Устройство для крепления шихтованного сердечника в корпусе статора электрической машины

 

Изобретение относится к области электротехники. Использование: электромашиностроение. Сущность изобретения. Устройство содержит входящее в него тело сердечника (1) продольными выступами (3) стяжные ребра (4). Под встречные клинья (6) в ребрах (4) и сегментах сердечника (1) выполнены опорные поверхности (7), расположенные к продольной плоскости ребра под углом , вершина которого обращена к оси сердечника. Между опорными поверхностями клина и сердечника установлена прокладка (8) материала с меньшим значением предела текучести и модуля упругости, чем материал встречных клиньев (6) и сегментов сердечника (1). Прокладка выполнена по форме паза (9) На боковой поверхности стяжного ребра закреплены накладки (11), одна из сторон которых образует плоскость, параллельную боковой поверхности встречных клиньев. Технический результат - повышение надежности электрической машины путем исключения снятия выступающих листов электротехнической стали сердечника в зоне высокого давления, повышения натяга и жесткой связи сердечника с корпусом электрической машины. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области электромашиностроения и предназначено для использования в крупных электрических машинах, в частности в турбогенераторах.

Наиболее близким по техническому решению и достигаемому результату - прототипом - является устройство для крепления шихтованного сердечника в корпусе статора электрической машины, например турбогенератора, содержащее входящие в тело сердечника продольными выступами стяжные ребра, расклиниваемые встречно направленными размещенными в пазу сердечника клиньями с опорными поверхностями, образующими угол относительно плоскости, проведенной через продольную ось машины и ось симметрии выступа стяжного ребра, вершина которого направлена к продольной оси машины (см. авт. свид. СССР №530392, Н 02 К 1/18, 1977).

При расклиновке шихтованного сердечника встречными клиньями между ним и корпусом создается определенный натяг, который в процессе работы электрической машины еще более увеличивается из-за превышения температуры сердечника от выделяющихся в нем потерь над температурой корпуса статора.

Однако из-за отсутствия равномерного по длине зазора между стяжным ребром корпуса статора и сердечником за счет расшихтовки сердечника и отклонений от плоскостности опорных поверхностей ребер и клиньев давление от натяга под встречными клиньями распределяется неравномерно, что приводит к местному смятию выступающих листов электротехнической стали в зоне высокого давления и снижению натяга и ослаблению жесткой связи сердечника с корпусом.

Задачей настоящего изобретения является устранение указанного недостатка для повышения надежности работы машины.

Технический результат достигается тем, что в устройстве для крепления шихтованного сердечника в корпусе статора электрической машины, например турбогенератора, содержащем входящее в тело сердечника продольными выступами стяжные ребра, распираемые встречно направленными, расположенными в пазу сердечника клиньями с опорными поверхностями, образующими угол относительно плоскости, проведенной через продольную ось машины и ось симметрии выступа стяжного ребра, вершина которого направлена к продольной оси машины, между опорными поверхностями распорного клина и сердечника установлена прокладка из материала с меньшим значением предела текучести и модуля упругости, чем материал сердечника и клиньев.

Прокладка имеет форму паза в сердечнике под встречные клинья.

На боковых поверхностях стяжного ребра закреплены накладки, одна из сторон которых образует плоскость, параллельную боковой поверхности встречных клиньев.

При расклиновке сердечника в корпусе встречными клиньями прокладки из материала с меньшим значением предела текучести и модуля упругости, чем материал сердечника и клина, деформируются под выступающими листами сердечника, повторяя их форму, увеличивая таким образом площадь контакта между сердечником и клином по всей длине сердечника. При этом обеспечивается гарантированная жесткая связь между сердечником и корпусом.

Выполнение прокладки по форме паза в сердечнике под встречные клинья и установка накладок на боковые поверхности стяжного ребра фиксирует положение прокладок и клиньев, исключая их смещение при проведении расклиновки и в процессе работы со своего номинального положения.

Изобретение поясняется конкретным примером выполнения устройства со ссылкой на чертежи, на которых показаны:

Фиг.1 - предлагаемое устройство для крепления шихтованного сердечника в корпусе статора электрической машины в поперечном разрезе.

Фиг.2 - предлагаемое устройство с прокладкой по форме паза в сердечнике под встречные клинья.

Фиг.3 - предлагаемое устройство с накладками на боковых поверхностях стяжного ребра.

В сегментах сердечника 1 статора в паз 2 входят продольные выступы 3 стяжного ребра 4 закрепленного в корпусе 5 статора. Под встречные клинья 6 в ребрах 4 и сегментах сердечника 1 выполнены опорные поверхности 7, расположенные к продольной плоскости ребра под углом , вершина которого обращена к оси сердечника.

Между опорными поверхностями клина и сердечника установлена прокладка 8 из материала, с меньшим значением предела текучести и модуля упругости, чем материал встречных клиньев 6 и сегментов сердечника 1, например, из мягкой меди. Прокладка выполнена по форме паза 9 в сердечнике под установку встречных клиньев (см. фиг.2).

На боковых поверхностях стяжного ребра закреплены, например, с помощью болтов накладки 11, одна из сторон которых 12, обращенная к боковой поверхности 13 установленных встречных клиньев, выполнена параллельной последним.

Предлагаемое устройство работает следующим образом. При расклиновке сердечника 1 в корпусе встречными клиньями 6 через медную прокладку 8, последняя, деформируясь по форме опорной поверхности под клин в сердечнике, увеличивает площадь опорной поверхности клиньев по всей длине сердечника, гарантируя жесткую связь сердечника в корпусе по всей его длине. Выполнение прокладки с отгибом по форме паза 9 в сердечнике под клинья фиксирует прокладку от смещения в тангенциальном направлении при расклиновке сердечника и при работе электрической машины. Установка накладок 11 на боковую сторону стяжного ребра фиксирует положение встречных клиньев 6, не давая им возможность сместиться с опорных поверхностей при сборке и в работе.

Выполнение расклинивания сердечника в корпусе через прокладку с меньшим значением предела текучести и модуля упругости, чем материал сердечника и клиньев, гарантирует наличие жесткой связи сердечника с корпусом по всей длине встречных клиньев, фиксация положения клиньев и прокладки от их смещения от рабочего положения повышают надежность работы устройства и электрической машины в целом.

Формула изобретения

1. Устройство для крепления шихтованного сердечника в корпусе статора электрической машины, содержащее входящие в тело сердечника продольными выступами стяжные ребра, распираемые встречно направленными, расположенными в пазу сердечника клиньями с опорными поверхностями, образующими угол относительно плоскости, проведенной через продольную ось машины и ось симметрии выступа стяжного ребра, вершина которого направлена к продольной оси машины отличающееся тем, что между опорными поверхностями распорного клина и сердечника установлена прокладка из материала с меньшими значениями предела текучести и модуля упругости, чем у материала сердечника и клиньев.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что прокладка имеет форму паза в сердечнике под встречные клинья.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что на боковых поверхностях стяжного ребра закреплены накладки, одна из сторон которых образует плоскость, параллельную боковой поверхности встречных клиньев.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

PC4A - Регистрация договора об уступке патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:Общество с ограниченной ответственностью "Элсиб-У"

(73) Патентообладатель:Научно-производственное объединение "ЭЛСИБ" открытое акционерное общество

Договор № РД0019667 зарегистрирован 15.03.2007

Извещение опубликовано: 27.04.2007        БИ: 12/2007




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электромашинным преобразователям, и может быть использовано для питания потребителей переменным током

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается систем охлаждения статоров посредством жидкого хладагента (охлаждающего агента), например воды или масла

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции роторов синхронных неявнополюсных электрических машин, преимущественно турбогенераторов, в частности конструкции узла крепления бандажного кольца ротора

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к системам вентиляции обмотки статора

Изобретение относится к электротехнике, в частности к магнитоэлектрическим машинам

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к устройствам охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электродвигателям

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электромашиностроению, и может быть использовано при проектировании синхронных высокооборотных генераторов и электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электромашинным преобразователям, и может быть использовано для питания потребителей переменным током

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается систем охлаждения статоров посредством жидкого хладагента (охлаждающего агента), например воды или масла

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции роторов синхронных неявнополюсных электрических машин, преимущественно турбогенераторов, в частности конструкции узла крепления бандажного кольца ротора

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к системам вентиляции обмотки статора

Изобретение относится к электротехнике, в частности к магнитоэлектрическим машинам

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к устройствам охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электродвигателям

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электромашиностроению, и может быть использовано при проектировании синхронных высокооборотных генераторов и электродвигателей

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх