Способ предотвращения отклонения параметров силовой турбины турбомашинного агрегата при внезапном полном или частичном сбросе нагрузки

 

Изобретение относится к области защиты турбомашинных агрегатов, включающих газотурбинные установки (газовые турбины и приводимые ими машины, например, генераторы), от опасных забросов частоты вращения при внезапном полном или частичном сбросе нагрузки. Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в повышении безопасности способа путем предотвращения раскрутки силовой турбины турбомашинного агрегата, способной повредить оборудование, травмировать обслуживающий персонал или отключить электроснабжение потребителей, за счет осуществления кратковременного отключения подачи топлива в камеру сгорания. Сущность изобретения заключается в том, что в способе предотвращения отклонения параметров силовой турбины турбомашинного агрегата при внезапном полном или частичном сбросе нагрузки, включающем подачу сигналов о величинах частоты вращения ротора силовой турбины (nст), частоты вращения ротора газогенератора (nгг) и одного из параметров нагрузки, а также формирование сигнала на управление расходом топлива в камере сгорания, согласно изобретению, дополнительно определяют величину термодинамического параметра газогенератора, сравнивают ее с соответствующим пороговым значением, а при одновременном поступлении сигнала о превышении величины параметра над его пороговым значением и сигнала о внезапном полном или частичном сбросе нагрузки подают команды на включение зажигания на заданный промежуток времени и на отключение подачи топлива в камеру сгорания, а также дополнительно сравнивают величину nгг с соответствующим пороговым значением nпороггг и величину nст с соответствующим пороговым значением nпорогст, определяют первую производную частоты вращения ротора силовой турбины ст, сравнивают ее величину с соответствующим пороговым значением порогст, а также определяют величину приращения частоты вращения ротора nст после сброса нагрузки, и далее, в случае, если nст<nст; | nст | <nст, nст<0 и nгг>nпороггг, подают сигнал на включение подачи топлива в камеру сгорания. Кроме того, термодинамическим параметром газогенератора и/или параметром нагрузки служат частота вращения ротора газогенератора nгг либо приведенная к температуре на входе частота вращения ротора газогенератора nгг пр. Термодинамическим параметром газогенератора также может служить полное давление воздуха за компрессором Рк*, а параметром нагрузки - мощность электрического генератора Рген, приводимого в действие силовой турбиной турбомашинного агрегата. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области защиты турбомашинных агрегатов, включающих газотурбинные установки (газовые турбины и приводимые ими машины, например, генераторы), от опасных забросов частоты вращения при внезапном полном или частичном сбросе нагрузки.

Известны способы предотвращения раскрутки силовой турбины турбомашинного агрегата путем прекращения подачи топлива в камеру сгорания при достижении пороговой величины скорости вращения силовой турбины /1/.

Однако использование известного способа в ряде случаев приводит к необоснованному выключению газотурбинной установки и приводимого ею агрегата, что является экономически невыгодным, т.к. вынуждает потребителей энергии (или вещества) от приводимого агрегата простаивать или переключаться на другие источники энергии (вещества).

Известен также способ предотвращения раскрутки силовой турбины, заключающийся в измерении частоты вращения силовой турбины (nст), определении производной первого порядка по времени (nст) с последующим определением разницы между мощностью, передаваемой на вал силовой турбины, и мощностью, снимаемой с вала силовой турбины, и формирование сигнала на изменение величины регулируемого параметра /2/.

Однако известный способ не может быть использован, если величина разницы между мощностью, передаваемой на вал силовой турбины, и мощностью, снимаемой с вала силовой турбины, превышает величину порядка 50% передаваемой на вал силовой турбины мощности.

Наиболее близким к заявляемому является способ предотвращения отклонений частоты вращения в газотурбинном агрегате, содержащем газовую турбину и имеющем переменную нагрузку и переменный расход топлива, включающий прием упреждающего сигнала о внезапном полном или частичном сбросе нагрузки и уменьшение расхода топлива в газовую турбину по этому сигналу /3/.

При полном или частичном сбросе нагрузки частота вращения силовой турбины возрастает. Уравнение, из которого определяется изменение частоты вращения, имеет вид:

где I - суммарный момент инерции всех вращающихся вместе с валом силовой турбины деталей;

nст - частота вращения вала силовой турбины;

Рт - мощность, передаваемая на вал силовой турбины;

PL - мощность, снимаемая с вала силовой турбины.

Расчеты показывают, что при реализации данного способа с учетом максимально возможного уменьшения расхода топлива в камеру сгорания (до минимального расхода топлива, необходимого для поддержания факела в камере сгорания) и при PL<0,5Р не во всех случаях может быть предотвращена раскрутка силовой турбины выше порогового значения nпорогст.

Данный способ не обеспечивает предотвращение раскрутки силовой турбины, способной повредить оборудование, травмировать обслуживающий персонал.

Кроме того, в случае использования электрогенератора в качестве приводимого механизма, величина nст может превышать 110-112% от номинальной при внезапном сбросе более 50% нагрузки. При такой величине частоты вращения ротора система защиты электростанции отключит электрогенератор от потребителя. Такое отключение будет препятствием, затрудняющим использование известного способа в энергетических установках, т.к. приводит к необоснованному отключению энергопотребителей.

Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в повышении безопасности способа путем предотвращения раскрутки силовой турбины турбомашинного агрегата, способной повредить оборудование, травмировать обслуживающий персонал или отключить электроснабжение потребителей, за счет осуществления кратковременного отключения подачи топлива в камеру сгорания.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе предотвращения отклонения параметров силовой турбины турбомашинного агрегата при внезапном полном или частичном сбросе нагрузки, включающем подачу сигналов о величинах частоты вращения ротора силовой турбины (nст), частоты вращения ротора газогенератора (nгг) и одного из параметров нагрузки, а также формирование сигнала на управление расходом топлива в камере сгорания, согласно изобретению, дополнительно определяют величину термодинамического параметра газогенератора, сравнивают ее с соответствующим пороговым значением, а при одновременном поступлении сигнала о превышении величины параметра над его пороговым значением и сигнала о внезапном полном или частичном сбросе нагрузки, подают команды на включение зажигания на заданный промежуток времени и на отключение подачи топлива в камеру сгорания, а также дополнительно сравнивают величину nгг с соответствующим пороговым значением nпороггг и величину nст с соответствующим пороговым значением nпорогст, определяют первую производную частоты вращения ротора силовой турбины , сравнивают ее величину с соответствующим пороговым значением , а также определяют величину приращения частоты вращения ротора nст после сброса нагрузки, и далее, в случае, если nст<nст; , nст<0 и nгг>nпороггг, подают сигнал на включение подачи топлива в камеру сгорания.

Кроме того, термодинамическим параметром газогенератора и/или параметром нагрузки служат частота вращения ротора газогенератора nгг либо приведенная к температуре на входе частота вращения ротора газогенератора nгг пр.

Термодинамическим параметром газогенератора также может служить полное давление воздуха за компрессором Рк*, а параметром нагрузки - мощность электрического генератора Рген, приводимого в действие силовой турбиной турбомашинного агрегата.

В способе-прототипе отключение подачи топлива в случае полного или частичного сброса нагрузки на валу силовой турбины не предусмотрено. Такое отключение необходимо для предотвращения раскрутки силовой турбины выше допустимого значения при значительной разности величин Рт и PL.

В заявляемом техническом решении отключение подачи топлива осуществляют в случае поступления сигнала о “высоком” режиме работы газогенератора. Поэтому включение зажигания осуществляется одновременно с выключением подачи топлива для того, чтобы при возобновлении подачи топлива в камеру сгорания не произошел срыв пламени, который может вызвать останов газогенератора. Включение зажигания может осуществляться на заданный промежуток времени (порядка 10 с для газогенераторов двигателя ПС-90, Д-30).

Дополнительное определение величины термодинамического параметра газогенератора позволяет выявить “высокий” режим работы газогенератора и сформировать сигнал, по которому при наличии сигнала о сбросе нагрузки на валу силовой турбины формируется команда на отключение подачи топлива в камеру сгорания и сигнал на включение зажигания на заданный промежуток времени. Определение nгг, и n необходимо для анализа условий, позволяющих включить (возобновить) подачу топлива в камеру сгорания с целью исключения необоснованного выключения газотурбинной установки.

На чертеже представлена блок-схема, иллюстрирующая порядок осуществления заявляемого способа.

Блок 1 представляет собой блок сравнения термодинамического параметра с его пороговым значением, сигнал I1 с выхода которого поступает на вход блока 2.

Блок 2 - это логическое устройство типа “И” с двумя входами и одним выходом. В случае nгг>nпороггг, либо nгг пр.>nпороггг пр, либо Рк*>Рк*порог, на первый вход блока 2 поступает сигнал I1=1 о нахождении газогенератора в зоне “высоких” режимов работы. В случае внезапного полного или частичного сброса нагрузки на второй вход блока поступает сигнал I2=1. При наличии сигналов I1=1 и I2=1 на выходе блока 2 формируется сигнал I3 на отключение подачи топлива, и одновременно подается команда на включение зажигания на заданный промежуток времени.

Блок 3 - функциональное устройство с двумя входами и одним выходом. На входы блока 3 поступают сигналы о величине одного из параметров нагрузки, например, Рген, и о величине nст. С учетом величины параметра нагрузки и величины n в блоке 3 формируется выходной сигнал I4, являющийся командой на управление расходом топлива в камеру сгорания.

Блок 4 представляет собой устройство формирования команды на изменение расхода топлива при воздействии различных контуров ограничения параметров, таких как температура газа за турбиной газогенератора, давление воздуха за компрессором, частота вращения ротора газогенератора, частота вращения ротора силовой турбины и т.п. При достижении любым из ограничиваемых параметров соответствующего порогового значения в блоке 4 формируется выходной сигнал I5 на изменение расхода топлива, поступающего в камеру сгорания.

Блок 5 - это блок селектирования, осуществляющий отбор наименьшего или наибольшего выходных сигналов I4, I5 с блоков 3 и 4 в зависимости от знака изменения сигнала на задание подачи топлива. Выходной сигнал I6 служит командой на управление клапанами подачи топлива (расходом топлива).

Блок 6 - компаратор, выполняющий сравнение фактической величины nст с ее пороговым значением nпорогст. При nст<nст на выходе блока 6 формируется сигнал на включение подачи топлива (I7=1), который поступает на 1-й вход блока 12. При nст nпорог формируется сигнал I7=0.

Блок 7 - блок вычисления величины приращения частоты вращения ротора n после сброса нагрузки, выходной сигнал I8 с которого поступает на вход блока 10. Блок 7 формирует сигнал I8=1 при отрицательной величине приращения частоты вращения nст<0 в последовательных циклах обработки сигнала о величине nст.

nст=nстi-nстi - 1 - это разность между величинами последующей и предыдущей за сбросом частотами вращения силовой турбины в циклах обработки сигнала nст.

Если nст 0, то I8=0.

Блок 8 представляет собой дифференциатор, в котором осуществляется вычисление первой производной nст по времени , сигнал I9 с которого поступает на вход блока 9.

Блок 9 - компаратор, выполняющий сравнение фактической величины с ее пороговым значением . При формируется сигнал I10=1, поступающий на вход блока 10. При формируется сигнал I9=0.

Блок 10 представляет собой логическое устройство типа “И” с двумя входами и одним выходом. При поступлении на оба входа сигналов I8=1 и I10=1 на выходе блока 10 формируется сигнал I11=1 на включение подачи топлива.

Блок 11 - компаратор, выполняющий сравнение фактической величины nгг с ее пороговым значением nпороггг. При nгг>nпороггг на выходе блока 11 формируется сигнал на включение подачи топлива I12=1, поступающий на вход блока 12.

Блок 12 - логический блок типа “И” с тремя входами и одним выходом. При поступлении на входы блока 12 сигналов I7=1, I11=1 и I12=1 на выходе блока 12 формируется сигнал I13=1 на включение подачи топлива.

Блок 13 - блок включения-отключения отсечного клапана. При поступлении сигнала I3=1 на 1-й вход блока 13 включается (закрывается) отсечной клапан, отключающий подачу топлива в камеру сгорания. При поступлении сигнала I13=1 на 2-й вход блока 13 отключается (открывается) отсечной клапан и возобновляется подача топлива в камеру сгорания.

Заявляемый способ осуществляется следующим образом.

В блоке 1 постоянно осуществляется регистрация фактической величины термодинамического параметра газогенератора в процессе работы силовой турбины турбомашинного агрегата. Таким параметром может служить частота вращения ротора газогенератора nгг, либо приведенная к температуре на входе частота вращения ротора газогенератора nгг пр, либо полное давление воздуха за компрессором Рк*.

Величина одного из вышеперечисленных параметров в блоке 1 сравнивается с соответствующим пороговым значением. При превышении фактической величины параметра его порогового значения на выходе блока 1 формируется сигнал I1=1, поступающий на вход блока 2. В случае внезапного полного или частичного сброса нагрузки на второй вход блока 2 поступает сигнал I2=1.

При поступлении информации о нахождении генератора в зоне “высоких” режимов работы и поступлении информации о внезапном сбросе нагрузки, т.е. поступлении сигналов l1=1 и I2=1 на входы блока 2, формируется команда на включение зажигания на заданный промежуток времени и одновременно подается сигнал на отключение подачи топлива, поступающий на вход блока 13, тем самым предотвращая раскрутку силовой турбины при внезапном полном или частичном сбросе нагрузки за счет резкого уменьшения подвода энергии от газогенератора к силовой турбине.

Одновременно осуществляют замер параметра нагрузки, которым может служить либо мощность электрического генератора Рген, приводимого в действие силовой турбиной турбомашинного агрегата, либо частота вращения ротора газогенератора nгг, либо приведенная к температуре на входе частота вращения ротора газогенератора nгг пр.

Сигнал о величине одного из перечисленных параметров, например, Рген, поступает на 1-й вход блока 3, на второй вход которого поступает сигнал о величине частоты вращения ротора силовой турбины n. В блоке 3 на основании величины параметра нагрузки и величины n вырабатывается выходной сигнал 14, являющийся командой на управление расходом топлива в камеру сгорания. Сигнал I4 поступает на вход блока 5. На второй вход блока 5 подается сигнал I5 с блока 4, в котором формируется команда на изменение расхода топлива при воздействии различных контуров ограничения параметров (например, температуры газа за турбиной газогенератора, частоты вращения ротора газогенератора, частоты вращения ротора силовой турбины).

В блоке 5 производится отбор одного из входных сигналов I4 и I5 (наименьшего или наибольшего в зависимости от знака изменения сигнала I5). Выбранный сигнал в виде выходного сигнала I6 служит командой на управление расходом топлива, подаваемого в камеру сгорания, обеспечивая поддержание требуемой величины n при плавных изменениях нагрузки на валу силовой турбины.

В блоках 6-9 анализируются изменения величин nст и ее первой производной по времени . При nст<nст на выходе блока 6 формируется сигнал I7=1. Если , то на выходе блока 9 формируется сигнал I10=1.

Если nст<0, то I8=1. Логический блок 10 анализирует входящие сигналы I8 и I10. Если I8=1 и I10=1, то формируется выходной сигнал I11=1. При n гг>nгг порог на выходе блока 11 формируется сигнал I12=1.

При отключении подачи топлива при резком сбросе нагрузки (I2=1) в зоне “высоких” режимов работы (I1=1) по результатам анализа изменения величин nст и nпорог в случае поступления трех сигналов I7=1, I11=1 и I12=1 на входы блока 12 формируется команда I13=1 на блок 13 на включение (возобновление) подачи топлива в камеру сгорания.

Источники информации

1. Основы технологии создания газотурбинных двигателей для магистральных самолетов, М., “Авиатехинформ”, 1999 г., стр.56.

2. Патент США № 5609465, F 01 D 17/06, 1997 г.

3. Патент РФ № 2168044, F 02 С 9/28, 1997 г.

Формула изобретения

1. Способ предотвращения отклонения параметров силовой турбины турбомашинного агрегата при внезапном полном или частичном сбросе нагрузки, включающий подачу сигналов о величинах частоты вращения ротора силовой турбины (n), частоты вращения ротора газогенератора (nгг) и одного из параметров нагрузки, а также формирование сигнала на управление расходом топлива в камере сгорания, отличающийся тем, что дополнительно определяют величину термодинамического параметра газогенератора, сравнивают ее с соответствующим пороговым значением, а при одновременном поступлении сигнала о превышении величины параметра над его пороговым значением и сигнала о внезапном полном или частичном сбросе нагрузки, подают команды на отключение подачи топлива в камеру сгорания и на включение зажигания на заданный промежуток времени, а также дополнительно сравнивают величину nгг с соответствующим пороговым значением nпороггг и величину n с соответствующим пороговым значением nпорогст, определяют первую производную частоты вращения ротора силовой турбины по времени ст, сравнивают ее величину с соответствующим пороговым значением порогст, а также определяют величину приращения частоты вращения ротора nст после сброса нагрузки, и далее, в случае, если n <nст; | nст | < порогст, nст<0 и nгг>n пороггг, подают сигнал на включение подачи топлива в камеру сгорания.

2. Способ предотвращения отклонения параметров силовой турбины турбомашинного агрегата по п.1, отличающийся тем, что термодинамическим параметром газогенератора и/или параметром нагрузки служат частота вращения ротора газогенератора nгг либо приведенная к температуре на входе частота вращения ротора газогенератора n гг пр.

3. Способ предотвращения отклонения параметров силовой турбины турбомашинного агрегата по п.1, отличающийся тем, что термодинамическим параметром газогенератора служит полное давление воздуха за компрессором рк*.

4. Способ предотвращения отклонения параметров силовой турбины турбомашинного агрегата по п.1, отличающийся тем, что параметром нагрузки служит мощность электрического генератора Рген, приводимого в действие силовой турбиной турбомашинного агрегата.

РИСУНКИ

Рисунок 1

PC4A - Регистрация договора об уступке патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:Открытое акционерное общество "Авиадвигатель"

(73) Патентообладатель:Открытое акционерное общество "Газпром"

(73) Патентообладатель:Открытое акционерное общество "Авиадвигатель"

Договор № РД0045569 зарегистрирован 15.01.2009

Извещение опубликовано: 27.02.2009        БИ: 06/2009

QB4A Государственная регистрация договора о распоряжении исключительным правом

Дата и номер государственной регистрации договора: 31.03.2011 № РД0078790

Вид договора: лицензионный

Лицо(а), предоставляющее(ие) право использования: Открытое акционерное общество "Газпром" (RU), Открытое акционерное общество "Авиадвигатель" (RU)

Лицо, которому предоставлено право использования: Открытое акционерное общество "Пермский моторный завод" (RU)

Условия договора: НИЛ, на срок действия патента на территории РФ.

Дата публикации: 10.05.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области систем управления сложных объектов техники, работающих в широком диапазоне режимов и нагрузок и может быть использовано в системах управления газотурбинных двигателей, турбин электростанций и т.д

Изобретение относится к области автоматического регулирования, в частности к системам регулирования газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области регулирования газотурбинного двигателя и может быть использовано для предотвращения срывных режимов работы двигателя

Изобретение относится к области обеспечения безопасности полета самолета с газотурбинным двигателем

Изобретение относится к системам управления газотурбинных установок, а именно к системам защиты газотурбинных установок для механического привода и привода электрогенератора от опасных забросов частоты вращения (раскрутки) свободной силовой турбины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления (САУ) ГТД

Изобретение относится к способу, предназначенному для уменьшения в газотурбинном двигателе скорости вращения турбины, содержащей ротор, приводящий в движение тот или иной вал и имеющий возможность вращаться внутри статора, в случае разрушения упомянутого вала

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, используемыми в качестве силовых агрегатов в газовой и энергетических отраслях

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно замеряют частоту вращения компрессора ГТД, сравнивают ее с наперед заданным значением, определяемым расчетно-экспериментальным путем для каждого типа ГТД, уточняемым в процессе приемосдаточных испытаний (ПСИ) для каждого конкретного ГТД и корректируемым в зависимости от положения рычага управления двигателя (РУД), температуры и давления воздуха на входе в ГТД, скорости полета самолета и величины отборов воздуха из компрессора ГТД на самолетные нужды, в случае если частота вращения компрессора ГТД растет и становится больше наперед заданного значения, уменьшают расход топлива в КС ГТД с помощью резервного устройства дозирования до тех пор, пока частота вращения компрессора ГТД не снизится до наперед заданного значения, обеспечивающего тягу ГТД требуемого уровня. Технический результат изобретения - повышение надежности работы ГТД и безопасности самолета за счет повышения качества работы САУ в части защиты ГТД от неконтролируемого роста тяги на критичных режимах полета самолета. 1 ил.
Наверх