиля (12), соединительный элемент для передачи механического приводного усилия от приводного двигателя (14) на агрегат (16) и муфту (20) сцепления для прерывания приводного усилия, передаваемого через соединительный элемент на агрегат (16). Агрегатная система содержит, кроме того, одну опору (22, 24, 26, 28, 30), которая смазывается маслом через контур (32) циркуляции масла приводного двигателя (14). Муфта (20) сцепления замыкается управляющим сигналом, если истек временной интервал Δt с момента ввода приводного двигателя (14) в эксплуатацию и/или в контуре (32) циркуляции масла присутствует минимальное давление. Кроме того, изобретение относится к агрегатной системе (10). Достигается снижение износа. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Механизм клапанного газораспределения предназначен для двигателя внутреннего сгорания, по меньшей мере один распределительный вал которого установлен в головке цилиндров двигателя и приводится с помощью цилиндрических зубчатых колес. Ведущее цилиндрическое зубчатое колесо размещено на установленном в блоке цилиндров двигателя коленчатом валу. Ведомое цилиндрическое зубчатое колесо размещено на распределительном валу. Имеется по меньшей мере одно установленное на опорной цапфе (13), переставляемое промежуточное зубчатое колесо. Опорная цапфа (13) для промежуточного зубчатого колеса выполнена с возможностью закрепления по меньшей мере в двух положениях на торцевой стороне (9а) двигателя внутреннего сгорания. Указанные выше положения соответствуют новому состоянию двигателя и заданному состоянию ремонта двигателя с целенаправленно измененными расстояниями между осями коленчатого вала и распределительного вала. На торцевой стороне (9а) двигателя предусмотрены открытые к торцевой стороне (9а) каналы (16), (18) для смазочного масла, которые в одном или другом положении промежуточного зубчатого колеса расположены соосно с каналом для смазочного масла в опорной цапфе (13) промежуточного зубчатого колеса. Каналы (16), (18) для смазочного масла ориентированы так, что опорная цапфа (13) в одном или другом положении закрывает соответствующий один из каналов (16), (18) для смазочного масла. Технический результат заключается в упрощении изготовления и монтажа механизма клапанного газораспределения. 11 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх