Способ сборки составного зубчатого колеса

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Способ сборки составного зубчатого колеса заключается в следующем: последовательно устанавливают на вал с винтовыми шлицами предварительно специально ориентированную в окружном направлении каждую пару зубчатых элементов с винтовыми шлицами, разделенных между собой упругим вспомогательным элементом, и фиксируют, затем плавно регулируют, например, с помощью регулировочной гайки, величины относительного осевого смещения зубчатых элементов в зацеплении с парным или эталонным колесом до их осевого положения с заданной точностью величины смещения, определяемой, например, по пятну интегрального контакта или по результатам оценки кинематической погрешности, измерением зазора между соседними зубчатыми элементами. Разбирают составное колесо и повторно его собирают с установкой вместо упругого элемента прокладки (или набора прокладок) и фиксируют зубчатые элементы в осевом положении, соответствующем измеренному зазору между ними. Технический результат изобретения - повышение точности зацепления и несущей способности, снижение виброактивности составных колес. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в технологических процессах производства зубчатых колес.

Известен способ изготовления составных зубчатых колес по а.с. СССР 1566123, 22.01.90 г. (б.и. 19, 1990 г.), включающий соединение между собой дисков с помощью торцовых муфт Курвика. Использование муфты Курвика повышает точность соединения дисков.

К недостаткам известного способа относится зависимость качества зацепления составных колес от качества выполнения элементов соединения дисков между собой. Это приводит к снижению точности зацепления изготовленных таким образом составных зубчатых колес, к снижению несущей способности, повышению их виброактивности.

Известен способ сборки составного зубчатого колеса по патенту РФ 2067704, б. и. 28, 1996 г., принятый здесь за прототип. Известный способ заключается в последовательной насадке на вал с прямыми шлицами специально развернутых (на угол, выбранный в зависимости от числа зубьев колеса и числа шлицов) зубчатых элементов с шлицевыми отверстиями в ступице.

Способ позволяет реализовать высокие уровни технологичности и ремонтопригодности сборки зубчатого составного колеса.

К недостаткам известного способа относятся: - отсутствие возможности плавной регулировки величины относительного смещения соседних зубчатых венцов; - высокая чувствительность к технологическим ошибкам зубообработки; - зависимость качества сборки составного колеса от точности выполнения элементов шлицевого соединения на валу и в каждом отдельно взятом зубчатом венце (диске); от степени идентичности их выполнения относительно зубьев в разных зубчатых венцах составного колеса.

Задача, решаемая предлагаемым изобретением, состоит в разработке способа сборки составного колеса с улучшенными эксплутационными свойствами.

Технический результат изобретения - повышение точности сборки составного колеса.

Предлагаемый способ сборки составного колеса заключается в последовательной установке на вал с винтовыми шлицами и фиксации в осевом направлении, например, с помощью регулировочной гайки, с заданным или близким нему относительным осевым смещением предварительно специально ориентированной в окружном направлении каждой пары зубчатых элементов с винтовыми шлицами, разделенных между собой упругим вспомогательным элементом, с последующей плавной регулировкой, например, с помощью регулировочной гайки, величины относительного осевого смещения зубчатых элементов в зацеплении с парным или эталонным колесом, например, в корпусе редуктора или на кинематомере, до их осевого положения с заданной точностью величины смещения, определяемой, например, по пятну интегрального контакта или по результатам оценки кинематической погрешности, измерением зазора между соседними зубчатыми элементами, разборкой составного колеса и повторной его сборкой с установкой вместо упругого элемента прокладки (или набора прокладок) и фиксацией зубчатых элементов в осевом положении, соответствующем измеренному зазору между ними.

Для фиксации зубчатых элементов могут быть использованы, например, упорные буртики и регулировочные гайки.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором показано составное колесо 1, содержащее два зубчатых элемента 2 и 3, соединенных с валом 4 шлицами 5 правого направления. Каждый из зубчатых элементов 2 и 3 включает ступицу и обод с прямозубым венцом.

Вспомогательные конструктивные элементы (типа упорных гаек, буртиков или канавок под фиксаторные кольца на валу), необходимые для осевой фиксации зубчатых элементов на валу, условно на чертеже не изображены.

Способ сборки составного колеса заключается в последовательной установке на вал 4 с винтовыми шлицами и фиксации в осевом направлении, например, с помощью регулировочной гайки, с заданным или близким нему относительным осевым смещением cac предварительно специально ориентированной в окружном направлении каждой пары зубчатых элементов 2 и 3 с винтовыми шлицами 5, разделенных между собой упругим вспомогательным элементом (не показан), с последующей плавной регулировкой, например, с помощью регулировочной гайки, величины относительного осевого смещения зубчатых элементов в зацеплении с парным или эталонным колесом, например, в корпусе редуктора или на кинематомере, до их осевого положения с заданной точностью величины смещения c, определяемой, например, по пятну интегрального контакта или по результатам оценки кинематической погрешности, измерением зазора между соседними зубчатыми элементами, разборкой составного колеса и повторной его сборкой с установкой вместо упругого элемента прокладки 6 (или набора прокладок) и фиксацией зубчатых элементов в осевом положении, соответствующем измеренному зазору между ними.

В качестве примера реализации способа показана сборка составного колеса бурового насоса (чертеж) с двумя зубчатыми элементами модуля m=10 мм и числом зубьев z=40 каждый.

Способ сборки составного зубчатого колеса применим для зубчатых колес с любым числом зубчатых элементов.

Такое выполнение сборки составного зубчатого колеса позволяет осуществить плавную регулировку фактической величины относительного смещения c зубчатых элементов составного колеса и повысить точность установки относительно окружного смещения зубчатых элементов, снизить погрешность монтажа составного зубчатого колеса.

Формула изобретения

Способ сборки составного зубчатого колеса, заключающийся в том, что на шлицевой вал насаживают специально ориентированные в окружном направлении зубчатые элементы с шлицевыми отверстиями в ступице, отличающийся тем, что каждую пару соседних зубчатых элементов разделяют вспомогательными упругими элементами, последовательно насаживают на шлицевой вал с винтовыми шлицами и фиксируют, например, с помощью регулировочной гайки в осевом направлении с заданным или близким к нему относительным осевым смещением, а затем плавно регулируют, например, с помощью регулировочной гайки величину относительного смещения зубчатых элементов в зацеплении с парным или эталонным колесом, до их осевого положения с заданной точностью величины относительного смещения, определяемой, например, по пятну интегрального контакта или по результатам оценки кинематической погрешности, измерением зазора между соседними зубчатыми элементами, разборкой составного колеса и повторной его сборкой с установкой вместо упругого элемента прокладки (или набора прокладок) и фиксируют зубчатые элементы в осевом положении, соответствующем измеренному зазору между ними.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к силовым передачам, в частности к приводным блокам зубчатых передач

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к составным зубчатым колесам, содержащим венец и ступицу, сопряженные посредством демпфирующего элемента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях различных машин и механизмов, где требуется переналадка зубчатого колеса с одного диаметра на другой

Изобретение относится к машиностроению , к составным зубчатым колесам

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в механизмах для передачи движения - вращения, например в приводах тяжелосредних сепараторов , в горно-химической, рудной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах для регулирования взаимного расположения сопрягаемых зубчатых колес Целью изобретения является повышение точности ориентирования зубчатого колеса относительно сопрягаемых с ним зубчатых колес Зубчатое колесо 1 установлено на валу 9 на опорах качения 12

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в конструкциях зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к системе подвески мотоцикла, а также к звездочке для такой системы

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при создании новых конструкций зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах, работающих с ударными нагрузками. Зубчатое колесо содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2) и пару кольцевых торцевых накладок, укрепленных на теле и перекрывающих торцы зубьев. Зубчатый венец выполнен из отдельных, не связанных между собой зубьев. Каждый зуб (2) укреплен шарнирно в накладках с возможностью проворачивания в обе стороны в плоскости вращения колеса. Между основаниями зубьев и телом выполнены зазоры, заполненные упругим материалом (13). Изобретение направлено на повышение надежности зубчатых колес. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах, работающих с ударными нагрузками. Зубчатое колесо, содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2) и пару кольцевых торцевых накладок, укрепленных на теле и перекрывающих торцы зубьев. Зубчатый венец выполнен из отдельных зубьев (2), не связанных с телом колеса. Каждый зуб (2) установлен в кольцевых накладках посредством оси (8) с возможностью проворачивания на ней в плоскости вращения колеса. Основание каждого зуба представляет собой две плоскости (13, 14), перпендикулярные плоскости симметрии зуба и разнесенные относительно друг друга по высоте зуба. Плоскости расположены между боковыми поверхностями (11, 12) зуба и плоскостью его симметрии. Одна плоскость (13) опирается в ненагруженном ударной нагрузкой состоянии зуба на тело (1) колеса по площадке, выполненной на окружной поверхности тела колеса, перпендикулярной плоскости симметрии зуба и равной по площади проекции основания зуба на тело. Другая плоскость (14), ближе расположенная к вершине зуба, опирается на тело посредством упругой прокладки (16), равной по площади этой плоскости и обеспечивающей проворачивание зуба на его оси при превышении величины действующей на него нагрузки номинального значения. Изобретение направлено на повышение надежности зубчатых колес. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано для изготовления колес зубчатых передач. Способ изготовления зубчатого колеса включает раздельное изготовление тела (1) и венцового колеса, состоящего из обода (2) с расположенным на нем зубчатым венцом с зубьями (3), и последующую их сборку. Тело (1) изготавливают в виде цилиндрического диска диаметром, меньшим, чем диаметр внутренней поверхности обода (2). Обод выполняют со шлицами (4), расположенными на его внутренней поверхности по плоскостям симметрии зубьев (3) зубчатого венца, перпендикулярно торцам (7) обода. Высоту шлицов (4) выполняют большей, чем разница радиусов внутренней поверхности обода и окружной поверхности тела. По окружности тела выполняют пазы (10), ответные по отношению к шлицам обода и с сечением, большим, чем сечение шлицов. Венцовое колесо и тело совмещают соосно друг с другом с расположением их торцов в одной плоскости и фиксируют их в этом положении. Полости между телом и ободом заполняют расплавленным материалом, например пластмассой; выдерживают расплав до затвердевания, после чего с изготовленного зубчатого колеса фиксацию снимают. Изобретение направлено на упрощение процесса изготовления зубчатого колеса и повышение его прочности. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с неодинаковыми величинами передаваемого вращательного момента при прямом и обратном вращениях. Зубчатое колесо содержит тело (1) и зубчатый венец с зубьями (2), имеющими по две боковые поверхности. У каждого зуба одна боковая поверхность (4), нагружаемая максимально, имеет расчетный профиль по всей ширине зуба, а другая боковая поверхность, менее нагружаемая, имеет расчетный профиль (5) на части ширины зуба, а остальная ее часть имеет профиль в виде плоскости (6, 7). Соотношение участков обоих боковых рабочих поверхностей, имеющих расчетный профиль, прямо пропорционально соотношению величин их нагружения. Расчетный профиль (5) менее нагружаемой поверхности расположен по оси симметрии зуба. В результате достигается оптимизация конструкции зубчатых колес, снижается их материалоемкость. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в нереверсивных зубчатых колесах. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями. Каждый зуб выполнен в виде половины расчетного зуба для данного колеса для его работы в реверсивном режиме. Боковая рабочая поверхность каждого зуба идентична боковой рабочей поверхности расчетного зуба, боковая нерабочая поверхность каждого зуба выполнена в виде плоскости, проходящей по оси симметрии расчетного зуба - от его вершины до основания. На торцах зубьев и теле колеса жестко укреплены торцевые кольцевые накладки. В результате оптимизируется конструкция зубчатых колес нереверсивных передач, уменьшается расход материала на их изготовление. 1 ил.

Изобретение относится к зубчатым передачам и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых колесах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых кольцевых накладок. Накладки выполнены разновеликой толщины в радиальной плоскости колеса: в области головок зубьев толщина накладок максимальна, а в области ножек зубьев и тела колеса - минимальна, причем изменение толщины выполнено одноступенчато. В результате снижается материалоемкость зубчатого колеса без ухудшения его работы. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу 1 с осевым смазочным каналом 3, установленную на валу 2, и зубчатый венец 4 с зубьями 5. В основании 6 каждой впадины венца выполнено сквозное радиальное сверление 7, соединенное с каналом вала. Каждое сверление пересечено вторым, несквозным сверлением 8 аналогичного диаметра, выполненным в области основания впадины вдоль ее ширины с торца 9 ступицы, перпендикулярно этому торцу. Это сверление снабжено с торца заглушкой 10 и соединено с основанием впадины рядом проточек 11, параллельных сквозному сверлению 7, которое со стороны впадины снабжено вкладышем 12, имеющим сквозное отверстие 13 с диаметром, равным диаметру проточек 11. В результате обеспечивается оптимальный режим смазывания зубчатого колеса. 1 ил.
Наверх