Кузов транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к кузовам транспортных средств, на которых установлены механизмы перемещения створок двери, и может быть использовано в троллейбусах, трамваях и автобусах. Механизм перемещения створки относительно каркаса содержит четыре четырехзвенника и дополнительно снабжен четырьмя траверсами, двумя тягами синхронизации, синхронизирующим торсионом и двумя П-образными кронштейнами навески, пару качалок и четыре подпружиненных самоустанавливающихся ролика. Данная конструкция обеспечивает за счет взаимодействия четырехзвенников и конкретных геометрических соотношений оптимальную траекторию движения створки двери с минимальным зазором вдоль борта и надежную фиксацию створки в закрытом положении. Технический результат заключается в надежной фиксации створок двери в закрытом положении без использования специальных замков и расфиксации створок двери в аварийной ситуации. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к кузовам транспортных средств, на которых установлены механизмы перемещения створок двери, и может быть использовано для транспортного машиностроения, в частности, в троллейбусах, трамваях и автобусах.

Наиболее близким к предполагаемому изобретению является кузов транспортного средства, содержащий каркас, дверь, имеющую, по крайней мере, одну створку, механизм перемещения створки двери относительно каркаса, выполненный в виде четырехзвенника, две качалки которого одними концами шарнирно закреплены на параллельных осях каркаса, а другими концами связаны со створкой, и рычаг, связанный с кузовом и створкой [1]. Недостатками этой конструкции является следующее:

1) необходимость специальных замков, удерживающих створку двери в закрытом положении;

2) большой радиус выхода створки двери за пределы контура транспортного средства, что создает опасность травматизма.

Задачей изобретения является усовершенствование кузова транспортного средства, в частности, механизма перемещения створки двери, в котором за счет взаимодействия четырехзвенников и конкретных геометрических соотношений должна быть обеспечена оптимальная траектория движения створки двери (с минимальным зазором вдоль борта), надежная фиксация створки в закрытом положении.

Поставленная задача решается тем, что в кузове транспортного средства, содержащем каркас, дверь, имеющую, по крайней мере, одну створку, механизм перемещения створки двери относительно каркаса, выполненный в виде четырехзвениика, две качалки которого одними концами шарнирно закреплены на параллельных осях каркаса, а другими концами связаны со створкой, согласно изобретению механизм содержит четыре указанных четырехзвенника и дополнительно снабжен четырьмя траверсами, двумя тягами синхронизации, синхронизирующим торсионом и двумя П-образными кронштейнами навески, жестко связанными со створкой одной из консолей, причем качалки четырехзвенника, шарнирно закрепленные на каркасе одними концами, другими концами шарнирно связаны с траверсой, траверсы шарнирно связаны со второй консолью П-образного кронштейна навески, траверсы каждого П-образного кронштейна навески дополнительно шарнирно связаны с тягой синхронизации, пара качалок, лежащих на одной оси каркаса, жестко связана с синхронизирующим торсионом, а роль рычага выполняют четыре подпружиненных самоустанавливающихся ролика, установленных на П-образных кронштейнах навески и имеющих возможность перемещаться по опорным балкам, жестко связанным с каркасом.

Кроме того, кузов содержит выдвижную ступеньку, связанную с нижним П-образным кронштейном навески кулачковой передачей.

Вариант конструкции с дверью, имеющей две створки, содержит дополнительно соответствующее количество четырехзвенников, тяг синхронизации, П-образных кронштейнов навески, упоров, самоустанавливающихся роликов, а также узел расфиксации для второй створки двери и валы синхронизации, соединяющие посредством конической зубчатой передачи две качалки четырехзвенников, расположенные симметрично относительно стыка створок дверей и связанные со смежными П-образными кронштейнами навески.

Кроме того, выдвижная ступенька связана кулачковой передачей с двумя нижними П-образным кронштейнами навески.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображено сечение в плоскости механизма перемещения для двери, имеющей одну створку, в закрытом положении, на фиг.2 - то же в открытом положении, на фиг.3 изображено сечение в плоскости механизма перемещения в районе верхнего торца двери в открытом положении для двухстворчатой двери, на фиг.4 - то же в закрытом положении, на фиг.5 - сечение в плоскости механизма перемещения в районе нижнего торца двери в открытом положении для двухстворчатой двери, на фиг.8 - то же в закрытом положении, на фиг.7 изображено поперечное сечение кузова транспортного средства в районе механизма перемещения, на фиг.8 - передняя качалка и траверса в положении "обратной стрелы", здесь "t"- величина "обратной стрелы"; на фиг.9 - вид на дверь с узлами расфиксации, на фиг.10 - поперечное сечение кузова в районе двери и палец узла расфиксации, соединяющий створку двери и П-образный кронштейн навески.

Кузов транспортного средства содержит каркас 1 (фиг.1, 2), дверь с одной створкой 2, механизм перемещения створок двери относительно каркаса 1, включающий в себя верхнюю и нижнюю пары четырехзвенников. Один из четырехзвенников каждой пары содержит переднюю качалку 3, а другой - переднюю качалку 4, кроме того, каждый из четырехзвенников состоит из задней качалки 5 и траверсы 6. Механизм перемещения также содержит две тяги синхронизации 7, П-образные нижний 8 и верхний 9 кронштейны навески. Кузов снабжен ступенькой 10, узлом расфиксации створки двери 11 для аварийных ситуаций, устройством привода 13, цепной передачей 14, упорными узлами 15, представляющими собой подпружиненные самоустанавливающиеся ролики, опорными балками 16, роликами 17, валом 18, упорами 21, синхронизирующим торсионом 23.

П-образные кронштейны навески 8 и 9 жестко связаны со створкой 2 одной из консолей, устройство привода 13 связано с передней качалкой 3 четырехзвенника по нижнему кронштейну навески 8 через цепную передачу 14 и вал 18. Качалки 3, 4 связаны с траверсами 6 шарнирно, траверсы 6 связаны попарно шарнирно с тягами синхронизации 7 и со второй консолью П-образных кронштейнов навески 8 и 9. Нижний П-образный кронштейн навески 8 связан кулачковой передачей (см. ниже) со ступенькой 10. Пара передних качалок 3, лежащих на одной оси каркаса 1, жестко связана с синхронизирующим торсионом 23.

Створка 2 через упорные узлы 15 расперта между верхней и нижней опорными балками 16, ступенька 10 сидит на роликах 17, жестко заделанных в каркасе 1.

Вариант конструкции с дверью, имеющей две створки (фиг.3), содержит дополнительно соответствующее количество четырехзвенников, тяг синхронизации 7 (фиг.4), П-образных кронштейнов навески 8 и 9 (фиг.4, 5), упоров 21 (фиг.6), упорных узлов 15 (фиг.7), а также узел расфиксации 11 для второй створки 25 двери и валы синхронизации 22, соединяющие посредством конической зубчатой передачи (см. ниже) две передние качалки 3, расположенные симметрично относительно стыка створок дверей и связанные со смежными П-образными кронштейнами навески 8 или 9. Вал 18 в данном варианте конструкции отсутствует.

Кулачковая передача, связывающая ступеньку 10 и нижний П-образный кронштейн навески 8, осуществляется пальцем 26 П-образного кронштейна навески 8 и пазом 27 ступеньки 10 (фиг.7).

Коническая зубчатая передача между валом 18 и передней качалкой 3 или между валом синхронизации 22 и передней качалкой 3 осуществляется коническими зубчатыми колесами 28, 29, 30, жестко связанными соответственно с валом 18 (фиг.2), валом синхронизации 22 (фиг.3) и передней качалкой 3 (фиг.2).

При включении привода на открывание двери с одной створкой 2 (фиг.1) устройство привода 13 через цепную передачу 14 и вал 18 приводит во вращение коническое зубчатое колесо 30, жестко связанное с передней качалкой 3, выводя последнюю из положения "обратной стрелы", ограниченного упором 21. Механизм перемещения посредством траверс 6 и П-образных кронштейнов навески 8 и 9 перемещает створку 2 по заданной траектории. При этом синхронность действия пары четырехзвенников каждого П-образного кронштейна навески 8 или 9 обеспечивается тягой синхронизации 7.

Синхронность действия четырехзвенников верхнего и нижнего П-образных кронштейнов навески 8, 9 обеспечивается синхронизирующим торсионом 23, связывающим соответствующие передние качалки 3 по верхнему и нижнему П-образным кронштейнам навески 8, 9 и пропущенным через стойку в салоне транспортного средства. Створка 2 двери катится самоориентирующимися роликами упорных узлов 15 по опорным балкам 16. Палец 26 П-образного кронштейна навески 8, воздействуя на ступеньку 10 через паз, заставляет ее перемещаться по роликам 17, обеспечивая синхронное открывание двери и выдвижение ступеньки.

Соотношение между перемещением П-образного кронштейна навески 8 и ступеньки 10 определяется формой паза в ступеньке 10.

Вариант конструкции с дверью, имеющей две створки 2, 25, работает аналогично, створки движутся симметрично относительно плоскости их стыка, при включении привода на открывание двери устройство привода 13 через цепную передачу 14 и вал синхронизации 22 воздействует посредством конической зубчатой передачи на две передние качалки 3, расположенные симметрично относительно стыка створок дверей и связанные с нижними П-образными кронштейнами навески 8, выводя их из положения "обратной стрелы".

Передняя качалка 3 по нижнему П-образному кронштейну навески 8 через синхронизирующий торсион 23 воздействует на соответствующую переднюю качалку 3 верхнего П-образного кронштейна навески 9, которая связана с симметричной относительно стыка створок передней качалкой 3 еще одним валом синхронизации 22. На ступеньку 10 в данном случае воздействуют два симметрично расположенных пальца П-образных кронштейнов навески 8.

Для аварийного покидания транспортного средства рукоятка узла расфикса-ции 11, которая находится в углублении у боковой стороны створки 2 двери, поворачивается на 90. При этом вытягиваемая тросовая проводка утапливает в седлах подпружиненные конические пальцы, связывающие один край створки двери с П-образными кронштейнами навески створки 8 и 9. После этого створка легким нажатием может быть повернута вокруг осей, соединяющих створку и П-образные кронштейны навески по другому краю створки, обеспечивая доступ наружу.

Вариант конструкции с дверью, имеющей две створки 2, 25, содержит узлы аварийной расфиксации 11 для каждой створки, расположенные в углублениях у стыка створок 2 и 25 симметрично относительно плоскости стыка и работающие аналогично.

Таким образом, предложенная конструкции обеспечивает решение таких важных задач, как получение траектории движения створок, близкой к оптимальной, шарнирно-рычажным механизмом без использования направляющих, надежная фиксация створок двери в закрытом положении без использования специальных замков, расфиксация створок двери в аварийной ситуации.

Источники информации.

1. Авторское свидетельство СССР №867705 М.кл.3 B 60 J 5/06,1979, публикации 1981 г.

Формула изобретения

1. Кузов транспортного средства, содержащий каркас, дверь, имеющую, по крайней мере, одну створку, механизм перемещения створки относительно каркаса, выполненный в виде четырехзвенника, связанного с кузовом и створкой, отличающийся тем, что механизм перемещения створок двери относительно каркаса содержит две тяги синхронизации, синхронизирующий торсион, два П-образных кронштейнах навески, верхний и нижний, жестко связанные со створкой двери, четыре подпружиненных самоустанавливающихся ролика, установленных на П-образных кронштейнах навески с возможностью перемещения по опорным балкам, жестко связанным с каркасом, и две пары четырехзвенников, верхнюю и нижнюю, каждая из которых состоит из двух передних и двух задних качалок и двух траверс, причем задняя качалка каждого из упомянутых четырехзвенников шарнирно закреплена на каркасе одним концом, другим концом шарнирно связана с траверсой, передняя качалка одним концом связана с каркасом, а другим - с траверсой, траверсы соединены с П-образными кронштейнами навески, при этом траверсы верхней и нижней пары четырехзвенников связаны шарнирно попарно с тягами синхронизации, а передние качалки верхнего и нижнего четырехзвенников, лежащие на одной оси каркаса, жестко связаны синхронизирующим торсионом.

2. Кузов по п.1, отличающийся тем, что для двери, имеющей две створки, он снабжен валами синхронизации, соединяющими посредством конической зубчатой передачи две передние качалки четырехзвенников, расположенные симметрично относительно стыка створок и связанные через соответствующие траверсы с П-образными кронштейнами навески.

3. Кузов по п.1 или 2, отличающийся тем, что выдвижная ступенька связана с нижними П-образными кронштейнами навески кулачковой передачей.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к кузовам троллейбусов

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к общей компоновке микроавтобуса, расположению и конструкции в нем сидений и дверей

Изобретение относится к кузовам пассажирских транспортных средств, в частности автобусов

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к транспортным средствам для одновременной перевозки пассажиров и грузов

Изобретение относится к легковым автомобилям, преимущественно с открытым кузовом типа родстер

Изобретение относится к элементам наземного транспорта, а именно к электротермическому приводу для автоматического открывания и закрывания раздвижных дверей наземного транспорта, хотя может быть использовано в качестве привода и в других устройствах

Изобретение относится к оборудованию автомобилей и касается бронированной двери для помещений, подлежащих защите от пролома, обстрела, взлома и доступа посторонних лиц, преимущественно для бронированных автомобилей, используемых для перевозки денег и/или ценностей или охраняемых лиц

Изобретение относится к легковым автомобилям с кузовом типа седан и лимузин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для закрывания проемов лифтов вагонов поездов метрополитенов и железных дорог, а также трамваев

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автобусах для санитарных перевозок и в автомобилях для специальных грузов

Изобретение относится к механизму привода дверей транспортного средства, в частности к механизму открывания и закрывания раздвижной двери транспортного средства
Наверх