Устройство сигнализации режима торможения легкового автомобиля
Изобретение относится к транспортному машиностроению, более конкретно к системам световой сигнализации транспортных средств при торможении. Устройство сигнализации режима торможения включает педаль тормоза, переключатель педали тормоза, блок предохранителей, многофункциональный переключатель, левую и правую лампы сигнала тормоза, лампу верхнего сигнала тормоза и соединительные провода. Новым является то, что оно снабжено электронным блоком, датчиком давления, двумя узлами разветвления и двумя парами дополнительных ламп сигнала тормоза. Вход электронного блока связан с выходом датчика давления, вход которого связан с третьим выходом переключателя педали тормоза, а первый и второй выходы электронного блока - соответственно с входами первого и второго узлов разветвления, выходы которых связаны со вторыми входами соответствующих пар ламп, первые входы каждой из которых связаны с "массой" автомобиля. Электронный блок содержит блок опорных напряжений, устройство сравнения напряжений для первого уровня давления, устройство сравнения напряжений для второго уровня давлений, первый и второй усилители тока. Первый вход блока опорных напряжений связан с блоком предохранителей, а второй вход - с "массой" автомобиля. Первый и второй выходы блока опорных напряжений связаны со вторыми входами устройств сравнения напряжений для первого и второго уровней давления соответственно. Выходы устройств сравнения напряжений для первого и второго уровней давления связаны со входами первого и второго усилителей тока соответственно. Техническим результатом является повышение информативности системы световой сигнализации при торможении транспортного средства, а также повышение ее надежности, что позволяет повысить безопасность движения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Устройство относится к системе освещения и световой сигнализации, предназначенной для обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля, и может быть установлено на всех легковых автомобилях.
Одной из составных частей системы освещения и сигнализации являются сигналы торможения, информирующие участников движения об уменьшении скорости автомобиля. Известные сигналы торможения легковых автомобилей позволяют обеспечить безопасное движение автомобиля на дорогах в любое время суток. В то же время, они не обладают достаточной информативностью. И при слабом нажатии на педаль тормоза и при экстренном торможении происходит срабатывание сигналов торможения. При этом никак не отражается величина замедления, что может привести к дорожно-транспортному происшествию. Близкой по технической сущности к заявляемому изобретению является устройство сигнализации торможения автомобиля Ford Explorer 1994 (FORD, BRONCO II/EXPLORER/RANGER, 1983-94, REPAIR MANUAL, 1994, CHILTON BOOK COMPANY, ISBN 0-8019-8555-2; P.6-114), взятое за прототип. Данное устройство сигнализации торможения автомобиля включает в себя педаль тормоза, переключатель педали тормоза, блок предохранителей, многофункциональный переключатель, левую и правую лампы сигнала тормоза, лампу верхнего сигнала тормоза и соединительные провода. Функциональная схема данного устройства представлена на фиг.1. На фиг.1 обозначены: ТП - педаль тормоза; ПТП - переключатель педали тормоза; БПр - блок предохранителей; МФП - многофункциональный переключатель; ЛСТв - лампа сигнала тормоза верхняя; ЛСТл - лампа сигнала тормоза левая; ЛСТп - лампа сигнала тормоза правая. Одинарной линией обозначены электрические связи, а двойной - механические. На фиг. 1 электрическими связями соединены: БПр, ПТП, МФП, ЛСТл, ЛСТп, причем, выход БПр связан со вторым входом ДТП, второй выход которого - со входом МФП; первый и второй выходы МФП соединены со вторыми входами ЛСТл и ЛСТп соответственно. Выход ТП механически связан с первым входом ДТП, первый выход которого соединен электрической связью с ЛСТв. Работа устройства сигнализации торможения автомобиля происходит следующим образом: при нажатии на педаль тормоза (ТП) включается механически связанный с ней переключатель педали тормоза (ПТП), при этом электрический ток с выхода БПр поступает на второй вход ДТП, с его первого выхода - на второй вход ЛСТв, а со второго выхода - на вход МФП, с первого и второго выходов которого напряжение подается на вторые входы ЛСТл и ЛСТп соответственно; так как первые выходы ЛСТв, ЛСТл и ЛСТп связаны с "массой" автомобиля, то цепи питания ламп сигналов тормоза замыкаются и они загораются. Однако эти сигналы торможения никак не сообщают другому водителю о режиме торможения: он резкий, динамичный или плавный, с малым замедлением. При движении в городе на малых дистанциях это создает дополнительную психологическую нагрузку для водителей и приводит к быстрой утомляемости. Задачей предлагаемого изобретения является повышение информативности системы освещения и световой сигнализации. Для решения данной задачи известная система дорожной сигнализации автомобиля дополняется электронным блоком и датчиком давления в тормозной системе, сигнал с которого управляет включением дополнительных ламп сигналов торможения. Изобретение поясняется фиг.2 и фиг.3. Фиг.2 - устройство сигнализации режима торможения легкового автомобиля. Фиг. 3 - устройство сигнализации режима торможения легкового автомобиля. Электронный блок. На фиг.2 дополнительно введенные элементы обозначены: ДД - датчик давления в тормозной системе;ЭБ - электронный блок;
УР1 - первый узел разветвления;
УР2 - второй узел разветвления;
1ЛСТл - первая дополнительная лампа сигнала тормоза левая;
1ЛСТп - первая дополнительная лампа сигнала тормоза правая;
2ЛСТл - вторая дополнительная лампа сигнала тормоза левая;
2ЛСТп - вторая дополнительная лампа сигнала тормоза правая. На фиг.3 обозначены:
БОН - блок опорных напряжений;
УСН1 - устройство сравнения напряжений для первого порогового значения давления;
УСН2 - устройство сравнения напряжений для второго порогового значения давления;
УсТ1 - первый усилитель тока;
УсТ2 - второй усилитель тока. Электронный блок представляет собой схему, построенную на двух компараторах, сравнивающих сигнал датчика давления в тормозной системе с пороговыми значениями напряжения, и блока опорных напряжений, вырабатывающего эти напряжения. При превышении первого порогового значения на выходе первого устройства сравнения вырабатывается управляющий сигнал, который усиливается и через узел разветвления запитывает первую пару дополнительных ламп. При превышении второго порогового значения на выходе второго устройства сравнения вырабатывается управляющий сигнал, который усиливается и через узел разветвления запитывает вторую пару дополнительных ламп. Работа устройства сигнализации режима торможения легкового автомобиля аналогична работе прототипа, но дополнительно:
напряжение с третьего выхода ПТП поступает на вход ДД, запитывая его; в тормозной системе начинает возрастать давление и на выходе ДД появляется пропорциональный ему электрический аналоговый сигнал, который поступает на первые входы УСН1, УСН2 и сравнивается с пороговыми значениями сигнала, поступившими с первого и второго выходов БОН на вторые входы УСН1 и УСН2 соответственно;
при превышении сигналом значения первого порогового напряжения, на выходе УСН1 вырабатывается управляющий сигнал, который поступает на вход УсТ1, усиливается и с его выхода поступает на вход УР1, с первого и второго выходов УР1 напряжение поступает на вторые входы 1ЛСТл и 1ЛСТп соответственно, так как их первые входы связаны с "массой" автомобиля, то электрическая цепь первой пары дополнительных ламп замыкается и они загораются;
при дальнейшем возрастании давления в системе сигнал с выхода ДД превышает значение второго порогового напряжения, на выходе УСН2 вырабатывается управляющий сигнал, который поступает на вход УсТ2, усиливается и с его выхода поступает на вход УР2, с первого и второго выходов УР2 напряжение поступает на вторые входы 2ЛСТл и 2ЛСТп соответственно, так как их первые входы связаны с "массой" автомобиля, то электрическая цепь второй пары дополнительных ламп замыкается и они тоже загораются. Данное устройство позволит повысить информативность системы освещения и световой сигнализации: в зависимости от режима торможения загорается соответствующее количество ламп - при незначительной величине замедления горят только две лампы стандартных сигналов тормоза, при увеличении давления в тормозной системе, а следовательно возрастании величины замедления, загорается еще две, а при резком торможении - все лампы сигналов торможения. Кроме того, повышается надежность системы: в случае выхода из строя переключателя педали тормоза или ламп стандартных сигналов тормоза, управляющий сигнал с датчика давления обеспечит сигнализацию о торможении при помощи дополнительных ламп. Таким образом, предлагаемое изобретение позволит увеличить надежность системы освещения и световой сигнализации и повысить безопасность движения.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3