Способ формирования гравитационного устройства и гравитационное устройство

 

Изобретение относится к космической технике, а именно к стабилизирующим устройствам, предназначенным для обеспечения однозначной ориентации космических аппаратов. Транспортировочное устройство и устройства, функционально обеспечивающие работу стержня гравитационного устройства, используются после выведения космического аппарата в качестве гравитационного груза. Изобретение позволяет повысить коэффициент использования массы космического аппарата, а также снизить общую массу космического аппарата. 2 с.п.ф-лы, 2 ил.

Данное техническое решение относится к стабилизирующим устройствам, предназначенным для обеспечения однозначной ориентации космических аппаратов.

Известен способ и устройство стабилизации космических аппаратов, при котором выдвижение гравитационного груза осуществляется наполнением вязким наполнителем гибкого шланга, установленного в теплоизоляционном чехле, а снижение возмущающих моментов на груз гасится за счет диссипативных (рассеивающих) сил в материале шланга и вязкого наполнителя (А.С. 272071, кл. В 64 G 1/20).

Указанный способ построения и формирования гравитационного устройства и устройство содержит привод, рабочее тело (вязкий наполнитель), сосуды для них на корпусе космического аппарата и другие устройства (механизмы), которые используются при формировании гравитационных устройств в виде штанг с грузом на выдвигаемом конце, а масса элементов, формирующих гравитационное устройство, используется нерационально, являясь лишней массой космического аппарата после раскрытия штанги гравитационного устройства.

Предлагается формирование гравитационного устройства производить выдвижением формирующего стержня с помощью устройств и механизмов, расположенных на площадке (основании), являющейся гравитационной массой (грузом), а на корпусе космического аппарата располагать только элементы крепления выдвигаемого конца стержня штанги и элементы фиксации гравитационного груза на этапе выведения космического аппарата на орбиту.

Гравитационное устройство по предложенному способу формирования гравитационных устройств состоит из кронштейна-груза 1 в виде основания и двух стенок, между которыми расположена катушка 2, с возможностью свободного вращения и с намотанным на ней стержнем 3 в виде заневоленной ленты, прикрепленной одним концом к катушке 2, а другим концом сформированным в стержень круглого сечения, прикрепленным к корпусу космического аппарата с помощью держателя 4. На кронштейне-грузе 1 установлены два ролика 5, охватывающие стержень 3 и удерживающие кронштейн-груз 1 от вращения относительно стержня. Гравитационный кронштейн-груз удерживается в исходном положении устройством фиксации 6, например разрывным болтом или пирозамком (фиг.1).

Гравитационное устройство работает следующим образом. Подается электросигнал (команда) на подрыв разрывных болтов 6 (или пирозамков) и кронштейн-груз 1 начинает движение за счет выдвижения-отталкивания стержня 3 от корпуса космического аппарата в месте закрепления держателя 4 за счет раскручивания катушки 2 под действием энергии заневоленного в ленту и скрученного на катушку 2 стержня 3. При раскручивании катушки 2 ролики 5 катятся по стержню 3 и удерживают кронштейн-груз 1 от вращения относительно стержня. После раскручивания ленты до конца катушка прекращает вращения, кронштейн-груз выдвинут на требуемую отрегулированную длину (фиг.2).

Формула изобретения

1. Способ формирования гравитационного устройства, заключающийся в установке на космический аппарат выдвижного стержня, прикрепленного одним концом к корпусу космического аппарата, а другим - к гравитационному грузу, удерживаемому в исходном положении посредством элементов устройства фиксации, отличающийся тем, что в качестве гравитационного груза используют один из элементов устройства фиксации груза в виде основания с двумя стенками, на котором установлены устройства выдвижения и формирования стержня, а также другие элементы устройства фиксации, при этом на корпусе космического аппарата оставляют элементы крепления одного конца выдвижного стержня и остальные элементы устройства фиксации, удерживающие груз в исходном положении.

2. Гравитационное устройство, содержащее гравитационный груз, прикрепленный к корпусу космического аппарата при помощи выдвижного стержня, а также устройство фиксации груза для удержания его в исходном положении и устройство формирования стержня, отличающееся тем, что гравитационный груз выполнен в виде основания с двумя стенками, между которыми установлены устройство выдвижения, выполненное в виде катушки с упругой лентой, прикрепленной одним концом к катушке, а другим концом - к корпусу космического аппарата, устройство формирования выдвижного стержня, выполненное в виде роликов, охватывающих и удерживающих груз от вращения при раскрытии и эксплуатации гравитационного устройства.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 20.06.2007

Извещение опубликовано: 20.06.2007        БИ: 17/2007

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины заподдержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 10.04.2011

Дата публикации: 10.02.2012




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам ориентации и стабилизации спутников на орбитах

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при проектировании и разработке искусственных спутников, выводимых на эллиптические орбиты высотой от 200 до 700 км

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при разработке космических аппаратов, выводимых на эллиптические орбиты высотой от 300 до 500 км

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при проектировании и разработке искусственных спутников, выводимых на орбиты высотой от 200 до 700 км

Изобретение относится к космической технике, в частности к средствам ориентации космических аппаратов (КА), движущихся в гравитационном и магнитном полях по орбите вокруг планеты

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для оптимального по точности приведения космического аппарата (КА) в положение устойчивого равновесия на низкой круговой орбите

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для приведения космического аппарата (КА) в оптимальное, по точности ориентации, устойчивое положение на круговой орбите

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в системах ориентации и стабилизации космических аппаратов

Изобретение относится к способам управления угловым положением твердого тела при отсутствии информации от угловой скорости

Группа изобретений относится к области летательных аппаратов. Крыло широкофюзеляжного летательного аппарата содержит каркас, обшивку, верхние и нижние аэродинамические поверхности, элементы отклонения воздушных потоков и турбореактивный/реактивный двигатель. В одном варианте в каркасе выполнено круглое сквозное отверстие с размещенным в нем открытым для набегающего воздушного потока полым вращающимся на центральной оси диском, имеющим обод, выпуклую верхнюю и плоскую нижнюю аэродинамические поверхности. Между диском и каркасом образована кольцевая щель. Держатель диска неподвижно прикреплен к каркасу и расположен вдоль по отношению к осевой линии фюзеляжа. Держатель выполнен в виде верхнего и нижнего ребер с площадкой для привода вращения диска. В другом варианте в каркасе выполнено круглое сквозное отверстие для оси руля направления, установленного со стороны нижней аэродинамической поверхности. Руль направления установлен со стороны нижней/верхней аэродинамической поверхности. Изобретение направлено на увеличение подъемной силы и устойчивости при перемещении в воздушной среде. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области моделирования воздухоплавательных аппаратов. В корпусе дисколета, содержащем жесткую заполненную газом легче воздуха оболочку, имеющую форму круглой двояковыпуклой линзы, к оболочке по ее окружности на держателях прикреплено по меньшей мере одно жесткое кольцо с расположенными в его полости побудителями тяги одного направления, причем полость кольца заполнена воздухом. Побудители тяги в кольце установлены в одинаковых камерах, расположенных на одинаковом расстоянии одна от другой. В кольце по внутреннему его радиусу выполнена линейная перфорация. Изобретение повышает устойчивость корпуса дисколета при перемещении в воздушной среде. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области летательных аппаратов. Крыло летательного аппарата содержит прикрепленный к фюзеляжу каркас, обшивку, верхние и нижние аэродинамические поверхности, элементы отклонения воздушных потоков. Концевая часть крыла снабжена полым вращающимся на центральной оси диском, имеющим обод, выпуклую верхнюю и плоскую нижнюю аэродинамические поверхности. Держатель диска неподвижно прикреплен к каркасу и расположен вдоль по отношению к осевой линии фюзеляжа. Между концевой частью крыла и диском выполнена полукольцевая щель. Держатель выполнен в виде верхнего и нижнего ребер с площадкой для привода вращения диска. Изобретение направлено на увеличение подъемной силы и устойчивости летательного аппарата при перемещении в воздушной среде. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области летательных аппаратов. Крыло летательного аппарата содержит прикрепленный к фюзеляжу каркас, обшивку, верхние и нижние аэродинамические поверхности и элементы отклонения воздушных потоков. Концевая часть крыла снабжена закрепленным на держателе полым вращающимся на центральной оси диском, имеющим обод, выпуклую верхнюю и плоскую нижнюю аэродинамические поверхности. Держатель диска расположен поперек по отношению к осевой линии фюзеляжа и закреплен в каркасе с возможностью поворота. Центральная ось снабжена двигателем, выполненным в виде крестовины с чашками на концах, расположенным сверху и/или снизу диска. Держатель диска снабжен тормозом, останавливающим вращение диска. Изобретение направлено на увеличение устойчивости летательного аппарата в полете. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к технике воздухоплавания. Воздухоплавательный аппарат содержит оболочку, присоединенные с боков к оболочке баллоны, элементы причаливания, воздушные винты, рули направления и высоты, гондолу. Оболочка и баллоны заполнены газом легче воздуха, имеют сигарообразную форму. Баллоны присоединены к оболочке подвижно с возможностью горизонтального поступательно-возвратного перемещения. Между оболочкой и баллоном расположено соединительное устройство, имеющее неподвижные и подвижные секции звеньев с приводом от электродвигателя. Изобретение направлено на ускорение процесса загрузки гондолы. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано при выведении на орбиту нескольких космических аппаратов (КА) одной ракетой-носителем

Изобретение относится к космическим летательным аппаратам и их управляющим устройствам, в частности, для ориентации и стабилизации аппаратов в пространстве с использованием градиента силы тяжести

Изобретение относится к космической технике, а именно к системам управления и угловой стабилизации космического аппарата

Изобретение относится к управлению ориентацией космического аппарата (КА) и может быть использовано при выполнении экспериментов и исследований на его борту

Изобретение относится к определению массово-инерционных характеристик космических аппаратов (КА). Способ включает ориентацию КА и стабилизацию в инерциальной системе координат (ИСК) его строительной оси, ближайшей к оси максимального момента инерции. Далее выполняют закрутку КА вокруг этой оси с угловой скоростью не менее 2°/с. Измеряют в системе строительных осей КА направления на регистрируемые звезды и угловую скорость КА до определённого момента времени. Последний зависит от времени закрутки КА и интервала движения КА, слабо возмущенного действием гравитационного градиента и вычисляемого с некоторым коэффициентом надежности. Опознают указанные звезды и определяют в ИСК направления на них. Тензор инерции КА определяют по указанным направлениям на звезды и значениям угловой скорости КА. Технический результат изобретения заключается в повышении достоверности определении тензора инерции КА, в т.ч. при отсутствии на его борту инерционных исполнительных органов.

Изобретение относится к управлению движением космического аппарата (КА) вокруг его центра масс. Способ включает закрутку КА вокруг оси его минимального момента инерции (продольной). Перед закруткой совмещают продольную ось КА с плоскостью, образованной нормалью к плоскости орбиты и радиус-вектором КА. Закрутку производят при достижении углом между продольной осью КА и плоскостью орбиты величины максимального допустимого отклонения (β0) продольной оси КА от местной вертикали. При этом угол между радиус-вектором КА и вектором, направленным из центра масс КА в центр аэродинамического давления солнечных батарей КА, должен быть менее 90°. Угловую скорость закрутки (порядка орбитальной) выбирают в зависимости от угла β0 и отношения минимального момента инерции КА к среднему значению поперечных моментов инерции. Технический результат изобретения состоит в реализации длительного режима гравитационной ориентации КА с закруткой, при эволюции вращения КА в сторону замедления.
Наверх