Состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов (варианты)

 

Изобретение относится к области защиты металлов от коррозии и может быть использовано для защиты от коррозии углеродистых сталей при повышенной температуре и давлении до 1,2 МПа в коррозионно-агрессивных щелочных средах, содержащих хлор- и сульфат-ионы, а также другие агрессивные компоненты. В частности, изобретение может быть использовано для защиты от локальной и общей коррозии межрельсового пространства (днища) автоклавов производства ячеистых бетонов. Кроме того, оно может быть использовано для защиты от коррозии внешней поверхности различных трубопроводов, в частности теплотрасс, эксплуатирующихся в жестких коррозионных условиях, сушильных вагонеток, в производстве керамического кирпича, для защиты от коррозионно-эрозионного износа днища автомобилей различных моделей и в других случаях. Состав по первому варианту выполнения содержит натриевую пластичную смазку, графит, тальк, окись магния, окись цинка, смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия, органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В, бензин "Калоша". По второму варианту состав дополнительно содержит кубовые остатки СЖК. По третьему варианту состав дополнительно содержит кубовые остатки СЖК и асмол. 3 с.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к области защиты металлов от коррозии и может быть использовано для защиты от коррозии углеродистых сталей при температуре до 1804200oС и давлении до 1,2 МПа в коррозионно-агрессивных щелочных средах, содержащих хлор- и сульфат-ионы, а также другие агрессивные компоненты. В частности, изобретение может быть использовано для защиты от локальной и общей коррозии межрельсового пространства (днища) автоклавов производства ячеистых бетонов. Кроме того, оно может быть использовано для защиты от коррозии внешней поверхности различных трубопроводов, в частности теплотрасс, эксплуатирующихся в жестких коррозионных условиях, сушильных вагонеток в производстве керамического кирпича, для защиты от коррозионно-эрозионного износа днища автомобилей различных моделей и в других случаях.

Известен состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов на основе кубовых остатков жирных кислот животного происхождения, содержащий инертные наполнители - тальк, графит, отвердитель - окись магния, разбавитель (Патент ПНР 249370, C 09 D 5/08, 1987 г.).

Недостаток этого состава - сравнительно низкий противокоррозионный эффект при его использовании.

Известны изобретения RU 2183549 С1, ЗАО "Нефтемонтаждиагностика". 20.06.2002; US 4153465 Bayer Aktiengessellschaft (DE), 08.05.1979, касающиеся данного вопроса.

Однако эти изобретения в свете рассматриваемой проблемы не имеют существенного значения.

Наиболее близким к заявляемому объекту является состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов на основе кубовых остатков синтетических жирных кислот (СЖК), содержащий инертные наполнители - тальк, графит, отвердитель - окись магния, разбавитель (Патент ПНР 143471, C 09 D 5/08, 1988 г.).

Недостатком данного состава, как показала практическая проверка, является непрочность и недолговечность покрытия из-за образования вздутий и трещин.

Изобретение направлено на повышение антикоррозионных и физико-механических характеристик покрытия, в частности на образование на поверхности металла хемосорбционных пассивных пленок с высокими защитными свойствами в результате воздействия на металл ингибиторов коррозии, входящих в состав покрытия.

В первом варианте это достигается тем, что состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов, включающий основу, инертные наполнители - тальк, графит, отвердитель - окись магния, разбавитель, отличается тем, что в качестве основы состав содержит натриевую пластичную смазку и дополнительно - неорганические ингибирующие добавки: окись цинка, смесь молибденовокислого натрия и двухромокислого калия в соотношении 1:0,7, а также органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ 4В, при этом в качестве разбавителя состав содержит бензин "Калоша" при следующем содержании компонентов, вес.%: Натриевая пластичная смазка - 25,0 - 35,0 Графит - 1,5 - 3,0 Тальк - 3,0 - 6,0 Окись магния - 1,5 - 3,0 Окись цинка - 10,0 - 15,0 Смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 - 3,0 - 6,0 Органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ 4В - 3,0 - 6,0 Бензин "Калоша" - 30,0 - 50,0 Во втором варианте состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов, включающий основу - кубовые остатки СЖК; инертные наполнители - тальк, графит, отвердитель - окись магния, разбавитель, отличается тем, что состав дополнительно содержит натриевую пластичную смазку, неорганические ингибирующие добавки - окись цинка, смесь молибденовокислого натрия и двyxpoмoкислого калия в соотношении 1:0,7, а также органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В, при этом в качестве разбавителя состав содержит бензин "Калоша" при следующем содержании компонентов, вес.%:
Натриевая пластичная смазка - 18,0 - 25,0
Кубовые остатки СЖК (фракции С16 и выше) - 10,0 - 20,0
Графит - 2,0 - 3,0
Тальк - 4,0 - 5,0
Окись магния - 1,5 - 3,0
Окись цинка - 8,0 - 12,0
Смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 - 3,0 - 6,0
Органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В - 3,0 - 6,0
Бензин "Калоша" - 35,0 - 50,0
В третьем варианте состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов, включающий основу - кубовые остатки СЖК, инертные наполнители - тальк, графит, отвердитель - окись магния, разбавитель, отличается тем, что состав дополнительно содержит натриевую пластичную смазку, асмол, неорганические ингибирующие добавки - окись цинка, смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7, а также органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В, при этом в качестве разбавителя состав содержит бензин "Калоша" при следующем содержании компонентов, вес.%:
Натриевая пластичная смазка - 5,0 - 15,0
Кубовые остатки СЖК (фракции С16 и выше) - 8,0 - 15,0
Асмол - 5,0 - 15,0
Графит - 2,0 - 3,0
Тальк - 2,5 - 5,0
Окись магния - 1,5 - 2,5
Окись цинка - 7,0 - 10,0
Смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 - 3,0 - 6,0
Органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В - 3,0 - 6,0
Бензин "Калоша" - 35,0 - 55,0
Все компоненты, входящие в предлагаемые составы для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов, регламентированы нормативными материалами.

Натриевую пластичную смазку выпускают по ТУ 38401-66-52-89.

Кубовые остатки СЖК получают в результате ректификации сырых жирных кислот, они являются отходом производства и представляют собой смесь высших жирных кислот фракции C16 и выше, в основном насыщенных монокарбоновых кислот, а также смолистых продуктов конденсации и полимеризации и производятся по ТУ 38.1071231-89 с изменениями 1, 2.

Асмол представляет собой нефтеполимер, включающий асфальт деасфальтизации гудрона пропаном, тяжелую смолу - кубовый остаток производства изопрена и серную кислоту при следующем соотношении компонентов, вес.%: асфальт - 75-85, тяжелая смола - 10-15, кислота - остальное, и выпускается по ТУ 5623-002-05-1116-44-96.

Органический ингибитор ТАЛ-11М представляет собой раствор в керосине технической смеси продуктов конденсации жирных кислот таллового масла и диэтиленамина, жидкость от желтого до темно-коричневого цвета d'=0,87-0,88 г/см3 с температурой застывания -20oС и синтезируется по ТУ 38 I ССР-201462-86.

Органический ингибитор ИКБ-4В - продукт конденсации СЖК с С26 и выше с диэтиленаминами, например с диэтилентриамином, жидкость темно-коричневого цвета без запаха d'=0,87 с температурой застывания от -30 до -45oС; отличается термостойкостью и производится по ТУ 101460-74 В.

Графит выпускают по ГОСТ 48-12-4-85, тальк - по ТУ 21-25-159-90, окись магния - по ГОСТ 4526-75, окись цинка - по ГОСТ 102-62-73, молибденовокислый натрий - по ГОСТ 10931-74, двухромовокислый калий - по ГОСТ 42-20-75, бензин "Калоша" - по ГОСТ 2084-77.

Примеры. В лабораторных условиях были получены предлагаемые составы покрытий путем смешивания компонентов в заданном соотношении до образования однородной массы во взрывобезопасном электросмесителе серии АО типа миксера. Опыты по определению противокоррозионного защитного эффекта предлагаемых составов проводили на изолированных составами образцах из Ст-3 (ГОСТ 380-60) в лабораторном автоклаве нестандартной конструкции на базе кислородного баллона в сильноагрессивном электролите с содержанием сульфат-ионов 900 мг/л и хлор-ионов 2300 мг/л при температуре от 20 до 170...190oС и давлении до 0,8. . .1,2 МПа. При указанных условиях количество автоклавных циклов составило от 16 до 126, причем один цикл испытаний составил 9 часов. Содержание компонентов в предлагаемых составах, время коррозионных испытаний и противокоррозионный защитный эффект покрытий приведены в таблице.

Как видно из таблицы, покрытие, полученное по прототипу, характеризуется низким защитным эффектом (первые коррозионные поражения в виде коррозионных точек появились через 144 часа), в то время как покрытия, полученные по предлагаемым составам, имеют значительно больший защитный эффект - первые коррозионные поражения появились через 810 часов (по первому варианту предлагаемого состава) и через 1134 часа (по третьему варианту). Таким образом, предлагаемые составы по примерам 1-3 увеличивают защитные свойства покрытий по сравнению с прототипом в 6-8 раз.

Использование предлагаемых составов обеспечивает по сравнению с прототипом образование надежного защитного покрытия в виде пассивных пленок хемосорбционного характера в результате воздействия на металл ингибиторов коррозии, входящих в состав покрытия.

Были проведены производственные испытания предлагаемых составов покрытий, результаты которых дают основание рекомендовать их к широкому промышленному внедрению.


Формула изобретения

1. Состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов, включающий основу, инертные наполнители - тальк, графит, отвердитель - окись магния, разбавитель, отличающийся тем, что он в качестве основы содержит натриевую пластичную смазку, а также неорганические ингибирующие добавки: окись цинка, смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 и органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В, при этом в качестве разбавителя состав содержит бензин "Калоша" при следующем содержании компонентов, вес.%:

Натриевая пластичная смазка 25,0-35,0

Графит 1,5-3,0

Тальк 3,0-6,0

Окись магния 1,5-3,0

Окись цинка 10,0-15,0

Смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 3,0-6,0

Органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В 3,0-6,0

Бензин "Калоша" 30,0-50,0

2. Состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов, включающий основу - кубовые остатки СЖК, инертные наполнители - тальк, графит, отвердитель - окись магния, разбавитель, отличающийся тем, что он дополнительно содержит натриевую пластичную смазку, неорганические ингибирующие добавки - окись цинка, смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7, а также органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В, при этом в качестве разбавителя состав содержит бензин "Калоша" при следующем содержании компонентов, вес.%:

Натриевая пластичная смазка 18,0-25,0

Кубовые остатки СЖК 10,0-20,0

Графит 2,0-3,0

Тальк 4,0-5,0

Окись магния 1,5-3,0

Окись цинка 8,0-12,0

Смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 3,0-6,0

Органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В 3,0-6,0

Бензин "Калоша" 35,0-50,0

3. Состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов, включающий основу - кубовые остатки СЖК, инертные наполнители - тальк, графит, отвердитель - окись магния, разбавитель, отличающийся тем, что он дополнительно содержит натриевую пластичную смазку, асмол, неорганические ингибирующие добавки - окись цинка, смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7, а также органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В, при этом в качестве разбавителя состав содержит бензин "Калоша" при следующем содержании компонентов, вес.%:

Натриевая пластичная смазка 5,0-15,0

Кубовые остатки СЖК 8,0-15,0

Асмол 5,0-15,0

Графит 2,0-3,0

Тальк 2,5-5,0

Окись магния 1,5-2,5

Окись цинка 7,0-10,0

Смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 3,0-6,0

Органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В 3,0-6,0

Бензин "Калоша" 35,0-55,0

РИСУНКИ

Рисунок 1

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.11.2009

Извещение опубликовано: 10.11.2009        БИ: 31/2009




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области защиты металлических поверхностей и восстановления прокорродировавших поверхностей, работающих в условиях абразивного износа, воздействия агрессивных сред, например при перевозке удобрений, в энергетике, химической и добывающей промышленности, при ремонте проржавевшего оборудования и для его защиты

Изобретение относится к способу получения атмосферостойких порошковых покрытий на металлических или неметаллических поверхностях в результате нанесения порошковой облицовочной композиции с последующим ее плавлением и отвердеванием, в котором применяют порошковую облицовочную композицию, включающую гидроксил и/или карбоксил, содержащие полиэфирные смолы с кислотными структурными блоками исключительно или, главным образом, на основе ароматических дикарбоновых кислот, их ангидридов и/или сложных эфиров, а также полифункциональные низкомолекулярные эпоксиды в качестве сшивающих агентов, причем плавление и отвердевание осуществляют под воздействием NIR излучения в ближней инфракрасной области спектра 800-1200 нм в течение 1-200 с

Изобретение относится к композициям для нанесения антикоррозионного покрытия на черные металлы и может быть использовано для антикоррозионной защиты крупногабаритных металлических емкостей, трубопроводов, находящихся под воздействием атмосферных осадков, воздушных и водных сред

Изобретение относится к композициям антикоррозионных и защитных покрытий на основе эпоксидной смолы и может быть использовано в качестве грунтовочного слоя или самостоятельного покрытия для изделий из стали, в частности труб, запорной арматуры, различных емкостей, работающих как на открытом воздухе, так и под землей

Изобретение относится к антикоррозионным защитным двухэлементным системам покрытий, включающих грунтовочную пленку и наружное покрытие, и может быть использовано для защиты металлических труб, работающих в жестких условиях эксплуатации

Изобретение относится к защите металла от коррозии лакокрасочными покрытиями

Изобретение относится к строительным материалам и предназначено для защитной и декоративной отделки строительных конструкций и изделий, выполненных из металла, бетона, кирпича и керамики, а также для защиты от коррозии металлических строительных конструкций

Изобретение относится к лакокрасочным составам, применяемым для антикоррозионного покрытия в различных областях промышленности

Изобретение относится к составам антикоррозионных покрытий холодной сушки и может быть использовано для защиты прокорродировавшей поверхности изделий

Изобретение относится к эпоксидным композициям и может быть использовано для защиты от коррозии деталей машин и механизмов, работающих в контакте с коррозионными средами в машиностроении, а также для защиты нефтедобывающего оборудования, тары, цистерн и резервуаров

Изобретение относится к области защиты изделий из стали, в частности к машинонапыляемым покрытиям, наносимым на грунтовочный слой и предназначенным для защиты труб, запорной арматуры, различных емкостей, работающих как в условиях подземной эксплуатации, так и на открытом воздухе

Изобретение относится к области защиты подземных трубопроводов от повреждений, а также почвенной и атмосферной коррозии

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для окрашивания каменной или сланцевой минеральной крошки (посыпки), используемой для получения цветных декоративных покрытий

Изобретение относится к лакокрасочной промышленности, в частности к производству составов для антикоррозионных покрытий для защиты изделий из алюминиевых сплавов и стали

Изобретение относится к технологии изготовления композиций, обеспечивающих износостойкое покрытие на стальных поверхностях автотранспорта, подвергающихся абразивной обработке

Изобретение относится к химической промышленности, в частности к способам защиты поверхности изделия, работающего в кислых, щелочных и агрессивных солевых средах с повышенной температурой эксплуатации, и может найти применение при изготовлении оборудования, в том числе, для предприятий авиадвигателестроения

Изобретение относится к полиэфируретановым композициям для защиты оборудования от коррозии и может быть использовано в нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей, химической и других отраслях промышленности

Эмаль // 2238288
Изобретение относится к эмали, предназначенной для защитно-декоративной окраски поверхностей различной природы, и может найти применение для декоративной антикоррозионной защиты предварительно загрунтованных поверхностей металлических изделий, в том числе крупногабаритных
Наверх