Турбокомпрессор наддува дизельного двигателя

 

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в турбокомпрессорной технике наддува дизельных двигателей, применительно в подшипниковых узлах. Турбокомпрессор наддува дизельного двигателя содержит средний, турбинный и компрессорный корпусы, две втулки вращения, упорный подшипник и ротор с упорными шайбами и с турбинным и компрессорным колесами, вал которого свободно входит во внутренние отверстия втулок вращения, рабочие поверхности упорного подшипника обращены к соответствующим упорным шайбам, в средней части каждой втулки вращения выполнена кольцевая канавка (фиг. 2) с наклонными радиальными отверстиями под углом 30-60o к радиальному направлению в сторону вращения вала ротора турбокомпрессора и равномерно распределенными по окружности кольцевой канавки, что обеспечивает повышение производительности и ресурса турбокомпрессора. 2 ил.

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в турбокомпрессорной технике наддува дизельных двигателей, применительно в подшипниковых узлах.

Известен турбокомпрессор наддува дизельного двигателя, содержащий ротор с колесами компрессора и турбины, расположенными в соответствующих корпусах, и средний корпус с подшипниковыми втулками в виде стакана и плавающими вставками [1]. Торцовые поверхности втулок и вставок выполнены коническими, что улучшает условия их смазки на переходных режимах работы турбокомпрессора.

Недостаток известного устройства состоит в том, что большая площадь конических сопряженных поверхностей увеличивает механические потери турбокомпрессора и снижает его производительность.

Наиболее близким известным техническим решением в качестве прототипа является турбокомпрессор наддува дизельного двигателя, содержащий средний, турбинный и компрессорный корпусы, две втулки вращения, упорный подшипник и ротор с упорными шайбами и с турбинным и компрессорным колесами, вал которого свободно входит во внутренние отверстия втулок вращения, рабочие поверхности упорного подшипника обращены к соответствующим упорным шайбам, две втулки вращения и упорный подшипник установлены в среднем корпусе, в котором выполнены отверстия подачи и слива масла, в средней части каждой втулки вращения выполнена кольцевая канавка с радиальными отверстиями, равномерно распределенными по окружности [2] . Через отверстия подачи масла среднего корпуса нагнетается масло, которое вначале заполняет пространство между внутренней поверхностью среднего корпуса и наружной поверхностью втулки вращения и далее масло заполняет через радиальные отверстия втулок вращения пространство между внутренней поверхностью втулок вращения и наружной поверхностью вала ротора турбокомпрессора. Таким образом, каждая втулка вращения выполняет функцию плавающего в масле подшипника скольжения, что обеспечивает необходимую скорость вращения вала ротора турбокомпрессора.

Недостаток прототипа состоит в том, что при незначительном изменении давления подводимого масла резко меняется тангенциальная составляющая потока масла во внутренней полости втулки вращения, так как масло направляется в полость втулки вращения в радиальном направлении и под действием центробежных сил часть раскрученного масла устремляется обратно из полости втулки вращения. Изменение тангенциальной составляющей потока масла нежелательно изменяет скорость вращения втулки, что приводит к большим механическим потерям в плавающем подшипнике скольжения и снижению производительности и ресурса турбокомпрессора.

Целью изобретения является повышение производительности и ресурса турбокомпрессора за счет уменьшения механических потерь в плавающем подшипнике скольжения.

Сущность изобретения состоит в том, что, кроме известных и общих отличительных признаков, а именно: среднего, турбинного и компрессорного корпусов, двух втулок вращения, упорного подшипника и ротора с упорными шайбами и с турбинным и компрессорным колесами, вал которого свободно входит во внутренние отверстия втулок вращения, рабочие поверхности упорного подшипника обращены к соответствующим упорным шайбам, две втулки вращения и упорный подшипник установлены в среднем корпусе, в котором выполнены отверстия подачи и слива масла, в средней части каждой втулки вращения выполнена кольцевая канавка с радиальными отверстиями, равномерно распределенными по окружности, в предлагаемом турбокомпрессоре наддува дизельного двигателя отверстия в кольцевой канавке каждой втулки вращения выполнены под углом 30-60o к радиальному направлению в сторону вращения вала ротора турбокомпрессора.

Новизна изобретения состоит в том, что отверстия в кольцевой канавке каждой втулки вращения выполнены под углом 30-60o к радиальному направлению в сторону вращения вала ротора турбокомпрессора, что обеспечивает повышение производительности и ресурса турбокомпрессора за счет уменьшения механических потерь в плавающем подшипнике скольжения.

Общий вид турбокомпрессора наддува дизельного двигателя представлен на фиг. 1. Поперечное сечение кольцевой канавки втулки вращения (плавающего подшипника скольжения), поясняющее принцип работы заявляемого изобретения, изображено на фиг.2. На фиг.1 и фиг.2 обозначено: 1 - втулки вращения; 2 - упорный подшипник; 3 - корпус компрессора; 4 - отверстие для подачи масла; 5 - средний корпус; 6 - вал ротора турбокомпрессора; 7 - корпус турбины; 8 и 9 - полости для масла; 10 - наклонные радиальные отверстия;
11 - отверстие для подвода масла к втулке вращения;
12 - кольцевая канавка;
13 и 14 - направления вращения втулки и ротора турбокомпрессора.

В исходном положении втулки вращения 1 и упорный подшипник 2 погружены в масле. Корпус компрессора 3 выполнен в виде улитки. Отверстие 4 в среднем корпусе 5 соединено с магистралью подачи масла. Вал 6 ротора турбокомпрессора жестко соединен с упорными шайбами и с рабочими колесами турбины и компрессора. Корпус турбины 7 содержит фланец для крепления к выпускному коллектору отработавших газов дизельного двигателя. Концентрические полости 8 и 9 заполнены маслом. Наклонные радиальные отверстия 10 выполнены под углом 30-60o в направлении вращения ротора 6 и равномерно распределены вдоль поверхности втулки вращения 1. Отверстие 11 выполнено для подвода масла к кольцевой канавке 12. Втулка вращения 1 и вал ротора 6 вращаются в согласованных направлениях 13 и 14.

Предлагаемый турбокомпрессор наддува дизельного двигателя работает следующим образом.

Выхлопные газы дизельного двигателя известным образом направляются на лопатки рабочего колеса, установленного в корпусе 7 турбины, раскручивая ее. Так как на одном валу ротора 6 турбины установлено в корпусе 3 колесо с лопатками компрессора, то компрессор нагнетает атмосферный воздух для подачи его в рабочие полости камер сгорания цилиндров дизельного двигателя.

В качестве плавающих подшипников скольжения в предлагаемом турбокомпрессоре используются две втулки вращения 1, которые свободно размещены во внутренней полости среднего корпуса 5 турбокомпрессора, образуя полость 9 для масла, в которой вращается втулка 1 в направлении 13. Скорость вращения втулки 1 примерно в два раза меньше скорости вращения вала ротора 6.

Так как в предлагаемом турбокомпрессоре наклонные радиальные отверстия 10 выполнены под углом в направлении вращения 13 вала ротора 6, то при возможных вариациях давления подводимого масла радиальная составляющая центробежной силы выталкивания масла из полости 8 уменьшается на 20-28% за счет увеличения тангенциальной составляющей потока подводимого масла на соответствующую величину, пропорциональную cos(60...30o). Это обеспечивает равномерное вращение втулки 1 и уменьшение механических потерь плавающего подшипника скольжения. Увеличение угла наклона радиальных отверстий 10 более, чем на 60o является не рациональным, так как увеличиваются потери давления масла в подшипниках скольжения за счет увеличения длины наклонных радиальных отверстий 10.

Промышленная осуществимость предлагаемого турбокомпрессора наддува дизельного двигателя обосновывается тем, что в нем используются известные в аналоге [1] и прототипе [2] типовые узлы и элементы по своему прямому функциональному назначению [3]. Заявляемый турбокомпрессор серийно выпускается с 2001 г. в Обществе с ограниченной ответственностью "Сервис-Турбо", п.Новый Быт Чеховского района, Московская область.

Положительный эффект от использования изобретения состоит в том, что повышается производительность и ресурс турбокомпрессора за счет уменьшения механических потерь в плавающем подшипнике скольжения на величину, пропорциональную тангенциальной составляющей потока нагнетаемого масла, примерно на 20-28%.

Литература:
1. Патент Российской Федерации 2006681, МПК F 04 D 25/04, F 02 B 37/00, приоритет 30.01.94 г.(аналог).

2. Лямцев Б. Ф. , Микеров Л.Е. Турбокомпрессоры для наддува двигателей внутреннего сгорания. Теория, конструкция и расчет: Учебное пособие / Ярославский Гос. техн. ун-т-Ярославль, 1995г., с.25 (прототип).

3. Macinmes П. , Johnston A.E. Comparison of power loss between full floating and semi-floating turbocharger bearing, C46/82 Conference publication "Turbocharging and turbochargers". Institution of Mechanical Engineers, London, 1982.


Формула изобретения

Турбокомпрессор наддува дизельного двигателя, содержащий средний, турбинный и компрессорный корпусы, две втулки вращения, упорный подшипник и ротор с упорными шайбами и с турбинным и компрессорным колесами, вал которого свободно входит во внутренние отверстия втулок вращения, рабочие поверхности упорного подшипника обращены к соответствующим упорным шайбам, две втулки вращения и упорный подшипник установлены в среднем корпусе, в котором выполнены отверстия подачи и слива масла, в средней части каждой втулки вращения выполнена кольцевая канавка с радиальными отверстиями, равномерно распределенными по окружности, отличающийся тем, что отверстия в кольцевой канавке каждой втулки вращения выполнены под углом 30-60 к радиальному направлению в сторону вращения вала ротора турбокомпрессора.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к компрессоростроению, а именно к конструкции турбокомпрессора для наддува автотракторных дизельных двигателей

Изобретение относится к автотракторной промышленности и может быть использовано при создании двигателей внутреннего сгорания с трубонаддувом воздуха в камеру сгорания последних

Изобретение относится к агрегатам турбонаддува двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить надежность и долговечность работы поршневого двигателя за счет сокращения уноса смазочного масла в проточную полость компрессора из полости слива узлов подшипников

Изобретение относится к конструкциям компрессоров газотурбинных двигателей преимущественно наземного применения, полученных путем конверсии экономичного двухконтурного авиационного двигателя, и позволяет повысить надежность работы компрессора газотурбинного двигателя за счет обеспечения газодинамической устойчивости

Изобретение относится к агрегатам турбонаддува двигателей внутреннего сгорания и позволяет переориентировать положение впускного патрубка турбины и выпускного патрубка компрессора для использования его для других двигателей

Изобретение относится к области энергомашиностроения, в частности к турбокомпрессорным агрегатам для производства сжатого воздуха или получения вакуума

Изобретение относится к газотурбинным установкам газоперекачивающих агрегатов и может быть использовано на газоперекачивающих станциях

Изобретение относится к энергетике, а именно к газовым турбинам, и может быть использовано для повышения экономичности двигателей внутреннего сгорания путем их наддува, а также в газотурбинных двигателях и в других энергетических машинах

Изобретение относится к энергомашиностроению, в частности к турбостроению и котлостроению газопромышленного профиля

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для наддува воздуха в двигатели внутреннего сгорания (ДВС) и работающим от выхлопных газов ДВС, и может найти применение в двигателе- строении

Изобретение относится к области вентиляторостроения и может быть использовано при проектировании вентиляторов для средств пожаротушения, металлургической промышленности, промышленности стройматериалов, газовой энергетики и общехозяйственных нужд

Изобретение относится к способу бесперебойной работы установки сжижения газа

Изобретение относится к агрегатам турбонаддува двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить эффективность наддува за счет применения второго колеса турбокомпрессора, соединенного с электродвигателем через блокирующуюся муфту, который обеспечивает наддув при пуске двигателя внутреннего сгорания. Турбокомпрессор, работающий на отработавших газах, для двигателя внутреннего сгорания содержит корпус, где размещены рабочее колесо турбины, соединенное неподвижно с валом рабочего колеса первой ступени компрессора, вращающегося на подшипниках, в нем дополнительно установлено рабочее колесо второй ступени компрессора с дугообразными лопатками, вал которого через первую обгонную муфту соединен с валом рабочего колеса первой ступени компрессора, с другой стороны через вторую обгонную муфту соединен с валом электродвигателя с регулируемым управлением. Изобретение направлено на повышение эффективности наддува и устранение «турбо-задержки». 2 ил.

Изобретение относится к турбокомпрессорам. Новым в устройстве является то, что газоприемный корпус содержит профилированные фронтальный и радиальный каналы для подвода газов, соединенные с нижними левым и правым нагнетательными каналами газоприемного корпуса соответственно, верхние каналы которого являются перепускными для отвода газов, при этом каналы для подвода газов соединяются попарно с перепускными каналами через устройство управления производительностью турбины в виде двух параллельных поворотных задвижек, установленных на валиках на входе газоприемного корпуса с управлением посредством пневмодвигателей, а рабочее колесо при этом представляет комбинацию лопаток специального профиля выполненного на цилиндрической и тороидальной части с переходами от одной геометрической поверхности к другой. В данном устройстве достигается технический результат, выраженный в повышении КПД и вращающего момента на валу двигателя. Кроме того, достигается эффективное управление турбиной. 2 ил.

Клапанное устройство для управления подводом воздуха для компрессора транспортного средства содержит корпус клапана, который имеет первый вход для сжатого воздуха для присоединения к трубопроводу для подвода воздуха окружающей среды, второй вход для сжатого воздуха для присоединения к трубопроводу для подвода нагнетаемого воздуха, через который подводится предварительно уплотненный воздух, выход для сжатого воздуха, для присоединения к компрессору. Клапанное устройство имеет первое коммутационное положение, в котором выход для сжатого воздуха проведением текучей среды соединен с первым входом для сжатого воздуха. Клапанное устройство имеет второе коммутационное положение, в котором выход для сжатого воздуха проведением текучей среды соединен со вторым входом для сжатого воздуха. Клапанное устройство имеет третье коммутационное положение, в котором первый вход для сжатого воздуха и второй вход для сжатого воздуха проведением текучей среды соединены с выходом для сжатого воздуха. Клапанное устройство также содержит переключающее устройство. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к устройству и способу управления приводом вентилятора охладителя наддувочного воздуха, поступающего в двигатель внутреннего сгорания. Устройство управления имеет регулирующее устройство для управления приводом вентилятора, в котором регулирующее устройство выполнено с возможностью упреждающего регулирования привода вентилятора в зависимости от параметров двигателя, и/или окружающей температуры, и/или плотности окружающего воздуха. Техническим результатом является снижение шума привода вентилятора и уменьшение потребления энергии. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх